Источник

Глава XLVI

1. Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременен для усталых животных.

2. Низверглись, пали вместе; не могли защитить носивших, и сами пошли в плен.

Пророк видит картину разграбления храмов после взятия Вавилона Персами и Мидянами. Она очень характерна в том отношении, что избражает совсем другое отношение к идолам, чем то, которое существовало в Семито-Кушитских обычаях. Мы знаем из Ассирийских надписей и изображений1519, что истуканы богов побежденных народов уносились в плен с почестями, на плечах воинов, и ставились в храмах победителей, как доказательство, что боги их сильнее богов побежденных. Мы знаем из надписи Сеннахерима (около 648 г.), что он, победив Вавилонян, считал долгом своим возвратить в Ассирию статуи своих богов, взятых около 1130 года (зa 418 лет тому назад) Вавилонянами, которые хранили их с почтением1520.

Между тем в читаемом нами пророчестве 46-й главы идолы, взятые победителями, навьючиваются на животных, как ценный по металлу лом и более ничего. Очевидно, что это-совершенно новое отношение к истуканам новой расы, вызванной Господом с востока.

Мы считаем нужным сказать несколько слов об упомянутых в первом стихе божествах. Мы должны предупредить, что нельзя отожествлять вавилонского Вила или Бела с Ваалом ассирийским, или с Ваалом Ханаана, Моава или Финикии. Слово Бел или Ваал имеет значение господина; но божества, носившие это прозвище, не все совершенно тожественны. В древней Халдее Бел носил имя Нипру „ловец“, „охотник“, при чем Роулинсон указывает, что это очень похоже на воспоминание о Немвроде. В Ассирии Бел, – которого культ очевидно вынесен колонией Семитов из Ассирии (Быт. X, 11) считался вторым божеством; первым же был Ассур вождь и потом эпоним этих семитов, принявших имя Ассириян. Надо при этом заметить, что выше Бела в Халдее и Ассура в Ассирии признавался высшим богом, (которому однако не воздавалось никаких почестей) бог Илу-очевидно заключавший память о едином Боге, затемненную идолопоклонством1521. В позднейшей, так называемой второй Вавилонской, монархии, Бел принимает астрономический характер1522 и иногда объединяется с Меродахом. Масперо в Hist. Ancienne (р. 149) дает, впрочем, Белу характер отвлеченного понятия: он утверждает, что имя Бела принималось иногда в том смысле, какое мы даем слову провидение, (la providence)1523. В Ханаане под именем Ваала разумелось жгучее летнее солнце, распаляющее страсти, также чтился в Финикии Ваал-Мелькарт и как жгучее летнее солнце Молох, и как весеннее солнце Адонис. (Таммуц)1524.

Другое божество, упомянутое в 1 стихе, „нибба“, (Наби-у надписей) „Нево“ или „Небо“, соответствует, как указывает Роулинсон (Ancient Monarch. vol. I, p. 140 seq.), планете Меркурий и, судя по значению семитического его корня, имеет связь с глаголом прорицать; известно, что и самое божество Нево предстояло оракулам.

3. Послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней:

4. и до старости вашей Я Тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас.

5. Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?

Ношение Богом народа Израильского, созданного и воспитанного Господом в пустыне, изображено во Второзаконии. Так в Втор. 1говорится: „И в пустыне сей, где, – как ты видел, – Господь Бог твой носил тебя, как человек носят сына своего на всем пути“. И во Втор. 32:10–12 повторяется та же мысль, что Сам Господь (Иегова) выносил народ Свой, как орел вынашивает на крыльях птенцов своих. „Ты тот же“, восклицал Псалмопевец в Пс. 101:28, говоря о том, что все в мире изменяется, кроме Творца мира. Ту же мысль выражает и читаемое нами пророчество, в котором Господь, как любящий Отец, уговаривает непокорное чадо памятовать полученные благодеяния и не забывать, что оно существует только продолжающеюся к нему милостью Господа. Господь напоминает народу, что Он Единый и нет Ему подобного. „Господь создал и носил и будет носить народ свой, если только народ будет памятовать об этой священной истине.

Следующие стихи 6–7 возвращаются к не раз высказанному пророком и обращенному, к разуму человеческому увещанию о ничтожности идолов (Ис. 40:19–20, 41:6–7, 44:9–17, 45и см. наши прим.).

6. Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебренника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним;

7. поднимают его на плечи, несут его и ставят на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, он не отвечает, не спасает от беды.

Мы уже имели случай указывать на подобные же увещания, произносимые позже и Иеремией (см. Иер. 10:2–5,8–9 и все послание его). Ср. в позднейшей книге Прем. Соломона ХIV, 14–21 о происхождении идолов. Заметим, что весь отдел начинающийся словами: „Утешайте, утешайте народ Мой!“ (Ис. 40:1) особенно направлен к искоренению в умах и сердцах Израильтян идолопоклонства. Пророк старается поколебать в умах их суеверный страх их перед идолами; он словами разумного увещания доказывает им, что идол – создание рук человеческих – не может делать им зла, как не в силах сделать им и добра. Пророк говорит преимущественно разуму человека; он убеждает своего соотчича самому рассудить, может ли иметь какую-либо силу вещь, им самим сделанная. И вслед зa каждым из таких увещаний произносится увещание поднять свои сердца к Богу Творцу, единому Промыслителю, ведающему будущее, совершающееся по святой воле Его, и повелевающему пророкам вещать о будущем. Так и в главах XL-XLI и ХLIV-XLV и здесь.

Так глаголет Господь.

8. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу;

9. вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне.

10. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится и все, что Мне угодно, Я сделаю.

Господу угодно было притоком свежих народов и сил обновить упавший низко культурный мир: „пал Вил“! пали Ниневия и Вавилон“.

11. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение, предначертал, и сделаю.

12. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды:

13. Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою.

Вся эта глава обращена к Израилю (ср. ст. 3), которому даны обетования и которому открывается воля Божия. В ст. 8–10 ему воспоминается его прошедшее, в ст. 11 – 13 ему открывается будущее. Грядущие события, совершающияся по повелению Божию, суть исполнение законов правды Его, правда эта приближается, по повелению Божию, к Израилю: все, что совершается и будет совершаться по воле Всевышнего, будет служить к спасению Сиона и к прославлению Израиля, ибо „зв него произойдет вождь“, который упасет народ Божий-Израиля духовного. (Мих. 5:2; Мф. 2:6).

Под именем орла в ст. 10-м несомненно разумеется Кир1525, исполнитель Божиих определений. Отсюда можно разуметь, какой важный исторический момент переживало человечество, когда, говоря словами пророчества Богом вдохновенного Ноя: „Бог распространил Иафета и вселил его в шатрах Симовых, и Ханаан стал рабом ему“. (Ср. Быт. 9и прим. в 1 т. Св. Лет.).

Заметим, что нигде не сказано, что спасение от Кира; ему повелено исполнить часть Божиих предначертаний; приближение его есть частное исполнение правды Божией, но о спасении Господь глаголет (ст. 13)-Я дам Сиону спасение, Израилю-славу Мою. Слава эта-Еммануил, с нами Бог!

* * *

1519

См. Layard’s Monuments: first series plate 65: sec-d. ser. pl. 30, надп. Тиглат Пилезера. Cp. еще у Роулинсона в его Ассирии. (Ancient Monarchies, v. II, Chronology р. 50) у Масперо Hist. Anc. (1876) les Sargonides, p. 418; см. еще y Менана (Annales des rois d'Assyrie pages 236 et suiv.) в надписи в Бавиане, строка 48.

1520

См. Роулинсона Ancient Monarch. v. II, Assyria, р. 33 ed. of 1871. Заметим, что, хотя в 4Цар. 19:18 и говорится, что Ассирияне бросали в огонь некоторых богов, но это относилось к богам ничтожных областей, которые считались малосильными. Но вообще же Ассирияне признавали и чужих богов, что ясно из речи Рабсака и письма Сеннахерима.

1521

См. Роулинсона: Chaldea and Assyria in the chapters on Religion об Беле- Нипру, ловце, в котором Сэр Генрих Роулинсон подозревает Немврода см. его Appendix X to the first book of Herodotus, edited by George Rowlinson.

1522

Астроном Локиер (Norman Lockyer’s: Dawn of Astronomy p. 380) указывает, что храм Бела иметь ясно астрономический характер.

1523

Точно также у Греков часто имя Зевса употреблялось в этом значении. См. вступление в нашем Гезиоде, стр. 35.

1524

Исследование о различных культах Ваала см. у Крейцера в его Символике; и у Guignot (фр. перевод Symbolik). Ср. Кенрика Phoenicia, со ссылкой на Маттера. Ср. Ленормана: „lа Kaabah“.

1525

См. в толк. на Исаию Спб. Дух. Ак., стр. 752 и см. Speaker''s Comment. Vol. V, p. 248. Оба толкования указывают на Киропедию VII, I, 4, в которой Ксенофонт говорит, что Кир эмблемой своей избрал орла.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle