Источник

Глава седьмая

Ин.7:1. И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху его Иудее убити.

Выше по поводу 5мы видели, что св. Иоанн Златоуст731 полагал, что праздник, поименованный в приведенном месте, был Пятидесятница (после первой Пасхи Ин. 2:13). О второй Пасхе упомянуто в гл. 6:4, причем Господь был в Галилее и по-видимому в этот год на Пасху в Иерусалим не ходил. По всей вероятности со дня Пятидесятницы Ин. 5после первой Пасхи вплоть до праздника Кущей второго года Господь не был в Иерусалиме «яко искаху Иудее убити Его», о чем упоминается в Ин. 5по поводу исцеления расслабленного в купели Вифезда. Все это время Господь провел по-видимому в Галилее и это именно время описано в подробности у Евангелиста Матфея в главах 12–18 (и парал.). Мы указываем на эти главы потому, что в 11 главе Матфея указано, что Иоанн Креститель был уже в темнице (ср. Ин. 3Иоанн еще на свободе) и в 19 гл. Матфея сказано: «И бысть егда сконча Иисус словеса сия, прейде от Галилеи и прииде в пределы Иудейския обонпол Иордана»732.

По поводу слова хождаше (περιπὰτει) Иисус по Галилеи, мы обратим внимание читателя на то, что это хождение, или лучше сказать «перехождение» знаменовало и заключало в себе все дела любви и милосердия, творимые Господом и все благодатные поучения, разносимые Им по многим местностям, согласно слову Его: «се изгоняю бесов и совершаю исцеления, сегодня и завтра и в третий (день) кончу; а впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает чтобы пророк погиб вне Иерусалима»733. Посему, когда мы видим, что Господь входит в Иудею, то надо помнить, что хождение по Иудее совершенно подобно хождению Господа по Галилее, т. е. сопровождается и благодатными словесами, и исцелениями, и изгнаниями бесов, и если не все чудеса и словеса Господа записаны, то только потому, как говорит Иоанн734, что «и самому миру не вместить бы написанных книг».

Ин.7:2. Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени.

По-гречески этот праздник назывался σκηνοπηγὶα (σκηνή куща, ήγνομι посадить, воткнуть). Он означает создание шалашей из древесных ветвей, которые втыкались в землю для образования временного помещения на время семидневного осеннего праздненства, начинавшегося в октябрьское полнолуние, как о том подробно сказано в Левите 23:39–43. Это было воспоминание о странствовании в пустыне. Праздник был один из самых торжественных и притом обязательно соединенный с веселием: «веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней», говорил закон Лев. 23:40. Ср. Втор. 16:13–15735.

Ин.7:3. Реша убо к нему братия его: прейди отсюду, и иди во Иудею, да и ученицы твои видят дела твоя, яже твориши:

Ин.7:4. Никтоже бо в тайне творит что, и ищет сам яве быти: аще сия твориши, яви себе мирови.

Ин.7:5. Ни братия бо его вероваху в него.

Прежде всего мы должны установить тот факт, что никто из Апостолов не мог быть по нашему мнению в числе тех «братьев Господних», которые «не вероваху в Него», ибо в конце6 главы мы видели, что Апостолы устами Петра произнесли исповедь веры, что Господь Иисус есть воистину Христос Сын Бога живаго, и Господь, приняв сие исповедание, изрек «не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол». А посему мы делаем два заключения: одно, что братьями Господа неверующими в Него не могли называться Иуда Иаковлев и Иаков Алфеев736, бывшие в числе Апостолов и иногда именующиеся братьями Господа, как в 1Кор. 9:5; и второе, что по всей вероятности братьями Господа неверующими были сыны Иосифа обручника от первого его брака, на что прекрасно указывает блаженный Феофилакт, говоря на это место Иоанна737: «Поносят же ему (Господу) братия его, Иосифовы яве дети, яко двема страстьма боримы, боязнию и славолюбием»... и далее: «Откуду же им бе толико неверование? От гнилого произволения и зависти. Ужикам738 бо обычай присно завидети своим паче чужих». Приводя слова сии блаженного Феофилакта, мы указываем, что не можем допустить, чтобы в числе неверующих братьев были кроме Иуды Искариота кто либо из Апостолов739, ибо, независимо от вышесказанного и принимая во внимание горькие слова укоризны, невозможные в устах Апостолов, заметим, что Господь говорит им ниже ст. 8: «вы пойдите на праздник сей», и на основании стиха 10-го они действительно пошли. Но могли ли Апостолы идти от Господа одни на праздник? Все это сводится к тому, что мы Иуду Иаковлева и брата его Иакова Алфеева, – который позже (Деян. 12:17; 15:13; Галат. 2:9) был епископом церкви Иерусалимской, – не признаем сынами Иосифа обручника, а видим в них только однозаконных с братьями по плоти Господа лиц. Что же касается до сынов Иосифа от первого брака, перечисленных в Мф. 13:55, то мы думаем, что по слову Господа «несть пророк без чести токмо во отечествии своем и в дому своем»740, и думаем также, что они не только не веровали в Господа, но, как доказывает блаж. Феофилакт, – и завидовали Ему. Эти братья Господа, сыны вероятно от весьма раннего брака престарелого Иосифа, – были гораздо старше летами Господа Иисуса и по-видимому дозволяли себе давать Ему советы, как например настоящий – читаемого нами Евангелия, в котором кроме неверия слышится еще тайное желание воспользоваться благами мира сего, если бы, как они думали, Господь Иисус стал царем. «Яви себя миру», говорят они, намекая вероятно и на то, что Господь (как мы говорили выше) не был на вторую Пасху в Иерусалиме, а провел ее в Галилее. Может быть неверные братья Господа ожидали, что и в Иерусалиме, как то было в Галилее, толпа народа насильно захочет сделать Его царем, и Он не в состоянии будет отклонить от Себя это звание, которое даст и им известность и богатство.

Ин.7:6. Глагола убо им Иисус: время мое не у прииде: время же ваше всегда готово есть:

Когда Господь глаголет: «время Мое не у прииде», то Он разумеет Свою страдальческую по человечеству кончину, о которой ничего не ведают еще братия Его. Минуту же страдания Господь Бог предопределил в премудрости Своей и только при наступлении сего времени должна была совершиться великая Жертва.

«Время ваше всегда готово», – глаголет Господь к иудействующим братьям Своим. Этим Господь указывает на бессодержательную жизнь мира вообще и в особенности на обрядовую пустоту жизни Иудеев, которая утратила все свое религиозное и нравственное содержание, которое однако Бог вложил в основные законы, данные Израилю741. Восстановление закона по духу

– вот что принес Господь в мир: и великою ценою священной крови Своей выкупил Господь человека Иудея из этой бессодержательной среды и человека язычника из среды нравственной гибели, чтобы ввести того и другого в жизнь духовную. Устройство общества, в коем преобладали бы духовные потребности, не настало еще: «время Мое не у прииде», а мир жил искони веков исключительно плотскою материальною жизнию; жизнь мира изменилась в деталях, в частностях, в обычаях в течение тысячелетий, когда мы в состоянии проследить ее; но она нисколько не изменилась по существу и нравственному содержанию. Алчность и гордость и плотские стремления и борьба за обладание предмета вожделения – те же среди дикарей доисторического периода, как среди древних Египтян и древних жителей Месопотамии, и среди Ариев доисторического времени Гиндукуша и Пенджаба, и среди Греков и Римлян, и даже среди рыцарского средневекового общества, и среди общества нашего времени, под какой бы формой правления ни жили люди, если только они не истинные христиане. И те же страсти и та же борьба встречаются и среди краснокожих Индейцев, и среди Кафров и Готтентотов и Негров нашего времени, как среди нас. «Время ваше всегда готово есть», говорит Господь всему человечеству, пока человек не христианин, ибо только христианство с его духовными стремлениями может заставить его отказаться от предмета желаний, и от борьбы, и от достижения своей цели всеми доступными ему средствами. Кто, кроме Сына Божия во плоти, мог «вложить дух новый» в человека и указать ему источник счастия в собственной душе, когда она стремится к Богу; и открыть человеку радости воздержания и преобладания духа над плотию, и смирения, и отказа от земных благ ради вечности, – и радости страдания и смерти за идею, за правду, за убеждения, за веру, за Бога и для Бога? А время мира всегда одно и то же; мир и жизнь могли ли когда-нибудь измениться, если бы в них не внесена была свыше идея новая, новый свет истины? Весьма многие не понимают, какой необъятный для разума переворот совершило христианство, выведя человечество на путь духовный с пути исключительно материального. Мы в гордости своего настоящего развития не в силах представить себе то состояние души, для которого нет определенного будущего, как в тех многочисленных философских теориях и системах язычников, которые порождены были потребностью души бросить взгляд в таинственный мрак будущего; еще менее можем мы себе представить состояние души покойного в гордости своей Иудея, ведущего счет с Богом посредством выполнения определенных обрядов, в коих внутренний смысл был совершенно затерян. Это было состояние мира, для которого все времена были равны: «время ваше всегда готово есть», ибо ни одно из мирских действий ни на волос не подвигало человека и человечество к духовному развитию и истинному счастию. Но уже приближалось время Божие, когда человек освящением Духа Святого начал работать в духовном своем я, возвышая со своим духом и собственное свое тело, дабы прославить Бога, в телесах и в душах, яже суть Божия, «куплены бо есмы дорогою ценою»742.

Ин.7:7. Не может мир ненавидети вас: мене же ненавидит, яко аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть:

Ин.7:8. Вы взыдите в праздник сей, аз не взыду в праздник сей, яко время мое не у исполнися.

Ин.7:9. Сия рек им, оста в Галилеи.

Ин.7:10. Егда же взыдоша братия его в праздник, тогда и сам взыде, не яве, но яко тай.

Мир, т. е. общество индифферентное, общество, не имеющее религиозных начал, признает своим излюбленным сочленом всякого, не имеющего определенных убеждений и живущего преимущественно тою жизнью мира, о которой мы говорили выше. Но с другой стороны всякий, ищущий поколебать квиетизм и индифферентизм мира, является врагом его, ибо новая идея требует усиленной работы над собою, а мир прежде всего есть рутина, косность, бездействие, покоящееся в удовлетворении страстей своих. Господь Сам и в Апостолах Своих, и в подвижниках Своих, и в лице всех ищущих именем Господа правды есть великий Свидетель и обличитель зла в мире: посему мир, как совокупность стремлений к земным благам и как ненавистник духовного развития возненавидел Господа Иисуса и Господь предрек о сей ненависти и Апостолам Своим, говоря: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир»743. В словах своих Господь полагает навечно разделение «между сынами Божиими и сынами человеческими»744, или сынами мира, которое заключается в стремлении души человека или к Богу или к миру. Последние любимы миром; стремящиеся же к Богу правды и любви и милосердия ненавидимы миром, ибо обличают его, что дела его злы.

Засим Господь предлагает братьям Своим совершенно отделиться от Него и идти в Иерусалим на праздник без Него. Только когда братья Его пошли745 на праздник, тогда Господь идет не явно, «но яко тай» в Иерусалим. По сему поводу св. Иоаин Златоуст746 говорит, что «Господь показует им, что Он не нуждается в них и не хочет, чтобы они льстили Ему, и что Он дозволяет им соблюдать обряды. «Кроме того, говорит Златоуст, Господь отклоняет только путешествие с ними вместе, говоря: «время Мое не у исполнися».

По этому поводу мы скажем еще, что отправление в Иерусалим лиц, идущих на праздники, совершалось обыкновенно целою толпою паломников и пред выступлением совершались разные обычные обряды747. Все лица, составлявшие группу паломников, идущих из одного города или поселения, конечно становились известными, а Господу не угодно было, чтобы путешествие Его в Иерусалим было наперед известно и подало повод к беспорядкам в народе, или заговору среди фарисеев и начальников «Яко время Его еще не исполнися».

Когда же толпа паломников явилась в Иерусалим, и когда стало известным, что Господь Иисус не пришел вместе со Своими родственниками по плоти, – тогда только для преподания учения Господь идет как одинокий странник в Иерусалим, «яко тай», т. е. не огласив сего официально, но дабы творить «дела Божия и сегодня и завтра и в третий день» (Лк. 13:32–33).

Ин.7:11. Жидове же искаху его в праздник и глаголаху: где есть он;

Ин.7:12. И ропот мног бе о нем в народех. Овии глаголаху, яко благ есть: инии же глаголаху: ни, но льстит народы.

Ин.7:13. Никтоже убо яве глаголаше о нем, страха ради Иудейскаго.

Жидове, т. е. Иудеи748 ищут Господа среди паломников с особым старанием, вопрошая: «где Он»? или может быть ближе к подлиннику. «Где есть Оный»? т. е. известный (ποῦἐστιν εκεῖνος), – Тот, который овладел мыслями всех. Народ опять и здесь отделяется от Иудеев (книжников и фарисеев и начальников) и чувствования его изображаются особо. Он шепотом «страха ради Иудейска» говорит о Господе Иисусе. Ропот славянского текста лучше передается словами русского текста толки, толкование, которые яснее переводят греческое γογγυσμός (Vulg: murmur; Bibi. Sacrä mussitatio), чем слово ропот, получившее в речи ныне другое значение. Греческое выражение как и латинские murmur и mussitatio выражают собою тихий сдержанный говор, перешептывание. Точно также русское выражение обольщает народы (ст. 12) более нам понятно, чем славянское слово льстит народы, ибо πλαντὸν χλον seducit turbam указывает на мнение, что Господь привлекает в Себе народ обольщением, а вовсе не то, чтобы Господь льстил народу, или старался привлечь его, хваля его и одобряя его действия.Мы видим здесь, как явно св. Евангелист Иоанн отделяет Иудеев, ищущих Господа, от толпы народа, не смеющей говорить о Господе из страха тех, коих Евангелист называет Иудеями.

Ин.7:14. Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь и учаше.

Ин.7:15. И дивляхуся Иудее, глаголюще: како сей книги весть не учився;

В преполовение749, т. е. в половине семидневного праздника кущей, Господь неожиданно для всех входит в храм и поучает собракшихся около Него. Несмотря на озлобление свое книжники и фарисеи не могут не признать, что священные книги Иудеев лучше известны Господу, чем знаменитейшим их учителям. Это сознание выражается однако в форме вопроса, выражающего негодование ученой шайки, мнящей быть единой рассадницей Иудейской науки: «како сей книги весть не учився»? Здесь главнейше разумеется недоумение и гнев по поводу того: как может кто-либо знать священное писание, не пройдя обязательной для раввинистов школы, из которой только и выходили Иудейские учители? Никто, не бывший учеником у известного раввина, по мнению Иудеев не мог считаться ученым или книжником750; и не признавался таковым, потому что он не подвергался той умственной дисциплине школы, которая готовила раввинов известного нам направления. Вносящий мысли извне школы, кто бы он ни был, – был враг ученого сословия. Тем паче был врагом учителей Израилевых Тот, который указывал на то, что учители Израилевы извратили закон, данный Богом.

Ин.7:16. Отвеща убо им Иисус и рече: мое учение несть мое, но пославшего мя:

Ин.7:17. Аще кто хощет волю его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или аз от себе глаголю:

Ин.7:18. Глаголяй от себе, славы своея ищет: а ищай славы пославшаго его, сей истинен есть и несть неправды в нем.

Господь отвечает Иудеям: 1) указанием на высокий источник Его учения, ибо оно от пославшего Его, от Бога; 2) указанием на тот внутренний критериум души человеческой, который должен подсказать богобоязненной душе, что Божественное учение может исходить только от Бога, а не по произволу человека, и 3) Господь указывает наружные признаки, по которым даже и нечистая душа может распознать величие учения, преподаваемого ей: а именно, что учащий не ищет Своей славы, а ищет славы единого Бога.

Хотя Господь в образе человеческом и говорит Иудеям о Себе, как о человеке, отделяя Себя от Бога, однако единство воли Его и Бога Отца ясно выступает в священных словах Его. Как человек, Господь Иисус не ищет славы Своей и говорит слова Божии, но как Бог, Он глаголет словеса Свои, учение Пославшего Его, который по существу тожествен с Посланным и разделяется от Него лишь Ипостасью.

В словах Господа, вечных поучающих истинах, есть и частное указание человеку, что все счастие жизни земной и загробной лежит в единении воли человека с откровенной ему волей Творца. Религия в душе человека не есть философская теория, успокоивающая ум; она для человека есть вопрос о жизни и смерти и притом вечных.

Несть неправды в ищущем славы Божией, а не своей славы.

Ин.7:19. Не Моисей ли даде вам закон; и никтоже от вас творит закона. Что мене ищете убити;

Речь Господа обращена преимущественно к книжникам и фарисеям, которые только что высказывали удивление, что Он знает писание, не учившись, т. е. не пройдя их школы. По-видимому злобствующая Иудейская партия никогда не высказывала еще при народе своего намерения убить Господа, и ныне Господь в глаза при народе говорит им, что Он знает их сердце и их беззаконные намерения. Господь при этом укоряет их, что они, представляясь благоговеющими перед законом Моисеевым, сознательно нарушают важнейшую часть закона – заповеди Божии, торжественно провозглашенные пред Израилем и начертанные на скрижалях на горе Синае751. Фарисеи молчат, но люди из народа, вероятно не ведавшие о заговоре, а может быть и по наущению фарисеев, с грубостию восклицают:

Ин.7:20. Отвеща народ и рече: беса ли имаши; кто тебе ищет убити;

Нам, кажется, что в этом восклицании народа при всей его грубости нет однако того злобного характера речи фарисеев, которая почти в той же форме записана в Ин. 8и Ин. 10:20. Но там это такое же обвинение и хула, как произнесенные фарисеями в Мф. 12и о которых Господь сказал, что они не простятся ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:32); здесь же по-видимому это род дерзкой поговорки, имеющей смысл «ты с ума сошел»! Господь и не отвечает «народу», может быть и действительно не знавшему ничего о заговоре фарисеев и о непоколебимом их намерении убить Господа. И следующие слова Господа, как и слова ст. 19-го, обращены прямо к ученым, изучающим закон Моисеев752.

Ин.7:21. Отвеща Иисус и рече им: едино дело сотворих, и вси дивитеся:

Ин.7:22. Сего ради Моисей даде вам обрезание, не яко от Моисея есть, но от отец: и в субботу обрезаете человека:

Ин.7:23. Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов, на мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу;

В частности Господь глаголет об исцелении Им расслабленного в субботу и о злобе Иудеев, решивших убить Его за то, что Он такие дела делал в субботу (см. выше 5:16), но в словах Господа «едино дело сотворих», и «всего человека здрава сотворих в субботу», есть еще и обширнейшее мировое значение. Все дело, совершаемое Господом на земле выражается в словах «человека здрава сотворих». Самое обрядовое нарушение субботы было средством поднять человека от буквы к духу закона и заставить его понять, «что Сын человеческий есть господин и субботы»753. Это и было то здравие, то просветление духа, которое Господь хочет даровать человеку, дабы он соделался достойным восприять великую жертву искупления.

Закон обрезания, – говорит Господь к Иудеям, чтителям и ревнителям не по разуму закона Моисеева, – преподан вам этим законом, но не как закон новый, а как древнейший закон, связанный с обетованием, данным Аврааму754. Закон о субботе не отменял и даже не отсрочивал выполнения закона об обрезанин младенца именно в осьмой день от его рождения755. Господь указует Иудеям, как следует разуметь закон по духу, а не по букве, выставляя им те противоречия, которые возникают для тех, кои видят одну мертвую внешность закона, а не изучают живительный дух его.

Посему глаголет Господь: Я исцеляю человека в субботу, ибо Я доказываю вам сим, что Сила Божия, творящая здрава человека в субботу, не может же не быть волею Божиею и по отношению к пониманию закона вообще и закона субботнего в частности. В будущем христианам открывалось и обширнейшее значение исцеления человечества от его недугов Тем, «который недуги наша прият и болезни понесе»756.

Ин.7:24. Не судите на лица, но праведный суд судите.

Забудьте временно обо Мне, которого вы ненавидите, говорит Господь Иудеям; постарайтесь хоть раз поднять в душе вашей чувство абсолютной Божией правды. Вас ослепляет злоба: «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему»757, говорит милосердный Господь к Иудеям; остановитесь на краю пропасти злобы и ненависти, поймите, что Я говорю вам словеса истины и верьте им и делам Моим, кои больше слов и дел чтимого вами Моисея: «не судите на лица, но праведный суд судите».

Ин.7:25. Глаголаху убо нецыи от Иерусалимлян: не сей ли есть, его же ищут убити;

Ин.7:26. И се, не обинуяся глаголет, и ничесоже ему не глаголют: Еда како разумеша князи, яко сей есть Христос;

Ин.7:27. Но сего вемы, откуду есть: Христос же егда приидет, никтоже весть, откуду будет.

Заметим, что это говорит не народ, а говорят «нецыи от Иерусалимлян». В виду чудес Господа и божественных слов Его даже жители Иерусалима, находившиеся под прямым влиянием и наблюдением князей своих и фарисеев, начинают колебаться в своем неверии, так как несколько позже даже служители храма не посмели взять Господа, говоря начальникам своим: «никогда человек не говорил так как этот человек» (ст. 46 этой главы). Иерусалимляне видят, что Господь не только не отступает пред взведенным на Него обвинением, что Он нарушает закон Моисеев, – но что Он Сам обличает своих обвинителей в непонимании закона и в ложном его толковании: обвинители немеют пред обличением и Иерусалимляне, – узнав, что «Князья» хотели убить Господа (выше ст. 20), а между тем теперь оказываются бессильными пред Его обличением, – начинают думать, что начальники их убеждаются, что Господь Иисус есть Христос. Мы здесь отметим бессилие воли той толпы, которая находилась (и находится) под влиянием синагоги. Деспотизм синагоги делал решительно из людей стадо бессловесных животных, подчинявшихся беспрекословно взглядам и решениям своих учителей. И здесь «нецыи от Иерусалимлян», – может быть готовые поверить Господу, – прежде чем следовать влечению своей души, стараются проведать, не пошли ли по тому пути, по которому начинает влечь их сердце, те, за коими они привыкли следовать слепо, т. е. князья и фарисеи. Но они напрасно так думали: злоба фарисеев не дремала. Если «некоторые из начальников и уверовали в Господа, – то ради фарисеев не исповедовали»758, – но за то большая часть начальников народа с бόльшим и бόльшим озлоблением ищет убить Господа, который, – вдыхая Дух Божий в закон, ставший мертвою буквою в руках фарисеев, – тем самым лишает их власти и влияния. Иерусалимляне начинают вопрошать друг друга: «не есть ли сей Христос?» На этот вопрос, приближающий их к Богу, раздается скептический голос – конечно фарисейских учеников – говорящий: «сего вемы, егда же Христос приидет, никтоже весть откуду будет». Божией премудрости и промыслу угодно было скрыть во время проповеди Господней рождение Его в Вифлееме: все считали Его жителем Назарета759. События, сопровождавшие рождение Господа, были забыты по словам пророка: «Род Его кто изъяснит?»760 Но Господь не ищет, чтобы Его признали Мессией на основании земного рода Его и происхождения; Он ищет, чтобы человек привлечен был к Нему Словом жизни, Духом Божиим, возрождающим человека к новой духовной жизни. Не человеческий разум и расчет должны были узнать Бога в Богочеловеке и признать Его за Царя человечества, а душа, влекомая верою, должна была узнать Христа, Обещанного Примирителя, «в Котором надежда народов»761.

Ин.7:28. Воззва убо в церкви уча Иисус и глаголя: и мене весте, и весте откуду есмь: и о себе не приидох, но есть истинен пославый мя, его же вы не весте:

Ин.7:29. Аз вем его, яко от него есмь, и той мя посла.

Сердцеведец громко и торжественно заявляет в храме, что Он знает мысли и слова колеблющихся. Он указывает, что если даже Иерусалимляне думают знать Его род и родину, то они этим ничего себе не могут разъяснить, ибо слова Его суть слова не человека, коего образ Он на Себя принял, но слова Бога: «о Себе не приидох». Я глаголю, говорит Господь, слова Истины, а истина есть принадлежность одного Бога, ибо «помышление сердца человеческого зло от юности его»762; «лукаво сердце человеческое»763; «всяк же человек ложь»764. Посланный от абсолютной Истины есть Сам истина и глаголет истину. Не знают Бога те, которые творят дела злые, говорит на это место св. Златоуст765. «Когда Господь глаголет: «но истинен есть его же не весте», Он разумеет другое ведение, подобное тому, как говорится (1Цар. 2:12): «сынове Илии, сынове погибельнии не ведуще Господа». В этом смысле и Павел говорит (Тит. 1:16): «Бога исповедуют ведети, делы же отмещутся»... Итак, Господь говорит вот что: «если вы Меня знаете, то знаете, что Я Сын Божий». Ибо слова откуду есмь указывают здесь не на место, как это видно из прибавления: «и о Себе не приидох, но пославый Мя истинен есть его же вы не весте... То был грех не неведения, но злой и порочной воли».

Человеческое сердце может познать Бога лишь во второй Ипостаси, – в Сыне, верою и любовию: Иудеи же думали, что они знают Бога, не признавая в то же время злою волею своею словес истины, глаголемых Сыном; на сие и глаголет Господь: «вы не весте Бога: Аз вем Его, яко от Него есмь и той Мя посла».

Знает Бога лишь Сын «сый в лоне Отчи», который и являет Бога на земле766, ибо составляет с Богом единое Существо, а для человека являет Бога в доступной пониманию человека форме. Всей тайны воплощения Бога-Слова и грядущего искупления Иудеи понять не могли, но не в этом был их грех, а в ожесточении их сердец: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших», говорил Псалмопевец767.

Ин.7:30. Искаху убо, да имут Его, и никтоже возложи нань руки, яко не у бе пришел час Его.

Это намерение конечно исходило от начальников, как это подтверждается ст. 32-м. Евангелист намеренно вспоминает об этих несколько раз повторявшихся попытках взять Господа Иисуса. Но все они оставались безплодными, «не у бе пришел час Его», ибо Господь веден был на заклание лишь тогда, когда воле Его угодно было попустить сие ради искупления человечества в день и час, предназначенный Им как Богом и попущенный Им как Богочеловеком.

Ин.7:31. Мнози же от народа вероваша в Него и глаголаху, яко Христос, егда приидет, еда больша знамения сотворит, яже сей творит;

Ин.7:32. Слышаша фарисее народ ропщущ о Нем сия, и послаша фарисее и архиерее слуги, да имут Его.

Среди народа является некоторое, хотя скоропреходящее768, чувство недоверия к своим обыкновенным учителям – книжникам и фарисеям. Как ни слабо было это проявление веры среди толпы Иерусалимлян, но и оно не осталось без благотворных последствий: учение Господа не могло не оставить неизгладимого впечатления и вспыхнувшая хотя на мгновение вера подготовила то умиление (Деян. 2:37), которое овладевало сердцами многих жителей Иерусалима в день сошествия Святого Духа, и которое по благодати Его присоединило в этот великий день к церкви Христовой около трех тысяч душ, а в другой около пяти тысяч душ769. Но и эти цифры не выражают и малой части тех «верующих, которые более и более присоединялись к Господу»770. Господь сеял, а жать послал Апостолов771.

Фарисеи слышат то, что говорится в народе вполголоса772, и видят, что это стадо готово возмутиться против их влияния и давления, и потому спешат потребовать от первосвященника и его саддукейской партии, чтобы они послали храмовую стражу773 взять Господа. Заметим, что в ст. 32-м фарисеи названы даже прежде «архиереев», чтобы указать, что инициатива распоряжения принадлежала им, а не тем равнодушным к религиозной стороне вопроса «архиереям» (т. е. саддукейской партии), которые обращали внимание только на политическую сторону вопроса, как это ясно из Иоанна 11:47–51, когда они в лице Каиафы решительно присоединяются к замыслу фарисеев об убийстве Господа на основании политических, а не религиозных соображений.

Ин.7:33. Рече убо Иисус: еще мало время с вами есмь,и иду к пославшему мя:

Ин.7:34. Взыщете мене и не обрящете: и идеже есмь аз, вы не можете приити.

«Малое время»: это были только те шесть месяцев, которые оставались от праздника кущей до третьей и последней Пасхи774. Господь ясными словами знаменует, что время Его отбытия с земли приближается. Идет же Господь к Пославшему Его и тем указует, что возвращается в лоно Бога Отца, пославшего Слово Свое. Эти слова Господа Иисуса указуют, что проходит уже тот великий момент в жизни человечества, когда среди его Богу угодно было вселиться в страдальческом человеческом образе. Этот человеческий образ был только кущей, скинией, временным пребыванием на земле Божества, он не оставался на земле вечным, но он перенесен навечно на небо, освященный пребыванием в нем Божества, как храм Его775.

«Взыщете мене», говорит Господь неверующим Иудеям, – сим указуя, что Слово жизни, глаголемое Им, оставит глубокие следы даже в сердцах неверующих слушателей, которые будут искать Его, поняв лишь поздно, «что они начальника жизни убили»776, и что только у Него были «глаголы живота вечного»777. Не могут приити к Господу Иудеи, потому что сердца их озлоблены и покрывало лежит на очах их, и доколе они будут находиться в этом состоянии озлобления, дотоле, «где Господь будет они не могут приити». Они не могут примкнуть к той общине, среди которой Господь, пока они не восприемлют сердцем глаголы вечной жизни. Снимется же покрывало с сердца их, когда они обратятся к Господу, говорит Апостол778.

Ин.7:35. Реши же Иудее к себе: камо сей хощет ити, яко мы не обрящем его; Еда в разсеяние Еллинское хощет ити и учити Еллины;

Ин.7:36. Что есть сие слово, еже рече: взыщете мене и не обрящете: и идеже есмь аз, вы не можете приити;

Иудеи, – (не народ, более простосердечный), а книжники и фарисеи начинают толковать между собою о том, куда может, идти Иисус, где они не найдут Его. Сначала779 они думали, что Господь говорит об общей для всех смерти-в словах: «еще мало время с вами есмь», но потом, слыша что Он глаголет: «идеже есмь Аз, вы не можете приити», они поняли, что Он глаголет не об области смерти, доступной всем смертным, а о чем-то другом. Но возвыситься до мысли Бога они не могли, и главное не хотели допустить Божественности Учителя, говорящего с ними, а потому они приискивают другие объяснения слов Его. Надо знать гордость народа Иудейского, чтобы понять насмешливое выражение их об Елинском рассеянии: для них на свете существовал один народ, живший в Палестине, наследник обетований, все остальное в мире (как для Китайца нашего времени или для меккского Мусульманина) были варвары, предназначенные к истреблению. Но в безумной и можно сказать кощунственной гордости своей произнося слова эти с презрением и насмешкой, Иудеи и не подозревали, что именно Эллины и Иудеи рассеяния780 составят первые важнейшие общины Христовы, а что над Иерусалимом исполнятся словеса Господни, что «Иерусалим будет попираем язычниками»781. Тогда-то многие Иудеи вероятно вспомнили слова Господа, что они тщетно будут искать Его, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»782. Судьбы Богжии неисповедимы, расчеты же самонадеянной гордости человеческой тщетны и только христианин вполне понимает это.

37. В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет:

38. Веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы.

Праздник кущей, как мы знаем783, в особенности из книги Левит, был праздником воспоминания об избавлении от работы Египетской вообще и в частности воспоминания о даровании живоносного источника в пустыне и об окончательном успокоении в стране обетованной от трудностей пути по безводным местностям. Обычаи праздника, как указывают комментаторы784 напоминают в особенности страдания жажды в пустыне. Так в этот праздник пелся псалом 106785, в котором читаем: ст. 4: «Они блуждали в пустыне... ст. 5: терпели голод и жажду... ст. 9: Господь насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благ... ст. 18. они приближались к вратам смерти; 19: но воззвали к Господу в скорби своей и Он спас их от бедствий их... 35: Он превращает пустыню в озеро и землю иссохшую в источники вод». Из других обрядов укажем, что священник, почерпнув воды золотой чашей из источника Силоамского, вносил эту воду в преддверие храма, другие же священники встречали его звуками кимвалов, воспевая стих 3-й главы 12 Исайи пророка: «и в радости будете почерпать воду из источников спасения». Далее на жертвенном алтаре принесенная вода смешивалась с вином786, приготовленным для жертвенного возлияния, и смешение воды с вином выливалось у подножия алтаря787. Последний великий день праздника считался самым торжественным из всего праздника кущей788 и в этот день, падавший безразлично на каждый из дней недели, запрещалась всякая работа, как в субботу.

Имея в виду значение праздника и связанных с ним воспоминаний, мы яснее уразумеем великие слова Господа, зовущие всех жаждущих к источнику, утоляющему духовную жажду человека и возрождающему его к новой жизни; В словах Господа жизнь всего человечества (и самих Иудеев) представляется подобною странствованию в пустыне, сопряженному с жаждой и утомлением и тоской по земле обетованной. Пришествие Господа знаменовало утоление и успокоение и радость при виде земли обетованной, в которую Господь зовет всех жаждущих; не всех безразлично: ибо непослушные и озлобленные умерли в пустыне789, – а тех, кто жаждет: кто не удовлетворяется пустыней мира и земными радостями, кто чувствует жажду духовную – тот да идет к Господу и пиет. Так пророчествовал Иоиль о дне сем, говоря: «из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим»790.

И пророк Исайя говорил: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения»791, связуя это пророчество с другим: «произойдет отрасль от корня Иессеева... и почиет на нем Дух Господень»792. И далее: «веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев»793.

Мы знаем, что и св. Апостол Павел уподоблял камень Хорива, – из коего истекла чудодейственно живая струя воды для напоения народа, – Христу: «камень же бе Христос»794.

Итак в последний великий день праздника Господь, предававший уже Себя на страдание и смерть, воспоминая в прикровенных образах и словах Израилю о горестном его странствовании в пустыне, – зовет к Себе его и всех людей, даруя всем тем, кои идут к Нему, успокоение и радость в удовлетворение духовных потребностей. «Да приидет и пиет», – глаголет Он.

Св. Иоанн Златоуст795 замечает, что прямых слов ст. 38 в писании нет, но что по ср. Пс. 39с вышеприведенными текстами Иоиля, Исайи и других пророков слова: «Веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы», знаменуют как бы сущность всего того, что говорили пророки об обновлении человека благодатным действием Мессии. Сей Ожидаемый напоил внутреннего человека796. Как в Ин. 4в беседе с Самарянкой Господь указывал на воду живую, имеющую утолить навечно жажду, так и здесь Господь призывает не тело, а душу к утолению того страдания, которое находит себе успокоение только в Господе. Следующий стих еще яснее раскрывает это таинство, ибо в стихе этом находится объяснение, данное по повелению Божию Иоанном Богословом относительно того, что человек, приходящий с верою ко Христу, возрождается Духом Святым, и что слова Господа стихов 37–38 суть обещание ниспослать Духа Божия после того, как совершена будет кровавая жертва за грех мира.

39. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя его: не у бо бе Дух Святой, яко Иисус не у бе прославлен.

Прежде всего необходимо обратить внимание на истинное значение славянских выражений, которые совершенно выясняются русским синодальным текстом: «Сие сказал Он о Духе, которого имели принять797 верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».

Господь, говорящий о духовной жажде человека, указует, что только Дух Святой, имеющий сойти на верующих, когда Господь превознесет и прославит человеческую храмину тела Своего, утолит жажду человечества. Притом надо еще остановиться на выражении «не у бо бе Дух Святый». Мы видим, что прекрасный русский перевод прибавляет «на них», т. е. на верующих, о которых говорится в первой половине стиха. Св. Иоанн Златоуст798 указывает, что перед прославлением Господа Апостолы изгоняли демонов властию, полученною от Господа Иисуса, но не Духом Божиим, постоянно почивавшим на них. Сия была власть временная, порученная Господом им как бы во время их испытания и учения; и Иуда Искариотский пользовался ею, но она была отъята от недостойного. И самое имя Христа в устах даже недостойных, как напр. сыновей первосвященника Скевы799, или не бывших учениками Господа800, творило чудеса, но сии чудеса были выражением страха бесов пред именем Господа, а не выражением свойств человека, пользовавшегося великим и страшным именем Господа Вседержителя. Когда же Господь превознес храмину человеческую тела Своего, то соделал и человека способным восприять Духа Божия в перерожденном благодатию теле. И пророки глаголали Духом Святым, но сие наитие Духа, заставлявшего их провещевать, не было тем христианским перерождением всего человека, которого он сподобился после прославления Господа и после нисшествия Духа Святого на все человечество, выражение коего есть христианская церковь. «Относительно пророков, говорит св. Иоанн Златоуст801, всеми признано, что они имели дарование Святого Духа, но эта благодать оскудела, отступила и иссякла на земле с того дня, как сказано было (Мф. 23:38): оставляется дом ваш пуст. Впрочем и прежде этого дня она уже начала становиться редкою, ибо у Иудеев не было уже пророка и благодать не осеняла их святыни»... Еще прекрасно замечает св. Златоуст далее: «Древние (пророки) хотя сами и имели Духа, но другим не сообщали: напротив Апостолы исполнили Духом бесчисленное множество: поскольку говорю верующие имели получить такую благодать, но она еще не была дарована, то и сказано: «не у бо бе Дух Святой».

Еще не можем не привести слов Иоанна Златоустого (l. cit) о следующем: (До прославления Господа) «мы были врагами и грешниками... а благодать есть свидетельство примирения... посему надлежало прежде принестись за нас жертве и тогда уже получить дар сей».

Прекрасно также говорит св. Афанасий Великий «о явлении во плоти Бога Слова» (ч. 3 стр. 239 изд. 1853) по поводу слов «не у бе прославлен»: «Не Господь Славы прославляется, но плоть Господа Слова: она приемлет славу, с Ним вместе восходя на небо. Посему-то и Дух сыноположения не был еще в человеках, потому что восприятый от нас начаток не восшел еще на небо».

Этот Дух по выражению Апостола (Гал. 4:6) есть вопиющий в нас: Авва Отче!

Получили благодать Святого Духа в первый день воскресения Господа Апостолы и ученики, бывшие в сборе в ожидании Воскресшего, как указано в Ин. 20и 19–23. Тогда Господь сказал им: «приимите Дух Свят», и «отверз им ум к разумению писаний» (Лк. 24:45). Ниспослание же Духа Святого на все человечество, достойное восприять Его, т. е. на всех верующих, имело совершиться чрез пятьдесят дней после Воскресения Христова, т. е. через десять дней после Его отшествия на небо в Вознесение Его802. Тогда только Дух Божий, явившийся в виде огненных языков впервые на земле (кроме Крещения Господа), благоволил проявиться всем людям в видимом образе, и в чудодейственном даре языков.

Если вникнуть в смысл сказания о смешении языков (Быт. 11:7), говорит один писатель803, и сравнить его со второй главой Деяний Апост., то мы увидим, что как разделение языков в Ветхом Завете было действием Духа Божия, – так и в Новом Завете Дух Святой соединяет на одном лице дар многих языков, дабы достигнуты были цели Божии. В Ветхом Завете Господу угодно было разъединить народы и предоставить каждому ходить путями его804; в Новом Завете Господу угодно было – «да будет едино стадо'и Дух Святой дарует лицу, избранному для проповеди любви и общения, дар многих языков.

Проявление Духа Святого на земле, – не в редких случаях пророчеств, а обильно, без меры, (Ин. 3:34) всем верующим – есть великое отличие людей Нового Завета от людей Ветхого Завета. В последних плоть преобладала над духом, в первых на первом плане стояли и стоят требования души, и несмотря на многие уклонения человеческие, этот именно принцип лег в основание христианских обществ, даже тех, кои в последние времена так настойчиво отрицаются христианства. Но они сами не понимают, что они до сих пор духовные дети его, и что когда они достигнут полного его отрицания, то с ним вместе наступит (и может быть наступает уже) время регресса, которое в свое время, хотя быть может человечески говоря через длинный период времени – приведет однако несомненно к полному падению цивилизации, которая поднялась и выросла на почве исключительно христианской. Только Дух Божий, открывающий человеку вечные цели, мог утолить жажду его, как указывал Господь, возглашая: «иди ко Мне и пей», ибо, как говорит Григорий Богослов: «Дух непреложно при Сыне, а по Христе телесне является»805.

Является же Дух Святой и в торжественном явлении Пятидесятницы, и в дарах Своих, и в действиях своих806. Является Он в образе огня, ибо сей есть огонь, который должен был возгореться на земле807; и является при «шуме с небесе, яко носиму дыханию бурну», дабы разумели люди, что великий переворот совершается на земле, переворот нравственный, начинающийся с души человеческой, и посредством перерожденной души, изменяющий весь строй жизни человека, его мыслей, его стремлений, его целей, всего его существования, чтобы взамен ветхого человека, – преимущественно эгоиста, – создать нового человека, любящего брата и жертвующего всем для другого во имя любви и ради Господа нашего Иисуса Христа, давшего Себя во избавление за всех.

«Иди ко Мне и пей», глаголал Господь. «Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» Напоенный животворящим источником не только сам утоляет свою жажду, но по благодати, освящающей его, становится сам источником воды живой, от которой напояются другие. В словах сих вся будущность христианских обществ любви и общения, имеющих возникнуть на развалинах древнего мира, в котором каждый человек был одинок среди братьев своих.

«Сие же рече о Дусе его же хотяху приимати верующий во имя Его; не убо бе Дух Святой яко Иисус не у бе прославлен».

Избирай, человек, между древним обществом, не осеняемым Духом Святым и обществом Христовым, освященным Им.

Ин.7:40. Мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: сей есть воистинну пророк.

Ин.7:41. Друзии глаголаху. сей есть Христос. Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит;

42. Не писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, Христос приидет;

43. Распря убо бысть в народе его ради.

В народе начинается брожение: душа подсказывает Иерусалимлянам, что Христос среди их, но фарисейская школа приучила их не верить требованиям и указаниям внутреннего человека, созданного по образу и подобию Божию. Если одни из них сознают, что Иисус есть пророк, – другие, ближе к истине – начинают верить, что это Сам Мессия: но фарисейская школа подсказывает что нужно иметь в руках подбор человеческих документов и доказательств, чтобы признать Иисуса Христом: «не плотников ли он сын?»808 говорят они, «не житель ли он Галилеи?809» а мы знаем из пророков810, что Христос должен родиться в Вифлееме в земле Иудиной.

Народу и книжникам не было известно, что пророчества исполнились и что Господь Иисус действительно родился в Вифлееме Иудейском (Мф. 2:1). Премудрости Божией угодно было, чтобы до времени это оставалось неизвестным и чтобы к Господу Слову шли человеки, влекомые благодатию, исходящею из уст Его, влекомые любовию и верою, ибо в этих чувствах было спасение людей. Может быть, если бы огласился факт, что Господь родился в Вифлееме, то и в Иерусалиме толпы народа пожелали бы сделать Его Царем, что не было согласно с волею Божиею и не могло служить к возрождению человека. Посему Господу не угодно было открыть людям исполнение пророчеств, доколе все они не исполнились в Его страдании и смерти и воскресении и напоении верующих животворною струею Духа Святого Утешителя, Его же Господь послал от Отца811. Дотоле же надлежало быть разделению по словам Господа: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение»812. И Симеон Богоприимец Духом Святым вещал, взяв на руки Младенца Иисуса: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... да откроются помышления многих сердец»813.

Развитие души человеческой конечно не в квиетизме и не в самодовольном покое мысли, в котором находились Иудеи, уверенные, что они достигли совершенства, а в движении по пути, начертанному Господом, в стремлении к истине и добру, и это стремление создало мир христианский. Это же стремление выделило чад тьмы из среды чад света814, и чада тьмы вышли из мира любви, потому что они не принадлежали к нему815, а мир любви нравственно и духовно ушел далеко вперед, оставив назади чад тьмы, ставших врагами его, и одолел их любовию и верою: «И сия есть победа, победившая мир, вера наша»816.

44. Нецыи же от них хотяху яти его: но никтоже возложи нань руце.

45. Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте его;

46. Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек.

47. Отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте;

48. Еда кто от князь верова в он, или от фарисей;

49. Но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть.

Весь этот эпизод фарисейской злобы, бессильной пред силою Слова Божия, поразителен. Даже слуги фарисейские, – глубоко испорченные тупым толкованием закона, обращенного в пустую обрядность, – клевреты первосвященников и фарисеев, но принадлежавшие к народу, а не к ученым (как видно из следующих слов) – почувствовали живительное действие Слова. Впервые ощутили они под благодатным влиянием Его, что в груди их бьется человеческое сердце, в котором вспыхнули вера и любовь. Чувство это было мимолетно, преходяще, но оно было сильнее приказаний, им данных от их начальников, и может быть некоторых из них привело к стопам Господа, Который никого не изгоняет817. Это ослушание приказаний и было может быть причиною того, что в Гефсиманский сад вместе с архиерейскими служителями посланы были римские воины818, ибо фарисеи отныне не могли положиться совершенно на служителей храма. И тогда же в саду Гефсиманском Господь указывал на этот эпизод в храме, говоря: «Каждый день с вами сидел Я уча в храме, но вы не брали Меня»819.

Фарисеи (ст. 47), которые несомненно играли главную роль в преследовании Господа Иисуса, приходят в ярость, услыша, что их собственные клевреты, храмовые слуги, увлеклись словом Господа: «николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек», говорят служители фарисеям. По-видимому, – несмотря на святость великого дня, празднуемого как суббота совершенным покоем820, – Синедрион был в полном сборе, что видно из стихов 50–53 этой главы. Этот факт доказывает, какое значение фарисеи и книжники и первосвященники придавали попытке взять Господа Иисуса посредством служителей, чтобы представить Его немедленно перед судилище, которое вероятно решило предать Его смерти на месте, объяснив это перед римскою властью взрывом негодования821. Ясно, что посланные служители, не взяв Господа, прямо и явно ослушались приказаний верховного судилища, что возбудило среди фарисеев не только бешенство, но и некоторый страх, в виду непослушания тех, коих они считали надежными своими помощниками.

Очень характеристичны слова фарисеев о себе: «еда кто от князь верова в он, или от фарисей?» и о народе (и служителях): «но народ сей иже не весть закона, прокляти суть». Это сознание, что высшее сословие и ученые не способны верить, и это презрение к народу лучше всего рисуют, какая нравственная язва разъедала Израиль.

50. Глагола Никодим к ним, иже пришедый к нему нощию, един сый от них:

51. Еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творит;

52. Отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи еси; испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит.

53. И иде кийждо в дом свой.

Фарисеи и книжники по-видимому и не подозревали, что в среде их, в числе членов синедриона, были люди, веровавшие в Господа. А между тем Никодим, Иосиф и многие (Ин. 12:42) уже были тронуты благодатию Божиею и только по слабости человеческой, из страха, не решались исповедовать Господа быти Христа. Посреди этих слепых фанатиков, решившихся убить Господа Иисуса, раздается слабый и нерешительный голос протеста Никодима в защиту Господа и то – не на основании Божественности Его слов и деяний, а на основании формальной стороны судопроизводства. Но и эта слабая попытка защиты встречена презрительным вопросом: «сам ты не из Галилеи ли?»

Происходить из Галилеи считалось потому постыдным, что все ее население почиталось нечистой крови Израильской. Возвратившиеся из плена остатки племен Иуды и Вениамина со священниками и левитами поселены были все в Иудее и Иерусалиме; Галилея же носила название языческой еще даже во времена Исайи пророка (Ис. 9:1–2). После пленения Вавилонского Симон Маккавей ходил в Галилею сражаться с язычниками и вывел из страны той Иудеев, чтобы поселить их в области Иуды. Но многие семьи Израильские оставались и во времена Господа в Галилее, как мы видим из Евангелий, и по-видимому составляли сплошное Израильское население всего западного берега Генисаретского озера; восточный же берег озера был населен преимущественно язычниками822.

* * *

731

Бес. 36 на Иоан. в изд. 1862 ч. 1 стр. 416.

732

Мы между прочим заметим, что у Мф. 19вопрошают Господа о разводе, а у Ин. 8: 4 записано сказание о прелюбодейке. Мы думаем, что вопрос Ев. от Матфея вызван может быть этим эпизодом с прелюбодейкою. Заметим, что хотя Господь идет за-Иорданским путем, а не чрез Самарию, но идет и входит в Иудею (Так Еп. Михаил на Мф. 19:1)

735

Ср. основное законоположение Исх. 23и в Свящ. летописи на это место.

736

Они по-видимому (хотя есть многие разноречия) были дети Марии Клеоповой, родной сестры Богоматери (Мк. 2и ср. Ин. 19:25). Иуда Иаковлев тот же Левий Алфеев, Мф. 10:3, как указывает со ссылками Епископ Михаил на это место. Но мы должны сказать, что по сравнению Мк. 2с Лк. 5:27, 29 и Мф. 9:9, – где рассказано призвание мытаря или сборщика пошлин, – Матфей Апостол и Евангелист («Матфей мытарь» Мф. 10:3) отожествляется с Левием Алфеевым. Вообще вопрос этот очень трудный.

737

В изд. 1748 лист 91 на обороте. Мы должны оговориться, что Св. Иоанн Златоуста (бес. 48 на Иоанна ч. 2, стр. 23) думает, что упрекавшие были в числе прочих и Апостолы Иуда и Иаков (по отожествлению их с лицами, поименованными Мф. 13:55). Но сравни Мк. 3и 34: трудно предположить, чтобы Апостолы были в числе тех, кои говорили: «Он из себя вышел».

738

Ужика – сродник. Акад. Слов. л. 92 Феофил.

739

Хотя Феофилакт, следуя Иоанну Златоусту, по-видимому (л. 92) и склоняется к мысли, что между ними был Иуда Иаковлев и Иаков Алфеев.

740

Заметим, что эти слова произнесены вслед за перечислением братьев Господа Иакова и Иосии и Симона и Иуды. Мф. 13и 57. И кажется нет сомнения, что это именно они ближние. Мк. 3"пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя».

741

Сравни Исход, все законодательство главы 20–23, начиная с десяти заповедей, и смотри дух, вложенный в законы о празднествах: Исход 23:14–17; Левит вся 23 глава, Второз. 15, 16. (Властова Св. Летопись).

744

Ср. Быт. 6:1–3 примечания в Зап. на кн. Бытия митр. Филарета.

745

Взыдоша, т. е. поднялись в гористую Иудею.

746

Бес. 48 на Иоанна ч. 2, стр. 25–26 (1862 г. изд.).

747

Ср. в Священной Летописи Властова т. 3, Второз. 26, прим. 1-е об отправлении в Иерусалим несущих начатки плодов земных.

748

ουδαὶοι переводится в Славянском тексте то словом Жидове, то словом Иудеи; между тем надо помнить, что это одно и то же слово с известным значением озлобленных против Господа ревнителей закона (см. вступление).

749

Праздник кущей продолжался семь дней. Праздники вообще не зависели от суббот и расчитывались по новолуниям. См. Левит гл. 23 и ср. в св. Летописи пр. 10–12 на эту главу.

750

Ср. Деян. 22:3, где Ап. Павел, чтобы заставить Иудеев признать его совершенно сведущим в законе, указывает, что и он воспитан у раввина Гамалиила.

751

Исх. 20:1–18; 34:4, 28 и 29–35. Ср. о покрывале Моисея и о покрывале, лежащем на сердцах Иудеев, 2Кор. 3:13–16.

752

«Иисус, продолжая речь, сказал им», прекрасно переводит русский Синод. Текст ст. 21.

753

Мф. 12:8; Мк. 2:28; Лк. 6и «в субботы можно делать добро», Мф. 12:12.

755

Это практикуется и поныне. См. в Талмуде изд. Гершоном (Lond. 1883) стр. 303 и ссылки на трактат Шаббат fol. 133 col 1, и на Маймонида.

757

Иезекииля 18и см. слова пророка в несколько сокращенном виде, в молитве 1-й Василия Вел. в последовании ко св. причащению.

761

Быт. 49:10, «и той чаяние языков» – καὶ αὐτὸς προσδοκὶα Ἐθνῶν. (Русск. перев.: покорность народов, ближе к Еврейскому тексту).

765

На Иоан. бес. 50 в изд. 1862, ч. 2, стр. 44–46.

768

Немного позже этот народ по наущению начальников кричит: распни его!

772

О значении слова ропщут ср. ст. 12.

773

Храмовая стража «слуги».ὑπμρετος; значит подчиненный; это были особые чиновники или офицеры из Иудеев, исполнявшие приказания первосвященника и синедриона.

774

Ср. еще ниже слова Господа 8и 23 и 12:35.

775

Ср. о Сыне человеческом в конце 1-й главы и см. еще в гл. 1 и 14-й стих «Слово плоть бысть и вселися (ἐσκὴνωσεν) в ны».

779

Указ. св. Иоанна Злат. в бес. 50-й на Иоанна ч. 2, стр. 48.

780

διασπορὰι, προσὴλυτοι, т. e. Иудеи, жившие в языческих землях, как многие примеры в Деяниях.

783

Исх. 23 (см. во втор. томе св. летописи и прим. 12, § 3). Лев. 23:39–43; Втор. 16:13–14 (с прим, в св. Лет.)

784

Dom Calmet, dict. de la Bible (1730) article. Tabernacle; Smith’s Bibl. Dict, sub voc. Tabernacles. Главные источники Флавий Иосиф (см. в ос. Древн. Иудейск. кн. 3, гл. 10) и Маймонид.

785

Так Dom. Calmet. По счету нынешнего Еврейского канона и западных это пс. 107.

787

Особые подземные трубы выводили всю жидкость и жертвенную кровь от подножия алтаря в поток Кедронский.

788

Это был восьмой день Лев. 23:36.

790

Иоил. 3:18. Долина Ситтим есть долина в земле Моавитской, где блудодействовал Израиль на пути в землю обетованную. См. Числ. 25:1. Это символ греха и запустения.

793

Ис. 12:6; Ср. все место 11– 12:6.

795

Бес. 51 на Иоан. в изд. 1862 ч. 2, стр. 55–56. Ему следуют и блаж. Феофилакт и Епископ Михаил: Ев. от Иоанна стр. 275–276.

796

"От чрева его истекут воды живы» κοιλῖα означает как бы сокровенного человека внутри видимого находящегося.

797

«Хотяху приняты» совершенно правильно переводится словами: «которого имели принять», ибо здесь глагол «хотяху» есть только вспомогательный глагол, указывающий на будущее неопределенное.

798

О Бес. 51 на Иоанна в изд. 1862 ч. 2 стр. 57–58.

801

L. supr. cit.

802

Дальнейшее разъяснено об утешителе, Духе Святом, см. Иоан. 16:7–11 и ср. еще послание 1-е Иоанна 2:20.

803

Свящ. Лет. Т. 1 примеч. на Быт. 11:7.

804

Деян. 14:16. Слова Варнавы и Павла в Листре (Ликаонской).

805

Сл. на Св. Пятидесятницу (1843) ч. 2 л. 241.

806

Деян. 2:2–4; 1Кор. 12и сл.

809

Ниже ст. 52.

810

Михея 5:2. Это главное пророчество, по ср. Пс. 131:6: «вот мы слышали о нем в Ефрафе, нашли Его на полях Иарима. »Ефрафа есть имя Вифлеема см. Быт. 35:19; Руфь 1:2; Иарим неизвестен: многие не считают этого слова именем собственным и переводят: лес: «на лесных полях».

814

Ин. 3"Ибо всякий, делающий худыя дела, ненавидит свет и не идет ко свету».

816

1Ин. 5и о любви 1Ин. 4:12–21.

817

Ин. 2:37. «Грядущаго ко Мне не изжену вон».

818

Ин. 18(cnipa: см. ниже).

820

Лев. 23:36, об осьмом дне праздника Кущей.

821

Синедрион не имел права приговаривать к смерти. См. ниже подробно по поводу слов Ин. 18:31: «нам недостоит убити никого-же».

822

Ср. Мф. 8:28–30 о стране Гергесинской или Гадаринской по ср. с Луки 8и Мк. 5:1. Гадара была крепость на восточной стороне от озера в Перее (указ. Фл. Иосифа и Полибия). Ср. Лк. 8:26: «приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи». Уже стада свиней доказывают, что это была страна языческая. Страною Гергесинскою по-видимому называли Иудеи всю Перею, по имени Гергесея, сына Хамова: Быт. 10:16.


Источник: Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова : в двух томах / Георгия Властова. - Санкт-Петербург : И. Л. Тузов, 1887. / Т. 1. - 460 с.

Комментарии для сайта Cackle