Источник

Глава V

С 1-го по 7-й стих пророк произносит Песнь о Винограднике Господа Саваофа и об этой песни хотим мы сказать несколько слов. Остальная часть этой главы после обличений неправд Израиля (8–24) раскрывает в будущем особые судьбы промысла Божия, указывая на „дальний народ“, который есть орудие сильное в руках Божиих (ст. 26–30). Мы увидим ниже в своем месте, что это важная минута в жизни человечества; со сцены мировой истории и всемирного владычества сходят Семиты и Кушиты, и господами мира Господь ставит Ариев, кои со времени Персов, суть владычествующее племя на земле.

Песнь или притча, которою начинается пятая глава составляет особое пророчество, связующееся по образам, им усвоенным, и с Песнию Песней и с священными словами Господа Иисуса, о винограднике.

В притче пятой главы Исаии содержится суд над Израилем. Под словом Израиль надо разуметь здесь оба царства и Иудейское и Самарийское348, т. е. все двенадцать колен народа, выведенного из рабства,-народа обетования, с которыми был заключен завет, и которые, стоя перед Синаем, все внимали закону Господню и вошли в землю, им Богом дарованную, хотя пророчество произносится среди Иуды и преимущественно обращено к нему349.-Но Самария с царством Израильским уже слышала свой приговор от пророков, предшествовавших началу служения Исаии350: приговор этот свершится вскоре351 и царство это перестанет совершенно существовать и народ десяти колен исчезнет безвестно, со взятием Сеннахермом Самарии в 14-й год царствования Езекии. Но Иуде во времена царя Озии еще предлагается выбор пути, притча предвидит упорство и позднейшее наказание Иуды, но в нем, как во всех других пророчествах, предвидится и спасение; вдали видится царствование Отрасли дома Давидова; Иерусалим разрушен Вавилоном, но восстановлен при Персах, потому что в нем должна совершиться великая тайна, явление Сына Божия во плоти для спасения не только Иуды, но и всего человечества.

Притча Исаии начинается словами: „воспою возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его“. Это имя Возлюбленного мы встречаем уже при изучении Песни Песней и естественно, что возникает мысль о связи этой притчи Исаии с песнью Соломона. Мы видели в IV т. Св. Летописи, что Песнь Песней есть сказание на языке символическом об окончательном создании церкви Божией Тем, которого Песнь называет Возлюбленным. В притче гл. V кн. Исаии говорится о том еще состоянии Израиля, когда народ, избранный для приуготовления этой всемирной на земле церкви, находился в состоянии возмущения против Того, которого Исаия называет Возлюбленным. В обеих песнях имя „Возлюбленный“ есть имя Господа милосердного, не отвергнувшего до конца грешного человека, но создавшего, – не смотря на его преступления, – „славную Церковь, не имеющую пятна или порока“. (Еф. 5:27).

Возвращаясь к притче главы V Исаии, мы видим, что Господь спрашивает (ст. 4): „Что сотворю еще винограднику Моему“352? Ответ на это мы находим в притче Господа нашего Иисуса Христа, говорящего об том же самом винограднике: „Послю Сына Моего возлюбленного“353. У Исаии ответ на вопрос Господа есть разрушение виноградника, так как в притче Исаии говорится исключительно об Израиле. Но и об виноградарях Израиля говорил Господь, предрекая им смерть за убийство Сына. В словах Господа есть однако одно прибавление, неизвестное Исаии: „и отдаст виноградник другим“. Исаия знает о возрождении Царствия Божия от Отрасли Иессеевой, но он еще не говорит здесь, что, когда злые виноградари будут погублены, Господь отдаст виноградник свой не Иудеям, а другим племенам и народам, которым верные Господу Иудеи („спасшийся остаток“) разнесут благую весть о Господе и страдании и смерти и воскресении и о спасении всех людей.

1. Воспою возлюбленному Моему Песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его.

Мы не только по обязанности, но и по убеждению держимся, при начертании этой первой половины первого стиха, – русского текста Синодальной Библии. В нем читатель конечно обратит внимание на то, что второе слово стиха (возлюбленному) начертано малой буквой, а тоже слово ниже с заглавной буквой. Но как разуметь тогда этот стих? Если слово возлюбленный начертанное с малой буквой не имя Всевышнего, то это слово должно означать народ, для которого произносится песнь; и тогда место это должно быть понято так, что Исаия движимый Духом Святым, говорит народу: воспою тебе (возлюбленному народу моему) песнь Господа (Возлюбленного) об Его винограднике. Такое чтение дает очень хороший смысл, но оно не согласно с начертанием нашей Библии, так как в этом случае слово Моему должно бы было быть начертано малой буквой, ибо это местоимение означало бы говорящего Исаию, а не Всевышнего.

Некоторые богословы, как Епископ Петр, Витринга, Кей, Шмидер и др. видят в том, к коему обращается пророк, Самого Сына Божия: „воспою Возлюбленному Моему“. По этому поводу Епископ Петр говорит354: „Пророк говорит от имени всей церкви или даже от имени самого Сына Божия“; и далее: „а песнь названа песнию Возлюбленного, потому что эти слова произносятся от имени Святого Духа, по внушению Которого говорили пророки“.

Если признать это толкование, то очевидно, что Синодальный текст должен бы был начертать с заглавной буквы и „возлюбленному“ и „моему“ в начале стиха.

Но у нас есть объяснение Василия Великого355, который говорит:

„Лице возвещающее сию песнь есть Дух Святый; Он воспевает песнь возлюбленному винограду; но и песнь сия есть песнь Возлюбленного. Кто же Возлюбленный по естеству? Кто, как не Единородный-сия источная Благость, к Которой все стремится, и к Которой любовь естественным и неизреченным образом впечатлена в душах всех разумных существ? Итак, поскольку по слову Господню, все приемлет и возвещает нам Утешитель от Единородного (Ин. 16:14),-то и песнь сию называет Он песнью Возлюбленного, как от Него заимствованную“.

Очевидно, что русский перевод Св. Синода руководствовался объяснением св. Василия Великого, начертывая:

„Воспою возлюбленному356 Моему357 песнь Возлюбленного Моего358 о винограднике Его“359.

Ст. 1 (продолжение).

У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы,

У Господа (Иегова), Который здесь является во второй Ипостаси Святой Троицы, – „ибо Сыну Божию свойственно являть Бога, никем, наипаче же грешниками, невидимого“360, – есть виноградник. Так глаголет Дух Святый устами пророка Исаии. Обе Ипостаси являют милосердие и суд Божий Святой Троицы, Бога Единого, в трех лицах поклоняемого, Коего священное имя в ветхом завете явленное, есть Вечно Существующий – Иегова. Заметим, что в первых шести стихах настоящей главы нет слов пророка: в них глаголет Дух Святый о Сыне Божием и Боге Отце; коего волю творит Сын361, которому принадлежит виноградник.

Образы, которыми говорит притча, совершенно ясны: виноградник, стоящий на вершине утучненной горы есть народ Израильский, выведенный из Египта и поселенный Богом в плодоносной стране362, соединенной торговыми путями со всем культурным миром того времени, которая есть тот самый удел, который Он обещал даровать потомству верного раба своего Авраама363 когда он был еще бездетен. „И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность“.

Но в этом винограднике была избранная особо лоза,-Иуда364, который назван в Пс. 113„святынею Господнею“, посреди Израиля владения Его. Над Иудою должен был царствовать царь, величественный образ которого начертан в псалме 71, надписанном „о Соломоне“365. Но мы знаем, что если первая часть царствования Соломона и прообразовала вечное царство добра и правды, то никак нельзя того сказать об конце его царствования, когда он пал,-а поэтому очевидно, что пророчественный псалом, начертанный Давидом366, глаголал о Некоем другом, имеющем исполнить в будущем предначертания Божии. Таким образом песнь о винограднике Возлюбленного соединяется и с пророчеством Иакова о Иуде, и с псалмом 71 и с виноградником Песня Песней (Песн. 8:11)367 и с тем виноградником, о котором в притче глаголал Господь наш Иисус Христос368, и который Он отдаст другим.

Мы видим, что виноградником называется Церковь Божия, насажденная на земле. Много раз она была опустошаема врагами, но веления Божии непреложны, и чтобы окончательно утвердить и укрепить ее на земле и в вечности пришел Сам Бог в образе человека, и имя Его, говорит пророк, есть: Возлюбленный.

2. и Он обнес его оградою и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

Мы выше говорили, как Господь наш Иисус Христос в притче о винограднике высказал в тех же образах и о том же народе Божие повеление о дальнейшей его будущности: „виноградник Божий будет отдан другим“.

При рассмотрении притчи, произнесенной пророком Исаией надо принять во внимание состояние народа и его прошлое в его время. Виноградник, – народ Израильский,-не только пользовался в Палестине всеми благами, орошаемой многими источниками земли,– он еще пользовался благодатною помощью Откровения, которое даровало ему такое социальное устройство369 и такие справедливые законы, которых не было ни у одного из тогдашних народов земли. (Втор. 4:8, 5:31).

Очищение от камней знаменовало уничтожение в стране, занимаемой Израилем, всяких идолопоклоннических и суеверных обрядов, а обнесение оградою те постановления закона и те заповедные слова Моисея и Иисуса Навина, которыми повелевалось оградить народ Божий от тлетворного влияния язычников и их культов370.

Башнею сторожевою признается храм Божий, воздвигнутый в Иерусалиме371 для охраны народа и заменивший скинию – (охрану народа в пустыне) – так как Сам Иегова и в скинии, и в храме явил Свое милостивое присутствие372. Но башня сторожевая имеет и другое значение. Когда Израиль утратил дух закона и смысл обрядов, тогда Господу угодно было посылать пророков, которые стояли на страже373 не только грядущих событий, но и духа народа, посылаемые Господом, чтобы возвратить народ к духовному, осмысленному исполнению закона. Они же стерегли народ от нападения лютых зверей, которыми были для народа языческие обряды и развиваемые ими страсти. – Эти же пророки имели и высшее еще призвание: они смотрели в даль с духовной высоты своей – идет ли Избавитель; они ждали и видели духовным оком своим Мессию и возвещали о том народу и народам374.

Виноградник засажден, говорит пророчество Исаии, „отборною лозою“; или „лозою сорек“ (сорих читает Вас. Вел.). Это слово,-говорят Гебраисты, – встречается еще только в пророчестве Иакова о Иуде в Быт. 49: 11 т. е. именно там, где умирающий Израиль пророчествует о Иуде, как о родоначальнике племени, в котором явится „Примиритель“, которому покорность народов.

„Я насадил тебя (Израиль), как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?“ говорит позже пророк Иеремия (Иер. 2:21), упрекая народ за отступничество от Господа.

Под словом точило разумеют Церковь Божию (как совокупность людей), которая сообразно своему нравственному уровню даст или превосходное вино, или кислое, никуда негодное вино375.

Но вот виноградник возлюбленный и возлелеянный Господом вместо сочных и сладких плодов, могущих дать драгоценный напиток, принес дикие ягоды. Над Израилем совершилось то пророчество, которое изрек еще Моисей376, провидя Духом Святым будущее падение жестоковыйного народа: „виноград их от виноградной Лозы Содомской.... ягоды их ягоды ядовитые; грозди их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов“.

3. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

4. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

Слово Господне обращено к совести мужей Иуды и Иерусалима, т. е. к тому чувству правды, которое вместе с Образом Божиим начертано в душе каждого человека, и не может исчезнуть, так как у самых закоренелых злодеев правда Божия глаголет в угрызениях их совести. Мы говорили уже по поводу стиха 2-го об тех откровениях Божиих и законах Его и учреждениях Его, которые изображены под образами ограды и башни и точила и очищения от камней и насаждения лоз. Вопрос, поставленный в стихе 2, повторяется в стихе 4. Почему народ, которому дарованы были не только материальные, но и духовные блага, пал так низко, что не может принести плодов добра?

Нет сомнения, что самый народ избранный Богом, ради верного Авраама, никогда не был лучшим из племен человеческих. Этому служит доказательством и ряд его возмущений в пустыне и в стране обетованной, и то повеление Божие, о котором пророчествовал Ной377, что сыны Иафета будут владычествовать на земле и вселятся в шатрах Симовых,-с устранением Семитов от управления землею.

Но есть еще другой ответ на вопрос, почему при всех оградах закона, народ не мог принести плодов добра. Ответ этот лежит в Мессианских пророчествах Исаии, книга которого есть полная картина бессилия человеческого, если только Сам Бог не спасет его, послав того Еммануила, которого страдания и славу Исаия видел и описал в своих пророчествах. Как мы говорили по поводу Екклезиаста, – скорбь, почти отчаяние, охватившие мудреца, были средством приуготовить душу к радости увидеть Избавителя; тоска его и сознание бессилия должны, были разбить гордые помыслы человека и заставить его молить Господа успокоить в Его правде мятежный доселе дух его и взять его страдающую душу, как Его достояние378. Точно также, думаем мы, – вся история народа Иудейского есть история всего человечества, и пророчество Исаии относится ко всем народам. Человек не мог исполнить своего назначения и был нравственно несчастен, доколе на землю не были принесены Господом нашим Иисусом Христом благодать и истина379. Только перерождение человека во Христе380 могло изменить мир, общество, семью, человека. Что мы видим и ныне увядание так называемых христианских обществ, то это зависит от того, что некоторые, отрекшись от Христа, не Ему принадлежат, и потому возвращаются в то состояние, из которого их вывело Христианство.

5. Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,

6. и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

5 и 6-й стихи суть заключительные слова притчи, в которой глаголет Сам Господь. В следующем стихе говорит пророк. В этих двух стихах произносится приговор над земным царством Иуды и всего Израиля: в будущем предстоит падение государства, запустение страны, данной в удел народу обетования, разрушение царственного града и храма Божия, уничтожение вследствие этого и постоянного обрядового служения Богу – но, притча о винограднике не говорит о конечной гибели Иуды и рода Давидова. Впереди,-из самого этого умолчания видно,-что милосердие Божие готовит новые высшие благодеяния ветхозаветной церкви, после того, что она понесет назначенные ей наказания и скорби. О грядущем утешении после скорбей дано было тому же пророку возвестить верным народа в последующих его пророчествах381. Как нам известно, пророчество, произнесенное в читаемых нами двух стихах, исполнилось неоднократно над народом. Иерусалим был почти совершенно разрушен при Навуходоносоре; после возврата из плена он был попираем и Антиохом Епифаном. Но притча Господня о винограднике имела более далекое и полное исполнение. Воплощенный Сын Божий глаголал, что „жители Иудеи падут от острия меча и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников“ (Лк. 21:24). Виноградник ветхозаветный был совершенно разрушен материально Римлянами при Веспасиане; возобновился снова виноградник Господень в насаждении Отрасли 382 , в духовном Иерусалиме, где царствует благодать и истина, принесенные в мир Иисусом Христом. (Ин. 1:17).

Земная область, Палестина, опустошенная и Ассириянами и Вавилонянами и Сирийцами и Римлянами, и до сих пор представляет картину запустения страны, некогда плодоносной и богатой и орошаемой многочисленными дождями „ранними и поздними“, которые теперь так редки в Палестине. Мы видим, что на ней совершается не только предсказанное в Левите об облаках, кои не дадут дождя стране (Лев. 26:19–20 и ср. Ам. 4:7), но на ней тяготеет еще то наказание, которое произнесено в Кн. Бытия III, 18, как последствие греха: „терны и волчцы произрастит (земля) тебе“.

Но пророчество об засухе имеет и другое тайное и духовное значение. Во Втор. 32употреблено выражение: „польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву“. И у пр. Исаии LV, 10–11 говорится: „Как дождь.... напояет землю и делает ее способною произращать.... так и слово Мое“.

Поэтому, независимо от физической засухи, изучаемое нами пророчество указывает на время отсутствия пророков и на оскудение среди народа благодати Божией: самый народ обетования обратился в пустыню, перестали ему вещать и глашатаи Божии, до появления Иоанна Крестителя. Но „они не поверили ни ему“, ни самому Господу. Все это применяется к душе и каждого человека, как указывает Василий Великий на это место Исаии прор. (в изд. 1872 В. В. т. 2 стр. 188 и сл.). Когда человек недостоин милостей Божиих у него отнимаются „ограждения“ небесных сил и роса небесной благодати.

7. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.

Весь Израиль, все двенадцать колен, происшедшие от Иакова, суть виноградник Господа Саваофа; но Иуда, среди Израиля, как мы говорили выше, называется любимым насаждением Его, святынею Его383. В роде Иуды должен был восстать Примиритель, которому покорность народов384. Исаия (Ис. 11:1) о Нем же говорит, называя Его „Отраслию корня Иессеева, который был отцом Давида. „Спасение от Иудеев“385 сказал Господь наш Иисус Христос, указывая словами этими на всю связь откровений о Мессии, долженствовавшем родиться от семени Давидова, и Который был и есть Сам Бог, воплотившийся и поживший среди нас386.

Израиль мог возрастать и цвести и принести плоды, ожидаемые Господом, только при помощи Господней; но он отказался от Господа, отказался от откровений и законов и учения, поднимавших его выше всех современных народов, пренебрег источником жизни, и засох как сад, лишенный животворной влаги. Ранее Исаии и Давид Духом Божиим в Псалмах: 39 (ст. 7) и 50 (ст. 18–19) говорил народу, что не жертв и приношений хощет Господь, а сердца сокрушенного и смиренного: что это то смиренное сердце и есть жертва угодная Ему и тот именно плод, которого Он ждал от насажденного Им виноградника. И не для Себя хощет Господь этих плодов, а для счастья самого человека, ибо как говорит один из мудрецов в книге Иова387: „если ты грешить, что делаешь ты Богу?.... если ты праведен, что даешь Ему?“

Господь ждал от народа, воспитанного рядом откровений, правды и Любви или по крайней мере правосудия, и вот к небу возносится вопль ограбленных, обиженных, которые не могут найти правосудия в том обществе, которое забыло нравственные начала, потому что предалось исключительно животным и материальным инстинктам и стремлениям388. Тогда Исаии повелено было воззвать к народу, что горе ожидает его. Эти возгласы горе! как похоронный колокол звучат над будущими последними днями Израиля. Но, напомним мы, эти же слова „горе!“ произносил Господь книжникам и фарисеям. Вообще достойно внимания сближение, делаемое одним Английским богословом389 между главами V и VI Исаии и некоторыми главами Евангелия от Матфея. В Евангелии XXI, 33 и след. Господь глаголет притчу о винограднике и злых делателях; в XXIII главе, продолжая учение, Он обличает книжников и фарисеев и изрекает суд Свой над ними рядом приговоров, начинающихся словами: горе, вам! (ст. 13–35). В той же главе (36–39) произносится приговор над Иерусалимом: „Се оставляется дом ваш пуст“. Но к этому Милосердый прибавляет: „Ибо сказываю вам, что не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!“390. В следующих главах Ев. от Мф. XXIV, 30–46, и XXV, 31–46, Господь глаголет о славе и суде Его.

В книге пророка Исаии глава V начинается притчею о винограднике; с 8-го стиха начинаются обличения в возгласом горе. С 24 стиха по 30 пророчество о поражении народа Израильского дальними народами. В VI главе священное видение славы Господа Саваофа, суд над Израилем, но и пророчество о святом семени, которое возрастает от срубленного древа Израилева, и есть та Отрасль от корня Иессеева,-Мессия, о котором говорит в течение шестидесяти лет пророк Исаия, этот ветхозаветный Евангелист,

ГОРЕ!

8. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.

Закон Моисеев, – рассматривая его независимо от десяти заповедей,-был великий закон, ибо он был закон дарованный откровением391. Он между прочим предоставлял право,– не собственности, а лишь владения землею известному роду (ср. Чис. 27:1–7), но не лицу: так основной принцип о земле высказан был от лица Господня словами Левита XXV, 23 и сл.: „Моя земля, глаголет Господь“. Поэтому землю нельзя было продавать на вечно392; участки должны были в юбилейные года возвращаться к наследникам семей, получивших их при вступлении в Палестину. Исполнялся ли этот закон, трудно сказать, исторических указаний на это нет, но еврейские писатели, и между прочим Маймонид утверждают, что закон о возврате родовых участков в юбилейный год и о сохранении их в родах строго соблюдался, чему доказательством служат слова Навуфея об своем участке в 3Цар. 21:3. Кажется в том никак нельзя сомневаться, что закон этот не был забыт народом, как не были забыты имена родоначальников и принадлежащее им место жительства393.

Нарушения однако этого закона,-если он был только приводим в исполнение при Давиде и Соломоне и после них, – должны были последовать весьма рано. Самая торговля, развившаяся при Соломоне, способствуя накоплению драгоценных металлов, способствовала переходу земельных участков в руки богатых, не обращая внимания на основной закон о неотчуждаемости земли на всегда. Но не одна купля захватывала землю: мы упоминали о Навуфее и знаем из 3Цар. 21:1–7 как Иезавель убила его и наследников его, чтобы захватить землю его, как вымороченную394. Насильственные захваты делались по-видимому часто в земле Израильской, на что указывает и пророк Михей (Мих. 2:2), младший современник Исаии. Заметим еще, что во времена Исаии царь Озия завел большое царское хозяйство и скотоводство, как о том упоминает 2Пар. 26:10, – что едва-ли было возможным, не нарушая закона о родовых участках и без многих насильственных захватов земли. Между тем пророчество Исаии произносится в последние годы или в последний год царя Озии, так как глава VI начинается известием об его смерти. И старшие современники Исаии пророки Осия V, 10 и Амос III, 10 упрекают вождей Иуды, что они „передвигают межи“ и что в Израиле „насилием и грабежем собирают сокровища в чертоги свои“. Поэтому то и в позднейшем видении Иезекииля (Иез. 8:12) говорится о старейшинах, что они, совершая всякие преступления, утешают себя мыслию, что: „не видит нас Господь, оставил Иегова землю сию“. Именно этот дух и эта мысль преобладали не только в царстве Израильском, но и в царстве Иуды. Совершая сознательно незаконные деяния, Израильтяне прикрывались мыслию, что действие закона приостановлено, что Иегова оставил землю, что она перестала быть Господней и что Господь не видит их, сделав их подобными всем остальным государствам, так как они оставили Господа и кланялись идолам. Напомним еще слово Апостола (Еф. 5:5), что „любостяжатель есть идолослужитель“.

9. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;

10. десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

„В уши мои сказал Господь“; подобное же выражение см. у Иезекииля IX, 5. Предсказываемое опустошение и опустение домов совершилось в Иудее при нашествии Сеннахерима, который однако не мог взять Иерусалима; Иерусалим же был опустошен уже при Навуходоносоре Вавилонском. Бедствия за отступничество народа были предсказаны Моисеем; об опустошении домов см. Лев. 26:31; о том, что земля не будет давать плодов своих см.: Втор. 28:38–39. Слово участок обозначает меру земли, которую может вспахать человек в один день395. Десять участков составляют две десятины виноградников, которые будут давать только один бат вина, т. е. около трех ведер. Гомер, мера сыпучих тел, заключал в себе 10 ефа396: поэтому пророк говорит, что поле возвратит только одну десятую часть семян. Ср. Втор. 28:38–39.

11. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;

12. и цитра и гусли, и тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.

13. За то народ Мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.

Одним из преобладающих пороков народа было пьянство397, со всеми последствиями этого порока398. Под именем „сикеры“ разумеется всякий хмельный, отуманивающий напиток, но более легкий, чем вино399. С раннего утра ищут разнузданные пьяницы утолить жажду более легкими хмельными напитками, чтобы к вечеру придти от крепкого вина опять в то состояние, ниже скотского, о котором говорит Исаия XXVIII, 7. Обличение это имеет не только прямое, но и косвенное значение, причисляя к нравственному пьянству безумную гордость, опьянение самонадеянности, как в пророчестве об Ефремлянах400.

Понятно, что порок пьянства подкапывает не только благосостояние народа, но и его духовные способности и силы. „Пробудитесь пьяницы и рыдайте все пьющие вино“, восклицал пророк Иоиль (Иоил. 1:5), грозя Израилю нашествием народа сильного, посланного на него зa его беззакония. Это пророчество соответствует стиху 13 читаемой нами главы Исаии, и произнесено ранее Исаии, который яснее раскрывает грядущие бедствия. Картина общества, раскрываемая взорам нашим пророками, представляет нам общество, преданное исключительно животным инстинктам401, которое „о делах Господних не помышляло“,– а потому и должно было исчезнуть, как бесполезное. „За то народ Мой пойдет в плен“, говорит Господь. Но наказуемый народ назван еще Господом Моим, Ему принадлежащим, стало быть, у него есть еще будущность; среди его есть род Давида из Вифлеема, „из которого произойдет вождь, который упасет, народ Господень“ (Мф. 2со ссылкой на Мих. 5:2). Еще впереди много страданий предстоит народу, но Господь и восстановит его, потому что на него возложена священная миссия быть родом и семьею Еммануилу402. Пока предначертанное Господом не исполнится, наказания наложенные и налагаемые на народ суть отеческие, а потому Господь еще не отрицается народа, еще не сказано ему: „и оставляется дом ваш пуст“. (Мф. 23:38). Еще для своего народа Господь открывает Исаии видение славы Своея (гл. VI) и об Отрасли (Ис. 9:1); об утешении (Ис. 40:1), об явлении „Чудного“, Самого Бога во плоти, (Ис. 7:14, 9:6, 42:1–8, 61:1–3 и мн. др.).

Когда же пришел на землю Сам воплощенный Бог, и народ Иудейский оказался по-прежнему недостойным своего призвания, и остался народом исключительно плотским, небрегущим о духе, тогда народ этот совершенно отринут был Господом, и Спаситель наш предсказал ему запустение дома его. После того у народа не было уже будущего, – но отдельные личности, признавшие во Христе Иисуса воплощенного Бога, были спасены.

14. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их.

Это будущее исполнилось для Самарии в 14-й год Езекии, а для Иерусалима при Навуходоносоре Вавилонском403. Города эти разрушены неприятелем и в шеол, в пропасть забвения исчезают не только богатства человеческие и все, что веселит на земле сердце человека, – в пропасти забвения исчезают самые те дела кажущейся славы, которою думали увековечить себя безсильные, но самонадеянные грешники404. Прибавим, что у пророка Аввакума (Авв. 2:5) надменный и грешный человек сам уподобляется аду (шеолу): „так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен“. И у Аввакума, как у Исаии, рисуется то безумие человеческое, которое, овладев человеком, расширяется и требует все новых и новых наслаждений, которых конец-бездна, символически изображенная с раскрытою ненасытимою пастию. „Преисподняя и Аввадон-ненасытимы: так ненасытимы и глаза человеческие“, говорит Соломон, Притч. 27:20405.

15. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;

Подобные же выражения мы встретили уже в Ис. 2:9, но надо обратить внимание, что они во второй главе имеют совершенно другой смысл по контексту. Во главе второй (ст. 8) говорится, что „земля наполнилась идолами“ и что мужи Израильские поклоняются делу рук своих, а ст. 9 прибавляет, что: „преклонился человек и унизился муж и ты не простишь их“. Очевидно, что поклонение идолам унизило человека. Здесь же пророк говорит о состоянии умов, когда совершится бедствие над народом, а потому человек преклоняется пред Господом, смиряется пред Ним и потупляет дотоле гордые взоры свои, ожидая или чувствуя совершающееся бедствие.

16. а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде.

Бог есть единый источник абсолютной истины, и всякое отклонение от закона данного Им человеку священным откровением, а тем более всякое возмущение против Его воли есть проявление лжи в Его мире правды, пятна тьмы посреди океана света406. В каждом факте Им созданного мира, в каждое мгновение не преходящего никогда течения времени является святость Его, любовь Его. Вызван из небытия в бытие на земле человек для того, чтобы устами своими он мог от всего животного мира возносить хвалу Создателю, так как ему даровано понимать величие творения407, и в этом понимании и в любви к Творцу-правда его. Сердце, проникнутое любовию и благоговением к Отцу небесному, не может намеренно творить неправды, ибо в этом случае оно бы возмутилось против вечной истины, которой источник Единый Бог и которой отблеск сияет в душе человека. Правда и святость неразлучны, потому что они выражают одну и ту же мысль: совокупность совершенств, которых человеческий язык выразить не может и которые человек может только чувствовать, произнося слово Бог.

В стихе 16 пророк, говоря, что „Господь сил превознесется в суде“ видит с одной стороны величие Божие, с другой стороны ничтожность человека, ничтожность, которая выступает тем ярче, чем кичливее и самонадеяннее человек. Суд Божий есть правда Божия, являющая святость Его на земле. Но, прибавим мы: „что есть человек, что Ты помнишь его?“ на это один ответ: „Бог есть любовь“.

17. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

Последствием явления правды Божией посреди народа, в котором насилия и грабежи сильных произвели оскудение простых и слабых, есть восстановление равновесия путями Божиими, не человеческими: жирные пажити богатых оставлены, – ибо они уведены в плен, как в Израиле при Салманассаре и Сеннахериме, как в Иудее при Навуходоносоре408,-и ими воспользовались бедные, доселе обобранные князьями своими, совершенно чужие тем родовитым мужам, которые неправдою накопляли богатства и „прибавляли дом к дому, поле к полю“409. По-видимому, именно эти бедные, оставшиеся в стране, названы „овцами, которые будут пастись по своей воле“, без тех притеснений, которые доселе делали их жизнь невыносимою. Эта же мысль, и с большею ясностью выражается в словах пророка Софонии III, 11–13: ....„ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся.... но оставлю среди тебя народ смиренный и простой.... Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи.... ибо сами будут пастись и покоиться и никто не потревожит их“410. Мы,-как всегда,-читаем в этом пророчестве два значения: одно ближайшее, о котором мы говорили и которое исполнилось, когда в Палестине осталось лишь беднейшее население. Но вдали мы видим также простой народ Галилеи, остатки тех бедных, не взятых в Вавилон, которые с любовию слушают Спасителя, тогда как кичливые князья и законники отвергают Его.

18. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными;

19. которые говорят: „пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!“

В последнем стихе очевидно обличается неверие, почти насмешка, бросающая вызов угрозам пророка, говорящего именем Господа. Отсюда ясно значение и 18-го стиха о тех, которые влекут на себя грех и беззаконие „вервями суетности“ и „ремнями“. Эти вервии и ремни суть узы, которыми связывает диавол посредством греха своих пленных411. По другому же объяснению412 веревки и ремни суть лжеумствования, благовидные предлоги и объяснения, цепь ложных доказательств и выводов, которыми грешники стараются успокоивать свою встревоженную совесть, и связать узами других, вовлекая их в грех и в то состояние неверия, в котором они сами находятся. Проповедуя ложь, они сами не сознают, что они суть орудия диавола и сами припряжены колесничными ремнями к его колеснице. Вот эти рабы его и говорят: пусть поспешит Господь; пусть приидет в исполнение повеление „Святого Израилева“, т. е. Самого Иеговы, Господа сил, чтобы мы поверили. На эти слова неверия ответ пророка мы найдем в стихах 24–30. Господь как орудие Своего гнева вызывает народ, которого рев приведет их в ужас (ст. 29). „Спешит грабеж, ускоряет добыча“, глаголет еще ниже в Ис. 8пророк, назначая по повелению Божию символическое имя сыну своему.

Мы видим, что стихи 18 и 19 дополняют ту картину растления общества и неверия, которую в 3 и 4 главах изобразил уже Исаия. Грех, овладевший обществом, усиливается и притом укореняется, – без надежды возврата на лучший путь, – неверием, которое принимает формы не только возмущения, но еще иронии и насмешки. Это есть хула, а она не прощается и народ, обреченный плену, и был уведен в плен.

20. Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом; тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!

Стих 20 представляет естественное последствие действия на ум человеческий неверия. Ум, лишенный благодатного света Божия, меркнет. Там, где вместо прямого, честного здравого смысла, воспитанного в страхе Божием, является софизм и проповедь лжи и зла,-там общество готово к полному разрушению. „Познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе“, глаголет Господь устами пр. Иеремии (Иер. 2:19). И он же (Иер. 4:18) говорит: „от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего“. Таково действительно состояние сердец в обществе, которое не знает руководящих начал добра; а не знает оно их потому, что атеизм, не признавая Бога и вечной истины-единого источника света для человечества, не имеет никакого прочного основания для своей этики. „Ты возжигаешь светильник мой Господи; Бог мой просвещает тьму мою“ (Пс. 17:29). Ср. Мф. 5„Блаженны алчущие и жаждущие правды“.

21. Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

Мудрым в своих глазах может казаться лишь тот, который не знает мудрости высшей, откровенной, от Бога нам преподанной; тот, кто не изучал своего нечистого сердца, в котором рядом даже с высокими мыслями и стремлениями, беспрерывно возникают мелкие, ничтожные мысли и стремления и животные желания и инстинкты. „Не будь мудрецом в глазах своих“, говорил Соломон (Притч. 3и ср. Притч. 26:12). А Господь наш Иисус Христос сказал: „если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное“. (Мф. 17:3). Господь дарует и мудрость своим ученикам, но с тем, чтобы они были просты и незлобивы413, и Он требует, чтобы человек сам волею своею „умалился как дитя“414, потому и Апостол говорит: „Братья не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни“415. Разум Богом дарованный надо сочетать с смиренной мудростью христианскою и простотою сердца, не позволяющего уму своему величаться сознанием правоты своей. Конечно только одна благодать Духа Святого может создать то чистое сердце и правый дух в человеке, которых требует от него Бог. Сочетание в душе человека мудрости и смирения есть величайшее из чудес, которые совершены на земле Господом нашим Иисусом Христом в созданной Им Церкви, прославленной святыми Его. Путь к смиренномудрию один: все считать тщетою и сором416, кроме Христа, Который есть путь, и истина и жизнь417; и иметь глубокое сознание того, что нет мысли доброй и честной, нет порыва высокого и святого, который бы не был дарован нам Богом. Сам же человек бессилен, и нищ, и окаянен без помощи Божией418.

22. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток,

23. которые зa подарок оправдывают виновного, и правых лишают законного!

„Горе винопийцам“, как многократно взывали пророки (Ос. 4:11; Ам. 4и мн. др.). В настоящем месте пророка Исаии мы находим два преступления, как бы находящияся в связи: те, которых пророк иронически называет храбрыми пить вино, суть и неправедные судьи, готовые за подкуп извратить свой приговор. Нельзя забыть, что среди Израиля законом Божиим, преподанным чрез Моисея, они представляли собою суд Божий, и даже названы в книге Исход (Исх. 22:28) и в Пс. 81„боги“ Елогим419, так, как им вверено было применение в деле суда правды Божией. Плотоугодие ведет не только к нарушению этой правды, – но и прямо переходит в забвение всеведения Божия, в полный мрак мысленного ока и наконец в неверие.

24. За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

Когда человек, или целое сословие или даже целый народ „отвергли закон Господа“ и небрегут о слове Всемогущего, то они, как лишенные влаги древесные насаждения, сохнут и суть готовый материал для сожжения420. Тление корня, о котором говорит пророк, относится к притче о винограднике пятой главы. Под именем корня разумеется корень той виноградной лозы, насажденной Господом, которой предсказано истребление. В настоящем пророчестве, очевидно, разумеется полное уничтожение нации; истление даже корня ее, – но в следующей VI главе милосердие Божие указывает, что из остатков этого корня, оно восстановит спасение: ср. Ис. 6:13 с Ис. 27и Ис. 37:31.

25. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

Нечистота, пьянство, неправда, насилия, презрение Слова Божия доводят народ до состояния полного разложения, и пророку поручается объявить ему о грядущих наказаниях. Но надо помнить, что пророчество это еще произносится во времена царя Озии, когда царство Иуды благоденствовало и „имя царя Озии дошло до границ Египта, потому что он был весьма силен“421. Но не только царство Давида не подвергалось еще бедствиям,– Царство Израильское еще было сильно при потомках Ииуя в начале царствования Озии Иудейского, и не смотря на междуусобия, начинающияся, в нем несколько позже, оно при Ахазе грозит дому Давидову и окончательно разрушается только во времена Езекии Иудейского. В пророчестве, произнесенном Исаиею под формою притчи о винограднике в главе V, пророк объемлет пророческим оком будущее всех двенадцати колен Израильских, и видит в настоящем пророчестве не одно бедствие, а ряд бедствий, грозящих и Самарии и Иерусалиму, потому то стих 25 и заканчивается возгласом: „и рука Господня еще будет простерта“. Выражение: „рукою крепкою“; „мышцею высокою“ встречается там, где Господь отстраняет человека от влияния на судьбу его; вместо его воли действует сила Всемогущего, которою Он творит волю Свою на земле, которою Он спасет народ и которою наказует его. Здесь это выражение: „рука Господня простерта“ по-видимому выбрано намеренно, чтобы напомнить, что та же рука Всемогущего вывела народ из Египта422 и создала ему славное царство в Палестине, и что она теперь простерта над ним для наказания и,-если они не покаются,-для уничтожения его.

В числе бедствий упоминается о том, что горы содрогнутся и трупы будут валяться по улицам.-Что в словах этих может быть указаны и землетрясения, это очень возможно, по может быть это есть образное представление о колебании самых государственных основ, о разрушении царства. Что трупы валялись по путям Палестины во время нашествия Ассириян, в том нет сомнения, но что Исаии открыто было и бедствие от нашествия Вавилонского, тому доказательством его 39-я глава.

26. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, – и вот он легко и скоро придет;

Пророчество это, говорящее о народах „дальних“, заключает в себе предведение многих нашествий не только на Палестину, но и на те народы, которые овладеют Палестиной. В числе их и Ассирияне и Скифы423 и Вавилоняне и Мидяне и Персы424 и Македоняне и Египтяне и Римляне. Все они орудия Высочайшей воли, управляющей миром. Было время, когда народ Израильский шел в пустыне под знаменем Иеговы425; теперь же Иегова поднимает знамя Свое для других народов, которые суть „жезл гнева Его“ (Исх. 10:5), и народы эти легко исполнят то, что Господу угодно возложить на них. Заметим, что слова Исаии напоминают почти буквально угрозы Второзакония XXVII, 49: „Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли“. Очевидно из многих мест, что Второзаконие известно Исаии.

27. Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его;

28. стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его – как вихрь;

29. рев его – как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет.

Описание народа относится всего ближе к Ассириянам, которые первые из дальних народов были орудиями гнева Божия в Палестине. Движение их на эту страну426 началось по призыву самого нечестивого Ахаза Иудейского, как увидим ниже, который признал себя данником известного по Асирийским памятникам Феглаффелассара (Тиглат Пилезера II), выехав к нему в Дамаск. (4Цар. 16:10). Сын его Салманассар IV разрушает царство Израильское во времена Езекии и начинает переселение массами Евреев в Ассирию. Новая династия – Саргон и сын его Сеннахерим продолжают это насильственное переселение десяти колен в Ассирию и Мидию и начинают заселение бывшего царства Израильского язычниками из Месопотамии. Наконец Сеннахерим проникает и в Иудею и разоряет ее, но не может овладеть Иерусалимом. Описание у пророка Исаии грозного войска весьма замечательно; оно совершенно отвечает тому, что мы знаем об Ассирийских войсках427, об их дисциплине, храбрости, жестокости и вооружении. В пророчестве Осии, произнесенном против Самарии, ранее пророчества Исаии, говорится именно об Ассирии, и-что замечательно, – в выражениях, схожих с словами ст. 29 Исаии, но с тою разницею, что пророчество произносится от лица Господня: „Я как лев для Ефрема и как скимен428 для дома Иудина; Я, Я растерзаю и уйду; унесу и никто не спасет“. (Ос. 5:14). В этом пророчестве указывается, что Ассирия есть только орудие Божие429, и действия ее суть дела Божии. Точно также и об Навуходоносоре устами пророка Иеремии (Иер. 21:4–5) Господь говорит: „Сам буду воевать против вас“. Из сопоставления пророчества Осии и Исаии мы видим, что ближайшее исполнение изучаемых нами стихов 27–29 главы V относится к Ассирии. Но повторяем, мы думаем, что вообще пророчества объемлют целый ряд повторяющихся событий: гнев Божий выражается в посылке народа лютого, рыкающего как лев и уносящего в логовище добычу. Это относится и к плену Израиля, и к плену Иуды. Очень замечательно по этому предмету пророчество Иеремии о плене Вавилонском и о возврате из него430; в пророчестве этом говорится о том, что все намерения Господни суть благо; они и исполнились немедленно на всех ушедших в плен, ибо идолопоклонство исчезло на реках Месопотамских среди Израиля431.

30. И заревет на него в тот день, как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю и вот – тьма, горе, и свет померк в облаках.

Заревет на него, – на народ обетования, – как бы рев разъяренного моря, и взглянет этот народ на землю – и вот тьма....

В стихе 30-м независимо от пророчества о грядущих бедствиях народа и града Иерусалима, – мы видим еще таинственное пророчество о том священном дне, когда: „сделалась тьма по всей земле.... и завеса храма раздралась“432. Мы выше говорили о том, что в гневе Господнем открывается Его милосердие, и из тьмы свет воссияет. Мы знаем о свете, который осиял мир, когда Сын Божий плотию умирал на кресте, посреди тьмы, объявшей землю. В настоящем пророчестве Исаия видит только момент тьмы и горя; свет померк. Но разве Бог оставит навсегда человека? В следующей главе Исаия видит славу Божию; Господь Сам глаголет ему, что сердца народа очерствели, но тем не менее Святое Семя возрастет на спасение людей.

* * *

348

См. ниже пояснение 7-го стиха.

349

Ниже ст. 3.

350

См. Ос. 1:1–7, 5и сл. Ос. 7и сл. Ос. 11и сл. См. Ам. 1и сл. Ам. 5:1–2 и мн. др.

351

Салманассаром IV, Саргоном и окончательно сыном его Сеннахеримом. См. 4Цар. 17:1–18,21–41, 18:9–12.

352

Славянский текст этого места.

353

Лк. 20:13,16. Заметим то же имя Возлюбленный, имя Спасителя нашего Иисуса Христа.

354

Объясн. Пр. Исаии стр. 65 изд. 1887 года.

355

Творения Св. Отцов: Василий Великий (Москва 1872) часть вторая стр. 181.

356

„Воспою“ возлюбленному народу; Израилю, винограднику.

357

Виноградник этот Божий, Мой, глаголет Дух Святый.

358

Песнь эта принадлежит Сыну Божию, который называется: „Возлюбленный“. Но произносит песнь сию Дух Святый устами пророка.

359

Виноградник принадлежит Сыну Божию, и в лице Второй Ипостаси Троице Святой: Богу Единому.

360

Филарет Митр. „Записка на Кн. Бытия“ со ссылкой на Ев. от Иоанна I, 18 (изд. 1835 г.) ч. I стр. 98 заметка на Быт. III, 8; и ср. в нашем опыте изучения Ев. от Иоанна ч. I, стр. 55 и 80.

361

Ср. Вступление в I гл. Иоанна Богослова (в нашем труде ч. I, стр. 54–56 и 62) и ср. Ин. 1„без Него ничто же бысть еже бысть“, Ин. 10:30,38 и мн. др.

362

См. в Св. Летописи т. III, замечания на Втор. VIII, 8–9 и XI, 10–11.

363

Быт. 12:6–7, 15:6,18 с примеч. в I томе Св. Летописи.

364

Быт. 49:8–12 см. пророчество о Иуде с зам. в Свящ. Летописи.

365

См. в IV т. Св. Лет. ч. I стр. 177 и 212–213.

366

По надписанию Семидесяти.

367

См. в IV т. Св. Лет. ч. I Песнь Песней стр. 334, где и малая сестра, как охраняемый виноградник, есть тот же Израиль до прихода Жениха.

368

Мф. 21:33–43 и ср. в нашем изучении Ев. Иоанна Богослова ч. I, 366 стр. 367, 371–372; ч. II стр. 66–67 и др. и см. ниже ст. 2 пророчества Исаии.

369

См. в 2 т. Св. Лет. ч. 2-я Левит, примечания 3-е и 4-е на главу XXV, ст. 9–10 об родовых участках.

371

Так и св. Василий Великий в толковании Исаии (в изд. 1872 г. ч. II, стр. 185).

373

Ср. Ис. 21:6,12 (и замечания наши) и Авв. 2:1.

374

Мы не раз говорили об ожидании Избавителя и Успокоителя и среди языческих народов, которое мы находим и у Виргилия и у Сивилл и у Тацита и у мн. др.

375

Так Василий Великий стр. 185.

376

Втор. 32:32–33 и см. примеч. в Св. Лет. т. III.

377

Быт. 9и примеч. в I т. Св. Летописи и см. ниже об появлении Мидян и Персов на сцене всемирной истории в гл. XIII, ХVIII, XXI.

378

T. IV Священной Летописи ч. I, Екклезиаст глава XIV, стр. 361–364, 368, 372.

379

Ср. в Опыте Изуч. Иоанна Богослова ч. I, стр. 77–78 на Иоанна I, 17.

381

Ср. Ис. 40:1–5: „Утешайте, утешайте народ Мой“ и за тем следует Мессианское пророчество, которое все более и более разъясняется в последующих главах: XLII, LII, LIII, LX, LXI и др. Ср. впрочем еще Ис. 7:14, 9:6–7, 11:1–5.

382

Ис. 7:14, 11:1. Ср. Ин. 15и сл. заметки в нашем Опыте исследования этого Евангелия, ч. II, стр. 65 и след.

384

Быт. 49и зам. в I т. Св. Лет.

385

Ин. 4и нашу заметку в изучении этого Евангелия, ч. I, стр. 191–193.

386

Ср. наши заметки на Ин. 1в труде нашем ч. I, стр. 72–76.

387

Иов. 35и сл. и ср. в IV т. Св. Лет. ч. I, глава X, стр. 261, речь Елиуя.

388

Ср. выше замечания на главу I, 15, 21, 22 Исаии о судьях.

389

Bishop Wordsworth, quoted in the Speaker''s Commentary: Isaiah in loco.

390

„А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими“. Ср. наши заметки на стихи 12 и 13 первой главы Иоанна Богослова в Опыте изучения этого Евангелия ч. I стр. 70–72.

391

См. об этом наши настойчивые указания во 2-м и 3-м томах Св. Летописи и заметки на Исход XXI-XXIV, 4 на Левит ХVII-XVIII, 30, XIX, XX-XXIII и в особ. на Левит XXV. И см. Втор. IV, V-8 и примечания.

392

См. наши прим. на ст. 14–17 и 18–31 главы XXV Левита.

393

Что списки родов велись тщательно до весьма позднего времени и даже до времен Господа нашего Иисуса Христа, доказывается и списками книг Паралипоменон и Ездры и родословиями Господа Иисуса в Евангелиях и даже переписью во времена Римлян (Лк. 2:1,4–5) при которой Иудеи должны были записываться не в том месте, где они жили постоянно, а в местности, где когда-то жил род их.

394

См. в IV т. Св. Лет. подробнее об этом убийстве ч. II, стр. 59–65 и 166.

395

Приблизительно римский югер 1/5, часть десятины на наши меры. Ученое исследование о мерах см. в толк. Исаии Проф. Якимова (прилож. в Христ. чтению стр. 92–93).

399

Пиво, известное уже в древнем Египте (Wilkinson) буза, которая приготовляется по указанию Лено из воды, в которую накрошены сухари ячменного хлеба, и которую оставляют бродить; финиковое вино, виноградное молодое вино и подобное.

400

„Горе венку гордости пьяных Ефремлян“.... (Ис. 28:1–4).

401

Таково было постепенное падение общества при Римских Императорах в Риме; см. Тацита, Суетония, Спартиана, Капитолина, в особ. Ламприда и др.

402

Об отрекшихся от Господа Иисуса Иудеях, к которым, как к „своим“ Он пришел и „они Его не приняли“, см. в нашем труде Ев. Иоанна Богослова заметки на Иоанна I, 11, пасть I, стр. 69–70.

403

А окончательно при Римлянах.

404

Ср. Ис. 2:11–17; 9:8–12, 22:15–18; о шеоле см. в I т. Св. Лет. прим. на Бытия XXXVII, 35 со ссылкою на пр. Быт, XXV, 8.

405

О значении Аввадоны см. IV т. Св. Лет. О Книге Притч ч. I, стр. 342 (Притч ХV, 11 прим.) и ср. в гл. X о кн. Иова ч. I стр. 258, прим.

406

Ср. в нашем Опыте изучения Евангелия Иоанна Богослова заметки на I, 4–5 (ч. I стр. 63–65).

407

См. в I т. Св. Лет. наши пр. на книгу Бытия I, 26–28 и на II, 7.

409

Выше ст. 8 замечания.

410

Ср. Пс. 21:27: „да едят бедные“ и Пс. 22:1: „Господь мой Пастырь, я ни в чем не буду нуждаться“. Ср. и Ис. 40:11.

411

Ср. in loco толкование Епископа Виссариона на паремии пр. Исаии.

412

Шмидер, Кей, Витринга и Еп. Петр (пр. Исаия).

417

Ин. 14ср. зам. в нашем Опыте изуч. Ев. от Иоанна, ч. 2 стр. 46.

418

Ср. Ин. 15:5: „без Меня не можете делать ничего“. „Самое хотение добра требует от Бога помощи“,-говорит Григорий Богослов (Слово 31). См. эту ссылку в нашем изучения Ин. Богосл. ч. I, стр. 78.

419

См. Исх. 22:28, 23:6–9 и примечания наши в 2 т. Св. Летописи. См. еще в наш. изуч. Ев. Св. Иоанна Бог. заметки на Ин. 10(ч. I, стр. 388) по поводу слов Пс. 81:6.

421

См. об счастливом царствовании его 2Пар. 26:1–15 и даже после поражения его проказою. XXVII глава, говоря об царствовании сына Озии Иоафама указывает, что и при нем продолжалось спокойствие царства.

422

См. это же выраж. во Втор. 3:24, 7:19.

423

См. о нашествии Скифов на Ассирию и Мидийское царство Геродота I, 105 и см. в Роулинсоновом Геродоте его заметку in loco. По тексту LXX, город Бефсань (в восточной части Ездрелонской долины) носил имя Скифополис (в память этого нашествия). См. Суд. 1:27.

424

См. ниже гл. ХIII и в ос. ст. 17–19 и XXI, 2 и сл.

425

„Иегова Нисси“; „Господь знамя мое“ назван был жертвенник в память победы. Исх. 17:15 и ср. прим. в Св. Лет.

426

Независимо от древнейшего нашествия Хусарсафема Суд. 3(Chusan Rasathaim Вульгаты) и нашествия на заиорданскую сторону Фула движение Ассирии в Палестину началось с Феглаффелассара (Тиглат Пилезера II) по указ. 1Пар. 5:26. Древний царь Месопотамии Хусарсафем неизвестен по Ассирийским документам, Фул также в них не упомянут.

427

Мы знаем их по очень хорошо сохранившимся барельефам Ассирийских дворцов и по надписям некоторых царей. Свод об них и о жестокости этих воинов см. в Роулинсона древние монархии: „Assyria“, и в сочинениях других Ассириологов. Главнейший документ есть: „Monuments of Nineveh“, издание Лейарда, Лондон 1853.

428

Молодой лев.

430

Иер. 29:11: „Я только знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь,-намерения на благо, а не на зло“.

431

А в это время оно еще царствовало в неразрушенном еще Иерусалиме; см. Иез. 8.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle