Глава XXI
В этой главе заключаются три пророчества о трех местностях. Под именем пустыни приморской разумеется Вавилон (ст. 9); под именем Думы852 разумеется Едом в горах Сеир (ст. 11); третье пророчество говорит об Аравии (ст. 13). Пророчество обнимает полосу земли от берега Персидского залива до Чермного моря; т. е. тот путь, по которому двигался в Аравию Ассурбанипал около 628 года до Р. Хр. Пророчество видит впереди (за 100 почти лет) событие, изученное новейшей археологией на Ассирийских памятниках853. Перед нами рисуется поход предпоследнего царя Ассирии, когда Ассирия стояла на верху своей славы и своего могущества, и когда в то же время голоса Господних пророков в Иудее предсказывали падение этого царства и великой Ниневии854.
Ассурбанипал, сын Есархадона (Асардона нашего перевода) был великим завоевателем и на памятниках своих хвалится тем, что нога его была там, где никогда доселе не бывала нога Ассириян. После похода на Египет, причем он доходил и до Но (Фивы), и после подавления восстания в Вавилоне, предводителем которого был родной брат его Саул-Мугина,-Ассурбанипал предпринимает поход против главного пособника брата своего сильного арабского вождя по имени Вайтега855 или Ивайте856. Заняв Вавилон, Ассурбанипал сжигает брата своего живым и устрашает возмутившихся ужасающими казнями, но откладывает наказание союзника Вавилона Вайтега, до более благоприятного времени. В это время присутствие его оказывается необходимым в Лидии, и он потом предпринимает второй поход на Египет (при Псамметихе уже), который по-видимому помогал Лидийцам. Поход на Египет кончился ничем. Тогда только Ассурбанипал предпринимает великий поход на Аравию857, для наказания Вайтега, сына Нураса, вождя Аравитян, Нафана, царя Наватеян, и Амуладина, царя Кедара858. Ряд битв происходил сначала на равнине, прилегающей к Евфрату, потом театр войны переносится на равнины Сирии Дамасской, откуда переходит в каменистую Аравию и далее в среднюю часть Аравийского полуострова. Войска Ассирийские занимают Дамаск, потом страну Моавитскую (в Ассир. транскрипции Мухаб); идут на Петру в страну Удуми или Гудуми, которая есть Едом, проходят Захарри859, и наконец проникают в центральную Аравию. На памятниках Ассурбанипала упоминается о Недже и Геджасе, о движении к берегам Чермного моря, об отдохновении в Карасси, об осаде города Джуду (Джедда) и города Янба (?). Венцом успехов Ассурбанипала было взятие города Иатриба, который ныне известен под именем Медины. В Куюинджике найден барельеф, находящийся ныне в Лондоне, на котором изображены: воины, сидящие на верблюдах, которых поражают Ассирияне, и взятие приступом укрепленной арабской деревни.
На возвратном пути Ассурбанипал разгромил Наватеян, и опустошил их страну860.
Мы привели эти сведения, чтобы указать значение произносимых в Иудее пророчеств, для народов, окружавших Иудею, которые видели их исполнение иногда в краткие срок, как в настоящем случае861.
Мы не сомневаемся в том, что со времени Соломона весь древний мир привык видеть в Иудее проявления высшей мудрости и привык прислушиваться к пророчествам, разносимым молвою по многим странам, могущим легко понимать древне-Еврейский язык862. „Объявите и скажите (язычникам), кто возвестил это из древних времен,-наперед сказал это? Не я ли Господь!“ так восклицал пророк Исаия (Ис. 45:21) по-видимому с полным убеждением, что пророчества, им произносимые, делаются известными окружающим Израиля народам.
1. Пророчество о пустыне приморской....
Надписание первого отдела этой главы рисует ту местность, которая окружает Вавилон: а что пророчество относится именно к нему, на то ясно указывает стих 9: „пал Вавилон!“. Вавилон лежал на р. Евфрате, а около него простирается необозримая степь, прорезанная каналами, которые в древности делали эту наносную равнину чрезвычайно плодоносною. Теперь ближайшая к развалинам Вавилона западная часть равнины представляет обширное и довольно глубокое болото, питаемое разливами Евфрата и не дренируемое, как в древности, в порядке содержимыми каналами. Общий взгляд местности, конечно, соответствует названию: „пустыня народов“. Но и в переносном смысле (ср. Иез. 20:35) Вавилон называется пустыней народов, около которой пустыни воздымаются волны народов, которые в свое время и затопят эту пустыню. Еще низменность Вавилона противупоставляется горе Сиону, горе Божией, в которой в свое время „потекут народы“, ища спасения. (Ср. Ис. 2:2–3).
1 ....Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной.
2. Грозное видение показано мне: грабитель грабит; опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец.
Кто он, идущий от пустыни? Этот он есть посланник воли Божией,-народ, которому отдается власть. В поэтическом образе бурь рисует пророк приближение полчищ, идущих на Ниневию и Вавилон. Двигаются они как стихийная сила, сметая, подобно ураганам, свирепствующим на юге,-все по пути своем.
Голос Всевышнего зовет по имени те народы, которым поручено разрушение силы Семито-Кушитских царств и их престольных градов. Елам здесь есть имя Персов, которые занимали страну Сузиану или Сиссию, в которой прежде (Быт. 10:22) жили потомки Елама, сына Симова. Но Семитическое царство пало ранее под ударами Ассирии, а когда толпы Ариев двинулись с востока, то Мидяне заняли северную часть страны, которую мы называем ныне Персией, а Персы или Иран заняли Сузиану, вероятно без борьбы. Поэтому, когда они утвердились в стране, издавна носившей имя Елам, то они стали известны под именем Елама или Еламитян. Иафетиды Мид и Елам являются орудиями воли Божией, как бури и вихри, несущие разрушение на нечестивого863: „в вихре и буре шествие Господа“, говорит пророк Наум864, – т. е. это силы человеческие, – но несокрушимы как силы стихийные, когда они посланы Господом.
В настоящей главе говорится исключительно о Вавилоне, поэтому надо здесь разуметь движение Кира на Вавилон через 160 лет после произнесения пророчества. Но воззвание к Мидянам и Персам есть воззвание торжественное, относящееся ко всему прошедшему этого племени, отделившемуся от братьев своих Индусов (шедших на юг) – чтобы по повелению Божию идти на запад865. Они же были причиною падения Ниневии, но вместе с падением Вавилона окончательно рушится владычество Семитов и Кушитов и Иафетиды вступают во владение миром. Это великое событие в жизни человечества, поэтому падение Вавилона обставлено в пророчестве особенною торжественностью.
3. От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу.
4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня.
Ужас ночью нападает на пророка; откровение говорит и зрению и слуху его; он как бы присутствует при имеющем совершиться событии и видит даже некоторые подробности его; так напр. он видит пир Валтазара. (См. ниже).
Ужас нападает на смертного от потрясающего видения. Некоторые комментаторы указывают еще, что в некоторых пророчествах этот ужас имеет особый характер: по-видимому, пророк объединяется в своем духе с тем народом, о котором он видит видение, и чувствует то горе или тот ужас, которые будут чувствовать миллионы сердец, подвергающиеся бедствию. Так в ХV главе сердце его рыдает с Моавом, здесь на него нападает тот ужас, который нападает ночью на Вавилонян в ночь пира царя их,-когда Персы проникают по руслу Евфрата в город866. Может быть еще, – думаем мы, ужас Исаии имеет и другое психологическое основание. Ранее последнего откровения он видит в будущем еще падение Самарии; он знает также из грозных видений, что падет Ассур, наводящий ужас на вселенную; он знает, что Иуда падет под ударами Вавилона, – но вот перед ним новое видение,– самый Вавилон будет разрушен и на разрушение его грядет новая раса людей, доселе никому неизвестных, которая сотрет с лица земли последнего могущественного властелина древнейшего мира. Перед пророком как бы медленно развертывается книжный сверток, в котором начертаны грядущие события, и сердце его поражается ужасом: что же будет за тем? приходит ему невольно на мысль. Еще не было ему откровения о том, что Кир есть помазанник Божий и исполнит волю Господню867, но он ныне видит, что не станет ни Ассура, ни Иуды, ни храма Иерусалимского, ни самого Вавилона.
Была историческая минута-пасха Езекии,-в течение которой Исаия по человечеству предполагал, что это время отрады и успокоения и возврата на вечно Иуды к Создателю своему; многие и предполагают, что в словах Исаия „отрадная ночь моя превратилась в ужас“, – заключается мысль, что он думал, что счастие народа его упрочено надолго, если не на всегда,-а между тем, зная, что Иуда понесет бедствие ранее Вавилона, он ужасается потому, что не долго Иуде наслаждаться спокойствием, ибо самый Вавилон уже намечен к верной гибели. Как бы в соответствие отрадной ночи, которую ожидал Исаия, ему в видении представляется последняя гибельная ночь Вавилона.
5. Приготовляют стол, расстилают покрывала, – едят, пьют. „Вставайте князья, мажьте щиты!“
Пятая глава пророка Даниила и 191 глава первой книги Геродота дают нам понятие о событиях, совершившихся в эту ночь. Пророк Даниил повествует о пире последнего царя Вавилонского и о видении руки, начертавшей на стене залы таинственные слова, означавшие гибель царства868. В этот день приходится один из праздников языческих869, во время которого народ напивался вином, а царь и его приближенные пировали и пили из кубков и сосудов, взятых из храма Иерусалимского и посвященных Иегове.
Мы знаем из сказаний греческих писателей, что Вавилон стоял на обоих берегах Евфрата и окружен был толстыми стенами, от которых к реке спускались железные решетки. Приступ на стены был опасен, и Кир задумал проникнуть в город по руслу Евфрата. Для этого он приказал выкопать канал (с шлюзами), – которым вода могла быть отведена из Евфрата выше города и спущена в озеро Нитокрис (Геродот) или в русло реки, ниже города (Ксенофонт, который говорит о двух каналах). Между тем Вавилон считал себя в безопасности, и жил своею обычною жизнию; но в ту ночь праздника шлюзы канала выше города были открыты, Евфрат быстро стал мелеть и Персы и Мидяне по руслу проникли в город.
„Вставайте князья!“ Восклицание это относится не к пирующим Вавилонянам, обреченным на гибель, а к войску Кира. Минута битвы настала. Слова „мажьте щиты“ объясняют тем, что перед битвой щиты действительно смазывались жирными веществами, так как это способствовало тому, что не только стрела, но и всякое холодное оружие соскальзывало с намазанной жиром кожи.
Мы увидим ниже XXII, 13, что и Иерусалим пил и веселился перед гибелью.
6. Ибо так сказал мне Господь: пойди, поставь сторожа; пусть он сказывает, что увидит.
7. И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах; и вслушивался он прилежно с большим вниманием, –
8. и закричал, как лев: господин мой! на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи:
9. и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые.
Последние слова пророчества указывают главную причину гибели Вавилона и конечную цель его уничтожения. Мы не касаемся до времени таинственного значения уничтожения царства зла870, мы останавливаемся на историческом исполнении пророчества, которое видит приближение народа властелина, ненавидящего идолов, Ариев с их ведическими воззрениями871.
С 6 по 9 стих говорится о страже, стоящем на высоте. Обратим внимание, что один из стражей Господних был сам Исаия, предсказывающий грядущие события: очевидно, что Господь, приказывая Исаии поставить стража, тем открывает ему, что он не будет видеть исполнения этого пророчества, – что оно исполнится после него, или говоря словами пророка Аввакума: „замедлит исполнение пророчества“.... „но жди его, ибо непременно сбудется, не отменится“ (Авв. 2:3,7).
Вообще все пророки суть стражи, поставленные на духовной высоте, недосягаемой для людей, не призванных Господом к этому великому служению. Им поручается Господом предвещать о великих событиях, имеющих изменить весь строй жизни человеческой. И вот в читаемых нами стихах открывается Исаии, что не станет губителя народов-великого Вавилона: но время исполнения этого пророчества не открыто ему. Значение этого и предыдущих пророчеств все в той мысли, что нет сильного на земли, что падет Ассур, падет Вавилон, – но когда, Богу одному это известно. Но чтобы быть готовым к этому событию, Господь приказывает поставить стража, который имеет здесь значение собирательное, и представляет собою ряд пророков, посылавшихся Господом смотреть вдаль. Этот страж видит вперед Духом Господним и падение Самарии и Дамаска, и унижение Египта и разгром Фив, и полное уничтожение Ниневии, и разгром Вавилона, и замену древних жестоких идолопоклоннических Семито-Кушитских властелинов земли новой расой, сынами Иафета, с более чистыми воззрениями и правами.
Что пророки всегда называли и считали себя стражами, видно из многих мест книг пророческих. Так мы напомним слова пророка Аввакума, восклицающего: „на стражу мою стал я! (Авв. 2:1)872 и у Иеремии пророка (Иер. 6:17) Господь глаголет Израилю: „поставил Я стражей над вами“. И у Иезекииля (Иез. 3:17, 33:7) Господь глаголет пророку: „Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву“.
Господь в настоящем пророчестве повелевает своим пророкам смотреть на Вавилон, который должен пасть. Мы видели уже в главе X, что предсказывается гибель Ассура и Вавилона, при чем эти оба царства сливаются во едино, как бы представляя собою одно и то же олицетворение духа зла. После Исаии Наум (около 700 г.); Аввакум и Софония (около 640 г.) пророчествуют о падении Ниневии, совершившемся в 606 г. до Р. Хр. Это исполнение лишь части пророчества X главы Исаии, но вслед за сим грядет полное исполнение пророчества, окончательное уничтожение Семито-Кушитских царств. Уже в настоящей главе, произносимой позже X, Исаия ни слова не говорит ни об Ассуре, ни о Ниневии. Для него, живущего в мире откровений, Ассура уже нет, – он видит события, имеющие последовать гораздо позже падения Ниневии. Когда Исаия умолкает, против Вавилона подымается голос Иеремии. Этому последнему суждено было видеть земными очами своими тяжелые удары, наносимые Вавилоном другим народам, – этим молотом земли, как называет его Иеремия (Иер. 50:23). Но ему-же дано было предвидеть духовными очами падение Вавилона и даже видеть последний пир Валтасара. (Иер. 51:39,57). Он видит и разрушителей Вавилона: „великий народ с севера, искусные стрелки“, которых Господь посылает „веятелями на Вавилон“ (Иер. 51:2), ибо сам Господь „возбудил дух царей Мидийских“ (Иер. 51:11). В числе идущих на Вавилон народов под главенством Мидян пророк называет народы царств Араратского, Минейского и Аскенатского, которых причисляют к Кавкасским народностям873.
В главе LI книги Иеремии мы видим, что пророчество о гибели Вавилона изречено пророком в то время, когда это царство было на высоте своего могущества;-Иеремия начертал и отослал его около 598 года с Сераиею в Вавилон к пленным братьям своим, т. е. зa 55 или 57 лет до взятия города Киром.
Даниил видел очами своими взятие Вавилона; ему дано было видеть видение и о тех Иафетических царствах, которые будут править миром после падения Вавилона до пришествия „Сына человеческого“ (Дан. 2:31–45, 7:13–14).
Нам кажется, что имя стража, коему повелено смотреть на Вавилон, в настоящем пророчестве Исаии,-более всего приличествует Иеремии. Он именно посылает свое предуведомление „плачущим на реках Вавилонских“, (глава LI Иеремии, в которой он ясно видит нашествие Мидян и гибель Вавилона); с этим надо сравнить слова утешения, начертанные пророком Варухом, который предсказывает возврат из плена, жившим в Вавилоне пленным Иудеям (Вар. 4:36, 5:1–9).
10. О измолоченный мой и сын гумна Моего! Что слышал я от Господа Саваофа, Бога Израилева, то и возвестил вам.
На этих словах кончается видение о Вавилоне.
Измолоченный мой! сын гумна моего! восклицает Исаия, заканчивая пророчество о Вавилоне. Гумном называет пророк Иеремия самый Вавилон: „дочь Вавилона подобна гумну во время молотьбы на нем“. (Иер. 51:33). На этом гумне измолочен был и Израиль: здесь отделится тяжеловесное зерно от плевел. „Зерновый хлеб вымолачивают, но не разбивают его“, говорит Исаия (Ис. 28:28). Вот к этому вымолоченному остатку и обращается пророк, говоря в том же месте (Ис. 28:29). „И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его“. И здесь (XXI, 10) к этому же остатку говорит он, что он вещает не свои слова, а слова Господа Саваофа.
Припомним еще, что ранее Исаии, пророк Амос IX, 9 уподоблял Израиля зерну рассыпанному по всем народам. А в ст. 14 говорил именем Господа: „И возвращу из плена народ Мой“.
Соображая все эти пророчества нельзя не видеть в уподоблении Израиля зерну,-и рассыпанному по народам и измолоченному,-великого закона об его миссии на земле. И плен его и страдания его и возврат части его в Иерусалим,-все подготовляло почву для проповеди слова Божия Апостолами, Израиль несомненно разнес по Азии верование в Единого Бога и ненависть к идолам. Но Господь приводит еще с северо-востока новые племена, также ненавидящие идолов; и царь их дарует „измолоченному остатку“ Израиля право возобновить храм Единому Богу в Иерусалиме. В этом граде и в Палестине должны были совершиться великие события, здесь должен был жить род Давидов, здесь должен был родиться от Св. Девы Еммануил, здесь должен был Он страдать и воскреснуть и даровать верующим в Него жизнь вечную, отсюда должны были идти о том на проповедь „свидетели Его“, святые Апостолы. И эти благовестники нашли, что премудрость Божия издавна приуготовила ту ниву, на которой могло возрасти слово Божие о спасении Иисусом Христом всего человечества.
11. Пророчество о Думе. – Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?
12. Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите.
Имя Дума есть имя одного из сыновей Измаила, Сына Авраама от Агари874. Старшим из сыновей Измаила был Наваиоф родоначальник Наватеян, живших в каменистой Аравии и в г. Петре875. Из Быт. 36:1,8 и сл. мы знаем, что горы Сеира или Едом были также заселены Идумеянами, которые были потомки Исава, сына Исаака. Очень вероятно, что гористая страна эта, простиравшаяся на юг от Мертвого моря до залива Аккабы,– заключала в себе под именем Идумеян конгломерат племен различного происхождения, хотя говоривших одним языком, из которых одни были древние туземцы Сеира876, другие потомки Агари, третьи потомки Исава. Они жили, вероятно, разбившись на кланы, родственные между собою877, но и воевавшие между собою, хотя часто соединявшиеся в союзы для отпора общего неприятеля, как напр. при Давиде878, и во время нашествия Ассириян, о чем мы знаем по надписям Ассурбанипала, и при Маккавеях (I гл. V, 3, 25). В последнем случае, мы видим еще подтверждение того, что Идумеи жили жизнию несколько обособленною по племенам, так как во время похода Иуды Маккавея, сына Исава воевали против Иудеев, Наватеяне же были к ним дружественны.
Для нас однако вопрос заключается в том, против кого произносит пророчество Исаии, против ли племени Дума, или против жителей всей страны, называвшейся Идумеею? Мы думаем, что надо принимать имя Дума в этом последнем значении, и вот почему: из Ассирийских надписей видно, что вся гористая страна на юг Мертвого Моря носила имя Удуму и так имя это неизменно начертывается в победных надписях Ассирии879. Заметим, что и в Греческой Библии и в Слявянской в стихе II этой главы, пророчество надписано так: „видение на Идумею“.
Мы не можем пройти молчанием другого значения, даваемого некоторыми комментаторами имени Дума: это имя по-Еврейски значит молчание880 и признается некоторыми за мистическое имя страны, преданной забвению и запустению.
Можно отчасти согласиться и с этим последним значением потому, что все видения и пророчества имеют и местное и мировое значение. В отвлеченном смысле Сеир представляет страну и народ, отрешенный от милости Божией, временно погруженный во мрак и ожидающий великого света от всепрощающей любви Божией. Поэтому вопль:-„кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи“?-есть глас всякого народа, находящагося во тьме и скорби, и тоскующего по рассвету.
Мы повторяем, не смотря на озлобление соседних с Палестиной народов против народа Израильского, у них издавна существовал благоговейный страх пред Иеговой, и народы издавна прислушивались к гласу „людей Божиих“, вещавших в среде этого народа881. Что это именно так, мы знаем из сказаний о Соломоне, которого послушать мудрости приезжали издалека (3Цар. 4:34, 10:1–12). Весь мир языческий объят был тоской ожидания, и всему этому глубоко павшему человечеству кричащему: „сторож, сколько ночи“? отвечает глас Исаии-этого стража и ветхозаветного Евангелиста:-„приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите“. Дума, как символическое имя страны молчания, соответствует выражению о „стране тени смертной и о народе, сидящем во тьме“882, который увидит свет великий. Кругом еще ночь, но Исаии дано видеть, что Господь не оставил человечество, что утро наступит, и что „всякий кто призовет имя Господне спасется“883 „Обратитесь и приходите“ говорит Исаия ко всем народам. К Думе или Идумее в тесном смысле обращено может быть это краткое пророчество потому, что в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа уже Идумеяне сидели на престоле Давида, а в пророчестве Иакова было указано, что, когда отойдет скипетр от Иуды, тогда „приидет Примиритель и Ему покорность народов“884. Земное царство отъемлется от колена Иудина, по в роде Давидовом восстает вечное царство.
Таково значение символическое двух стихов о Думе; но в историческом применении пророчества эти стихи вместе с следующими стихами предсказывают и ближайшее историческое событие большой важности, имевшее место незадолго,-менее полувека,-до разрушения и Ниневии Ассирийского царства:
13. Пророчество об Аравии. – В лесу Аравийском ночуйте, караваны Деданские!
14. Живущие в земле Фемайской! несите воды на встречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих.
15. ибо они от мечей бегут, от меча обнаженного, и от лука натянутого, и от лютости войны.
16. Ибо так сказал мне Господь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет,
17. и луков у храбрых сынов Кидара останется немного: так сказал Господь, Бог Израилев.
Под именем Аравии разумеется весь полуостров Аравийский. Идумея составляет часть северной каменистой Аравии, в настоящем же пророчестве невидимому говорится о центральной Аравии и о западной приморской (Чермного моря) полосе, по которым проходили войска Ассурбанипала, предпоследнего царя Ассирии.
Дедан есть имя, которое мы встречаем в Быт. 10:7 в числе сынов Куша, и в Быт. 25:2–3 в числе внуков Хеттуры от Авраама. По-видимому одно из этих племен исчезло, или они слились в Аравии, так что под именем Дедана мы позже встречаем одно только племя, которое жило кочевою жизнию и занималось преимущественно перевоскою товаров до Тира и даже вероятно ходило с своими караванами в глубь Азии до Кавказа885,– а может быть и гораздо далее к востоку.
Под именем живущих в земле Фемайской следует разуметь потомков Измаила и Фемы, сына его (Быт. 25:15). У пророка Иеремии XXV, 23–24, Дедан, Фема и Буз, „все стригущие волосы на висках“,-перечисляются в числе племен Аравийских и на ряду с царями Аравийскими (других племен), что как бы указывает на особенное свободное социальное устройство этих племен, не имевших царей.
Под именем „черных“ или „чернокожих“,-Кидар, надо видеть потомков сына Измаила этого имени (Быт. 25:13). Это было самое сильное и славное из племен Аравийских. У Иезекииля XXVII, 21, слава Кидара видна из того, что об нем упоминается особо среди других племен. Иезекииль говорит: „Аравия и все князья Кидарские“. Мы видели в изучении книги Песнь Песней, что в главе I, ст. 4 упомянуты „шатры Кидарские“, как общеизвестный предмет. Ниже в настоящей главе в ст. 17 указана слава лучников храбрых сынов Кидара886.
В вступлении этой главы, мы указывали по Ассирийским надписям путь Ассурбанипала. Пророчество Исаии по-видимому видит то время, когда грозная туча всесокрушающих Ассирийских воинов вдвигается в Идумею и Аравию. Торговые караваны и бегущие из своих селений жители стараются укрыться в горах и немногих лесистых местностях центральной Аравии, бросая все на пути своем. Их братья вызываются пророком помочь им, вынося на путь беглецов воду и пищу. Славные Кидарские лучники не в силах остановить надвигающуюся тучу. Вот что ожидает Аравию. Исполнение этого пророчества вероятно совершается около 628 года до Р. Хр.
* * *
Имя это встречаем и в Ассирийских надписях у Менана Удуму (infra loco cit); у Ленормана Manuel (1869) v. II, р. 110.
Надписи Ассурбанипала об этом походе см. у Mènant Annales des rois d’Assyrië Assurbanipal, Inscriptions des cylindres de Koyondjik; guerres d’Arabie, pages 270 et suiv. de l’ed de 1874.
Mы напоминаем, что падения великих царств всегда знаменуют и пророчествуют в будущем падение царства „князя мира сего“, и устроение царства Божия (см. Вступление).
Так Английские археологи и Менан.
Так пишет Ленорман в Manuel v. II, р. 263: „Ywarté, fils de Nourag“.
Главные пути движения Ассурбанипала по Аравии до Иатрибы (Медины) начертаны по карте Ленормана на нашей карте древнего мира, приложенной к I тому Священной Летописи.
Бени-Кедар, были потомки Измаила (см. Быт. 25и ср. 1Пар. 1:29). От этого племени происходил и Магомет.
Цоар, по предположению Роулинсона.
См. Ménant Op. rit. р. 250 et suiv. Интересна надпись на стр. 289 об царице страны Аравийской, Адия, (Adiya). Ср. у Ленормана в Manuel, v. II Assurbanipal; у Роулинсона в его Anc. Mon. Assyria, chapt. IX (vol. II).
Пророчество произносится около 725 г. до Р. Хр. Исполнение его народы видят в 628 г. до Р. Хр.
Таковы были и семитическая Ассирия, и Арамейское население верховьев Евфрата, и Едом и Моав родственные Евреям и единоплеменная с ними Аравия, и Финикия, говорящая одним с Евреями языком, и даже весь нижний Египет, населенный племенами Аму (Семитами) и Хар (Финикийцами). Ср. об Аму и Хар наше издание Бругша стр. 226.
Это выражение книги Притч. 10:25.
В литографированном издании „Lettres Assyriologiques“ Ленормана (T. I,1871) в lettre Première, à Monsieur de Saulcy, p. 28 в обзоре доисторического прошедшего Мидян,-§ IV, есть интересная попытка комментария известного I-го Фаргарда Вендидад-Заде; в этом документе читают путь двух ветвей Ариев,-несколько спутанный, но который очень ясно намечает направление движений. Самый документ, т. e. I Фаргард В. Заде см. в англ, переводе в Ancient Monarch: Роулинсона v. II, р. 432 (1871).
Геродот. I, 190–191. ср. Ксенофонта Киропедию VII, 5. Ср. заметки в Роулинсовском Геродоте.
Мене , текель, уфарсин (евр. фарес, у 1Ездр. 8парош) суть слова Арамейские. Мене , значит исчислен, или в настоящем случае: „подведены итоги“. Текель, свешен (оказался легковесным). У-фарсинь выслан, довершен (разломан).
Ксенофонт в Киропедии VII, 5 § 16 говорит, что Кир знал, что наступит этот праздник и дожидался этого дня. У Геродота I, 191 выражено мнение, что это случайное совпадение. Очевидно Ксенофонт прав.
См. вступление в книге пророка Исаии: противупоставление Сиона и Вавилона.
См. наши три статьи в Христ. Чтении 1886 под названием Ригведа, Зендавеста и Гаты. См. еще Макса Мюллера: „Lectures on the science of Religion“; „Lect. on the science of Language“.
Пророки в произносимых ими по повелению Божию словах, проглаголали пророчества, имеющие не только ближнее, но и дальнее Мессианское значение; таково и пророчество Аввакума, о котором вспоминает 4 песнь Пасхального Канона Иоанна Дамаскина. Но здесь мы не развиваем этой стороны пророчества Исаии, которого ясные Мессианские пророчества мы видели и ранее, увидим и позже.
О царях Арарата и Миниях см. прекрасные исследования в Lettres Аssyriolоgiques Ленормана. Он склоняется видеть в народе Урарти предков нынешних грузин. Это почти доказано изучением Ванских гвоздеобразных надписей, читаемых посредством древнегрузинского языка.
Быт. 25и след. (Имя Думы в 14 ст. этой гл. Бытия).
См. исследования Катрмера, Хвольсона и др. и ср. сведения, даваемые в 1Мак. 5:24–25, 9:35.
Хорреи, см. Быт. 36:20: сравни название сынов Исава (Едом) и совместное жительство их в главе XXXVI Бытия (ср. примечание в I т. Св. Летописи на эту главу).
И на это есть указание в Быт. 36:2–3 в женитьбе Исава на сестре Наваиофа.
2Цар. 8:14, Пс. 59 и разъясн. в IV т. Св. Летописи, ч. I стр. 175.
См. Menant; Annales etc. Assurbanipal; p. 271, Guerre d'Arabie. В надписях однако встречается и имя области Набатаи , р. 274.
Мы приводили в IV т. Св. летописи ч. I стр. 11 мнение некоторых лучших людей древности о культе Иудеев. (Ссылка на Страбона, кн. ХVI лист Causob 760–761). Сравни верование, о котором говорит Тацит в своих повествованиях (Hist. lib. V, cap. ХIII), что из Иудеи восстанет вождь, владыка мира.
Ис. 9:1–2 и ср. Мф. 4:15–16.
Иоил. 2и см. речь к разноплеменной толпе св. Апостола Петра, в день сошествия Св. Духа, Деян. 2:21.
Быт. 49и см. наше примечание в I т. Св. Летописи.
См. Иез. 25в особ. Иез. 27:15,20–23.
Слава эта перешла по преданию в Ислам, Магомет считается происходящим из этого племени. (Так Caussin de Perceval).