Глава XX
В этой главе Господь устами Исаии пророка предупреждает и царство Израильское и царство Иуды не опираться на Египет и на царство Куш, (Ефиопию).
Мы видели выше, что царство Израильское от первого царя своего Иеровоама тяготело к той Египетской династии, которой предки были Ассирияне; между тем царство Иуды со времени Соломона, женатого на принцессе, принадлежавшей к царскому дому первой жреческой842, так называемой Ефиопской династии,– было всегда в дружеских отношениях к царям этой династии, которые властвовали в верхнем Египте, иногда простирая свое влияние и на Дельту, иногда же неся поражения и отступая к первым порогам перед натиском царей Ассирийского происхождения, владевших Дельтою. Надобно еще помнить, что пророчество Исаии произносится ранее погибели Сеннахерима843 и имеет в виду предупредить и Иуду и Израиля не возлагать надежд своих на Египет. Оно произносится в виду грядущих событий, ибо хотя гибель Египта была отвращена временно погибелью армии Сеннахерима, но это чудо совершено было для Езекии, не для Египта, а эта страна должна была подвергнуться многим нашествиям и бедствиям при Есархадоне844, и при Ассурбанипале, и при Навуходоносоре и при Персах. (Ср. XXX главу Иезекииля).
Сравнивая главу XX с предыдущей главой, мы замечаем, что это два особенные пророчества. Глава XIX, хотя предшествует XX, но объемлет обширнейшее поле видения: она видит братство народов, объединенных в Христианстве. Между тем глава XX есть пророчество частное и ближайшее, касающееся будущего Египта, как государства, и указывающее на непрочность его существования. Глава XIX произнесена и написана как руководство царям Иуды. И после Езекии, Иосия и Иоахаз и Иоаким и Седекия, пренебрегшие указаниями пророка, все были наказаны за то, что возлагали свое упование на силы свои и ум человеческий, а не предали себя воле Бога Завета.
1. В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его,
2. в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой.
В то время, когда Ассур, „жезл гнева Господня“845, начинает свое наступление на Египет, после взятия Самарии, отнимая у Иуды всякую надежду на союзника, Исаия ходит во вретище, т. е. в рубище, образно поучая народ, что наступило время тяжкое, время плача и покаяния. Но Египет еще не завоеван; взят только передовой пункт Египетский, Филистимский город Азот, занятый может быть Египетскими войсками или только поддержанный Египтом846.
Но Азот взят и Саргон двигается на Египет847. В надписях нельзя найти указаний на покорение этой страны, и мы думаем, что до движения Сеннахерима на Египет, он не подвергался великой опасности. Но пророк предвидит это время, и Господь приказывает Исаии образно показать народу Иудейскому те бедствия, которые грозят не только Египту, но более всего Иудее и Иерусалиму, если народ не покается. В это же время современник Исаии, пророк Михей, предсказывая падение Самарии говорил, что это событие тяжко отзовется на Иуде и потому „он будет рыдать и ходить, как ограбленный и обнаженный“ (Мих. 1:6,8–9). Это именно действие предписывается исполнить Исаии пророку: он ходит по стогнам града, как ходят сумасшедшие до сего дня на востоке. В этом виде он изображает исступление народа, доведенного несчастием до безумия; он еще изображает рабов, которых ведут победители в неведомые им страны (ст. 3–4). Он ходит три года (см. след. стих, по нашему чтению), знаменуя как думают некоторые, что насильственное переселение рабов из Египта и Самарии начнется через три года после произнесения этого пророчества. Впрочем мы в следующем отделе укажем на другое чтение. К этому мы присовокупим, что мы знаем из 4Цар. 18:6,23, и 4Цар. 18:11, что именно около этого времени848 начали переселять массами Израильтян в города Мидийские, и вместе с ними вероятно Филистимлян и Египтян, взятых в плен.
3. И сказал Господь: как раб Мой, Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование об Египте и Ефиопии,
4. так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту.
Ménant, в летописях Ассирийских царей (р. 249–250) замечает, что при настойчивости Ассирии в исполнении своих планов, полная картина известных событий получается конечно не на памятниках того монарха, который предпринял завоевание какой-нибудь страны, а на памятниках его сына и иногда внука. Так полное понятие об плане Ассирии, задумавшей подчинить себе Египет, мы получаем только на памятниках Ассурбанипала849, которого действия заканчивают ряд мер и походов, начатых при Саргоне850. Мы возвращаемся к чтению: „Исаия ходил нагой и босой три года“. По этому поводу комментатор Исаии в Англ. коммент. Библии Англ. духовенства, Кей, указывает на пунктуацию и чтение масоретов, по которым Исаия не три года ходит нагой и босой, а ходит нагой и босой: „в указание и предзнаменование на три года (вперед) об Египте и Ефиопии“. По-видимому так же понимает это место и наш комментатор Епископ Петр (Толк. на Ис. стр. 244), так как он говорит на это место пророка: пророк ходил так „в знак и предвестие того, что в течение трех лет многие Египтяне и Хусы (Кушиты, т. е. Ефиопляне) будут отведены в плен нагими и босыми“. Вероятно также надо понимать и перевод Вульгаты: „trium annorum signum“, так что действие (единое)? Исаии было предзнаменованием имеющего совершиться в течение трех лет.
5. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, из-зa Египта, которым хвалились.
6. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись, и к которым прибегали за помощью чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы?
Мы говорили во вступлении и увидим ниже в главе XXII, 15–19851, что в Иерусалиме была партия приверженцев союза с Египтом, главой которой был некто Севна, чужеземец, быть может даже Египтянин, который имел влияние на Езекию. Исаия однако настоял на удалении его от руководительства делами. Настоящие два стиха очевидно относятся к вредному влиянию той партии, которая настаивала на необходимости сблизиться с Египтом, не понимая того, что Египет не в силах бороться с орудием гнева Божия-Ассуром.
Мы напомним, что Исаия также был против союза с Ассирией, которую призвал на помощь Ахаз, как он высказывается против союза с Египтом. Он настаивает на том, что одна вера и упование на Всемогущего, – Бога Завета и обетования, и верность Ему суть основы спасения Израиля.
* * *
Мы напоминаем, что их было две: 21-я и 25-я. См. Бругша.
Во времена Саргона, согласно 1 стиху этой главы.
Царь Ассирии, сын Сеннахерима, увековечивший свой поход в Египет на скале Нар-ель Кельба (близь Бейрута); краткое сведение об этом походе есть в летописях сына его Ассурбанипала. См. Ménant, Annales des rois d'Assyrië Assur- akhi-idin; (pp. 248–249 de l’éd. de 1874). И Ассурбанипал разгромил Египет, см. Ménant; Op. rit. p. 254–257 Assur bani-Pal. Город Фивы, (Но пророка Наума), разграблены в один из этих походов.
См. Voyage d'un Egyptien во времена XIX династии в переводе Шабаса и в нашем изд. Бругша стр. 521 и сл. И ср. о влиянии Египта на землю Филистимскую во время XXV династии и Саргона, Роулинсона, Ancient Monarchies II, рр. 143,146–147.
См. Rowlinson’s Anc. Monarchies; vol. II, рр. 146–147; Ménant, Annales des rois d’Assyrie; Sar-kin; pp. 159, 161, 165; в особ. об Аздуду (Азоте) р. 169. См. еще рр. 181–182; 185–186. При Саргоне занята лишь береговая полоса и земля Филистимлян; на Египет делались только набеги при нем.
В конце царствования Салманассара IV и во время Саргона, началось передвижение масс народа из Палестины. Масса рабов выведена из Египта позже, при погроме Есархадона и Ассурбанипала.
См. в Annales des rois d’Assyrie p. 250 et suiv. См. в особ. cylindre de Koyoundjik; guerres contre Egypte, p. 254–257.
И может быть ранее. Когда Феглаффелассар и Салманассар IV обратили свое оружие против Дамаска и Палестины, то очевидно, что они видели впереди и войну с Египтом. Восшествие новой династии Саргонидов не изменило планов Ассирии.
Ср. еще главу XXXI.