Источник

Глава IV

1. И ухватятся семь женщин зa одного мужчину в тот день, и скажут: „свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор.

Многие переводы причисляют этот стих к главе III, так как он дополняет картину разложения общества, которую рисует эта глава. Но не смотря на правильность этого взгляда, мы думаем, что кроме прямого своего значения первый стих главы IV имеет и еще обширнейшее значение, которое раскрывается при изучении IV главы, в которой пророчествуется об Избавителе, имеющем привлечь к себе все народы земли.

Следующие стихи пророчествуют о спасении и исцелении и восстановлении Сиона, явлением Некоего Великого, именуемого „Отраслью Господней“. С этой точки зрения стих первый является последним выражением разложения общества человеческого, готового погибнуть, если не явится Избавитель.

У пророка Амоса IX, 10 (ранее пророчества Исаии III, 24) читаем угрозу всему народу обетования: „От меча умрут все грешники народа Моего“. И далее (Ам. 9:11–12) пророк говорит именем Господним: „В тот день Я восстановлю скинию Давидову.... чтобы они (дом Иакова ст. 8) овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь“. Пророчество Амоса,-нами приведенное,-в сущности близко по своему содержанию с четвертою главою Исаии, а потому семь женщин, ухватившиеся за одного мужчину и просящие снять с них позор, и именоваться именем его, символизируют не только „остаток Израиля“ предназначенный к спасению, но и языческие народы, „между которыми возвестится имя Господне и которые будут молить о снятии (крещением) с них позора язычества и о счастии именоваться именем Христовым.

В IV т. Св. Летописи мы говорили о значении стихов 10, 13 и 15 Псалма 44-го (стр. 232–237), в котором изображено между прочим как: „дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое“.... и указывали, что в этом Псалме, как и в Песни Песней324 подруги невесты или возлюбленной суть многочисленные церкви Христианские, примкнувшие к основной Апостольской Иерусалимской Христианской церкви, с которой бывшие язычники составили одну вселенскую церковь Христову. В настоящем читаемом нами стихе 1 главы IV пр. Исаии семь женщин, как мы думаем, представляют собою чужеземные народы, которым будет проповедано спасение Божие. (Заметим, что число семь есть число мистическое). Судьбы Божии о спасении всего человечества не могли остаться неисполненными, потому только, что Израиль оказался недостойным. Призвание язычников было притом и милостью к Израилю, как объясняет то Апостол Павел в послании к Римлянам XI, 11, 14, 32 и 33. Таково, как мы думаем, должно быть значение 1-го стиха IV главы Исаии, после которого немедленно возвещается об явлении Отрасли Господней.

Мы напомним, что у Захарии VI, 12 сказано: „вот Муж, имя Ему Отрасль“ с несомненно Мессианским значением.

К этим замечаниям мы присовокупим еще следующее: выражение: „пусть будем называться твоим именем“, если признать за 1 ст. гл. IV высшее значение, чрезвычайно важно: оно в большей части случаев употребляется в Св. Писании лишь об имени Божием. Так напр. во Втор. 28:10. „увидят все народы земли, что имя Иеговы, Бога твоего нарицается на тебе“, говорит Моисей Израилю, называя его (ст. 9) „святым народом Господним“. Также видим в молитве Соломона (3Цар. 8:43) об иноплеменниках и об исполнении их молитв, возносимых к Иегове, Богу Израилеву в храме Его,-слова.... „чтобы знали они, что именем Твоим нарицается храм сей“325. Ср. еще об именовании народа „народом Господним“, „народом имени Его“ в 2Пар. 7:14; Иер. 14:9; Дан.9и мн. др. Так и в церкви Христовой мы именуемся Христовыми, принадлежащими Ему; Христианами.

2. В тот день отрасль Господа 326 явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.

Мы увидим ниже в главах VII, IX и в XI главе Исаии и потом в последующих главах дальнейшее развитие этого Мессианского пророчества. Здесь мы хотим указать на повторение этого же пророчества, с соблюдением тех же образов и выражений у Иеремии пророка (Иер. 23:5–6): „Вот наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную.... и во дни Его Иуда спасется“....

Господь у Исаии и Иеремии (как и у позднейших пророков) повторяет обещание, данное Давиду: „царство твое навеки пред лицем Моим“327; а Давид перед кончиной своей говорил пророческим духом: „Завет вечный положил Он со мною твердый и непреложный“328.

Но в печальные дни нравственного падения не только десяти отделенных от царства Давида колен, но и самого племени Иуды, совершение этого обетования казалось почти невозможным, несбыточным.

Тогда Господь устами пророков своих возвещает, что обетования его непреложны и что в „тот день“, день Божий, день Ему только известный329, „явится отрасль Господа в красоте и чести“.

Отрасль Иеговы, называемая и сыном Давида, есть Предвечно-рожденный Сын Божий, облекшийся в плоть человеческую и родившийся на земле от Пресвятой Девы Марии330; поэтому Он не только вечный Бог, но Он есть вместе с тем „плод земли“, как рожденный по человечеству от персти земной: „да раскроется земля и приносит спасение“, говорит Исаия пророк XLV, 8; и то же таинственно говорит Псалом 84 в стихах 11–12. Плодом земли называл Себя и Господь Иисус Христос, именуя Себя Сыном Человеческим и говоря о смерти Своей: „истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно не умрет, то останется одно, а если умрет то принесет много плода“. (Ин. 12:24)331.

Под именем уцелевших, которые в других местах называются остатком, предназначенным к спасению и к созданию новой великой церкви, пророк провидит то отделенное от соломы и отвеянное от мякины тяжеловесное зерно332, которое также упадало в землю и умирало и давало плод, взирая на Пастыреначальника и совершителя веры Иисуса333, шествуя по пути им указанному к Сиону и небесному Иерусалиму334 и увлекая с собою тьмы людей из всех племен и народов, дабы исполнились судьбы Божии о спасении всего человечества.

Все пророки говорят об этом „остатке“, как напр. Иоиль II, 32 (Исаия I, 9 и ниже XI, 11) Иеремия XLVI, 28; Иезекииль VI, 8. В некотором смысле это относится до ближайших исторических событий; так можно бы назвать напр. сохранившийся в Иерусалиме остаток Израиля во время нашествия Сеннахерима при Езекии или остаток пленных Иудеев, возвратившийся при Кире в Палестину. Но все эти частные события лишь прообразовали великое событие о спасении человечества, посредством „остатка“ тех верующих Иудеев, кои признали в Господе нашем Иисусе Мессию пришедшего в мир, и разнесли о том благую весть во все стороны. И: „тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, даровал Он власть быть чадами Божиими“. (Ин. 1:12)335.

3. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,

4. когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.

В этих двух стихах мы держимся пунктуации русского синодального перевода, соединяя в одной фразе оба стиха, которые в совокупности составляют условие и причину, по которой в 5 стихе: „Господь сотворит.... покров над всем чтимым“. Мы потому указываем на это, что Вульгата и Славянский наш перевод, а также многие ученые, как Евальд и Кнобель ставят точку на конце 3-го стиха. Между тем нельзя не согласиться с тем, что лучший смысл дает наш русский текст, так как очевидно, что право именоваться святыми всем вписанным в книгу жизни, – когда Господь очистит скверну людей и града духом суда и огня, – есть одна общая мысль, вслед за которой в стихах 5 и 6 рисуется успокоение, даруемое святым Его.

В стихе 3 мы должны остановиться на слове святые. Кто будет именоваться святым? Указание на святость Израиля, как целого народа, выделенного из среды других народов, чтобы принадлежать исключительно Богу завета, находится и провозглашено в кн. Исх. 19и Втор. 28:9, в следующих словах: „Вы будете у Меня царством священников и народом святым“; и в Лев. 20:7: „Будьте святы, ибо Я Господь Бог ваш свят“. Эти повеления и обетования перешли в церковь Христову, которой члены именовались по праву, – как искупленные кровью Агнца, и по благодати Духа Святого,– святыми336, и на них исполнение заветов, данных Израилю. Они же суть те, которые „записаны в книгу для житья в Иерусалиме“. Очевидно, что надо понимать это место в смысле „вышний“ или „горний“ или „небесный“ Иерусалим, о котором говорится в посланиях к Гал. 4:24–26 и Евр. 12:22, и тогда ясно, что „книга для житья в Иерусалиме есть „книга жизни“ (Флп. 4:3; Откр. 17:8). Это имя книги жизни соответствует словам самого Господа, глаголавшего своим ученикам: „радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах“ (Лк. 10:20).

Когда же совершение этого пророчества? Оно не может относиться ни ко времени Езекии, ни ко времени возврата из плена, потому что оно связано с условием, которое совершилось лишь при пролитии крови Агнца, вечной жертвы337, ибо Исаия говорит (ст. 4) „когда Господь омоет скверну дочерей Сиона“.-До сих пор омовения, предписанные законом, не приносили плода, так как с ними не было связано никакой мысли об удалении от дурных дел и очищении души. (См. Ис. 1:16). Поэтому и Иеремия говорит Иудеям от имени Господа: „хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, -нечестие твое отмечено предо Мною“. (Иер. 2:22). Спасение человечества не могло быть совершено законом и одной волей человеческой; но закон, не утративший духа своего, должен был подготовить Израиля к восприятию сердцем и пророчеств и в будущем Евангелия, если бы только народ этот мог со смирением подчиниться воле Божией, как подчинялись ей ветхозаветные святые и пророки338. Бессилие человеческое ставится в укор человеку только тогда, когда оно соединено с гордостью и самомнением, как это было в Иерусалиме и во всем народе Израильском: поэтому Иеремия (Иер. 2:35) и говорит от Господа народу, олицетворенному в образе неверной невесты Господней: „Вот Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: „я не согрешил“339.

Но Господу ради святого имени Его и завета Его и милосердия Его и любви Его не угодно было оставить бессильного, – и притом безумно самонадеянного человека, – погибнуть: „И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев.... И освящу Я великое имя Мое.... И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших.... И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу в вас Дух Мой“.... (Иез. 36:21–23,25–27)340. Таковы пророчества, постоянно повторяемые Израилю о бессилии человеческом и о том, что Сам Господь очистит и омоет скверны и грехи тех, кои остаются верными ему душою, и что только очищенные Господом будут святы и чисты. Скверна дочерей Сиона, о которой говорит пророк в стихе 4, есть скверна всего плотского Израиля (и всего человечества); она не могла быть омыта Вавилонским пленением, которое лишь приуготовило часть народа к восприятию высшего очищения; это ясно из пророчеств, произнесенных после плена и возврата, как напр. из пророчества, произнесенного пророком Малахиею (главы II и III, 1–2), который указывал на недостаточность „завета с Левием“, т. е. обрядового закона, для спасения и провещал о пришествии „Ангела Завета“, иначе самого Господа341.

Пророк еще говорит в ст. 4, что Господь „очистит кровь Иерусалима“. Это выражение напоминает о всех злодеяниях и пролитиях невинной крови в этом граде как прошедших, так и будущих, вследствие неправды и злобы этой жестокой и своекорыстной семитической расы. (Ср. Мф. 23и Лк. 11:47–51). В словах этих есть и пророчество о имеющей быть пролитой в Иерусалиме Священной Крови, которая омыла грехи человечества.

В пророчестве Исаии надо остановиться еще на соединении мыслей об „очищении крови Иерусалима из среды его духом суда и духом огня“. Господь прощает злодеяние пролития крови воплощенного Сына Божия и обращает его во спасение, освящая человечество ради этой крови благодатию Духа Святого.

Дух суда и дух огня суть пророчество о том высшем крещении, о котором вещал Св. Иоанн Креститель, говоря о Господе Иисусе Христе: „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем“342. Это тот огонь, который Господь пришел свести на землю и который должен был возгореться после страдания Его343,-огонь веры и любви и надежды. Это Дух Святый, сходящий в виде огненных языков на Апостолов (Деян. 2:3–4), о котором глаголал Господь ученикам перед страданием, именуя Его Утешителем, Духом Истины. (Ин. 14:16–17,26, 15:26, 16:7–14). Таково значение пророчеств, высказанных Исаиею о спасении человечества в ст. 3 и 4 гл. IV.

5. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.

6. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.

Образы 5-го стиха заимствованы из повествований об исходе из земли Египетской344, – из земли рабства в землю свободы народа Израильского. Слова эти, как пророчество, не относятся ни к какому событию, предшествовавшему явлению на земле Бога во плоти, Спасителя нашего. Пророчества 5–6 стихов этой IV главы Исаии могут быть поняты лишь из истории церкви Христианской, когда общины, освящаемые и ведомые благодатию Св. Духа, проходили трудный путь подвижничества и мученичества и гонений, покрываемые как Израиль в пустыне шатром Божией помощи345, имея в таинствах и в присущей им благодати Божией освещение, как столпом огненным, и осенение от зноя пустыни, как облаком.

Упомянутая в 5 стихе гора Сиона здесь очевидно знаменует город Иерусалим, как место, где совершаются великие судьбы Божии о спасении человечества: это та гора, на которой совершилось великое таинство искупления; но в другом смысле это уже не материальный, а горний, небесный Иерусалим, в который человек несет в дар Господу свое сердце. „Вы приступили, говорит Апостол, к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов“ (Евр. 12:22).

Огонь, ведущий к граду небесному духовного Израиля, это- огонь любви и веры, возженный Спасителем, от которого возжигались постепенно все светочи мира, и этот огонь любви и славы сопровождал церковь Христову во время бедствий, а во дни спокойствия благословлял ее развиваться тихо и непрестанно, прикрывая ее как бы облаком и дымом. Последнего слова нет в книге Исход, но в книге Исаии оно по-видимому есть напоминание символизма Песни Песней, когда Жених „восходит от пустыни, как бы столбы дыма.... мирры и фимиама“346.

„Облако и дым“, говорит пр. Исаия. Дым от мирры и фимиама в ветхозаветной церкви назван: „это великая святыня“347. (И в Христианской литургии это приношение Богу курящагося фимиама, знаменующего вознесение к небу молитвы сердец наших, есть великая святыня). Под этим покровом „великой святыни“ прошла церковь Божия посреди языческих народов, освещая и их великим огнем, который шел впереди ее. Так объясняется 5-й стих настоящей главы. 6-й стих предрекает все будущее и гонимой, и освободившейся уже от гонений церкви Христовой, и состояние каждого из членов Христианской общины. „И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогоды и дождя“. Не временно, а вечно будет покров Божий над верными Ему. Жизнь земная невозможна без бедствий и скорбей, но человеку во плоти указано, что поставлена вечная скиния (шатер) дарованная ему для защиты от всех скорбей. Но мы напомним, что пророк Амос в Мессианском пророчестве говорит: „в тот день Я восстановлю скинию Давидову“ (Ам. 9:11). Исаия XXV, 4 говорит: „Господь защита от бури и тень от зноя“. В нашем Опыте изучения Евангелия Св. Иоанна Богослова (ч. I стр. 74) мы по поводу стиха 14-го I-й главы указывали, что слово „вселися (ескиносен) в ны“, произведено от слова скиния. Другими словами, наша защита есть Спаситель наш Господь Иисус навеки.

* * *

324

См. также IV т. Св. Летописи ч. I, стр. 318, 328.

325

Также в 2Пар. 6:33.

326

В тексте Иеговы.

329

См. вечный закон для человека, указанный Господом. Деян. 1:7.

330

См. в наш. Опыте изучения Св. Евангелиста Иоанна зам. на I, 12–14 (см. в ос. стр. 73 ч. I).

331

См. Опыт изучения Ев. от Иоанна и ссылку на стр. 443 I-й части на Иоанна Златоуста беседа 66 на Иоанна.

335

См. в нашем Опыте изучения Св. Иоанна Богослова ч. I стр. 57 и 68–72.

336

См. Деян. 9молитва Анания и Рим. 1:7.

338

См. в Св. Летописи т. 3-й прим. на кн. Чис. 11„О если бы все в народе Господнем были пророками!“ Вот идеал народа Израильского.

339

„Есть род, который чист в глазах своих, тогда как неомыт от нечистот своих“. Притч. 30:12.

341

См. об Ангеле, на котором имя Господне прим. в Св. Летописи т. 2-й вступление в гл. XXXII Исхода, и пр. 3-е гл. III и пр. 14-е гл. XIV Исхода.

343

Лк. 12:49–50. Ср. наши замечания на Ин. 5:25 в нашем изучении Ев. от Иоанна часть I стр. 227.

344

Исх. 13:21–22, 40:34–38; Чис. 9и след.

345

Ср. у Епископа Петра ч. I стр. 61 в толк. на пр. Исаии прекрасное уподобление его тех времен гонений и скорби и горя Христиан – ночи, освещаемой огнем.

346

См. в IV т. Св. Летописи Песнь Песней, замечания по Олесницкому на гл. III, 6, на странице 315–316 и 323–324 первой части IV т. Св. Лет.

347

Исх. 30с прим. в Св. Лет. т. 2.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle