Источник

Глава восьмая

Синедрион расходится после неудачной попытки овладеть Господом Иисусом и убить Его. Господь удаляется на Масличную гору, а на другой день опять входит в храм и народ окружает Его и слова благодати льются из уст Его. Но злоба не дремлет: в эту ночь фарисеи выдумывают способ (как они думают) скомпрометировать пред народом Господа, вынуждая у Него судебное решение по преступлению, предвиденному древним Моисеевым законом. Для сего они выискивают одну из многочисленных преступниц против брака, – по всей вероятности из низшего сословия, – устраивают этой несчастной ловушку и ведут ее, – якобы сами глубоко возмущенные этим столь обыкновенным в Иерусалиме преступлением, – пред Господа. Цель фарисеев ясна: если бы Господь обвинил ее, то фарисеи подняли бы крик о Его жестокосердии и обвинили бы Господа перед Римлянами, что Он требует применения Моисеевых законов смерти, тогда как право жизни и смерти, отнято было Римом у Иудеев823. Если бы Господь оправдал ее, то возникло бы другое обвинение, что «Он развращает народ» (Лк. 23:2) и поощряет прелюбодейство. Но Господь, как и в другом случае824, посрамил лукавых вопросителей. Он открывает перед народом черноту и лукавство сердца этих учителей Израиля и подымает завесу всеобъемлющего всепрощающего Милосердия к тому, кто кается пред Господом. Трепещущая блудница, – знавшая, что смертная казнь назначена ей по закону, и не уверенная, что эта казнь не будет приведена в исполнение, несмотря на власть Римлян, – несомненно должна была в эту минуту горько оплакивать свое падение. Но более того: приведенная пред Того, которого она может быть видела в первый раз, но о котором она слышала молву народа как о Христе, – она не могла оставаться нераскаянной, чувствуя, что она стоит не перед обыкновенным судьею, а пред Сердцеведцем. Господь, сколько мы можем судить, и прочел в сердце ее истинное покаяние, независимо от страха и скорби. Тогда Господь спасает преступницу словом милосердия и заповедует ей не грешить.

Какова была дальнейшая судьба этой блудницы, мы не знаем, но знаем то, что кроме Иуды едва ли кто-либо из имевших счастие испытать на себе милосердие Господа во время Его земной жизни, мог оставаться не привлеченным в Нему сердцем и не вступить позже в общину Христову. В действиях и Божественных словесах Своих Господь указывает на всеобщий закон, коим управляется нравственный мир, и который выражен в словах Апостола Иакова: «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13) и в словах Апостола Павла о пришествии Господа: «благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом Господом нашим» (Рим. 5:21).

Господь пришел не карать грехи человечества, «ибо не послал Бог Сына Своего в мир чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Господь пришел, чтобы переродить человека и сделать его святым и чистым не страхом наказания, но верою и любовию. Нравственно возрожденный водою и Духом человек сознает мерзость греха и тщету земных радостей и знает, что есть высшее благо, перед которым мимолетный период земной жизни – ничто. И грешная женщина слышала милосердные слова Господа: «И Я не осуждаю тебя: иди и вперед не греши» (ст. 11). Она пала как человек, и Господь восстановил ее, и в сердце ее несомненно загорелись вера и любовь.

Не так пали фарисеи и книжники: они пали как диавол в сатанинской гордости своей возмнив, что они непогрешимы. Но они одним словом Господа низвержены и обличены и в нечистоте, и в лицемерии, и в гнусном замысле против Господа. Поражены они величием и любовию к человечеству в ответе Господа; обличены они в грехах больших и более гнусных, чем грехи блудницы, ибо грехи зти прикрыты лицемерием и праведною наружностью, – и они уходят, унося тайное сознание, что они действительно подобны «гробам повапленым»825. Но они уходят не с раскаянием, а с усиленною злобою и с жаждою мщения за унижение их гордости.

Мы не можем умолчать о том факте, что в некоторых древних рукописях стихи 7до 8включительно пропущены826. Сомневаться в том, что сказание о блуднице записано Евангелистом как очевидцем события, – не представляется никакого основания, но есть много оснований думать, что сказание это выпускалось при чтении в древних церквах, дабы не подать повода думать многим грешникам и грешницам, что грех плотский есть один из легких грехов, к чему так склонны всегда были жители жарких стран. Что пропуск этого места совершался намеренно, на то указывает Блаж. Августин во второй книге трактата о прелюбодейных связях827, говоря, что из латинских рукописей это событие выпускается, «потому что некоторые слабые верою люди, или можно сказать враждебные правой вере люди видели в этом соблазн».

Кажется, что перед св. Иоанном Златоустом был список Евангелия, не заключавший в себе сказания о блуднице, ибо Златоуст в беседах своих на Евангелие от Иоанна828 прямо переходит от слов фарисеев к Никодиму (Ин. 7:52) к словам Господа (Ин. 8:12): «Аз есмь свет миру».

Еще надобно сказать, что в некоторых древних греческих рукописях сказание о блуднице помещено в других местах Евангелий, как, например в конце Евангелия от Иоанна, или в конце 21 главы Евангелия от Луки829.

Ин.8:1. Иисус же иде в гору Елеонску:

Ин.8:2. Заутра же паки приде в церковь, и вси людие идяху к нему: и сед учаше их.

Мы вероятно не ошибаемся, указывая, что это именно время описано у Евангелиста Лк. 21:37–38, когда Евангелист говорит: «Бе же во дни во церкви уча, нощию же исходя водворяшеся в горе нарицаемей Елеон. И вси людие из утра прихождаху к Нему во церковь послушати его». Потому понятно, что сказание о прощении Господом блудницы могло быть читаемо после 21 главы Ев. Лк. и нашло себе здесь место в некоторых рукописях. Где проводил Господь ночи, мы не знаем; но по всей вероятности в саду Гефсиманском за Кедроном, т. e. на последних склонах горы масличной, ибо в Ин. 18сказано о вертограде сем: «ведяше же Иуда предаяй его место: яко множицею собирашеся Иисус ту со ученики своими». В саду том находится пещера, признаваемая гробницей Богоматери830.

Ин.8:3. Приведоша же книжницы и фарисее к нему жену в прелюбодеянии яту, и поставивше ю посреде,

Ин.8:4. Глаголаша ему: учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии:

Ин.8:5. В законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши;

Ин.8:6. Сие же реша искушающе его, да бьша имели что глаголати нань. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая им.

Предание смерти прелюбодеев прямо указано в законе Лев. 20«кто будет прелюбодействовать с женою замужнею... да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка». Род казни не указан831, но в этих случаях обыкновенно побивали каменьями, привлекая к исполнению приговора весь народ832. Вообще говоря, как указывают еврейские ученые833, санхедрин не был особенно жесток и кровожаден, но в данном случае злоба против Господа, конечно заставила бы их, когда Господь выразил бы к блуднице милосердие, побить ее камнями даже под опасностью мщения Римлян, не допускавших предания кого-либо смерти без согласия прокуратора. Правда, что римляне относились весьма индифферентно к подобным случаям, – как это видно из мученической кончины св. Стефана, когда убитое лицо не имело особой важности для Римлян. Поэтому Господь не отвечает обвинителям и даже, не обращая на ннх никакого внимания («не слагая им»), наклонившись долу, «перстом писаше на земли». Это действие Господа могло быть описано лишь очевидцем события и он живо представляет нам в реальном образе трогательную картину из жизни Господа. С одной стороны озлобленные и жаждущие крови люди и перед Господом трепещущая женщина, – с другой милосердный Господь в образе человеческом хощет спасти и тело и душу несчастной, которая, как Он знает, приведена не столько за свое преступление (весьма обыкновенное среди Иудеев, как указывали пророки), сколько для того, чтобы удовлетворить злобу Иудеев против Господа. И Господь спасает сначала жизнь женщине Своим молчанием, и после сего силою слова милосердия и высшей справедливости.

Ин.8:7. Якоже прилежаху вопрошающе его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню.

Ин.8:8. И паки долу преклонься, писаше на земли.

Ин.8:9. Они же слышавше и совестию обличаеми, исхождаху един по единому, наченше от старец до последних: и оста един Иисус и жена посреде сущи.

Господь заставляет обвинителей вникнуть каждого в собственную совесть и – или отказаться от применения закона к обвиненной, или же заявить о своей безгрешности. На это последнее, как видим, ни один из обвинителей не решился, даже при всей злобе их. Господь переносит закон из сферы буквы в сферу нравственную и указует, что между людьми нет никого без греха, все нуждаются в милосердии: грешнику же Господь указует, что и ему есть дверь спасения в великой любви Господней.

Обвинители, обличаемые совестью – этим стражем «образа и подобия Божия» в человеке – начинают уходить «наченше от старец». Люди молодые, не убеленные опытом жизни, еще не сомневающиеся в себе, не так скоро поняли как старцы834 величие и глубину слов Господа. Кто же как не старцы могли понять скорее всех, что в долгой борьбе человека с грехом и искушением, человек во все продолжение своей жизни не может ни на одну минуту вперед быть уверен в победе своей над грехом. Одно слово Господа вызвало в уме старцев всю прошедшую жизнь их, и напомнило им что ни в одном из периодов жизни от молодости до старости включительно человек не мог (и не может) указать самого краткого периода времени, в который он был бы свободен от греха и уверен в своей твердости пред искушением.

«И осталась одна женщина, стоящая посреди» пред Господом.

Нет сомнения, что ушли только обвинители, а народ, не принимавший участия в обвинении, остался, и прославлял Господа вместе с учениками, сопровождавшими Господа.

Что чертил Господь на земле – есть вопрос совершенно праздный835. Это было действие, заменяющее ответ, и имевшее, как мы выше говорили, целию спасти жизнь женщины.

Ин.8:10. Восклонься же Иисус и ни единаго видев, точию жену, рече ей: жено, где суть иже важдаху на тя; ни кийже ли тебе осуди;

Ин.8:11. Она же рече: никтоже, Господи. Рече же ей Иисус: ни аз тебе осуждаю: иди и отселе ктому не согрешай.

Господь в великом милосердии Своем глаголал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир»836. Господь не произносит над павшею женою суда человеческого, ибо это одна из заблудших овец, которую Пастырь отыскал в горах и пустынях мира и которую Он хочет спасти, а не осудить. Но мы читаем в другом месте: «Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну»837.

Как же иначе согласить эти места Евангелия, как не усматривая в суде, отданном Сыну Божию – суд бесконечного милосердия? Милосердие сие выражается словами Господними: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»838. И женщина павшая, угрожаемая судом и жестоким наказанием человеческим, видит еебя освобожденною от суда человеческого милосердием безгрешного Сына Божия, но с предостережием: «Ктому не согрешай»839. Господь переносит душу грешницы из области страха в область благодарности и любви, в ту область, где одна только любовь к Господу может спасти от злых вожделений и греха.

Мы не знаем последующей судьбы этой женщины, но видя, как она в молчании тихо стоит перед наклоненным долу Спасителем, ожидая от Него слова, – хотя Он не был облечен никакою властию, а законные судьи ушли, – нельзя не думать, что благодать коснулась ее сердца и что в нем вспыхнула та любовь к Богу, которая спасает от греха. Заметим, что Господь к предупредительным словам «не согрешай» не присовокупляет угрозы «да не горше ти что будет»840, вероятно зная, что полученное женою освобождение от суда, спасающее ее от отчаяния, подготовило эту душу к восприятию чистоты, от любви к Богу происходящей и не нуждающейся в угрозе.

Ин.8:12. Паки же им Иисус рече глаголя: аз есмь свет миру: ходяй по мне, не имать ходити во тме,ноимать свет животный.

Св. Иоанн Златоуст в беседе 52-й на Иоанна841 вспоминает по поводу читаемого нами места слова Господа Никодиму (Ин. 3:20): «ибо всякий делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы». Иудеи, в смысле злобствующей на Господа партии, не могли быть привлечены к Господу именно потому, что они были злы и дела их были дела мрака и тьмы, а Господь был, есть и будет Свет. Мы видели выше в первой главе, что Слово было и жизнь и свет для людей842 и что свет сей просвещает всякого человека, грядущего в мир843: но восприять сей свет обязан человек данною ему от Господа волею, а люди со злою волею не приняли Господа и о них сказано: «пришел к своим и свои Его не приняли»844. Господь ныне и указывает Иудеям, что, отвергаясь Его, они отвергаются света и себя обрекают на тьму, ибо только «ходяй по Мне не имать ходити во тьме». Человеку невозможно иначе просветиться нравственно и мысленно и даже телесно845, как веруя в Сына Божия, который плоть бысть и жертвою которого мы спасены пред Богом. Сей, верующий во Христа и исповедующий Его и взявший крест свой чтобы следовать за Господом846, тот только «имать свет животный», то есть свет жизни. Свет жизни! Какое великое и торжественное слово, вмещающее в себе и внутреннее просветление человека «яко же егда светильник блистанием просвещает тя»847, и озарение сим просвещенным человеком других людей, ибо Господь сказал ученикам Своим: «Вы есте свет мира»848.

Мы видели в ст. 37 главы седьмой, что Господь возглашая: «жаждущий иди ко Мне и пей», воспоминал Израилю о живой воде, данной ему в пустыне, которая преобразовала жизненный источник, текущий из «камня» «камень же бе Христос»849.

И здесь Господь, глаголя: «Аз есмь свет миру», напоминает Израилю и нам, что Он тот же, который в столпе огненном освещал чадам Своим путь в пустыне, а для врагов народа Божия был мраком850; Он тот же, который являлся Израилю в пустыне в сиянии и славе851; и в грозном величии Синая852. Ныне тот же Свет просвещает людей, но это «свет тихий святыя славы», уже предвещанный и Моисею в таинственном явлении ему Господа Бога на горе: «и прошел Господь... и возгласил: Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный»853. И другой святой муж, также как Моисей, сопровождавший Голода в славном Преображении Его на г. Фаворе854, удостоился также видения, еще более разъясняющего образ будущего появления Бога Слова на земле в образе кротком и милостивом: «и вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом: но не в ветре Господь. После ветра землетрясение, по не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь»855.

Посему, имея в памяти все сии образы и видения, предпосланные как приуготовление к величайшему событию в мире – воплощению Бога Слова в смиренном образе «Отрока, на нем же Дух Господень», «иже не возопиет и не возвысит гласа Своего, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит»856, – «Пришедшаго в презрении»857; «Изъязвленного и истязуемого за нас и безгласного как Агнец»858, – да памятуем непрестанно, что Он тот же Иегова, Бог – Слово который обещал спасти человечество любовию Своею при самом создании человека, положив на нем образ и подобие Свое и взяв на Себя смиренный образ наш. Но, повторяем мы, – Свет, просвещающий человека и дарующий ему жизнь, требует от человека акта воли, той воли, которая дарована человеку Богом как драгоценный дар, отличающий его от животных. Таким образом суд над человеком начинает совершаться им же самим над собою. Идущий ко Христу верою и любовию восхищает царствие Божие859; отвергнувшийся же Христа, сам себя осуждает на тьму и к числу сих несчастных принадлежали книжники и фарисеи, «ибо они возлюбили более тьму, нежели свет»860.

Ин.8:13. Реша убо ему фарисее: ты о себе сам свидетельствуеши: свидетельство твое несть истинно.

И в самом тесном и буквальном значении заявления фарисеев, слова их были явная ложь, ибо они два раза посылали к Иоанну Крестителю, который два раза торжественно свидетельствовал о Господе Иисусе, что Он Сын Божий861. Но Господь не раз указывал им: «Аз же имам свидетельство более Иоаннова: дела бо, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела яже аз творю свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла»862. «Аз же, еще говорил Господь, – не от человека свидетельства приемлю»863. Указывая фарисеям на свидетельство высшее, Господь предавал их собственному суду и предоставлял им идти к свету, или оставаться во тьме.

Ин.8:14. Отвеща Иисус и рече им: аще аз свидетельствую о себе, истинно есть свидетельство мое, яко вем, откуду приидох и камо иду: вы же не весте, откуду прихожду и камо гряду:

Ин.8:15. Вы по плоти судите, аз не сужду ни комуже:

При отсутствии веры человек совершенно бессилен: мня постичь все ограниченным умом своим, а между тем вращаясь в узкой сфере материальных своих ощущений, скорее отделяющих его от окружающего мира и только в самой малой степени знакомящих его с миром, – он и в материальной жизни своей отделен как бы непроницаемой стеною от природы864. Что же может понять и уразуметь человек в мире духовной жизни, если он свою собственную мысль и свое собственное знание будет признавать за единственный авторитет, которому он подчинится? Господь хочет перенести своих слушателей в мир мысли высшей, не земной, указывая им, что только Он Сам знает, кто Он, откуда пришел и куда идет; – но тупые и самонадеянные фарисеи упорно отказываются следовать за Господом. Он предостерегает их, что они ошибаются, судя лишь по плоти, что есть мир высший, который недоступен уму человеческому и доступен только вере, и что мир сей раскрывается в словах Его, проникнутых Духом Божиим. Но они не в состоянии понять Господа, потому что, ползая по земле, они не в силах подняться от мелких человеческих доказательств к пониманию душой величия учения Сына Божия о любви: «Аз никому не сужду», прибавляет Господь: «Аз пришел спасти мир», говорил Он. Всякое оскорбление и хулу прощал Господь против Себя, Сына человеческого ибо люди темные «судили по плоти». Но есть грех, который, как сказал Господь, не простится ни в сем веке ни в будущем: это хула на Духа Святого. И это сказал Господь тем же фарисеям865, когда они осмелились произнести хулу непроизносимую, относя источник благодати к области темной. Пока фарисеи видели в Господе Иисусе лишь человека, и притом бедного, которого они попрекали родством, пока они спорили с ним, или даже когда они, как здесь, упрекали Его, что Он Сам о Себе свидетельствует, дотоле Господь все прощал им: «аз не сужду никому же»; но когда они не только не старались воспринять и понять слова и деяния, совершаемые Духом Божиим, но еще хулили страшными словами деяния и слова Божией милости, и любви, и всепрощения, и мудрости, спасавшей мир, – то они навсегда закрыли себе путь ко опасению. Следующий стих и указывает на грядущий суд, имеющий совершиться по отшествии Господа с земли.

Ин.8:16. И аще сужду аз, суд мой истинен есть, яко един несмь, но аз и пославый мя Отец:

В предыдущем стихе слова «Аз не сужду никомуже» заключают в себе мысль – в настоящее время в образе человека, ибо Господь, как выразился Апостол, «себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек»866. В это время Господь не судил никого, ибо Он пришел спасти мир. Но тем не менее суд Ему принадлежит, суд грядущий, – как Богу, являющему человекам Бога невидимого. Посему Господь указывает, что «суд мой истинен, яко един несмь, но Аз и пославый Мя Отец». Бог Отец и Господь Иисус, Он же Бог Слово во плоти, проявлялись различно, но Господь Иисус, как Богочеловек, указывает, что Его слова и деяния истекают из единого источника, Бога вседержителя, являемого в Сыне, и проявляемого Духом Святым, соприсущим Отцу и Сыну. Таково же значение следующих двух стихов.

Ин.8:17. И в законе же вашем писано есть, яко двою человеку свидетельство истинно есть:

Ин.8:18. Аз есмь свидетельствуяй о мне самом, и свидетельствует о мне пославый мя Отец.

Продолжая ответ Свой фарисеям, Господь указывает им, что даже при узком понимании ими закона они должны были бы различить в совершающемся при их глазах двоякое свидетельство: человека (по мнению их), творящего чудеса и говорящего слова Божии, – и Бога, силою Которого сей человек творит и глаголет. Таким образом и для них должно было бы стать очевидным, что двое суть свидетельствующие об истине – Отец и Являющий Его, в котором если они не узнали Бога Завета и Примирителя и Мессию, то должны были узнать посланного Божия. Для нас же – христиан – Господь наш Иисус Христос раскрыл еще большее значение тайны познания Божества, ибо «трие суть свидетельствующие на небеси: Отец, Слово и Святой Дух: и сии три едино суть»867. Господь до времени, т. е. до последней беседы Своей с учениками, глаголет только о двух явленных свидетельствах, «не у бо бе Дух Святой, яко Иисус не у бе прославлен»868.

Ин.8:19. Глаголаху же ему: где есть Отец твой; Отвеща Иисус: ни мене весте, ни Отца моего: аще мя бысте ведали, и Отца моего ведали бысте.

После всего того, что Господь говорил и раскрыл неверующим Иудеям, вопрос их только доказывает, что они не хотели верить, или лучше сказать хотели не уверовать. Господь и говорит им, что с таким черствым и злобным сердцем как у них, они не могут знать ни Его, ни Бога Отца. Знать Бога не может слабая мысль человеческая, – но может любовь и вера. Бога нельзя изучить или исследовать; Бог не может служить предметом науки, но Бога можно любить и чувствовать Его благодать и быть счастливым в вере своей. Как ни велико было таинство, совершавшееся на земле, – таинство воплощения Бога Слова, но люди простые сердцем, неученые и невежды поняли, что «слова, исходящия из уст Господа Иисуса, были слова благодати»869. Поняв это, простые сердцем сознавали также своим сердцем, что Господь Иисус действует и глаголет Духом Божиим и прославляли Бога Отца, познавая Его в Сыне и чрез Сына. Иудеи же, не хотя признавать Сына и веровать в Него, отняли у себя всякую возможность приблизиться в Богу, ибо «Бога не видал никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»870.

Еще можно заметить, что Иудеи не спрашивают: кто твой Отец? но вопрошают: «где (ποῦ) Отец твой?» делая вид, что они желают видеть и спросить Его. Они явно произносят хулу, и на эту хулу Господь отвечает им, что если бы они ведали Его, Господа Иисуса, то только тогда могли бы ведать Непостижимого, насколько человеку дано через Сына и в Сыне уведать Бога.

Ин.8:20. Сия глаголы глагола Иисус в газофилакии, уча в церкви: и никтоже ять его, яко не у бе пришел час его.

Указание на проповедь Господа в казнохранилище (газофилакий)871 весьма важно, особенно с указанием «и никтоже ять Его». Дело в том, что по описанию храма872 казнохранилище находилось в так называемом дворе женщин, куда допускались все. (Ср. женщину, вметающую две лепты в Мк. 12и Лк. 21:1). Санхедрин же собирался в палате, называемой Газиф, которая находилась между внешним (женским) двором и внутренним притвором. Поэтому Господь учил народ явно, вблизи и можно сказать в присутствии враждебного Санхедрина. Посему-то Господь и сказал первосвященнику: «Аз не обинуяся глаголах миру: Аз всегда учах на сонмищах и в церкви, идеже всегда Иудее снемлются и тай не глаголах ничесоже»873. Отсюда же, из палаты синедриона Газиф, были посланы874 служители храма, не могшие наложить руки на Господа «не у бе пришел час Его». Но Господь Иисус шел волею на страдание и смерть, и сия жертва должна была совершиться в минуту, предопределенную Богом, и злоба человеческая, мнившая исполнять свои планы и желания и воспринимавшая, в безумии своем на себя ответственность за совершенное преступление, была бессильна дотоле пока Сам Господь не рек: «грядет сего мира князь»875 и «се есть ваша година и область темная»876.

Ин.8:21. Рече же им паки Иисус: аз иду, и взыщете мене, и во гресе вашем умрете: аможе аз иду, вы не можете приити.

Ин.8:22. Глаголаху убо Иудее: еда ся сам убиет, яко глаголет: амо же аз иду, вы не можете приити.

Господь предсказывает Иудеям, т. е. фарисеям и книжникам и начальствующим саддукеям и всем их единомышленникам, что они умрут во грехе своем, т. е. умрут нераскаянными грешниками и не войдут в царствие Божие, ибо с их испорченным и гордым сердцем, с их хульными устами они не достойны покаяния и восприятия в царство любви и мира и веры. Но Господь предсказывает им еще, что будет минута, когда и они с тоскою отчаяния будут вспоминать о Нем, а это было тогда, когда на Иерусалим обрушились бедствия, предреченные ему Господом877 и когда вероятно многие из Иудеев начали сознавать, за что несут они наказание878.

Но в то время когда Господь был с ними, Иерусалим не узнал времени посещения его879; Иудеи, как видно из всякого слова их, все более и более утверждаются в намерении убить Господа и притом убить Его всенародно с постановлением судебного приговора, чтобы казнию как преступника уничтожить (как они думают) влияние священных слов Его. В словах их, произносимых в стихе 22-м, слышна боязнь, чтобы Господь Иисус не избег святотатственных рук их самоубийством. По всей вероятности они уже завязали тайные переговоры с Иудой Искариотом, которого уже ранее (Ин. 6:70–71) Господь указал как предателя, и в безумии своем осмелились предполагать, что Господь Иисус избегнет рук их самоубийством, что не могло удовлетворить их злобы.

Может быть в словах их и в понимании ими слов Господа есть еще другой намек, относящийся к безумию их самонадеянной гордости. Флавий Иосиф указывает880, что самоубийство считалось между Иудеями величайшим преступлением, а из Иудейского предания известно, что они верили, что самоубийцы ввергаются в геенну. Поэтому очень может быть, что в наивно безумной гордости своей Иудеи, слыша слова Господа: «аможе Аз иду, вы не можете прийти», рассудили так, что Он этим намекает на самоубийство, ибо они, – высокодобродетельные люди, – конечно не могут попасть в геенну881.

Ин.8:23. И рече им: вы от нижних есте, аз От вышних есмь: вы от мира сего есте, аз несмь от мира сего:

Господь выясняет Иудеям, подобно как Он выяснял Никодиму (гл. 3), различие мира земного от мира духовного, небесного: с тою разницею, что в главе 3-ей Он говорил человеку, готовому верою восприять высокую истину; здесь же Господь говорит озлобленным и неверующим. Этим последним Господь указывает, почему они не могут понять Его слов и приити туда, где Он, в царство любви и правды: они не могут возвыситься до помыслов и желаний выше земных, они едва ли подозревают, что есть другой мир – духовный, в котором нет злобы и гордости, а есть только добро и любовь, – радости которого совершенно не зависят от земли и от людей и от чувства самодовольства, возбуждаемого похвалами и поклонением других, до которых учители Израилевы были так жадны. Если бы в душе их было влечение к этому духовному миру, то они были бы привлечены Господом Иисусом, но они были «сыны века сего», «сыны диавола», «сыны князя мира сего», который «осужден» вместе с ними882.

Заметим еще, что когда Господь глаголет: «Аз от вышних есмь», то Он указывает не только на то, что Он от мира высшего , не только, что Он Мессия, но Он еще указывает на священное имя Иеговы (Аз есмь, Сущий)883. Он указывает на вечно, неизменно Существующего, которого являет вторая Ипостась триединого Божества; даятеля всякой жизни – и временной и вечной884.

Ин.8:24. Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших: аще бо не имете веры, яко аз есмь, умрете во гресех ваших.

Господь еще яснее повторяет Иудеям священное выражение «Аз есмь» и при этом в человеколюбии Своем и этим озлобленным еще не закрывает дверь спасения, говоря, что они умрут во грехах своих, если не уверуют, что он есть Господь, который вывел Израиль из земли Египетской. Упорное сопротивление свету, от них самих зависящее, будет и причиною, что они «умрут во грехах своих», как умерли в пустыне885 возмутившиеся упорные Израильтяне; только детям их дал Господь видеть землю обетованную. Не вошли же в покой Господень Израильтяне за непослушание886, и потомки их точно также не хотели слушаться гласа Божия, как не послушались отцы их. Но вероятно и среди этих, почти совершенно погибших, человеколюбие Пастыря нашло некоторых, которые воскликнули: «благословен грядый во имя Господне», и спаслись по слову Господню887.

Ин.8:25. Глаголаху убо ему: ты кто еси? И рече им Иисус: начаток, яко и глаголю вам:

Для большей ясности мы должны привести и русский перерод последней части стиха: «Иисус сказал им: прежде всего Я – то, что и говорю вам». В этом последнем переводе более всего выдается мысль: «Я слово, Я истина».

Вообще стих этот передается не во всех переводах тожественно, но мы прежде всего должны памятовать, что слово человеческое не в состоянии уловить всеобъемлющего значения Божия Слова, и разноречия переводов уловляют только разные стороны мысли, высказанной в речении Евангелия от Иоанна.

Основная греческая фраза говорит: Τὴν ἀρχὴν ὅ, τι καἰ λαλῶ ὑμῖν. В славянском переводе преобладает мысль «Я начало», «Аз есмь начаток». В русском переводе преобладает мысль «Я то что говорю» (Я слово, Я истина). К русскому переводу по-видимому ближе перевод Bibliae Sacraë «id, quod а principio dico vobis». Между тем древнейшие латинские переводы ближе к нашему славянскому переводу: «Initium, quod et loquor vobis». Так по-видимому понимает эти слова и св. Иоанн Златоуст в 53 беседе на Иоанна888.

Но рассматривая со тщанием речение Господа в обоих его значениях, мы в совокупности обоих видим полноту Божественного слова.

«Я начало» переносит нас к тому понятию о Боге вседержителе и творце, которое изображено в Быт. 1и которое в Иоанне 1раскрывается для нас другою священною тайною о бытии в начале Бога Слова единосущного и единовременного Отцу в вечности. Таким образом «Аз есмь начаток» утверждает единство Господа Иисуса с Богом Отцем как начало всего существующего видимого и невидимого.

«Я то что говорю», определяет вторую Ипостась Святыя Троицы, воплощенного Бога Слово в отношении к людям. Господь как бы глаголет: что ищете, кто Я, когда Я познаюсь из словес Моих; Я есмь то именно, что Я глаголю: Я Слово, Я Истина.

Ин.8:26. Многа имам о вас глаголати и судити: но пославый мя истинен есть, и аз, яже слышах от него, сия глаголю в мире.

Ин.8:27. Не разумеша убо, яко Отца им глаголаше.

«Многа имам о вас глаголати и судити», говорит Господь неверующим Иудеям. Верующий в Господа Иисуса не судится (Ин. 3:18) и на суд не приходит (Ин. 5:24). Посему слова Господа в данном случае относятся к ропотникам и хулителям и озлобленным, кои препирались с Господом и искали убить Его. Страшно приити на суд Бога живого889 и встать пред вечным Судиею, не имея Защитника и Оправдателя, взявшего на Себя грехи наши и представившего Себя в жертву за них. Господь посему и указывает Иудеям, что Он имеет «судити о них». Для верующих Господь Отец милосердый и Сам их оправдание перед небесным правосудием; для неверующих Он Судия нелицемерный, не применяющий к ним милосердия, потому что они сами отвергли Того, Которого Отец послал на землю глаголать словеса Свои, Божии, самое Слово Свое. Это и разумеется словами Господа: «пославый Мя истинен есть, и Аз яже слышах от Него, сия глаголю в мире». Люди, отвергнувшиеся священных слов Богочеловека, явно суть противники Бога, ибо словеса Богочеловека суть словеса Божии и Сам Он есть Бог. «Неужели, спрашивает Апостол, мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?»890. Но на это именно решились Иудеи и заявили себя противниками и врагами Бога, явившегося в образе кротком и милостивом. Господь, милосердый и нелицемерный Судия, стоял вне мира и его злобы, хотя жил в мире. Он «от вышних» влек к Себе любовью «сынов мира сего»891 и на рубеже двух миров был тою «дверью»892, которою мог только войти человек в мир высший, духовный, мир счастия и покоя, и правды вечной.

Повторяем, что быть может и из озлобленных некоторые позже «умилились сердцем»893 и стали Господними. Но в то время, когда Господь глаголал к ним и учил их, «они не поняли, что Он говорит им об Отце», – другими словами они не поняли того, что к ним глаголет «Божия сила и Божия премудрость»894.

Ин.8:28. Рече же им Иисус: егда вознесете Сына человеческаго, тогда уразумеете, яко аз есмь, и о себе ничегоже творю, но, якоже научи мя Отец мой, сия глаголю:

Ин.8:29. И пославый мя со мною есть: не остави мене единаго Отец, яко аз угодная ему всегда творю.

«Уразумеете, яко Аз есмь», уразумеете, что Я есмь тот, Кто вечно и неизменно Себе подобен, Иегова во век Сущий и благословенный895.

Все яснее и яснее раскрывает Господь, уча в храме, Существо Свое, полное единство Свое с Богом Завета и великую тайну воплощения и страдания Своего как жертву, приносимую за грех людей. «Уразумеете, что Я Сущий, когда вознесете Сына человеческого». Только совершив страшное преступление над Тем, Кто восприял смиренный образ человека, узнаете вы величие Его и узнаете в Нем Бога: «О Себе ничегоже творю», глаголет Господь «но якоже научи Мя Отец Мой сия глаголю». «Пославый Мя со Мною есть».

Таким образом Господь излагает для верующих и для будущего разумения всех христиан учение о единстве Бога Отца и Сына, о воплощении Сына под видом и именем Сына человеческого, о крестной смерти Сына человеческого и о всегдашнем однако единении Сына человеческого с Богом Отцом: «не остави Мя единого Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю».

Здесь мы должны опять напомнить то, что мы не раз говорили на основании учения святых вселенских учителей, – что там, где Сын человеческий отделяет личность Свою от личности Бога Отца, – «угодная Ему творю», – там надо разуметь, что Господь Слово говорит о Себе как о человеке (с телом и душою), образ Коего предвечно рождаемое Слово восприяло по милосердию Своему во исполнение Божественного обещания о спасении человечества, волею же Божественною Господь всегда един с волею Отца: «Аз и Отец едино есма»896.

Господь всегда угодная творит Отцу как человек, давая сим человечеству образ, к коему должно стремиться непрестанно человечество, и с сим стремлением соединено и обещание, выраженное в словах: «не остави Мене единого Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю». Глаголя сие по человечеству, Господь сим дает разуметь и верующим, что, стремясь быть подобными Сыну человеческому и угодная творити Богу, и они не будут оставлены Богом. Конечно человек возвышается и приближается к Богу соответственно вере своей и делам своим, а Богочеловек творил дела Божии, потому что Он единое со Отцем и Отец всегда с Ним, но восприяв на Себя человеческие тело и душу, Господь освятил их и открыл возможность человеку в душе и теле стремиться вечно к недосягаемому, но всегда видимому и чувствуемому Образу Своему, служащему для человека путеводной звездой в жизни. И не следует еще упускать из виду, что дело человека искать своего спасения через Господа (верою и делами), а дело Богочеловека было спасти всех. От человека и человечества Господь восприял с плотию и душою только скорбь и страдания земли, радости же Его были Божественные, радость любви и радость спасения людей и радость просветления их Духом Святым897. Радости Божественные сопутствовали Богочеловеку как человеку, ибо Божество бесстрастно, как замечает св. Афанасий Великий898, и радовалась человеческая душа Богочеловека радостию Божественною, раскрывая тем и всякой душе человеческой возможность пользоваться этой радостью, которая есть отблеск вечного счастия, присущего Божеству. Проявление радости святой на земле есть раскрытие завесы, отделяющей счастие вечное от суеты земной; переход от сомнений и горя и скорби земли к покою вечной любви и правды. И сие благоволил Господь открыть душе человеческой, восприяв и явив в душе человеческой сии священные радости. Но раскрывая путь к вечному счастию душе человеческой, восприятой Им, Господь Иисус находится как Бог Слово в полном единении с Богом Отцом: «Имя Отца, говорит св. Григорий Богослов899, несть ни существа, ниже действия, но имства или отношения, каковое имеет Отец к Сыну, или Сын к Отцу».

Ин.8:30. Сия ему глаголющу, минози вероваша в него.

В числе этих многих уверовавших надо вероятно отличать тех, кои уверовали в Господа простым чистым сердцем, от «уверовавших Иудеев» следующего за сим стиха, которые вслед за сим выступают со своими бесконечными спорами и похвальбами о своем происхождении, с тою гордою самонадеянностью, которая мешала им уверовать и спастися. Они никак не могли понять сказанного всему человечеству: «земля еси и в землю пойдеши»; они придавали такое важное значение земле и земной жизни с ее самообольщением, что, потрясенные до глубины души словами Господа, они в следующую за тем минуту начинают величаться и спорить и наконец берутся за камни (ст. 59). К этим-то Иудеям и говорит Господь.

Ин.8:31. Глаголаше убо Иисус к веровавшим ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси моем, воистинну ученицы мои будете.

Ин.8:32. И уразумеете истину и истина свободит вы.

Ин.8:33. Отвещаша и реша ему: семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже: како ты глаголеши, яко свободни будете;

Отличие веры «Иудеев» от веры людей «простых сердцем» заключалось в том, что убеждаясь, что Господь Иисус есть Мессия, они не хотят однако «пребыть во словеси Его». Признавая в эту минуту, что Господь Иисус есть Христос, они однако не хотят отказаться от несбыточных надежд земного царства, от всех предрассудков своих, от кичливости Иудея и книжника; они не могут подняться до любви к Богу и ближним своим и уразуметь душою сию великую тайну царствия Божия: что Бог есть любовь900. Господь хочет возвести их на Свой путь901, глаголя к ним: «аще вы пребудете во словеси моем, воистинну ученицы мои будете и уразумеете истину и истина свободит вы».

Но Иудеи не восхотели понять глубоких священных слов сих. Они не могли и не хотели понять, что только отрешившись навсегда от своего кичливого разума и восприяв сердцем Божественный огнь, могли они соделаться учениками Господа и идти по пути, Им указанному, который приведет их к нравственной свободе, к той свободе, которая отрешает человека от материальных уз земли и среды, в коей он живет, и от всех мелких и суетных влияний, воздымая его выше их и делая его по истине свободным от сей кратковременной жизни, ибо по истине «страннии и пришельцы есмы на земли и взыскуем вечного отечествия»902.

Только пребывая во словесах Господних, могли Иудеи уразуметь истину (абсолютную), которая могла освободить их от оков их безумия. Истина здесь разумеется не как отвлеченное только понятие, но как воплощение Самого Бога Слова, вечной истины, ибо «Бог есть истина и суды Его праведны»903. «Небо и земля прейдут, словеса же Господа не прейдут»904. Посему и ранее (ст. 25) глаголал Господь: «Аз есмь начаток, яко и глаголю вам»905.

Уразуметь истину есть уверовать, что Господь Иисус есть Христос, – и есть вместе с тем уразуметь волю Божию и тем освободиться от рабства плоти и греха и земли, ибо «где Дух Господень, там свобода»906.

Таково учение, преподанное Господом Иудеям; таково учение любви, коим Он и этих хульников и озлобленных влек к Себе, но не только сердце их было глубоко испорчено, – даже самый разум их был отуманен разлагающим воспитанием Иудейских школ. Привыкшие к букве Иудеи не понимают духа слов Господа; они начинают препираться о словах, давая им самое узкое толкование и тем выказывая себя совершенно неспособными подняться на высоту, куда хочет вести их Господь. Перед ними носятся призраки величия народа, которым как рабами вскоре за тем наводнены были все базары Востока907. Они указывают на Авраама и данные ему обетования, забывая, что их грехи и неверие были уже причиной их рабства в руках многих народов, – но главное, не понимая того, что только «все верующие благословятся с верным Авраамом»908. Иудеи, говоря о рабстве, и не подозревают, что есть рабство духовное, в котором они находятся; что земное рабство кончается с мимолетною жизнью земною, и никакой тиран не в состоянии удержать раба, душа которого освободилась от земных уз, – но что рабство духовное, рабство греха и злобы и неверия сковывает бессмертную душу и за гробом.

Ин.8:34. Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха:

Ин.8:35. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век:

Ин.8:36. Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете:

«Всяк творяй грех раб есть греха», глаголет Господь и пусть всякий, хоть несколько изучающий свою душу, скажет, что он не делается рабом того греховного желания, которое овладевает им. Нет, как ни ужасно, как ни постыдно овладевающее человеком греховное стремление, как ни гнусно оно даже для разума самого этого человека, обуреваемого страстию, – но он только силою воли, и притом только при помощи Божией, – может освободиться от того, чтобы не пасть низко, пасть в собственных глазах своих: до такой степени сильно то рабство, в котором пребывает человек, – и только один Бог может поднять его и «свободить его». Посему-то и сказано: «Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете»; и в другом месте:.. «явился Сын Божий, да разрушит дела диавола»909.

Но в слове Господнем «творяй грех», ὁ ποιῶν τὴν ὰμαρτὶαν, – есть еще более широкое указание. Много грехов прощал и прощает милосердый Господь910 при покаянии, но под словом «творяй грех» постоянно, настойчиво, с убеждением своей правоты, разумеется нераскаянный грешннк, идущий неуклонно по пути неверия и злобы и самонадеянной кичливости как Иудеи, которых посему (ниже ст. 44) Господь и назвал «сынами диавола», ибо они не хотели спасения, считая себя совершенными и не нуждающимися в покаянии911. Рабы греха и сыны диавола по гордости и злобе, они возмутились, слыша, что они станут свободными лишь тогда, когда Истина освободит их (ст. 32). Господь теперь яснее раскрывает им, кто Истина! «Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете»... Ибо «раб не пребывает в дому во век, Сын пребывает во век».

Господь, пришед на землю и родившись от Девы, обрученной мужу из колена Давидова, явился во плоти среди народа обетования. Но народ сей утратил, – по крайней мере среди учителей своих и начальников своих, – высшие духовные начала. Среди него царствовал грех, – не случайный, не частный, а общий, вошедший в строй его умственной и материальной жизни, приявший форму гордости и злобы и неправды во всех ее видах. Освободить от сего рабства сначала народ обетования, а с ним и через него912 все человечество, – пришел на землю Сын Божий. «Господь пришед к своим и свои Его не приняли (Ин. 1:11), но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (ст. 12). Но кто же были сии приявшие Господа? кто были те, которые удостоились счастия быть восприятыми Богом во усыновление? В той же первой главе Иоанна (ст. 12 и 13) указано что счастие сие предоставлено лишь верующим, что не рождение по плоти может дать сие преимущество, но рождение духовное от Бога. Сие таинственное рождение еще яснее раскрывается в беседе Господа с Никодимом и называется рождением от Духа» и «рождением водою и Духом»913.

Стадо быть все те, кои не рождены от Бога, не возродились водою и Духом, остались в рабстве греха и не получили свободы чрез усыновление Богом. Сие-то Господь и выясняет Иудеям, предупреждая их, что раб изгоняется из дома, а только Сын и чрез Него усыновленные пребывают в доме Отца, в доме счастия и правды и любви. Они же «делатели неправды... увидят себя изгоняемыми вон»914.

Но Иудеи не могли в гордом самообольщении своем допустить мысли, что «аще Сын вы свободит воистину свободни будете». Они не хотели свободы от греха и не хотели Посредника и Ходатая: они хотели земной власти, они думали, что они праведны пред Богом915, и главнейше они не хотели признать, что Господь Иисус есть Христос.

37. Вем, яко семя Авраамле есте: но ищете мене убити, яко слово мое не вмещается в вы:

Господь утверждает историческое происхождение Иудеев от Авраама, но он указывает им, что они должны бы были быть и духовными чадами Авраама, а не искать смерти праведника916. Чтобы унаследовать данные Аврааму обетования, потомки его должны были быть и духовно соединены с великим своим праотцем. Великая вера, которою обладал Авраам означала и великую душу, способную вместить великие слова и великие обетования. Маленькие и испорченные души Иудеев, погруженные в земные дела, в земные рассчеты, в мелкое тщеславие, сделались неспособными вместит великое слово Божие. «Слово Мое не вмещается в вас», говорит со скорбию Господь, упоминая о тайных помыслах их, стремящихся к убиению Господа. Господь скорбит о них, ибо эти несчастные, могущие как каждый человек, носящий в душе своей образ Божий, – соделаться вместилищем слова Божия, соделались вместилищем мысли дьявольской и соделались сынами тьмы917.

38. Аз, еже видех у Отца моего, глаголю: и вы убо, еже видесте у отца вашего, творите.

39. Отвещаша и реша ему: отец наш Авраам есть. Глагола им Иисус: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили:

40. Ныне же ищете мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога: сего Авраам несть сотворил:

Господь Иисус, указывая опять (ср. ст. 26–29) на единство Свое с Богом Отцем и на тот вечный источник мудрости и правды и любви, из которого истекают Его деяния и слова, хотя Он в образе человека918, – особенно указывает Иудеям, что их слова и деяния проистекают от злого начала, от отца лжи. В ответ на постоянно повторяющееся кичливое восхваление Иудеев, что они сыны Авраама, Господь настойчиво указывает им на громадное нравственное различие между ими и Авраамом. Авраам творил дела Божия, что же они замышляют, – спрашивает Господь, – убиение праведника? В стихе 40 в устах Господа является выражение, которое нигде более не встречается: Господь говорит: «вы ищете убить Меня, человека ἂνθρωπον, который сказал вам истину». Господь чтобы яснее выставить гнусность преступления, даже устраняет временно священные имена Сына Божия и Сына человеческого: Он называет Себя просто человеком и, говоря о Себе как об обыкновенном смертном, представляет Иудеям всю черноту души их, которая способна замышлять убийство брата своего, как Каин Авеля, за то только что последний был угоден Богу. При таковом указании не было места даже тем фальшивым предлогам, коими прикрывались так называемые ревнители закона, утверждавшие, что они преследуют Господа за то, что Он нарушал закон и называл Себя Сыном Божиим. Господь раскрывает им собственное их сердце и указует им, что они человекоубийцы, – как и отец их диавол919, – и что они ищут неповинной крови брата своего.

41. Вы творите дела отца вашего. Решиа же ему: мы от любодеяния несмы рождени: единого Отца имамы, Бога.

Иудеи начинают наконец понимать, что Господь укоряет их в нравственном падении и что Он напоминает им и обетования и обличения пророков.

«Израиль есть сын Мой», глаголал Господь: Исход 4:22; и «Господь Бог носил тебя (Израиль) как человек носит сына своего» (Втор. 1:31) и «учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор. 8:5)920. Но за тем Господь устами пророков называл отпавших от Бога сынов Израилевых сынами блудницы: «семя прелюбодея и блудницы», говорит пророк Исайя921. И у пророка Осии922: «и детей ея923 не помилую, ибо они дети блуда». Иудеи, спорящие с Господом, начинают уразумевать, что на эти пророческия выражения указует Господь, укоряющий их, что они отпали от Бога и как таковые суть «сыновья тех, которые избили пророков и дополняют меру отцов своих»924.

42. Рече же им Иисус: аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо мене: аз бо от Бога изыдох и приидох: не о себе бо приидох, но той мя посла:

43. Почто беседы моея не разумеете; яко не можете слышати словесе моего:

Господь указывает Иудеям главную причину, почему они не разумеют речи Его и не понимают слова Его: это отсутствие любви в сердцах огрубелых и черствых в эгоизме своем. Любовь даже при множестве прегрешений925 покрывает множество грехов, ибо Бог есть любовь926. И пришедший от Бога единородный и единосущный Отцу Слово есть любовь; «не любящий же брата своего не есть от Бога»927; посему Господь и указует Иудеям, что они любили бы Его, Господа Иисуса, если бы они были духовными чадами Божиими: «Аз бо от Бога изыдох и приидох». «Изыдох» как единосущный и «приидох» как посланный водворить волю Божию ни земле.

Но, говорит Господь, «почто беседы Моея не разумеете?» (и не хотите разуметь). Самое непонимание – настоящее или намеренное слов Господа, обращенных к Иудеям, доказывало, что они не были способны по тупости, по упрямству и по злобе войти в тот новый духовный мир правды и любви, который раскрывался человеку Господом нашим Иисусом Христом. Главного деятеля в развитии религиозного чувства – любви – не было в этих сердцах: «любовь, сорадующаяся истине»928, могла бы открыть Иудеям духовные очи; отсутствие же любви, – а тем более ненависть, которую они питали к Господу Иисусу, доказывали, что они не могли соделаться чадами Божиими. Если бы они были от овец Божественного Пастыря, то они бы узнали глас Его929. Но они злословили и хулили Господа, исполняя давно предсказанное Псалмопевцем: «Злословия злословящих Тебя падают на меня»930. В этом пророчестве указывалось, что ненавидящие Бога Израилева возненавидят и Сына Божия, воплощенного в образе человека, ибо, как сказал Иоанн Богослов о любви: «кто говорит – я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец»931. В таком именно состоянии находились Иудеи, сердце которых было полно и злобы и хищения и лукавства, но которые уверяли, что они любят Бога.

44. Вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи:

Убийство (материальное и нравственное), ненависть истины и ложь – вот характеристика диавола и последователей его. Диавол не устоял в истине в тот таинственный момент, когда он, будучи ангелом, «оставил свое жилище», и «не сохранив своего достоинства»932, возмутился против Бога, задумав поставить свою собственную мысль вместо мысли Творца и таким образом соделаться независимым. Не тоже ли делают Иудеи, возмущаясь против истины, возмущаясь против учения правды, потому только, что оно не согласно с их мыслями и надеждами.

Диавол еще «человекоубийца искони», глаголет Господь, указуя на падение первого человека и потом на весь ряд злых деяний в истории человечества, внушаемых диаволом. Но не являются ли и в этом случае Иудеи сынами диавола, составляя заговор против Того, которого они хотели признавать только человеком, но которого они не могли однако не признавать невинным и праведным933. В предыдущем стихе Господь указывал Иудеям, что если бы Он был и простой человек, то и тогда поступки их были бы нарушением всякой нравственной правды. Здесь в ст. 44 Господь, не обинуясь, указывает, откуда источник злобы и побуждений нечистых и грешных. Единство мысли сотворенного с мыслию Сотворившего его – есть единая праведность; отделение злою волею своею существа сотворенного от Творца своего – есть дело диавола и чад его, ибо диавол показал этот путь возмущения, на котором встречаются гордость, ненависть, злоба, человекоубийство, противодействие истине, ложь, и все другие порокн человека.

Отец лжи есть диавол, ибо всякое преступление есть прежде всего отрицание правды и добра и любви, исполнение мысли, не согласной с мыслию и волею Божиею.

Но диавол есть еще потому отец лжи, что он всячески борется противу утверждения в сердцах людей истины, и когда Богочеловек был во образе человека на земле, то главным орудием диавола были те, коих Евангелист называет Иудеями.

45. Аз же зане истину глаголю, не веруете мне:

46. Кто от вас обличает мя о гресе; Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете мне;

47. Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает: сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте.

Господь указует Иудеям, что они именно потому не веруют Ему, что Он глаголет истину. Если бы уста Его произнесли (что невозможно) не истину, то они поверили бы ей, потому что она сродна им, отвечала бы лживому сердцу их. Затем Господь переходит к другому роду доказательств: Он явно при всем народе спрашивает их, могут ли они бросить хотя бы тень подозрения на всю жизнь Его как человека? Но самые заклятые враги Господа молчат на этот вопрос и в следующем стихе отвечают лишь хулою. Господь (по человечеству говоря), как бы взывает к давно заглохшему чувству чести Иудеев и ставит им этот постоянно повторяющийся вопрос, на который они не могут дать ответа. Если вы не имеете в чем обвинить Меня, и если Я глаголю истину, почему вы не веруете Мне и словесам Моим? А что Я глаголю истину, то вы сами знаете, что в этом убеждает вас даже ваша испорченная душа.

«Но вы не верите, потому что вы не чада Божии». Самое безчувствие Иудеев свидетельствует о том, что они не принадлежали Богу. «Иже есть от Бога глаголов Божиих послушает», ибо сердце его не может оставаться оледенелым, слова Божии суть огнь, – или возжигающий в сердце человека огонь любви, или попаляющий недостойного, озлобленного и упорного.

48. Отвещаша убо Иудее и реша ему: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси ты, и беса имаши;

Ругательство Иудеев распадается на две части. Под именем Самарянина они, кажется, хотели упрекнуть Господа в сношениях с этим народом (гл. 4) и выставить Его врагом Иудейской нации: кажется эта мысль подобна мысли Каиафы, признававшего Господа Иисуса врагом нации и ее благосостояния, которого поэтому следовало убить. Но нелепость этой хулы такова, что и сами Иудеи в ст. 53 не решаются повторить, что Господь Самарянин, а повторяют лишь вторую хулу.

Но вторая хула прямо относится к словесам Божиим, к словесам истины, которые только что глаголал им Господь и прямо подходит под определение хулы на Духа Святого, о которой Господь сказал, что «она не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем»934, а потому те, которые осмелились произнести эту хулу, и которые сочувствовали ей, – были именно те, которым Господь сказал: «умрете во грехе своем»935. Нет сомнения, что обличаемые Господом Иудеи, которым указал Господь936, кто источник их злобы и кто отец их, – в иступлении злобы пытаются обратить обвинение на Господа.

49. Отвеща Иисус: аз беса не имам, но чту Отца моего, и вы не чтете мене:

Господь так спокойно отвечает на произнесенную хулу, не возражая вовсе на имя Самарянина, Ему данное. Уже Иудейство преходит, уже пред Господом все народы и племена равны, уже наступает время единения и уравнения: все, кто чтит Бога в лице Сына Его суть чада Божии по призванию и усыновлению. Но не чтущие Бога и бесчестящие937 Господа Иисуса – как они явятся перед Богом? Господь спокойно отвечает: «аз беса не имам, и чту Отца моего, а вы бесчестите меня». Другими словами – хула, вами произнесенная, произнесена на Бога Израилева и на вас обрушатся все последствия ея.

50. Аз же не ищу славы моея: есть ища и судя:

51. Аминь аминь глаголю вам: аще кто слово мое соблюдет, смерти не имать видети во веки.

Не искал славы Своея воплощенный Богочеловек, отделяя словами сими и другими подобными, земное Свое служение от вечного Аз есмь. «Ища и судя» есть тот же Богочеловек как Бог, созерцаемый вне смиренного образа человеческого, приятого Им на Себя.

Мы уже останавливали внимание читателя на том, что произнесение Господом слов аминь, аминь – всегда происходило пред теми глаголами Его, которые должны были глубоко врезаться в память и сердце человека. «Кто слово Мое соблюдет не увидит смерти во век», говорит Господь после двукратно повторенного аминь. Это радостное торжественное обещание тем, кто соблюдет слово Господне938, есть откровение человеку новой вечной жизни. С этим откровением все в земной жизни изменяется. Жизнь и самая смерть суть уже только мимолетные эпизоды непрерывающегося вечного существования, ибо верующий в Господа и любящий Его и соблюдающий слово Его – составляет единое с Господом и в мертвенном теле своем увидит «жизнь Иисусову, открывающуюся в смертной плоти нашей»939, переходя таким образом от жизни в жизнь.

52. Реша убо ему Жидове: ныне разумехом, яко беса имаши: Авраам умре и пророцы, и ты глаголеши: аще кто слово мое соблюдет, смерти не имать вкусити во веки:

53. Еда ты болий еси отца нашего Авраама, иже умре; И пророцы умроша: кого себе сам ты твориши;

Повторяя хулу, Иудеи высказывают обыкновенно повторяемые ими возражения, доказывающие, как мы неоднократно говорили, невозможность для них подняться от земли и уразуметь глаголы вечной жизни. Они даже не понимают того, что Господь глаголет им о вечности души, посему-то они и употребляют не то выражение, которое употребил Господь. Они говорят: «не вкусит смерти»; Господь же сказал: «не увидит смерти во веки». Господь Сам «вкусил смерть за всех» (Евр. 2:9); и мы вкушаем смерть, но продолжаем жизнь за гробом и не видим смерти во веки, как Авраам и пророки и люди ветхозаветные вкушают вечную жизнь, изведенные из темницы духов940 Господом по искуплении человечества. Не непонимание Иудеями сей тайны составляет их вину, а намеренное злобное сопротивление учению добра и любви и хула их, делавшая их противниками Бога и запиравшая им вход в то царствие Божие, в которое они могли войти только верою. Они по жестокосердию не видят, что Господь Иисус есть Представитель Божественного Слова, и не понимают, что Он от Бога изшел, и потому гибнут во мраке.

54. Отвеща Иисус: аще аз славлюся сам, слава моя ничесоже есть: есть Отец мой славяй мя, его же вы глаголете, яко Бог ваш есть:

55. И не познасте его, аз же вем его: и аще реку, яко не вем его, буду подобен вам ложь: но вем его и слово его соблюдаю:

В ст. 50 Господь указывал, что Он (как человек) не ищет Своей славы, и эта слава человеческая была бы ничтожеством, как всякая другая слава человеческая, если бы она не была соединена со славою Божиею. Посему Господь Иисус как человек и не ищет Своей славы, но Бог прославляет человека Иисуса, да узрят в Нем Господа. Прославляющий есть тот же Бог Израилев, которого на словах чтили Иудеи, но «сердце которых далеко всегда отстояло от Господа», как говорил им это еще пророк Исайя, о чем не раз им напоминал Господь941. «Воля Отца да прославится Отец в Сыне»942. «Вы не познаете Бога Его же глаголете, яко Бог ваш есть», говорит Господь Иудеям. Читая закон и пророков, вы не сумели познать любовь и милосердие Бога в священных словесах Его и не умели вникнуть в смысл Его обещаний. Чтобы научить вас, Я, Бог во плоти, пришел на землю; и Я, как Истина, не могу сказать, что не знаю Бога, ибо Я Бог во образе человека. Поэтому Я являю вам Себя и Существо Свое согласно обетованиям, данным Мною в завете с отцами вашими: Я не могу быть подобным вам лжецом943.

56. Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой: и виде и возрадовася.

Господь открывает людям одну из тайн духовного мира и духовного состояния пророков в словах стиха сего944. Авраам при жизни радовался верою и ожиданием сего великого часа для человечества, а в ту минуту, когда Господь глаголал, он уже видел исполнение обетований и возрадовался за всех сынов Своих, т. е. за всех верующих945, – и за себя, ибо и духовный мир просветился воскресением Бога Слова, облекшего ся в плоть человеческую и превознесшего человека в душе его и во плоти его. Как видел и узнал Авраам о совершении обетований и о рождении Господа во плоти – есть тайна духовного мира; мы знаем, что и Моисей и Илия явились в Господу на г. Фаворе и беседовали с Ним во время Его священного преображения946, а потому мы должны думать, что и Авраам и другие пророки и угодившие Богу сорадовались Ангелам, славившим Бога при рождении Господа Иисуса и взывавшим: «Слава в вышних Богу и на земли мир: во человецех благоволение»947.

В период времени от сотворения человека до потопа человечество памятовало об обещании Избавителя, который сотрет главу змия948; к сему обетованию, перенесенному из мира допотопного в мир, восставший снова из волн потопа, Ной передал сынам своим новые обетования милосердия Божия, но мысль о грядущем в веках Избавителе не была вторично высказана Ною, как разве в прикровенном образе ковчега, из коего восстает новая жизнь, и голубицы, несущей масличную ветвь. Аврааму даны более полные, но тоже прикровенные обетования под формой прообразований – как рождение Исаака после долгих ожиданий (Быт. 17), и явление трех путников в кущу Авраама (18). Еще более ясное прообразование грядущего Избавителя, имеющего стать жертвою, – было жертвоприношение Исаака (22). Яснее всего было открыто Аврааму Господом, что «благословятся в семени Авраама все народы земли». Тогда, как говорит Апостол, Авраам и другие угодившие Богу жили верою и «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные и радовались и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле949». Вера сия жила с ними и в загробном мире, и когда Ангелы Божии возвестили миру о воплощении Бога Слова, тогда «Авраам виде и возрадовася».

57. Реша убо Иудее к нему: пятидесят лет не у имаши, и Авраама ли еси видел;

58. Рече же им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь.

Мы видели уже в стихе 24, что это Аз Есмь, есть то же священнейшее имя, которое объявлено было Израилю чрез Моисея: Иаг-ве или Иегова950. Это имя второй Ипостаси святой и единосущной Троицы, которая Ипостась являет Бога человекам. Глаголя о Себе Аз есмь, Господь явственно открывает слушателям, кто Он, являя тожество Свое с Богом Завета.

Заметим, что во всех переводах, как и в греческом оригинале, стоит это священное имя Аз есмь; Ego sum (а не был, как бы требовала обыкновенная речь). Самое двукратное повторение слов аминь аминь в начале речи Господа указывает на величие произносимых Им слов. Аз есмь вечно, неизменно, означает, что хотя во образе человека, но глаголющий живет не во времени, а в вечности.

На это отвечают Иудеи попыткой убийства:

59. Взяша убо камение, да вергут нань: Иисус же скрыся и изыде из церкве, прошед посреде их: и мимохождаше тако.

Разъяренная толпа фарисеев, не понимая в безумии своем ни того, Кто перед ними, ни божественных слов Его, думает решить в свою пользу ужасающий их вопрос о том, что Господь Иисус есть Мессия, убийством Его. Что именно фарисеи с начальствующими неистовствовали против Господа, это есть мысль и св. Иоанна Златоуста951, который говорит: «Кто искал убить Господа? Не народ, который не домогался начальства и не мог быть увлечен завистью, а священники».

В храме и, как мы говорили выше952, в нескольких шагах от палаты Синедриона преступные члены его совокупно с фанатиками фарисеями хотели нарушить законы и Божеский и гражданский. Посреди их величественно проходит «скорбящий о неверии их и об ожесточении сердец их»953 «ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый себе избавление за всех»954.

Скорбел Господь в человеческой душе Своей как человек: как Бог Он выполнял Свои обетования о спасении человека;

* * *

823

См. вступление и главу 18:31.

824

По поводу монеты с изображением Кесаря Мф. 23:15–22.

826

Так в Синайском кодексе (Алеф), находящемся в Петерб. Публич. библиотеке; в Александринском кодексе пропущены глава 7-я и большая часть 8 главы, в кодексах Ватиканском Парижском и других (Westcott; intr. to St.-John and in loco in the Sp. Bible) пропущен эпизод о блуднице.

827

De adulterinis conjugiis Libr. 2, § 7.

828

Бес. 52 на Иоан. ч. 2, стр. 68–69 изд. С.-Петерб. Ак. 1862. Замечательно что у блаж. Феофилакта Болгарского нет никакого толкония к сказанию о прелюбодейке в Ев. Иоанна.

829

См. Smith’s Bibl. Dict. the Gospel of St. John; Westcott in loco in theSpeaker’s Bible и др.

830

Cp. Норова второе путешествие (1878) стр. 19–20.

831

Как и по другим преступлениям в Лев. 20:9, 11, 12, 13, 15, 16.

833

Salvador в нем. пер. Geschichte der Mosaischen Institutionen Hamb. 1836 II Band. ss. 2–3 id. 5, id. 76 с указанием мнения многих раввинов. На мнение Сальвадора, как мы упоминали уже, не совсем можно положиться, но на относительную мягкость приговоров санхедрина указывает и Dom Calmet в Dict. de la Bible. См. art. Sapplices et autres.

834

Явно, что здесь говорится не о старшинах по положению, а о старцах по летам; поэтому и употреблено слово πρὲσβυς в основном смысле т. е. senex.

835

Еп. Михаил. Иоан. стр. 265 (in loco).

838

Мф. 18:11. О Сыне человеческом и о таинственном значении сего выражения, см. конец 1-й главы.

839

Так и расслабленному Ин. 5:14; ср. и о прокаженном: «посмотрел на него строго» Мк. 1:43.

840

Ин. 5к исцеленному в купели Вифезда.

841

Ч. 2. стр. 69, 1862.

843

id. ст. 10.

845

«Вси изменимся»... «подобает бо тленному сему облещися в нетление» см. 1Кор. 15:51, 53 и мн. др.

848

Мф. 5:14. Ср. во вступлении в 3-ю главу слова Вас. вел. (на Евномия), уподобляющие человека, просвещенного Духом Святым темному облаку, озаренному солнцем.

850

"И вошел Ангел Божий (о значении Его см. пр. в Свящ. Летописи на Исх. 14со ссылкой на Исх. 13и на главы 23и 33:2–3 Исхода. Ангел Имени Божия был сам Господ) в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других». Исх. 14:20.

855

3Царст. 19:11–12. Видение св. Илии пророка на г. Хориве.

861

См. Ин. 1:19–34 и 3:26–31.

863

Ин. 5и все стихи 5:30–34.

864

Литтре позитивист указывал на это, ибо ощущения подают разуму лишь сигналы, но сущность вещей недоступна человеку.

868

Ин. 7и ср. изучение сего стиха.

871

Лексикографы указывают, что γὰζα сокровище, и премущественно накопление царских сокровищ, есть слово персидское, принятое в греческй язык, φύλαξ, страж; φύλακη хранилище.

872

Dom Calmet; Smith’s Bibl. Dict; Westcott in Speaker’s Bible и см. в особ. Фергюссона (Джемса) восстановленный Иерусалимский храм.

878

См. еще ниже ст. 24.

880

De Bello Iud. 3, cap. XXV.

881

Тофет, или долина сынов Енномовых, была известна как место кровавых жертвоприношений Молоху: 4Цар. 23:10; Ис. 30:33; Иер. 19:2, 6. (См. в особ. последнее пророчество об участи Иерусалима). Но имя Тофет и имя геенна (от Геном, Еном) позже обратились в имя ада, или места загробных мучений.

883

Исх. 3и некот. мысли см. в пр. 2 т. Св. Летописи in loco.

885

Ср. торжественные слова Господа в Числ. 14:22–23.

887

Мф. 23:38–39 и наст. стих Ин. 8:24.

888

Стр. 79 ч. 2 изд. 186 . Но Златоуст не входит в подробное рассмотрение речения, хотя нам кажется, что он ударяет на слово начаток.

891

Выше ст. 23.

892

Ин. 10и 9.

898

Афанасий вел. на Аполлин. кн. 2, в изд. 1853 том 3, стр.387, 400–402.

899

Слово о Сыне второе и третье в изд. 1843, ч. 2 листы 141 и 153 на обор.

901

«Аз есмь путь» Ин. 14:6.

903

Псалом 18:9; 88:34; 110:7. Ис. 65:16.

905

См. выше на ст. 25.

907

Флавий Иос. война Иуд. кн. 6, гл. 44; кн. 7, гл. 25, 27.

910

Мф. 12:31; см. и Мф. 9:13: «Господь пришел не праведных, а грешных призвать к покаянию».

911

Ср. слова Иоанна Крестителя фарисеям и саддукеям Мф. 3:7; «порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?»

912

Мы говорим об Апостолах и учениках Господа. Эти Иудеи по рождению были орудиями Божиими.

913

Ин. 3:3, 5 и см. весь опыт изучения сей главы.

915

Мф. 5:20; 23:28; Лк. 18и сл.

916

См еще ниже ст. 40.

917

Слово Мое не вмещается вы вы: ὁ λόγος ὁ εμὸς οὐ χωρεῖ ἐν ὑμῖν – наши оба перевода совершенно правильно передают эту мысль, но Вульгата несколько удаляется от мысли, переводя слова «не вмещается» словами «non capit» (не овладевает (вами)). Biblia Sacra 1822 правильнее переводит «non habet locum apud vos».

918

Ср. Григор. Богосл. сл. 36-е ч. 2, л. 151 на обор., 152, 164.

919

См. ниже ст. 44.

920

Ср. еще Малахии 1:6; 2и мн. др.

923

Израиля: пророк рисует народ как блудную жену, отпавшую от мужа.

925

Луки 7:47. «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много».

932

Иуды ст. 6.

933

См. ст. 46 ниже.

936

Ст 44.

937

Русский синод. перевод слов: ὑμεῖς ἀτιμὰζετε με ближе к греческому (ἂτιμος, обесчещенный), чем славянский.

938

См выше ст. 31.

939

2Kop. 4:10–11. Сp. Иоанна Златоуста беседа 9, на второе посл. к Коринф, (в изд. 1851 стр. 130–131).

943

По поводу слова «лож» в Слав. тексте с на конце мы должны указать, что как перевод слова φεύστης, оно означает лжец, а не ложь φεὐδος, т. е. неправду. Славянское слово лож заменяет слово лжив, ложен. Предупреждаем, что в Норовском греко-славянском Новом Завете 1861 года слово лож опшбочно напечатано с ь на конце. Bcе же синодальные издания (1857, 1863, 1870 и др.) везде соблюдают правописание лож с на конце.

944

Ср. прекрасное указание Епископа Михаила на этот стих (изд. 1874, Иоанна стр. 315–316).

945

Гал. 3"Верующие благословятся с верным Авраамом».

948

Быт. 22:18. В видении главы 15 Бытия открыта была Аврааму лишь будущность плотского его племени. В главе 22 Бытия открывается Аврааму будущность его наследников и потомков по Bере и духу.

950

«Сущий или Аз есмь Иаг-ве». Когда в ветхом завете Господь глаголет о Себе как об известном по откровении, тогда глаголет Аз есмь Иегова (Иаг-ве), т. е. Аз есмь Он есть«, т. е. Я Тот, который неизменно и вечно Себе подобен и известен Израилю под именем Сущий (Он есть). Св. Летопись, прим. на 1 стих Бытия.

951

Бес. 50-ая на Ин. 7:25–26, 30 в изд. 1862 стр. 48–47 части 2.

952

См. стих 20 сей главы о помещении Синедриона.


Источник: Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова : в двух томах / Георгия Властова. - Санкт-Петербург : И. Л. Тузов, 1887. / Т. 1. - 460 с.

Комментарии для сайта Cackle