Послание 8(196). К Прокопию монаху
Пишу к тебе, почтеннейший, теперь, когда встретил посыльного, доставившего письма, мое и твое, который и побуждал меня к тому, так как и твое благочестие желает этого и любит. Радуйся же, человек Божий, радуйся, прекраснейший из друзей и притом старых; радуйся, знаменитый благочестием и славный ведением.
Где ты, зачем некогда оставил нас, скрывшись на столь долгое время? Почему ты заключился дома, не выходишь и не являешься между людьми? И наконец, – скажу смелее, или любезнее; ибо любви свойственно не уклоняться от напоминаний, полезных для любимого, – зачем ты так поступаешь? Зачем ты, который удалился от мира через принятие монашеского совершенства, и возвратился домой; расторг узы пристрастия, – ибо это означает отречение от мира, – и опять связал себя сожительством с госпожою супругою и богохранимыми детьми; и, что еще страннее, остригся по обыкновению живущих в уединении и принял посвящение чрез Божественное тайнодействие, и опять отпустил волосы по примеру живущих в пустыне? «Каждый», – говорит апостол, – «оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор.7:20). И еще в другом месте: «не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор.10:32). И еще в ином месте он говорит о самом себе: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:13).
Каждый дает о себе знать собственным видом, воин – тем, что носит меч, гражданин – тем, что носит плащ. Вообще почти каждый из облеченных властью или занимающихся искусствами или ремеслами носит приличествующую ему одежду. Так врач не возьмет пастушеского посоха, и пастух не возьмет в руку врачебного орудия. Если же так бывает в этих делах, то тем более в духовных и величайших никто не должен ни жить, ни являться несвойственно своему состоянию, чтобы ему не подвергнуться определенному от Господа осуждению, как соблазнителю мира, чего постараемся избегнуть, возлюбленный, особенно мы, отличающиеся от других и ведением, и саном. Ибо «строг суд над» теми, кто получил преимущество, «ибо меньший заслуживает помилование», как написано (Прем.6:5–6). Также и Господь сказал: «кому дано много, с того больше взыщут» (Лк.12:48).
Итак, увещеваю, будем остерегаться, чтобы нам, которые должны быть светом для находящихся во мраке, не сделаться противными призванию, и чтобы нам, которые обязаны быть «солью земли», по Евангелию (Мф.5:13), не потерять силу по нерадению. «Все должно быть благопристойно и чинно», – взывает апостол (1Кор.14:40), – все на пользу ближнего, а не ко вреду. И в делах, дозволенных нам, да не произошел соблазн, – и Великий Василий этого требует, и весь вообще Ветхий и Новый Завет повелевает – каждому должно оставаться в собственных пределах и обычаях.
Не подумай, господин, что я обращаюсь к тебе с высокомерием; нет, напротив, с великою любовью и заботливостью, относя твои дела к себе самому, по союзу любви, и желая спасения почтенной душе твоей так же, как самому себе. Если же в словах моих есть что-нибудь непристойное, то ты своим словом научи мое смирение и убеди, что ты поступаешь надлежащим образом в том, что подверглось укоризне, как непристойное.