Глава XLVII
Падает Вавилон-центр всех идолопоклонических культов передней Азии. В нем, по-видимому, надобно искать первообразов всех божеств Сирии, Ханаана, Финикии, Кипра, Аравии, которые чтились под разными именами, но воспроизводили почти неизменно солнечные мифы и мифы оплодотворения и животной любви. Отсюда же идут сказания о подземном мире, в котором царствует богиня, впоследствии чтимая под именем и Персефоны и трехъформенной Гекаты, богини чарований. Поэтому Вавилон с его божествами есть типический образ всего языческого мира.
1. Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною.
„Дочь Халдеев“ – чрезвычайно меткое воспоминание о всей истории Вавилона, со времени Немврода и основания Халдейского царства, в котором возникли все начала Кушито-Аккадской культуры. В нее внесли свои знания: металлургию, знахарство, магию и гвоздеобразное письмо племена, говорившие приклеевающими языками, пришедшие в Месопотамию ранее Кушито-Семитской волны и смешавшиеся с Кушитами, которые с своей стороны дали стране свой язык, астрономию, астрологию и свой астрономический пантеон, которому подчинен был мир духов, чтимый Аккадами1526.
Но вот престол навсегда отнят у этой цивилизации, „дочери Халдеев“, „дочери Вавилона“. Она сведена в прах; она посрамлена, осмеяна и осталась уделом рабов.
2. Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки:
3. откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого.
Не смотря на полную распущенность нравов, восточная женщина всегда от древнейших времен обязана была соблюдать строгое наружное приличие. Даже блудница „кедеша“, сидящая на перекрестке, имела лицо свое закрытым1527. Все же указания двух читаемых стихов могут относиться лишь к презренной рабыне, которая не только потеряла стыд, но потеряла право иметь стыд. Таковою и представляется девица (ст. 1), символирующая Вавилон, которая, по смыслу 2 –3 стихов, ниже блудницы. В конце стиха 3-го указано, что это-мщение Господне зa все зло, содеянное „дщерью Халдеев“.
Вслед зa этим пророк, созерцающий грядущие события в видении, восклицает:
4. Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев.
Все комментаторы замечают, что это восклицание вырывается из души пророка, тогда как все пророчество о Вавилоне говорит пророк от имени Господа.
Следующие стихи продолжают речь, обращенную к Вавилону, переполнившему меру беззакония.
5. Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев, ибо вперед не будут называть тебя госпожою царств.
Мы напоминаем, что это не падение только царства, это полное уничтожение памяти об народе и его культуре, заменяемой другим мировоззрением. Религия и цивилизация Месопотамии уходят в мрак и бесследно исчезают.
6. Я прогневался на народ Мой, уничтожил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое.
7. И ты говорила: „вечно буду госпожею“, а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после.
Мы имели случай говорить по поводу обзора исторических событий, взятия Самарии, и позже, нашествия Сеннахерима и речи Рабсака, сколько ужасающей жестокости заключалось в самом факте переселения сотен тысяч семей из одной страны в другия, далекие страны. Но эта система была не исключительно Ассирийской; начало ее несомненно относится ко временам первой Вавилонской монархии1528; это плод всего строя жизни, ума и paзвития безжалостных жителей Месопотамии, не знавших, что такое сострадание1529. Последняя капля, переполнившая чашу долготерпения Господня, было насильственное переселение (совершенное Навуходоносором) за которым последовало и истребление народа в Иерусалиме и уничтожение самого града. В основании всех этих жестокостей лежала, – как указывает ст. 7, который надо сравнить с Ис. 10:5–16, 14:1–23 – необычайная гордость этих владык, мнивших себя непобедимыми, а царства свои-вечными. Поэтому то, как мы указывали в своем месте, цари Ассирии и Вавилона избраны типами сатаны1530.
8. Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: „я, – и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей“.
9. Но внезапно, в один день придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, не смотря на множество чародейств твоих и на великую сиду волшебств твоих.
10. Ибо ты надеялась на злодейство твое; говорила: „никто не видит меня“. Мудрость твоя и знание твое- они сбили тебя с пути, и ты говорила в сердце твоем: „я, и никто кроме меня“.
11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в сидах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь.
Царства весьма часто изображаются в Св. Писании в образе женщины; вдовою изображается государство, потерявшее вождя и царя, с понятием которого соединяется понятие о силе защиты и нападения, так как он естественный владыка военных сил.
Эти образы переносятся часто и на Израиля, с тою особенностью, что мужем дочери Сиона Сам Господь Саваоф, Владыка сил небесных1531. Стало быть, в ст. 8–9 наст. главы и др. Вавилону, как вдове, предсказывается потеря главы государства, потеря силы и войска и кроме того потеря чад, что указывает на исчезновение народа, составлявшего это государство. Оно стирается, как национальность, с лица земли.
Далее конец стиха 9-го и стих 10-й говорят о волшебствах, чародействах, о знании и мудрости, которые существовали в Вавилоне, при чем упоминается о великой силе волшебств, практикуемых в Халдее. Мы знаем из многих уже опубликованных текстов, найденных в так называемой библиотеке Ассурбанипала1532 в Ниневии и сделанных с них переводов, как сильно развито было шаманство, которое заимствовала Семито-Кушитская культура у бывших когда-то кочевых Аккадов, осевших ранее Кушитов на низовьях Евфрата. Здесь не место вдаваться в разбор найденных текстов, объясненных знаменитыми Ассириологами; мы хотим только остановить внимание на том, что в Св. Писании не отрицается того, что волшебства и чародейства имели великую силу. Мы знаем о видении Саулом тени Самуила, вызванного Ендорской волшебницей1533; мы знаем и о волхвах Египетских могущих произвести сверхъестественные явления; мы знаем из Второзакония (втор. 18:10–14), как строго запрещено было Евреям заниматься волшебством, и мы знаем, что и в наше время среди племен Азии, у которых есть шаманы, и среди негров в Африке, у которых распространена магия, производятся многие явления, положительно превышающие человеческие силы. Поэтому в 2 т. Св. Летописи1534 мы и указывали, что нет сомнения в том, что шаманство и магия суть явления, в которых участвует демоническая сила, как в том признавались некоторым протестанским миссионерам самые шаманы, обращенные потом в христианство. Мудрость и знание, о которых говорит ст. 10, суть указания на очень значительное развитие естественных наук и положительное знание многих законов природы, которыми кичились Вавилоняне, говоря: „я и никто кроме меня“. Но ст. 11 указывает, что не смотря на все это, и на гадания, которыми они старались узнать будущее (ср. Иез. 21:21), никто в Вавилоне не будет знать, откуда разразится гроза и кто будет виновником полного разрушения царства. Мы напоминаем по этому случаю, что Сиаксар Мидийский, в союзе с Набополассаром Вавилонским, разрушили Ниневию и уничтожили царство Ассирийское. Но эти же Арийцы Мидяне под главенством Персов были молотом, которым раздроблена Вавилонская монархие в дребезги, а самый Вавилон взят внезапно отводом ночью вод Евфрата, когда Вавилоняне считали себя безопасными, окруженные водами и болотами Евфрата.
12. Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть устоишь.
13. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе.
Заметим, что пророк говорит, что Вавилон занимался чародейством от юности; мы в этом видим прямое указание на шаманство и магию, которые процветали при самом основании царства в то время, когда Кушиты встречаются с племенами шаманскими, говорившими приклеевающими языками, и, сливаясь с ними, заимствуют от них те знания, которые составляли достояние племен кочевых средней Азии: бирки, как начало гвоздеобразного письма, эмпирическую медицину, основанную на наблюдениях над животными, и металлургию, начала которой ищут в горах центральной Азии1535.
Пророк именем Господа с иронией спрашивает Вавилонян, думают ли они устоять своими волшебствами против приговора Вседержителя? Могут ли их астрологи предсказать что будет, или отвратить бедствие? (Ср. выше Ис. 41:23,26, 44:25, 45с прим.).
14. Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним.
15. Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону, никто не спасет тебя.
Горят языческие суеверия, бесстыдные обряды, сатанические чары, животные нравы растленного народа, и с ними горят те жрецы лжи, которые поддерживали лжеименным знанием тьму среди толпы, которая едва умела отличить правую руку от левой1536. Пламень, которым горят порождения лжи и сатанинских обманов, не пожар, возженный воинами Кира; это -совершается приговор Божий, изображенный в знаменательной X главе в ст. 17 словами: „Свет Израилев будет огнем и Святый его пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день“1537.
Не остается материалов для огня; все пожжено, что составляло основание и гордость древней Семито-Кушитской культуры. Стих 15-й рисует одиночество, в котором остается бездетная вдова, изображающая Вавилон. Очевидно, что под именем тех, которые отвергнулись от нее, не подали ей никакой помощи, – между тем, как она прежде вела с ними оживленную торговлю, -надо разуметь все области передней Азии, Малую Азию, Сирию, Финикию и самую Аравию. Что Вавилонский культ и его мифы отразились на религиях передней Авии-и через них даже в Греции-в том нет сомнения1538, но и в отношении языческого культа в Аравии, Ленорман в своих Lettres Assyriologiques, в письме о Каабе1539, указывал общность происхождения всех этих Сиро-Арабских мифов, в которых преобладающее влияние играет богиня воспроизведения и плодородия.
* * *
См. Ленормана; La Magie; la Divination; см. в особ. в франц. издании 1874 года la Magie, рр. 131–133, 292 ed. passim.
См. в 1 т. Св. Лет. наши прим. на Быт. XXXVIII, 14–15, 18 и 24. Мы указывали, что совокупность обстоятельств указывает, что в Ханаане в это время преобладало влияние Халдейской цивилизации.
Заметим, по исхождение Ассура на север, семейства Фарры на запад и племен хананейских с Персидского залива в Финикию совершается под давлением Кушитов Халдеи.
Мы просим сравнить о причинах гибели Содома наши прим. в 1 т. Св. Лет. на Быт. XIX, 2–4. Кн. Яшар, приводимая нами, особенно указывает на безжалостность жителей. (Ср. укоризны Исаии Иудеям Ис. 1:9,17,25).
См. наши примечания на XIV гл. Исаии и V главу общего вступления в этот том.
Ср. Господь яко муж или жених: Ис. 49:18–26, 50:1, 54:1–5,6–7, 62:5,11 и Зах. 9:9; Иер. 2:2, 3:1–20; (Иезекииль XVI, XXIII о прелюбодийстве Израиля) и мн. друг.
См. в особ. Опперта: la bibliothèque de Ninive; ср. Smyth’s Assyrian discoveries.
Мы не раз обращали внимание на то, что из Месопотамии шел культ и соединенное с ним мировоззрение на всю переднюю Азию, даже до Средиземного моря.
Ср. наше прим. в Св. Летоп. пр. 2-е на Исход VII, 11 и 12.
См. Les premières civilisations de Lenormant, voir l’époque néolithique et l’invention des métaux. В вашем исследовании Promethée, Pandore etc., мы пытались сделать по Есхилу (р. 22–25) и по другим мифографам очерк этой кочевой цивилизации, которую ведические Греки, Ахеяне и Дорийцы, находят среди Пелазгов, и которой представитель Прометей, препирающийся с Зевсом.
См. книгу Ионы и научение ее в нашем 4 т. Св. Летописи ч. II. См. в особ. страницы 212–213, 232, 246–248.
В X главе речь только об Ассуре; но в ХIII и XIV гл. очевидно, что падение Ассура и Вавилона суть части одного события которого общий смысл: падение царства сатаны (см. прим.).
См. в нашем переводе Гезиода, в Теогонии примечания на легенду, отмеченную № VI; самые чудовищные образы очевидно заимствованы из Ассирийских изображений и Аккадских заклинаний.
Sur le culte de la Kaabah, antérieurement a l’islamisme; édit. lithographiée de 1872. Lettre V, adressée a M-r A. Longperrier; чрезвычайно любопытное, основательное и тонкое изыскание. См. в особенности в Ор. cit. рр. 149–150 об Истар; стр. 280 и след. См. еще об Астарте, стр. 285, 293–294; 309–319 и см. „Resumé“, рр. 331 et suiv.