Источник

Глава LIII

Господу Богу угодно было в милосердии Своем открывать ветхозаветным избранным Своим великую тайну искупления человечества кровию воплощенного Сына Божия, дабы грядущий новый человек мог произнесенными пророчествами удостовериться в великом милосердии Отца Небесного, уготовавшего от века спасение человечеству. (Ср. Лк. 24:44). Так мы видели в Мессианских Псалмах пророчество о страдании и крестной смерти Спасителя нашего и о славе Его1637. Также поразительно по ясности своей, предлежащее нам пророчество главы LIII пророка Исаии.

Мы спрашиваем, кто бы из человеков, не имея на то повеления Духа Божия, осмелился начертать это полное недоумений (по человеческому уму) пророчество, которое и начинается возгласом: „Господи, кто поверил слышанному от нас?“

Вот, – глаголет пророк – очевидно видящий в видении страшную картину оскорблений и мучений „Раба Господня“, „Еммануила“ (Ис. 7:14), которому дано владычество и которого имена: Чудный, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6–7): вот вижу я Его униженного и презренного (LIII главы, ст. 2–3), несущего наши немощи и болезни и мучимого за беззакония наши, – и исцеляющего нас своими страданиями (ст. 4–5). Вижу я, говорит пророк, нас блуждающими, как овцы без пастыря (ст. 6), и Он, Бог крепкий, в образе смиренного человека страдает за нас добровольно, как агнец приносимый в жертву, и казненный безвинно за преступления народа (ст. 7–8). Далее пророк видит даже, что Он предназначался быть погребенным с злодеями на оскверненном месте, но что Он погребен у богатого (ст. 9). В стихах 10–11 пророк видит оправдание человечества верующего в Него, ради добровольно принесенной Им жертвы-Себя Самого. В ст. 12 пророк видит, что „причтенный к злодеям“ прославляется. Картина так поразительна, что только Дух Божий мог начертать ее.

Мы прибавим, что эта глава пророка Исаии, как и XXI Псалом,-всегда составляла камень преткновения для толкования раввинов, которые не могли или не хотели признавать страждущего Мессии. Мы напомним, что в 4 т. Св. Летописи мы указывали, что среди Иудеев, – после уже явления в мир Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, – изобретена была особая теория, по которой вместо одного Мессии должно было явиться два Мессии, один „сын Иосифа“, униженный и оскорбленный, а другой „сын Иуды“ (и Давида) торжествующий1638.

Преобладающая мысль, проходящая по всей главе, есть, что Он, Еммануил, пострадал за наши грехи; пострадал добровольно из любви к нам; что Сам Он безгрешен, и что это жертва принесенная за всех нас.

1. Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

Слова: „Господи“, нет в Евр. тексте, но мы не раз указывали на важность авторитета греческого текста LXX, который приводится неизменно в цитатах новозаветных книг. Так возглас, начинающий этот стих 53-ей главы Исаии, читается в Ин. 12и Рим. 10:16.

Признавая, что этот возглас находился в первоначальном тексте пророка, мы должны видеть в нем жалобу пророка к Господу об окаменении сердец и чувств народа (ср. Ис. 6:10).

В таком же смысле приводится эта цитата в вышеуказанных новозаветных книгах. Это не простое изложение факта о том, что никто не верит Исаии, или что никто не может поверить тому, что он будет говорить о рабе Господа: – это вопль огорченной души, понимающей, что неверие Иудеев ведет их к гибели. В самой форме пророчества, произносимого во множественном числе от многих пророков, лежит пророчество о современных Господу жителях Иудеи и Иерусалима, которых большее число осталось в неверии и из которых спаслось верою только незначительная относительно часть. Местоимение „мы“ пророка Исаии в тексте „от нас“ заключает в себе и всех последующих пророков и Иоанна Крестителя и Апостолов, посланных на проповедь. „Слышанное от нас“ заключает в себе и все предыдущие проповеди Исаии и проповеди грядущих зa ним людей Божиих, посланных Богом. Неверие же приписывается исключительно Иудеям, к которым обращена проповедь. Под именем „мышца Господня“ нужно разуметь силу Господню, явленную чудесами Господа вашего Иисуса Христа, Который сказал, что „если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас (среди Иудеев), то эти города или даже Содом покаялись бы“ (Мк. 11:21–24); между тем как великий Евангелист Иоанн восклицает о Господе Иисусе с горем, подобным горю Исаии: „столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него!“ (Ин. 12:37–38 со ссылкой на читаемое нами место Исаии).

2. Ибо он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Пророчество предвидит и мечтания Иудеев о человеческой славе Мессии и то неверие, которое встретит „Пришедшего к своим, которые Его не приняли“ (Ин. 1:11),-потому что Он пришел, согласно пророчествам, не окруженный величием, как о том мечтали Иудеи, которое „привлекло бы их“, а в смирении и уничижении.

„Отрасль корня Иессеева“ (Ис. 11:1) восходит „пред Ним“, пред Богом Отцом1639, „призвавшим Его от утробы матери Его“ (Ис. 49:1). В отрочестве еще, найденный в храме пречистою Матерью Своею и названным отцем Своим, Он глаголал: „Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему“ (Лк. 2:49). Восходит Он „как отпрыск и как росток сухой земли“, с намеком1640 на чистое рождение от (человечески говоря) земли неплодной, не рождавшей, не засеянной. Но некоторые комментаторы (напр. Speaker''s Comm.) указывают на явление Господа Иисуса во времена упадка религиозного чувства и бесплодности той среды, в которой Он явился живоносным источником. Ср. Ис. 24:4–14, 32:13–20, 35:1–10 и мн. др. и смотри Ин. 7:37–39. Говоря далее „мы видели Его.... и не было в Нем вида, который привлекал нас“.... Пророк отожествляет свою речь с речью окаменелого сердцем народа, перенесенный благодатью Духа Святого в видении в будущие времена, во дни пребывания Еммануила среди людей.

3. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что оставили Его.

Весьма важное указание сделал блаж. Иероним, о котором говорится и в комментарии Спб. Дух. Акад. (стр. 815), что слова: „муж скорбей и изведавший болезни“ указывают на истинную человеческую природу, по душе и по телу, Отрока Господня. И несомненно пророк Исаия, несмотря на чудесное рождение от Девы, на священные имена Божии, даваемые Отроку Еммануилу и на власть Ему дарованную (гл. VII; IX; XI), ясно видит Его человеком, с душею и телом, испытывающим скорби и болезни, которым подчинен всякий человек. В этом то и высказалась великая любовь Божия, что Он захотел ради нас, говоря словами Григория Богослова: „все измерить Своими страданиями, как наукою человеколюбия, дабы мог ведати из своих и наше и елика можем истязаны быти, и елика проститися, с рассуждаемой со страданием купно и немощи нашей“1641. Поэтому то: „Бог Крепкий, Отец вечности“ (Ис. 9:6) скрыл от нас завесою плоти недосягаемое величие Свое и, не довольствуясь этим, еще и среди людей избрал самое бедное и униженное положение, чтобы победить мир не его оружием, а „силою Духа“, возрождающего к новой жизни; а эта новая жизнь впервые внесла в жизнь победу над миром. „Дерзайте, говорит Господь, ибо Я победил мир!“ (Ин. 16:33).

Поэтому и самое презрение, оказываемое Спасителю учеными и высшими классами Иудеев, входило в план Божественного Провидения. Он, Сам Иисус Христос, сказал: „Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем“ (Мф. 12:32). Слово на Сына человеческого, по невежеству и слепоте сказанное, могло относиться только к человеку, образ и существо которого восприял Богочеловек; но Сам Бог проявлялся в делах Духа в учении и чудесах, и злобное хуление деяний Божиих не прощается человеку1642.

4. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Пророк продолжает говорить, сливаясь мыслию с грядущим поколением, современным Мессии. Но он отожествляет себя в духе не с неведущей и неверующей еще массой народа Израильского: он говорит уже, как избранные, озаренные высшим светом, поверившие, что Иисус есть Христос, и потому с горестью вспоминающие, что они (ст. 3) „отвращали лице свое от Него“ и „презирали Его“, а ныне удостоверились, что Он во исполнение обетований и пророчества „пришел в мир грешных спасти“. (Мф. 9и пар. и 1Тим. 1:15). Господь Иисус, Сын Божий, восприял на Себя полное существо человеческое, оставаясь Богом, чтобы, взяв на Себя наши немощи, понести зa нас страдания. Страдания человеческие были столь сильны, что, как человек, Он сказал в Гефсиманском саду: „прискорбна есть душа Моя до смерти“. (Мф. 26:37–38 и пар.). Это были страдания души человеческой1643, поднимающей на Себя тяжесть грехов человеческих пред правосудием Божиим; тогда как сама душа эта невинна. И на кресте те же страдания, купно с невыносимыми страданиями тела, вызывают вопль: „Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил Меня?“1644.

Будучи в образе и существе человека, Иисус чтил Бога и учил поклоняться Ему в духе и истине и – осужден как богохульник.

Как один из Иудеев, подвластных Кесарю, Он учил воздавать „Кесарю Кесареви“, и – осужден как возмутитель.

Как член народа, Он учил всех любить, всем помогать, все прощать и быть подобным Отцу небесному, посылающему дождь на праведных и неправедных1645, а Его обвиняли в том, что он „развращает народ“ (Лк. 23:2).

Он исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, и в благодарность народ кричал Пилату: „распни Его“1646; и Целитель душ и телес был приговорен к мучительной крестной смерти.

В этом событии выразилась вся борьба мира против Царствия Божия, лжи против истины, сатаны против Того, Который пришел на землю грешников спасти, но о Котором сатана не знал, кто Он? „ибо сомневался“1647. Борьба эта шла со времен Адама; и сатана и мир типически воплотились в пророчестве Исаии в Ассуре и Вавилоне (Исаии X, XIV), которые представляли собою на языке пророков разврат и соблазны мира, ратующие против покоя и радости чистоты Царствия Божия1648. Мир и сатана „князь мира“ (Ин. 14и наши зам.) были столько сильны, что человек не в силах был бороться с ними, пока Богочеловек не возгласил: „Мужайтесь. Я победил мир“!1649.

Исаия, восклицая: „а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом“, видит в видении то состояние умов, которое мы узнаем из Евангелий. И это не ставится в непрощаемый грех заблуждавшимся, ибо такую любовь, которая выразилась в великой жертве искушения, человек не мог вдруг понять. Но когда совершилась великая тайна, и неверующие из Иудеев не захотели поверить, потому что гордость, алчность и злоба побороли в них чувство истины, тогда они вместе с своим государством и национальною жизнию подверглись истреблению, но всякий из них же, если только приходил с покаянным сердцем к Господу Иисусу „не изгонялся“ всемилостивым Спасом. (Ин. 6:37).

5. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Все яснее и яснее духовное видение пророка; он говорит, как Христианин, восприявший уже благодать Святого Духа. Дух Святый, „глаголавший во пророках и в последние дни глаголавший нам в Сыне“ (Евр. 1:1–2 и Символ веры), открывает пророку, что Мессия будет страдать за грехи наши, и что наказание, которое должны были нести мы, понесет Он. Люди, смотря на Него, думали (ст. 4), что Он наказуем Богом, и только после славного Его воскресения поняли, что „Его ранами исцелились мы“.

Исцелились мы, прекрасно замечает комментарий Спб. Дух. Ак. (стр. 819), не только потому, что Он принят, как умилостивительная жертва пред правосудием Божиим зa содеянные грехи всего человечества, но исцелились мы еще потому, что грех убит Господом на кресте в природе человеческой: „ветхий человек распят с Ним“ (Рим. 6:6); и мы сделались способными бороться против плоти и всякой неправды и идти к Отцу Небесному по пути, Им указанному1650.

6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

„Мы блуждали без пастыря“ и Господь „сжалился над нами“ (Мф. 9:36; Ин. 10:11–16) и „Он отдал жизнь Свою“, (Ин. 10:17), „взяв на Себя грех мира“ (Ин. 1:29).

7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

„Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов“ (Мф. 26:53). Так говорил Господь Петру пред самым страданием. Сам Господь, Единосущный Отцу, „отдает жизнь Свою, чтобы опять принять ee“ (Ин. 10:17); отдает ее молча и, говоря словами Апостола Петра (1Пет. 2:23), „будучи злословим, не злословил взаимно, страдая не угрожал“.

Настоящее место пророка Исаии, как мы знаем из Деян. 8и след. привело в изумление вельможу Ефиопской1651 царицы, который после разъяснения Апостола Филиппа, просит немедленно креститься и получает дары Духа Святого, восклицая: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

В этом сказании мы видим, как действует благодать Божия. Сердце хотя бы и грешного человека, но ищущее правды и изучающее слова Божии, очищается и просветляется верою, воспринимая благовестие о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, страдавший во плоти за грех мира. Но если это так, то человеку нет препятствий подняться к Богу; препона прародительского греха, сила диавола и мира, самая слабость воли человеческой устранены: Он Сам, Сын Божий, искупил нас, Сам зовет к Себе, Сам укрепляет нас, только пойдем к Нему1652.

8. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он, отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

„От уз и суда Он был взят“. Эта часть пророчества была понимаема различно: некоторые (Sp. Comm, in loco) переводят: „от угнетения“ (Пс. 106:39) и суда Он был взят; кем? Господом Богом Отцом, отнят от мучителей своих1653. По мнению других (Шмидер), надо разуметь, что Он взят угнетателями своими, которые лишили Его правильного суда1654. Может быть надо остановиться на разъяснении Шмидера говорящего: „Пророк не упоминает от какого суда изъят был Отрок Господень. Исполнение пророчеств в Господе нашем Иисусе Христе указывает нам, что Иисус обвинен пред человеческим судом, как злодей и преступник, что было прямо противно истине. Но пред Божиим судом Он действительно стоял, не как преступник, а как добровольный заложник зa грехи мира взявший их на Себя с соизволения Бога Отца или, лучше сказать, как единосущный с Отцом и Святым Духом“. Другими словами, первая часть стиха 8-го должна означать следующее: „Он изъят был от уз и суда человеческого“. То, что совершилось над Сыном человеческим, было высшею тайною, в которой суда и осуждения человеческого не было вовсе, так как постановления синедриона было насмешкой над правосудием, суд Ирода оправдал Иисуса, а Пилат признал, что он не находит в Нем вины, а предает Его смертной казни лишь потому, что он убоялся подозрения Кесаря1655.

Второе выражение ст. 8-го: „род Его кто изъяснит“? мы понимаем в том смысле, что происхождение Господа Иисуса было скрыто Божиим произволением от народа. Об Нем знали только, что Он сын древодела, что братья и сестры Его среди народа (Мф. 13:55–56). Мы говорим это о времени проповеди Господа. Что при самом Рождестве Господа и Спаса многим было открыто, что „родился Царь мира“ (Мф. 2), что Он был рода Давидова и по матери и по названному отцу; что Он пришел спасти многих. (Лк. 2) – это несомненно; но после бегства в Египет Священная семья, возвратясь, поселяется в Назарете, в Галилее, и до самого явления Господа миру протекло тридцать лет, так что ни одно из откровений и пророчеств, произнесенных в детстве Спасителя, не осталось в памяти нового поколения, окружавшего Его; а тем более у судей Его.

Следующие слова стиха 8-го: „ибо Он отторгнут от земли живых“, по-видимому связуются с объяснением, данным нами выше, первого выражения: „от уз и суда Он был взят“. Таким образом, первая часть стиха 8-го, по нашему мнению, представляет следующий смысл: Так глаголет Господь: „не человеку дозволено было судить Его; кто мог объяснить Его род? Он изъят был от суда человеческого, ибо не этому суду мог подчиниться Он, неведомый народу и непонятый им“. „Он отторгнут от земли живых“.

Заключительная часть стиха 8-го подтверждает указанное нами значение. Сам Господь разъясняет великую тайну словами: „За преступления народа Моего претерпел казнь“.

Следующий стих разъясняет, что, хотя усилия человеческие направлялись к тому, чтобы оскорбить и после смерти память „принесенного в жертву зa грехи народа“ праведника, но промысл Божий устроил иначе: смерть Его должна была прославить Его.

9. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

С последним словом произнесенным Господом на кресте „свершилось“1656! была испита вся чаша страданий и (по узкому человеческому пониманию)-стыда, которым подвергся Богочеловек. Далее не позволено было действовать злой воле человеческой. С этой минуты начинается прославление Господа, и сотником (Лк. 23:47–56; Ин. 19:37–42, 20:1–18) и Иосифом, и самим Пилатом, немедленно же отдающим тело Иосифу, чтобы оно не было захвачено злобствующими Иудеями1657, и Никодимом и Мариею, и самими архиереями и стражею, которую принуждены были подкупить Иудейские начальники, чтобы заставить молчать о совершившемся чуде воскресения (Мф. 28:1–4,12–15). С минуты слова Господня: „совершишася!“ наступает время Божьей правды1658, ибо независимо от того, что Богочеловек был Бог, Он как человек: „не сделал греха и не было лжи в устах Его“.

В последних трех стихах главы: 10–12 выражена как бы сущность пророчества предыдущих стихов гл. LIII.

Господь поразил Отрока Его, Им посланного, Который после принесения жертвы умилостивления будет Отцем и Царем многочисленного потомства и совершенный Им подвиг принесет Самому Ему радость, а многим людям оправдание, ибо грехи их Он взял на Себя. Велико будет имя Его; Он предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен за грехи многих, которые были преступниками перед Богом, но зa которых Он сделался Ходатаем; а потому великим соделалось имя Его, и Он взял добычу из рук тех, которые владели землею до Него.

10. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

Господь Иисус пришел „отдать душу Свою для искупления многих“ (Мф. 20:28). Совершилось это руками беззаконных“, но „по определенному совету и предведению Божию“ (Деян. 2:23); ибо „Бог, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил“ (Деян. 3:18).

Господь приносит Себя как жертву повинности1659 или умилостивления, ибо и ветхий завет в кн. Левит указывал, что согрешивший должен бы был умереть, а закалаемая жертва убивалась как бы взамен настоящего преступника1660. Но когда жертвоприношения, (утратившие всякое внутреннее значение среди Иудеев, как мы знаем это из первой главы Исаии), были отринуты Господом, и когда все человечество должно было погибнуть, тогда по величию любви Владыка мира посылает Сына Божия, Который воспринимает тело и душу человеческую, чтобы страдать (Пс. 39и Евр. 10:5–7) и принести „жертву умилостивления“, о которой провидит Исаия.

Потомство, которое увидит Агнец Божий, есть потомство духовное, то, о котором Евангелист Иоанн (Ин. 1:12–13) говорит: „елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крови.... но от Бога родишася“1661.

Потомству этому Бог дарует долговечность, ибо такова воля Господня, совершенная рукою Его („Отрока Господня“), „дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь. вечную“ (Ин. 3:15).

11. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Прежде всего обратим внимание на то, что „Праведник“ (что можно только сказать о человеке) радуется о „подвиге души Своей“. Итак, не смотря на эпитеты божественные, даваемые Еммануилу1662, и божественные Его действия, Он есть полный и совершенный человек с душею и телом. Душа Его человеческая радуется совершенному Им во плоти подвигу, ибо „Божество бесстрастно“, как замечает Афанасий Великий1663.

В нашем изучении Евангелия от Иоанна мы не раз указывали, что Господь освящал примером и чувствованиями Своей человеческой души нашу душу с ее чувствованиями, подымая ее и просветляя ее, увлекая ее с Собою к тем горним высотам, к которым Он в милосердии Своем ее предназначал1664. „Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой (глаголет Бог Отец) оправдает многих и грехи их на Себе понесет“. Нельзя спастись, не узнав о Господе и не поверив Ему. В этом наше спасение: „Все я почитаю тщетою, – говорит Ап. Павел, – ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа нашего. Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа... чтобы познать Его и силу воскресшие Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых“, (Флп. 3:8–11).

„Никто не знает Отца кроме Сына и кому Сын хочет открыть“ (Мф. 11:27): это и есть разъяснение стиха 11-го этой главы Исаии. Оправдывает многих Раб Божий, Праведник, чрез познание этого Праведника, а Он дарует познавшим Его высшее откровение о Боге и правде Его и путях Его. Но и самое откровение это могло быть воспринято человеком потому, что с человека снято придавившее его бремя греха, которое с него снял и возложил на Себя Богочеловек, предав Себя смерти крестной и воскресив с Собою человека.

12. Посему Я дал Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, зa то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и зa преступников сделался ходатаем.

В толковании на паремии из книги пр. Исаии, Епископ Виссарион, на стих 12 этой главы (изд. 1890 стр. 273) говорит, приводя славянский текст:

„Сем ради“, т. е. в награду зa упомянутые выше подвиги для спасения человечества, „Той наследит многих и крепких разделит корысти“. Под многими можно разуметь здесь многие народы, под крепкими – царей земных. Над теми и другими Отрок Господень или Мессия получит господство, сделает их членами своего духовного царства или Церкви“. „Над теми и другими Ему будет предоставлено право неотъемлемой собственности (наследит, т. е. получит в удел), которое Он приобретет, как победитель их. Он победит их или покорит своей власти не вещественным оружием, но духовною силою учения и чудес. Подобно сему о господстве Мессии над народами говорит Господь устами Псалмопевца: „и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли“1665.

Признаемся, мы нигде не нашли лучшего объяснения первой половины 12 стиха, тем более что текст LXX дает лучший и яснейший смысл пророчеству: ибо Раб Господень выше великих и потому разделит как Властелин добычу, принадлежавшую крепким1666. И Епископ Петр в своем толковании на Исаию пророка (изд. 1887 т. II, стр. 204) дает русский перевод первой половины 12 стиха, несколько отличающийся от Синод. русского перевода. Он говорит: „Я дам Ему многих в удел и сильных будет делить как добычу“. Ниже он дает филологическое объяснение этого перевода1667.

Остальная часть стиха 12 указывает на прежде упомянутые подвиги Богочеловека, Который „предал“ (в некоторых переводах, как в узак. Англ., пролил) душу Свою (жизнь Свою) на смерть, и к злодеям причтен; между тем как Он понес на Себе наши грехи и сделался Ходатаем зa преступников.

* * *

1637

См. в 4 т. Св. Летописи ч. I глава IX: Псалмы Мессианские. См. в особенности Псалом XXI, ч. I, стр. 220 и след.

1638

См. 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 205 и след. со ссылками на Speaker’s Commentary. Мы просим для полноты объяснения познакомиться с указанным нами местом.

1639

Так Витринга, Шмидер, Епископ Петр, Speaker’s Commentary и переводчики Русской Библии, начертывая слово перед „Ним“ с большой буквы.

1640

Указание Спб. Дух. Акад. толк. Ис. стр. 813–814.

1641

Св. Григория Богослова „Слово о Сыне второе“. В слав. перев. Архиепископа Иринея 1843 года, ч. II лист 147.

1642

Ср. Ин. 1:33–34, 3:5–8, 14(с нашими зам. в изучении Евангелия). И ср. еще 1Кор. 2:12; Гал. 4:6, 5:22. См. еще Еф. 1:17.

1643

„А Божество бесстрастно“ Афан. Beл. прот. Аполлинария (изд. 1852 г. Москва) т. III, стр. 400–402.

1644

Мф. 27и см. наше изуч. Ев. Иоанна ч. II, стр. 210–212.

1645

Вся нагорная проповедь (и см. Мф. 5:45).

1646

См. в изуч. Ев. Иоанна на XIX, 15 наши замеч. ч. II, стр. 184.

1647

Это указание Афанасия Велик. см. в наш. изучения Ин. ч. I, стр. 119–120 с прим. и цитату из Аф. В. против Аполлинария (ч. III, стр. 397 изд. 1853).

1648

Ср. Ис. 8:6–7 сопоставление тихих вод Силоама бурным водам Ассура и прим.

1649

Ин. 17:33. См. в наш. изуч. Ев. ч. II, стр. 112–113.

1650

См. Ин. 1:51, 10:1–9, 14:6, с нашими примечаниями в изучении этого Евангелия. По вопросу о бессилии человеческом и о перерождении человека силою Божиею мы очень рекомендуем прочесть замечательную речь проф. Глубоковского, произнесенную 17 Февр. 1896 в Спб. Дух. Акад. „Обращение Савла и Евангелие Св. Апост. Павла“. (В Хр. чт. 1896 выпуск II).

1651

Нынешней Абиссинии и Харрара; (во времена древнего Египта – страна Куш).

1652

„Христос искупил нас от клятвы“ (Гал. 3:13; Откр. 5:9); „Приидите ко мне....“ (Мф. 11:28). „Грядущего ко Мне не изгоню“ (Ин. 6ср. в из. Ев. ч. I, стр. 262–263). Господь глаголет: „иди ко Мне“ и на полупути, как в притче блудного сына уже встречает его. Ср. еще: „Без меня не можете делать ничего“ Ин. 15и наши замечания.

1653

Мнение Бл. Иеронима, Витринги и др....

1654

На это мнение указывает и комм. Спб. Дух. Ак. стр. 822.

1655

См. подробно в нашем изуч. Ев. от Иоанна ч. II, стр. 145–170 (Ин. 18:13–40) и 170–186 (Ин. 19:1–16).

1656

Мы просим о семи речениях Господа посмотреть Изуч. Ев. Иоанна, ч. II, стр. 205–215.

1657

Ср. в наш. изуч. Ев. Иоанна ч. II, 223–224. Мы колеблемся обвинить Пилата во взятке; может быть чувство правды и своей недостойной слабости способствовало отданию тела Иосифу.

1658

Ср. Ин. 14и в изуч. Ев. ч. II, стр. 64–65 и ср. Лк. 22:53.

1659

Лев. 5:15; это указание мы берем из Speaker’s Commentary. На это указывает и Шмидер, называя ее жертвой зa грех.

1660

См. в 2-м томе Св. Летописи прим. 4-е на Левит I, 4 со ссылкой на Кальмета, Герлаха и Кларка: „приносящий жертву возложением руки и исповедью свидетельствует, что он сам подлежит смерти“, (предания синагоги). См. и все прим. на первые семь глав Левита.

1661

Просим просмотреть наши замечания в Оп. Изуч. Ев. Иоанна ч. I, стр. 70–72.

1663

Афанасий Вел. против Аполлинария ч. III, стр. 363, 365, 400–402 и во мн. др. местах. Ср. еще Григ. Богосл. Слово на Пасху второе (перев. Архиеп. Иринея 1843 листы 217–218) „Слово Божие плоть носит за плоть и смешивается с умною душею, за мою душу, подобным подобное очищая“.

1664

Ср. напр. беседу с Никодимом Ин. 3, с Самар. Ин. 4, исцеление расслабл. Ин. 5; прощение блудницы Ин. 8, исц. слепорожд. Ин. 9; слезы Его в главе XI и всю последнюю беседу.

1665

Пс. 2по-русски: „и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе”.

1666

Замечательно, что и Вульгата, и перевод Лютера выражают ту же мысль, как и перевод греческий. Вульгата: „12.... „et fortium dividet spolia“. И перевод Лютера:„.... „und Er soll die Starken zum Raube haben“.

1667

Заметим, что точно такое же объяснение с указанием конструкции фразы, ссылаясь (как Еп. Петр) на Иов. 39:17, дает и Англ. комментарий в Speaker''s Comm.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle