Источник

Глава LIV

В этой главе, служащей продолжением предыдущей, рисуется создание Церкви Божией, Христианской, не ограниченной народом Израильским, но обнимающей все народы, причем Израильтяне не исключаются из среды ее. Разница между сынами Израиля и всеми другими народами заключается в том, что Израиль представляется женой, отверженной Супругом ее, который прощает ее и снова принимает ее (ст. 4–7), а остальные народы изображаются женой не имевшей мужа (ст. 1), но оба эти образа сливаются в одну общую церковь Христианскую, к которой глаголет Господь в ст. 13–17 и которую Он обещает хранить в веки. Общее значение этих последних стихов может быть высказано в словах Господа Иисуса: „Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство.“ (Лк. 12:32).

1. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.

2. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;

3. ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.

До явления миру света, истины и благодати Господом нашим Иисусом Христом мир языческий уподоблялся незамужней женщине-блуднице, не рождавшей и бесплодной. Но церковь Христова из язычников, основанная посреди этой доселе бесплодной страны, соделалась матерью бесчисленных чад „от Бога рожденных“ (Ин. 1:12). Поэтому и говорит новообращенным бывшим язычникам, Ап. Павел: „Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире“. (Еф. 2:12). К этим то язычникам и относится глагол Господень, изреченный через раба Божия Исаию. Замечательно еще, что подобные же пророчества произносил и прежде пророк, но в более прикровенном виде. Напомним, что в главе 24 изображено сетование всей вселенной (ст. 4, 6) но в гл. 32, когда объявляется о вечном Царе правды (ст. 1), произносится величественное пророчество о том, что, когда Дух излиется свыше, пустыня сделается садом (ст. 15); а в главе 35 ст. 1 пророк восклицает: „Возвеселится пустыня и сухая земля и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс“. Но вот пустыня, оживленная росою благодати, становится садом, и нерождавшая доселе радуется умножению детей своих, ибо, как говорит Евангелие об „Отроке Господнем“, – Он же „Слово, иже плоть бысть“, (Ин. 1:14): пришел к Своим и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его.... дал власть быть чадами Божиими.... которые от Бога родились“. (Ин. 1:11–13)1668. Это есть то „потомство долговечное“, которое обещано пророчеством Ис. 52Отроку Господню зa Его страдания и за принесенную Им „жертву умилостивления“. Эти чада (Ин. l. s. cit.) родятся „не от крови или хотения плоти или мужа, но от Бога“. Ветхозаветная Церковь пополнялась естественными рождениями, не так Церковь новозаветная: в ней одно только духовное рождение, в ней сила веры сынов ее1669 и возжигание светочей от Единого нерукотворенного Света, который есть Христос. В послании к Галатам IV, 22–27 Апостол Павел, приводя читаемые нами слова пророка Исаии (LIV, 1), указывает на два образа рождения: один от рабы, это рождение по плоти; и другой образ рождения от свободной, что соответствует (см. Гал. 4:29) рождению по духу. Это опять возвращает нас к указанию Евангелия Иоанна I, 11 – 13, о котором мы упомянули выше. Рождение по духу и есть исключительная особенность новозаветного рождения (Ин. 3:3,5–6) и потому: плотское рождение не имеет никакого значения для Церкви Христовой; Евангелие повелено проповедывать всем народам (Мф. 28:19), поклоняться Богу в духе и истине будут по всей земле (Ин. 4:21–24), ибо „где Дух Господень, там свобода“ (2Кор. 3:17), а потому, как и провидел в читаемом нами пророчестве пророк Исаия, нет пределов расширения Церкви Христовой (ст. 2 – 3 наст. главы), о которой пророчествовал и ранее пророк в главе ХLIX, 18–23 (и наши зам.). Все эти пророчества даны были и ранее в виде откровения Аврааму, когда Господу угодно было сказать ему: „благословятся в семени твоем все народы земли“. (Быт. 22:17–18).

Пророк Исаия, под видом распространяющагося шатра (ст. 8) описывающий Церковь Божию, повторяет образы, упомянутые им в гл. IV, 6 на что мы указываем в виду убеждения нашего в единстве начертания всей книги Исаии одною мыслию и рукою. Точно также в ст. 3 обращение пустынных городов в кипящие жизнью местности, напоминает образы, встречаемые нами в первых 39 главах. Все эти подобия свидетельствуют о Духе Животворящем, имеющем обновить духовную жизнь человечеству, о чем пророчествовал и пророк Иоиль (Иоил. 2:26–32, в словах, приводимых в Деян. 2:17–21).

Мы должны закончить эти мысли по поводу трех первых стихов этой главы общим замечанием, что стихи эти, относящияся к свободной Церкви Христовой объемлют всех верующих, как язычников, так и Израильтян, насколько эти последние отрешились от уз, возложенных на них истолковатлями закона книжниками и фарисеями, „которые, взяв ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали“: (Лк. 11:52). Сердца свободные и жаждущие Бога и истины, вот кто составили Церковь Христову и к ней взывает в 1 стихе пророк: Возвеселись!

4. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.

5. Ибо твой Творец есть Супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.

В поэтических образах рисуется Иезекиилем юность народа Израильского под видом красивой девы, достигающей зрелости, но презираемой. (См. Иез. 16:3–8). Господь Бог прикрывает ее полой одежды Своей и берет ее в супруги. Далее в этой же главе рисуется ее первое блудодеяние с намеком на золотого тельца в пустыне1670, и последующие идолопоклонства ее, приравниваемые к измене жены Супругу своему.

Посрамлена была юность Израиля и неверием вышедшего из Египта старшего поколения, приговоренного умереть в пустыне (Чис. 14:29–39), и позже идолопоклонством при судьях и при царях. Вдовство народа-в образе супруги Царя Вседержителя, началось с погрома Самарии, и хотя Иерусалим был спасен от нашествия Сеннахерима, но Езекии было уже предсказано (Ис. 39:5–7), что Вавилон разрушит Иерусалим и царство Иудейское. Это – время вдовства жены, оставленной Супругом, естественным Защитником ее, доколе она верна Ему.

Но вот произносится пророчество, что настанет время,-священное время пришествия Еммануила, Отрока Господня, – когда снимется с Израиля посрамление юности его жизни и бесславие, которому подвергся народ Вавилонским разгромом.

В стихе 5 настойчиво повторяется мысль, что союз Бога с Своим народом есть союз подобный супружескому, в котором от народа требуется непоколебимая верность Богу. „Я обручу тебя Мне на век, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа“.... так говорил к Израилю пророк Осия именем Господним1671. Но все эти благословения, обещаемые верному народу Господню, не ограничиваются плотским Израилем что очевидно из последних слов читаемого нами 5-го стиха Исаии LIV: „Богом всей земли назовется Он“.

Пророчество объемлет все прошедшее и будущее человечества: Авраам назван отцом верующих, в котором благословятся все племена земные. (Быт. 12:3; Гал. 3:6–9). Творец Господь сил, Искупитель, Святый Израилев, особенно избрал народ, семя Авраама, как хранителя откровений и пророчеств доколе не приидет Отрок Господень, о котором сказано: „умножения владычества Его и мира нет предела“ (Ис. 9:6–7). С пришествием Его, обетования переходят на Церковь верующих в Него, которым дана власть „быть чадами Божиими“ (Ин. 1:12). Отныне не Израиль, а Церковь Христова называется супругой и пользуется правами супруги Царя и Бога своего1672. Но мы к этому прибавим, что оставленной на время супругой (ниже ст. 6–7) можно признавать и все человечество, ибо все оно создано по образу и подобию Божию, все оно слышало в лице прародителей обетование о Том, кто сотрет главу змия, все оно получило благословение в лице Ноя, все оно призывалось издавна ко спасению вместе с народом Божиим (Втор. 32:43); и если Израиль был призван, как избранное чадо, быть посредником между Богом и всем человечеством, ибо „спасение от Иудеев“ (Ин. 4:22) и среди их должен был родиться Спас миру, Христос, „Отрок Господень“,-то остальные народы должны были, по предвечному произволению Божию, участвовать в общей радости и даже, как указано Евангелиями и Апостольскими посланиями: „впереди Иудеев пойдут в Царство Божие“1673.

6. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.

7. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.

8. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.

Несомненно, что в прямом ближайшем значении читаемые стихи предрекают окончание плена Вавилонского и восстановление храма и стен Иерусалима. Но мы не раз указывали, что Вавилон типический образ мира и власти князя тьмы и потому освобождение от уз его и восприятие Господом согрешившей и оставленной супруги имеет большое и важнейшее значение, относящееся ко всему человечеству.

Бесплодна, как оставленная мужем, была ветхозаветная церковь в последние дни своего существования и даже во времена Исаии, который упрекал ее (гл. I-V) в том, что при соблюдении обряда, дух Закона Божия был ею утрачен. Так было и во времена Господа нашего Иисуса Христа, как видно то из многочисленных обличений Его1674. Но бесплодно было и все человечество. Ср. выше цитату Еф. 2(на ст. 1 этой главы). Кого же помиловал „вечною милостью“ Господь? Не Иерусалим и Иудеев, которым сказано было: „не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен грядый во имя Господне!“ (Мф. 23:39). От них именно „скрыл лице Свое Господь“, а потому очевидно, что супругой Господа, воспринятой снова в общение Его, была та Церковь, которой, говоря словами Пс. 44:11, сказано: „слыши дщерь и смотри и преклони ухо твое и забудь народ твой и дом отца твоего“1675. Только тогда будет она достойна любви Жениха Своего.

Так и создается новая Церковь, в которой нет места кичливости Израиля, говорившего: „мы семя Авраамово“ (Ин. 8:33); а все племена и народы потекли к горе Господней Сиону. (Ис. 2:2–4) и все прощены и приняты в общение Господом, как воспринимается в дом супруга своего грешная жена, покаявшаяся и припавшая к ногам Владыки и Господа, и омывавшая их слезами покаяния, и прощенная, потому что велико милосердие Творца и Искупителя.

9. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не приидут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.

10. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.

Чрезвычайно знаменательно упоминание о потопе, воды которого покрыли всю землю, и об обещании Господнем не посылать второго потопа для истребления всех жителей земли. Так и произнесенное в этих стихах обетование должно относиться ко всем племенам и народам земли. „Вечною милостью“ (ст. 8) милует Господь все человечество чрез Отрока Господня (см. гл. LIII).

Такого воззрения держится и комментарий Спб. Дух. Академии, приводя в цитате мысли блаж. Иеронима. Комментаторы прибавляют указание, что по переводу LXX стихи 9-й и 10-й представляют сравнительный период, в котором последняя половина стиха 10-го отвечает стиху 9-му вместе с первой половиной стиха 10-го. „Та и другая половина периода содержат клятву Господа. Первая клятву после потопа, произнесенную земле (Быт. 8:21–22), вторая-клятву после воссоздания Церкви Христовой произнесенную Церкви”, (стр. 838–840). Клятва эта, как и слова Господа о Церкви: „врата ада не одолеют ее“ (Мф. 16:18) составляют вечное утешение верующих во всех скорбях, претерпеваемых, как и претерпенных Церковью Господа Иисуса на земле, Церковью еще воинствующею, борющеюся, но которая полна веры и упования, что Господь, сказавший: „Аз с вами есмь во вся дни до скончания века“ (Мф. 28:20) не оставит без помощи не только Церковь, но и ни одну душу человеческую, которая вопиет к Богу своему о прощении и помощи.

Следующие стихи трогательно и величественно рисуют перерождение ветхозаветной церкви в новозаветную, которой цель „новая земля, новое небо и Иерусалим небесный“ (Откр. 21:1–2 и Евр. 12:22–24).

11. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;

12. и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней.

Начиная с отступничества Соломона, ветхозаветная церковь была „бросаема бурею“; едва ли можно найти одно царствование в южном и северном царствах, в продолжение которого то внешняя опасность или нашествие, то внутренния смуты не грозили бы великими опасностями государству. Что же касается религии, то мы знаем, насколько все соседния государства влияли на легкомысленный народ: и Египет, и Финикие, и Сирия Дамасская, и Моав, и Едом, и Аммонитяне, и Хеттеяне и самая, хотя далеко отстоящая, Ассирия, прививали к Израилю свои религиозные верования и развратные культы и нравы1676. Сопоставляя слова пророка Иезекииля XVI, 3–8, о которых мы упоминали выше (зам. на ст. 4 – 5), с настоящими словами о брошенной мужем за прелюбодеяние жене (4 – 5), мы видим продолжение тех же образов, отвечающих историческому ходу событий в жизни Израиля. Господь видит как бы лежащую при дороге брошенную всеми женщину и умилостивляется над ней: словом милосердия Он будит в ней чувство покаяния и надежду лучшего будущего. Это будущее так светло, так чудно, что и пророк Исаия и приводящий его слова Апостол Павел (Ис. 64и 1Кор. 2:9) говорят: „не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его“.

Господь обращается к Своей Церкви, носящей имя Сиона, как к граду или крепости вечной, обнесенной оградой. Этот образ повторяется и пророком Иезекиилем и начертателем Откровения1677. По перечислению драгоценных камней в ограде и на вратах, град небесный по Откровению приближается к описанию, хотя и краткому, пророка Исаии. Община Господня едина; град Сион, Иерусалим небесный заключает в себе всех спасенных, всю Церковь „первенцев, написанных на небесах“ „весь торжествующий Собор“ (Евр. 12:23). Это град „освещаемый присутствием Бога, Самим Вседержителем Господом“ (Откр. 22:5), ибо по выражению Иез. 48„имя града того: Господь там“! „Престол Бога и Агнца будет в нем“, говорит Откр. 22:3.

13. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.

14. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.

Из 14 стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Ей обещается, что сыновья ее будут научены Богом1678, ибо как глаголет Сам Господь: „никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец пославший Меня, и Я воскрешу его в последний день“ (Ин. 6:44). Потом Господь обещает, что „великий мир будет у сыновей ее“. Не то ли глаголал Господь ученикам своим в последней беседе Своей: „Сие заповедую вам, да любите друг друга“1679, и обещая мир, как вечное наследие Церкви Своей, глаголя: „Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашается“1680.

Церковь, Невеста Христова, „утвердится правдою“. Но не о Женихе ли ее сказано, о котором пророчествовал Пс. 44 и который есть Тот же Еммануил и Отрок Господень: „Поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды“1681? Не о Нем ли говорит Исаия: „младенец родился нам.... и нарекут имя Ему.... Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века“ (Ис. 9:6–7)1682. Каков Владыка Церкви, такова должна быть и она: любовь, мир, кротость и истина суть основания ее жизни. „Мы по обетованию Его (Господа) ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда“ 1683.

Вслед зa сим в 14 стихе даруются слова утешения и успокоения, точно так же как и Господь (Ин. 14:27), даруя мир, прибавляет слова успокоения: „да не смущается сердце ваше“. В следующих стихах разъясняется, что бедствия, могущие угрожать Церкви, будут скоропреходящи, и точно так же Господь, говоря о грядущем разрушении Иерусалима, сказал: „Смотрите не ужасайтесь“ (Мф. 24:6; Мк. 13:7; Лк. 21:9).

15. Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.

16. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне, и производит орудие для своего дела, и Я творю губителя для истребления.

17. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.

Слова Господа к Церкви Христовой устанавливают совершенное различие между наказаниями, от Бога посылаемыми на ветхозаветную церковь зa богоотступничество ее; и теми скорбями, которые будет иметь воинствующая Церковь Христова во время борьбы своей против темных сил мира. Ветхозаветной церкви глаголал Господь: „во что вас бить еще.... нет у вас здорового места“ (Ис. 1:5–6) и пророк вопиял (Ис. 2:6): „Ты Господи отринул народ Твой“ (зa идолопоклонство и чародейство). В главе V Господь оставляет виноградник Свой в запустении, ибо он, не смотря на заботы о нем, приносит дикие ягоды, „ибо огрубело сердце народа сего“ (Ис. 6:10). Нашествия неприятеля повелены Самим Богом, ибо „Ассур был жезл гнева Его“ (Ис. 10:5) и под ударами его погибли прежде всех Ефремляне (Ис. 28:1–2), И если Господь спасал Иудею ради благочестивого Езекии (XXXVI – XXXVII), то тем не менее Господом было повелело пленение Вавилонское и разрушение Иерусалима (Ис. 39:6–7 и видение Иезекииля VIII – XI по ср. с Иер. 7:25–34 и см. всего Иеремию). Совершенно иначе представляются бедствия и скорби Христианской Церкви, о которой Дух Святый влагает знание в пророчество Исаии1684. Господь глаголет, что эти скорби не Им будут посланы, а потому дух человеческий, подкрепляемый благодатию, может одолеть эти бедствия и одолеет их. „Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь.... но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете“. (1Пет. 4:12–13).

„Мужайтесь, Я победил мир!“ (Ин. 16:33), глаголал наш Господь Христос Иисус „начальник и совершитель веры“ (Евр. 12:2), взирая на Которого, Христианин может безбоязненно „с терпением проходит предлежащее ему поприще“ (Евр. 12:1).

В ст. 16 – 17 под именем кузнеца, кующего орудие зла направленные против Церкви, некоторые разумеют диавола, но другие разумеют весь языческий мир, управляемый духами тьмы и князем мира, который ополчился против Церкви Христовой, чтобы искоренить это ненавистное язычеству учреждение. Но, как пророчествовал 17 стих, „ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь“.

„Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь“.

„Не бойся малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство“. (Лк. 12:32).

* * *

1668

См. в нашем Оп. Изуч. Ев. Иоанна ч. I, стр. 68–76

1669

1Ин. 5:4–5 „и сия победа, победившая мир вера наша“.

1670

Ср. Иер. 2„Когда ты была невестою и последовала за Мной в пустыню“.

1671

Ос. 2:19–20. Ниже в той же главе ст. 23 пророк продолжает слово Господне и ко всем народам, говоря „И скажу не Моему народу: ты Мой народ, а он скажет: Ты Мой Бог“.

1672

См. Еф. 5:23; ср. в 4 т. Св. Летоп. ч. I, Псалмы Мессианские стр. 225–237 и Песнь Песней стр. 303–336.

1673

Цитата относится к мытарям и блудницам Мф. 21но факт, что язычники предшествовали Иудеям в стремлении к присоединению к церкви Христовой слишком известен. О мудрости и любви Божией см. в особенности главы 9 –11 послания к Римлянам.

1674

См. Мф. 5:17–20,44 (и вся нагорная проповедь), Мф. 12:1–8,17–42, 15:1–9, 16:1–4, 19:3–9, 21:12–13,33–44, 22:16–33, 23:2–39; и параллельные в синоптических Евангелиях, и см. Ин. 1:19–27, 2:14–22,24, 5:8–15,18,38–42, 7:1,19–24,34, 8:37–47, 9:13–34,41, 10:30–39, 12:40; с нашими замеч. в Oп. Изуч. этого Евангелия.

1675

См. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 211 и 233 (и см. весь этот Псалом, названный „песнь любви“ стр. 225–237).

1676

3Цар. 11:1, 12:28. 15:31–34; 4Цар. 1:2, 11:1–21, 2Пар. 25:14, по ср. с 4Цар. 14 (и см. во 2-й главе вступл. в этот том об Езекии). 4Цар. 16:10 и мн. др. И ср. в 4 т. Св. Лет. свод исторических событий.

1677

Иезекииля главы с XL по ХLVIII включительно. Последние слова этого откровения: „А имя городу с того дня будет: Господь там.“ Ср. Откров. гл. XXI-XXII, 5 и см. о драгоценных камнях Откр. 21:18–21 и ср. с Исаии чит. стихи 11 –12 (ворота жемчужные в обоих откровениях).

1678

См. Иер. 31:31–34 и цитату в Евр. 8:10–12 и ср. ссылку на наст. место Исаии в Ин. 6:44–45.

1679

Ин. 13:35, 15в наш. изуч. ч. II, ст. 38–40 и 78–79.

1680

Ин. 14и в наш. изуч, ч. II, стр. 61–62.

1681

Пс. 44:5; см. все значение этого Псалма в 4 т. Св. Летописи, Псалмы Мессианские, ч. I, стр. 225–237.

1682

Ср. еще Ис. 16о Судии, ищущем правды, и Ис. 32:15–16 о суде и правосудии, которые водворятся в пустыне, „когда изольется на вас Дух свыше“. И см. наши примечания на все приведенные места in loco. (Опять указываем на единство мысли в так называемых обеих частях Исаии).

1683

2Пет. 3и ср. Рим. 3и Мф. 6:33; Иак. 3:18.

1684

Не входя в разъяснения спорного чтения текста, (см. разъяснение в Спб. Дух. Ак. стр. 842 комм.), мы скажем только, что мы держимся русского перевода. Отметим только, что перевод Семидесяти дает такой смысл, что нападающие не от Господа, но те, которые приидут, присоединятся к Церкви: „вселятся у тебе и к Тебе прибегнут“.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle