Глава XLIX
В главе этой с 1 по 13 стих, „призванный от Господа“,– Мессия,-глаголет о том, что Он послан ко всем народам; с 14 по 26 ст. Он утешает огорченный Сион, провозглашая, что Он, Господь,-Спаситель и Искупитель его.
1. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей, назвал имя Мое;
2. и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;
3. и сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
В первом стихе под именем островов,-как в Быт. 10(ср. прим. наше в 1 т. Св. Лет.) – разумеются все племена земные, жившие обособленно друг от друга, отделенные и языками и суевериями и поклонением разным идолам и племенною или родовою ненавистью. Таков был весь ветхозаветный мир земной, не имевший никакого объединительного начала, ибо предание Ноево было забыто, а „благодать и истина Иисусом Христом бысть“. Ко всем народам взывает Мессия, говоря, что Бог Отец призвал его,-как человека, коего зрак Он восприял,– от утробы Матери, „назвав Его по имени“. Мы при этом напомним Лк. 1о словах Архангела, благовествующего Пресвятой Деве: „родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус“1559.
Воззванием Господа к народам в первом стихе устанавливается непреложный закон, не понятый Иудеями, что Мессия грядет для спасения всего человечества, а не для земной славы одних Иудеев.
Обратим еще внимание на то, что, начиная с этой главы, более нет упоминания о падении Вавилона и о миссии Кира. Это были события-преходящие; пророк же начинает вещать о высших тайнах, которых лишь прообразованием были земные события, при чем Вавилон был, как мы видели выше, символическим именем лжи и зла.
В псалмах и пророчествах мы встречаем образ Мессии, вооруженного мечем. Так изображает Мессию псалом XLIV, озаглавленный „песнь любви“, о котором мы подробно говорили в четвертом томе Св. Летописи1560. Так говорит о Господе Иисусе и Слове Божием Откр. 1:16, повторяющее почти буквально стих 2-й этой главы Исаии и изображающее Господа с обоюдоострым мечем, исходящим из уст Его. Вспомним слово Апостола „Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого“ (Евр. 4:12)1561.
Так говорил и Исаия: „Ты соделал уста Мои, как острый меч“. В ст. 2 есть еще и другое подобие: в лоне Господнем, (ср. Ин. 1:18) „в лоне Отчи“, нераздельный со Отцем и Св. Духом, единосущный Отцу, пребывает Сын Божий. Он уподобляется в пророчестве стреле, сокрытой в колчане до явления миру1562. Это стрела любви бесконечной, поражающая и исцеляющая; это-Господь наш Иисус Христос, любовь которого есть „Огонь, который Он пришел низвесть на землю“. (Лк. 12:49).
„Крепка как смерть любовь;.... стрелы ее-стрелы огненные; она-пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви и реку не зальют ее“, говорит таинственная Песнь Песней (Песн. 8:6–7).1563
„Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут и знание упразднится“. (1Кор. 13:8).
„Призванный Господом от чрева Матери Своей“.... „прикрытый тенью руки Господней“, придет Мессия и проживет Он земную жизнь человеческую в тени бедности и неизвестности. Господь глаголет Посланному (ст. 3): „Ты раб Мой Израиль, в Тебе Я прославлюсь“.
В толковании на это место комментарий Спб. Дух. Ак. (стр. 771) говорит: „Отрок Господень, чрез исполнение воли Божией,– что составляло историческое призвание народа Израильского, – являлся как бы олицетворением исторического гения сего народат- Израилем, через которого прославится Бог“1564.
Народ не исполнил своего назначения: „всякий день имя Мое бесславится“, говорит о народе Израильском пророк (Ис. 52:5; ср. Рим. 2:24). Но „раб Господень“, „Отрасль корня Иессеева“ (Ис. 9:1), „проявит правду и славу Господню пред всеми народами“ (Ис. 51:11). „Спасенье от Иудеев“-напоминал в разговоре с Самарянкою Господь наш Иисус Христос (Ин. 4:22). Иудеям было вверено в ветхом завете слово Божие, посреди их paздалось оно из священных уст Того, о Котором сказано: „Он упасет народ Мой Израиля“ (Мих. 5:2; Мф. 2:6). Из среды Иудеев избраны Им и посланы на проповедь Апостолы.
Он, Отрок Господень, Господь наш Иисус Христос, есть Тот, который: „явил Бога на земле“1565 и „прославил Его“1566.
Напомним прекрасное выражение Св. Иоанна Златоуста в беседе VII на I Посл. к Кор. II, 6–7, со ссылкою его на Еф. I, 12: „Бог почитает наше спасение Своею славою“. (В изд. 1863 г. стр. 106).
4. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.
В пророчестве этом поднимается отчасти завеса той страшной для ума человеческого, тайны о страданиях Богочеловека в Гефсиманском саду1567. Не ужас страданий, ожидающих Его, не страх смерти были причиною, что капли крови капали с священного чела Его, но горькое сознание по человечеству, что в минуту моления Его труды Его еще оставались бесплодными: Он хотел „собрать как птица птенцов своих, но они не захотели“ (Мф. 23:37). Он жизнь свою полагал зa овец Своих, а они кричали: распни Его! Но Он сказал еще: „есть у Меня и другия овцы.... они услышат голос Мой“ (Ин. 10:15–16). И это было утешение и вознаграждение Отрока Господня, глаголющего в пророчестве: „награда Моя у Бога Моего“. Ибо, хотя „свои не приняли Его“, но приняли Его другие, которым „Он даровал право быть чадами Божиими“ (Ин. 1:11–12).
Но, восклицает Апостол Павел, указывая на то, что и Израиль спасется, когда обратится к Господу: „всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его“! (Рим. 11:32–33).
Итак, мы видим, что в стихе 4 как бы предначертывается в немногих словах вся земная жизнь Мессии, Который – Сам Бог испытывает все душевные и телесные страдания человеческие, даже до горького сознания бессилия человеческого, видя, как человек, что труды Его напрасны1568.
Но пройдя страдания человеческие, Он Сам глаголет, что „право Мое у Господа и награда Моя у Бога Моего“. Только Бог мог спасти человечество, и Божество в Сыне Человеческом воскресило всего человека в Нем и с Ним, прославив в Нем Бога по всей земле, что и составляло цель пришествия Мессии: „в Тебе Я прославлюсь“ (выше ст. 3). „Бог почитает наше спасение Своею славою“, говорит Златоуст. (См. выше прим.).
–
5. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова, и чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя.
6. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
К тому, что мы сказали в предыдущем примечании на ст. 4, мы присовокупим, что комментарий Спб. Дух. Академии (стр. 773) указывает на чтение стиха 5-го по Кетибу, принимаемому и блаж. Иеронимом (non congregabitur), по которому Израиль не соберется к Господу, не обратится к Нему. На это же чтение указывает Speaker’s Commentary in loco, (p. 255, note), который и по узаконенн. тексту читает: „хотя Израиль не соберется, но Я прославлюсь в очах Господа“.
Стих 6-ой связуется с этим чтением, поясняя, что не к одному Израилю послан Мессия. Англ. комментарий, на который мы выше ссылались, указывает в примечании, что Израиль выработал в себе убеждение, что он один имеет право на милосердие Божие, и эта мысль была преступна, как бы умаляя славу Божию1569.
В 6-ой главе Иезекииля указывается, как относительно мало из Израильтян воспользуются даже возвратом из плена (Иер. 44:28); но и все пророки, как и Апостолы не переставали говорить, что „остаток только спасется“, разумея спасение, приносимое Мессией (Ис. 1:9, 11:11; Иоил. 2:32; Рим. 9:27, 11:5). Потому конец стиха 6-го представляет собою переход от меньшего к обширнейшему: „но Я соделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли“1570.
Но тем не менее Израиль потому будет почтен, что „спасение от Иудеев“. (Ин. 4:22).
7. Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя.
Речь идет о Мессии, а не о народе Израильском. Раб властелинов, поносимый народом, к которому обращены слова Господа Искупителя, Святого Израилева, есть Сам Господь Иисус Христос. Ему поклонятся цари и князья всего мира, „ради Господа, который верен, ради Святого Израилева“, потому что Мессия,-„посланный от Господа“,-единосущен Отцу, потому что, не смотря на зрак раба, Он-Бог всемогущий, потому что Избирающий и Избранный едино суть: „Аз и Отец едино есма“1571.
8. Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные.
9. сказать узникам: „выходите“, и тем, которые во тьме: „покажитесь“. Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их;
10. не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.
В стихе 8 прежде всего останавливает наше внимание выражение, которое повторяет Апостол Павел во 2Кор. 6:2, указывая, что оно относится ко времени пришествия Господа Иисуса: „Во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе“. „Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения!“ восклицает Апостол. Слова пророчества относятся не только к спасаемым, но и к Богочеловеку Спасающему. Вспомним страшные нравственные страдания Богочеловека по человечеству1572, которые испытывала душа Его человеческая в Гефсиманском саду (см. Евангелия), и напомним слова послания Евр. 5:7: „Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного“. Сын Божий и Сын человеческий среди страданий Его человеческого умного и плотского существа получает помощь от Бога как человек через Ангела, посланного укрепить Его, как указывает Лк. 22:43. В Нем получает помощь и все человечество.
За тем 8 стих можно сблизить с 6 стихом главы 42-й. И там и здесь „Отрока Господня“ Господь держит за руку, охраняет Его и ставит Его заветом народа. В главе 42-й прибавлено „во свет для язычников“; в настоящей главе то же указание по существу, но в словах еще более замечательных, потому что они напоминают первое грехопадение человека, говоря: „чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные“, чтобы „восстановит землю“.
Следующие стихи 9–10 развитие той же мысли. В них мы прозреваем проповедь Евангелия и прозрение „сидящих во тьме“1573. Под именем пасомого Господом стада, кого же разуметь, как не тех, которых Он Сам назвал Своими овцами? (Ин. 10). Это – бывшие узники греха и мира, которых Он освободил; слепые разумом, которые прозрели, нравственно бессильные, которых Он укрепил, чтобы они шли зa Ним. Призываются к свету и освобождаются от уз все безразлично Иудеи или язычники, если только „они приняли Его“ (Ин. 1:12–13) Он пришел освободить и восстановить „всю землю“ (стих 8). Идущие в стаде Господнем „не будут терпеть голода и жажды“. Весь стих 10-й берет образы из книги Исхода. Но настоящее значение глада и жажды и утоления их на вечно в смысле духовном раскрыто лишь Господом (Ин. 6:35,54) и защита от палящих знойных лучей солнца для нас, еще ходящих в пустыне мира, есть Христос: „хранитель наш, Господь сень наша... и солнце не поразит нас“1574. О полном и окончательном исполнении в будущем пророчества о (ст. 10) приводимых „Милующим к источнику вод“ ср. Откр. 7:16–17; „они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной,... ибо Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод“, что совершенно соответствует пророчеству стиха десятого наст. главы Исаии, где вместо Агнца назван „Милующий“.
Заметим еще, что последние слова стиха 17-го, VII главы Откровения: „и отрет Бог всякую слезу с очей их“,-соответствуют пророчеству Ис. 25:8, „И отрет Господь Бог слезы со всех лиц“, как мы и указывали в толковании на эту главу.
11. И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты.
12. Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим.
Мы сближаем читаемый стих 11-й с стихами 3 – 4 главы XL: „приготовьте путь Господу... всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся....“ Как там, так и здесь говорится об облегчения пути человеку к Господу, об уравнении и улучшении дорог, ведущих во спасению. К подобным же пророчествам надо отнести Ис. 35:8: „И будет там большая дорога и путь по ней назовется путем святым“. Ср. также: „приготовляйте путь народу“. (Ниже Ис. 62:10).
Господь не только призывает все человечество ко спасению, но еще облегчает каждому возможность придти к Нему, предупреждая однако, что надо искать не простора своим желаниям, а идти прямым, „но тесным путем“1575. В Ис. 40указано косвенно на обширную степь желаний человеческих, в которой непослушный Богу пробивает свою стезю. Не так покорный раб Господень; он идет тесным и трудным путем, но это путь прямой к Господу и „называется святым“ (Ис. 35:8). Это путь обуздания своей воли чрез подчинение ее воли Господней.
Стих 12-й видит в будущем призвание людей от всех стран света к Сиону и свету и спасению (ср. Ис. 2:2–3); ибо, как сказал Сам Господь: „многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом в царстве небесном“. (Мф. 8:11).
Под именем „Синим“ ныне лучшие комментаторы1576 разумеют страну Син, или Хин, или Цин, т. е. Китай. Китай несомненно был известен древним, чрез Финикийских торговцев, плававших в Индию, которая имела издавна сношения с Китаем, чему служат доказательством, между прочим, найденные в гробницах Египта фарфоровые сосуды, несомненно китайского происхождения1577.
13. Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.
Стих 13-й, в связи с предыдущими стихами, указывает цель пришествия Еммануила, к Которому текут народы со всех стран света. Радость пришел Он принести на землю (Лк. 2:13–14), радость просветления души человеческой, имеющей отрешиться от плоти и мира и узреть правду, любовь и свободу, дарованную Господом избавленному от уз греха человеку. (Ср. Ис. 2:3; Пс. 44; 2Кор. 3и мн. др.).
14. А Сион говорил: “оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!“
Так говорили Иудеи, на которых обрушились несчастия, считая себя единственным на земле Сионом. Но не таково было значение Сиона пред Господом: именем этим должен был назваться тот центр духовной жизни человечества, из которого распространялись бы лучи света истины на всю землю. В ветхозаветный период Сионом и называлась гора Божия, на которой возвышался храм Всевышнего, освященный Им (ср. 3 Цар. гл. VIII и IX). Духовный центр человечества находился среди общины верных Господу, которые с верою и надеждою внимали пророкам, говорившим об Еммануиле. Грехи народа и повторенные осквернения храма (напр. Иез. 8, 9Иез. 10, 11:23), по-видимому уничтожили Сион на земле; так говорили Иудеи, сосредоточивая в себе человечество; но в следующих словах пророчества Исаии мы видим, что Господь исполняет обетования, данные всему человечеству, и тогда имя Сиона переносится на всех тех, „которые призовут имя Господне“ (Иоил. 2:28–32; Деян. 2:21); ибо как говорит Апостол всем Христианам: „Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах“... (Евр. 12:22–24). Таково значение новое Сиона, призывающего к себе всех людей.
15. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.
16. Вот, я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною.
17. Сыновья твои поспешают к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя.
Так Говорит Господь: забуду ли Я свое создание, созданное „по Образу и подобию Моему“ (Быт. 1и прим. в Св. Лет).
Слова стиха 16-го относятся к горе и граду небесному, о котором Ис. 26говорит: „Город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала“. Эту духовную крепость Господь-(говоря образно языком человеческим)-начертывает на дланях Своих, как бы для памяти, что означает для людей, что обетования спасения непреложны. Нельзя пройти молчанием и того мнения Св. Кирилла Алекс., что в словах сих есть тайный пророческий намек на распятие Спасителя нашего, который, конечно мог быть понят лишь после совершившейся великой тайны воплощения и страдания Еммануила, Мессии, Богочеловека.
В стихе 17 вместо слов „сыновья твои“, Вульгата читает: „строители твои“, „structores tui“1578. В смысле исполнения пророчества существенного различия в этих переводах нет; так как верующие: „сыновья света“ (Ин. 12:36) по благодати Божией и были строителями Церкви Христовой, нового Иерусалима- в лице Апостолов, Евангелистов, мужей Апостольских, Епископов и пресвитеров, ими рукоположенных, и всех верующих, из которых зиждется храм Бога живого1579. Под именем опустошителей и разорителей Витринга, за которым следует Епископ Петр (толк. ч. II, стр. 129), разумеет тех лжеучителей, о которых говорят Апостолы: Так Иоанн (Ин. 2:19): „Они вышли от нас, но не были наши“; и Апостол Павел (Гал. 5:12): „о если бы удалены были возмущающие вас“!
Но может быть слова стиха 17 следует понимать еще более широко, относя их к окончательному утверждению мира в Церкви Христовой, когда она, торжествующая, покорила мир1580. Тогда явится в славе красоты своей невеста Христова к Возлюбленному своему:
18. Возведи очи твои, и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста.
В 4 томе Св. Летописи (ч. I, стр. 225–237 и стр. 303–336) мы рассматривали содержание Псалма 44-го и Песни Песней Соломона, имеющих между собою несомненную связь и рисующих Церковь Христову, как Невесту Его, окруженную подругами.
Отсылая к этим частям нашего прежнего труда для знакомства с этими замечательными пророчествами, мы здесь остановимся только на некоторых образах и выражениях, которые связуются с читаемым стихом Исаии. В Пс. 44 стихи, обращенные к Невесте, заклинают ее: „забыть свой народ и дом отца своего“ (ст. 11 в 4 т. Св. Лет. стр. 233). Она уже не национальная, она мировая Церковь; поэтому и в выражении Исаии сказано: „все они (другие народы) собираются, идут к тебе“1581. И засим чрезвычайно замечательно выражение Исаии: „ими (этими приобретенными из всех народов душами) ты Церковь Христова облечешься как убранством, и нарядишься ими как невеста“. Потому в стихе 14 Псалма 44-го и говорится Невесте: „Вся слава дщери Царя внутри“1582. Наряды Церкви, как Невесты Христовой, состоят в уловлении душ ко спасению. Стала она Невестой не потому, что она была облечена славою мирскою; богатство ее,-сначала бедной и угнетенной,-даровано ей Женихом и состояло в дарах духовных, которыми она приобрела миллионы душ Христу; но эти приобретения и служили ей украшением. После того дана ей и слава земная, как добавляет Пс. 44-й в конце ст. 14: „одежда ее шита золотом“. Мы закончим это сближение с Исаией указанием на Пс. 44:15–16, в котором Невеста сопровождается и сонмом подруг своих, дев, под именем которых вместе с нею разумеется весь Христианский мир, припавший к ногам Спасителя1583. И в Песни Песней мы видели1584, что подруги возлюбленной вместе с нею составляют собирательную единицу, изображающую мировую Церковь.
Следующие стихи видят в пророческом видении, не только расширение Церкви, но и совершенную замену детей ветхозаветной Церкви, рожденных по плоти, чадами новыми, о которых глаголал Евангелист Иоанн (Ин. 1:12–13), что им только дано право „быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“.
19. Ибо развалины твои, и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя.
20. Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить вслух тебе: „тесно для меня место; уступи мне, чтоб я мог жить“.
21. И ты скажешь в сердце твоем: кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были?
22. Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах.
23. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся.
Все эти стихи в совокупности за восемь веков до пришествия Еммануила с поразительною верностью начертывают общую схему грядущих событий и замену одряхлевшей народной Израильской ветхозаветной Церкви торжествующею новозаветною коей чада суть чада Божии.
В ст. 19 „развалины и пустыни и разоренная земля“ знаменуют не только Палестину, но в обширном смысле знаменуют ту бесплодную религию обряда, которой заменили фарисеи и книжники полное духа и силы законодательство, преподанное народу чрез раба Божия Моисея. Тесно было просвещенным светом Христовым в этой пустыне и этих развалинах, и они „не могли понести это иго, – но веровали, что благодатию Господа Иисуса Христа спасутся“. (Речь Апостола Петра, Деян. 15:10–11). Тогда и удалились из новозаветной Церкви „поглощавшие Израиля“ (Исаии ст. 19). В этом же значении мы читаем и стих 20-й. В ст. 21 предвидится, что ветхозаветная Церковь, возрожденная в новозаветную, изумляется, видя, что она обогащается чадами, которых она не рождала, не возращала и не знала. На это отвечает исторически недоумение таких святых, как Иакова, брата Господня по плоти, и других Апостолов и братий из Иудеев, (Деян. 11:2,18, 15:2,5–29), которые или считали незаконным обращение язычников, или думали, что их следует подчинить закону Моисееву, пока первый собор не решил этого вопроса, „как изволися святому Духу“, в широте свободы, дарованной Господом духу человеческому: „где Дух Господень, там свобода“. (2Кор. 3:17).
Стихи 22 и 23 указывают, что „спасение от Господа“, ибо „спасение Божие послано и язычникам“ (Деян. 28:28). Сам Господь Бог „поднял руку к народам и выставил знамя Свое“ и понесли на руках чад своих к Господу и в Церковь Его1585. Под это знамя Господа преклонился царь Константин Великий; и с той поры цари – слуги Церкви Христовой.
24. Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?
25. Да! так говорит Господь; и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу;
26. и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.
Добычей сильного было все человечество, утопавшее в грехах, похотях и идолослужении: „никто не может войти в дом сильного и расхитить дом его, если прежде не свяжет сильного“1586. Связать же князя мира, сатану, мог только один Господь. Вот к этому то грядущему в будущем таинственному событию и относится пророчество читаемых стихов. За человечество состязуется с противниками его Сам Господь: „Он победил мир“ (Ин. 16:33); „победою Его поглощена смерть“ (Ис. 25и 1Кор. 15:54). Но чтобы человечество могло участвовать в этой победе нужна была вера в Победителя Христа: „И сия победа, победившая мир, есть вера наша“ (1Ин. 5:4).
В последнем (26) стихе, после наказания самоистребления, объявляемого притеснителям духовного Израиля,-народа Божия,– провозглашаются те священные имена, под которыми прославится Бог завета и обетований, – имена столь близкие сердцу нашему: Господа, Спасителя и Искупителя нашего.
* * *
Ср. еще наши примечания на Исаии VII, 14 о рождении Еммануила от Девы.
Часть I стр. 228–230; см. в особ. стихи псалма 44-го 4–9.
Ср. 2Кор. 10„Оружия воинствования вашего не плотские“... Ср. еще Еф. 6:17: „мечь духовный, который есть слово Божие“.
Комментар. Спб. Дух. Акад. стр. 771; сс. на Св. Кирилла Алекс.
См. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 331–333.
Коммент. ссылается на Ис. 42:1. Ср. Ин. 17„Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить“.
Ин. 1и см. наше изучение Евангелия Иоанна, ч. I, стр. 78–80.
Потрясающе изображены нравственные страдания Господа Иисуса Архиепископом Иннокентием („моление в Гефсиманском саду“).
„Вся Господь измеряет Своими страданиями, аки некоею наукою человеколюбия, дабы могл ведати из Своих и наше“. Григ. Богослова Слово о Сыне второе; в изд. Слав. 1848 года т. II, лист 147.
Мы просим просмотреть в нашем четвертом томе Св. Летописи, в 2-ой ч. в главе о пророке Иове, урок, преподанный ему от Господа. Стр. 206 – 207, 208, 223; 229–230; 237–248.
Обращаем внимание читателя на беседы Иоанна Златоустого на посл. к Коринфянам (См. в особ. бес. IV в изд. 1863 г. стр. 47 – 66), где он поразительно выставляет слабость человеческих сил, посланных на проповедь, которые однако благодатию совершили Божие дело – покорение мира Христом.
Ин. 10и см. наши замечания в нашем изучении Ев. от Иоанна, ч. I, стр. 386–387 (ср. стр. 377).
„Не Бог страдал во плоти, а Богом во плоти Его совершено страдание“, „Божество бесстрастно“. См. св. Афанас. Вел. прот. Аполлинария ч. III, стр. 400–402 (Москва 1852).
Ср. Лк. 4и сл. с Ис. 61:1–3. Ср. Ис. 9:1–2 и Мф. 4:16.
Мф. 7:13–14. Ср. наши замечания на Исаии XL, 3 „прямыми сделайте в степи стези Богу нашему“.
Speaker’s Comment. in loco p. 256, note 12. Толкование Спб. Дух. Акад. стр. 776 (in loco).
Ср. Wilkinson''s Ancient Egyptians, ed. of 1874. v. II, pp. 68–70. Что сосуды в могилах Египта китайские, в том нет сомнения: существует только разногласие, к какому времени отнести их ввоз. Дж. Девис относит его ко времени Птоломеев, но многие ученые, как напр. Геерен, Idées sur lа politique et le commerce des peuples de l’antiquité (фр. изд. 1830–34 год.) прозревал, что караванные пути и торговля древних были обширнее, чем предполагали.
Так и Александр. Библия; так и Немецкая Библия. См. объяснение перевода в комм. Спб. Дух. Акад. стр. 778.
1Кор. 3:16,17, 6:19; 2Кор. 6:16. Напомним еще книгу Пастыря Ерма. (См. Пис. мужей Апостольских, Преображенского. Изд. 1894). См. лат. изд. в Patrologie de Migne (1856 том I).
Можно разуметь и время Константина, и время Феодосия Великого, и наконец утверждение догматов Всел. Соборами.
Ср. Пс. 44с объясн. нашими в 4 томе Св. Лет. ч. I стр. 234.
См. наши объясн. в 4 томе Св. Лет. ч. I стр. 234–235.
Просим просмотреть в 4 т. Св. Лет. наши мысли по этому предмету, ч. I, стр. 232–236.
См. в 4 т. Св. Лет. стр. 318; 319–320; 324, 328.