§ 1. Понятие о религии. Происхождение религии и её всеобщность в человеческом роде
Религия, как показывает самое название (religo – связываю, соединяю), есть духовный союз между Богом и человеком.
Где же источник религии? Откуда произошла она? Неверие древних и новых времён пыталось приискать случайный причины для объяснения происхождения религии.
Так, говорили, будто религию придумали жрецы для свое- корыстных целей, но подобное предположение едва ли заслуживает серьёзного опровержения. Кто сколько-нибудь изучал историю, тому известно, что существование религии всегда и везде предшествовало появлению жрецов, что и ныне существуют первобытные племена, которые исполняют религиозные обряды при отсутствии жрецов и храмов.
Едва ли большого внимания заслуживает и то предположение, будто религия изобретена правителями народов, как средство к обузданию непокорных и к утверждению государственного порядка. Что религия имеет важное значение в правильном развитии гражданской жизни, это признавали правители и законодатели как древних времён, так и новых. Но те и другие, как свидетельствует история, не придумывали религии, а только пользовались ею для своей цели, стараясь основать государственный порядок на незыблемых началах веры.
Самым остроумным и, по-видимому, серьезным является то мнение, по которому источник религии заключается в грубом, неразвитом состоянии первобытного человека, который, не понимая явлений природы, устрашаемый их могуществом, усмотрел здесь высшие существа, распорядителей его судьбы.
Но если бы религия была обязана своим происхождением невежеству первых людей, то она могла бы и держаться только под покровом этого невежества, притом же чувство страха по природе своей глубоко разнится от религиозного чувства. Страх заставляет человека бежать, удаляться от тех предметов, которые его вызывают. Религиозное чувство, напротив, выражается в стремлении приблизиться к Божеству. Поэтому страх не может быть источником религии.
Большим вниманием в области того же вопроса в настоящее время пользуется также анимистическая теория (слово аnіma – латинское, значить дух, душа). Дарвин первый из ученых нашего времени указал источник религиозных верований в сновидениях. Видя, что откуда-то являются и исчезают люди во сне, дикарь приходил к мысли, что это особенные духи, принадлежащее другому, неизвестному миру Он идеализировал их сообразно своим понятиям и поклонялся им.
Что сказать относительно этой теории? Всякий человек до известной степени скептик и не уверует, пока сам не увидит и не осязает. И так бывает даже в области наблюдения над реальными явлениями природы. А. между тем, наши сны и грезы не только другим не могут представлять чего-либо реального, но и самих нас не могут вводить в обман, если мы только здоровы во всех отношениях. Положим, голодному дикарю приснилось, что он сытно поел и может надолго остаться без пищи. Неужели он может поверит этому настолько, что, и проснувшись, не почувствует, что желудок его пусть еще со вчерашнего вечера? Или другой пример: дикарь видел во сне, как он ловко расправлялся с своим врагом и сделал его для себя безопасным. Может ли эта иллюзия остаться у него и после пробуждения, когда действительность покажет ему, что врага жив и снова грозить нападением? Как он может уверить себя в том, что отец его жив, когда он сам хоронил и оплакивала его? Умершего представить себе живым и уверить себя и других в этом, это – невероятное чудо. Мы хорошо знаем, что ничто так трудно не принимается на веру, как учете о бессмертии. Это величайший из соблазнов для ума даже и при нашей христианской вере И вдруг „пещерный» человек оказывается таким прозорливцем, настолько убежденными и настолько при этом способным мыслить, что легко представляет себе духов, живущих в таком-то месте и принимающих участие в земной жизни. И в то же время этот мыслящий дикарь, как маленький ребенок, свои собственные грезы и сновидения не может отличить от объективной действительности, и продукт своей сонной Фантазии принимает за реальные предметы. В этих изгибах ученой фантазии анимистов – видимое противоречие, или, по крайней мере, утрировка в суждениях и выводах.
На этом основании мы имеем право сказать, что религия есть не искусственная и потому преходящая, но естественная, постоянная, непреодолимая потребность человеческой природы – инстинкт души. Основание для этого глубочайшего инстинкта открывает христианская религия, когда заявляет, что Господь, сотворив человека по образу Своему и по подобию, вложил в душу его непреоборимое влечение к живому общению с Божеством, что и составляешь сущность всякой религии. «Боже, Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя!» (Пс.72:1), в глубоком религиозном порыве восклицает псалмопевец.
Как влечение прирожденное, религия должна быть фактом не только изначальным, но и всеобщим; и действительно, история всех народов красноречиво свидетельствуешь, что вера в Бога присуща всем народам и племенам, когда-либо существовавшим на земле. Все ученые древности факт всеобщности религии считали несомненным. Особенно замечательно в этом отношении свидетельство древнего исследователя Плутарха, который говорить: „посмотрите на лицо земли: вы найдете города без укреплений, без наук, без чиноначалия увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятая об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в Божество, ни одного города, в котором не было бы никакого святилища, не были бы в обычае никакие молитвы, жертвы, клятвы» и т. д. Свидетельство древних о всеобщности религии не только не опровергают, но убежденно подтверждают позднейшие ученые исследователи, путешественники, миссионеры. Те и другие, переплывая моря, открывая новые земли, нигде не встречали людей, чуждых всяких религиозных понятий; напротив, всюду находили понятия о Божестве, хотя и дикие, религиозные верования и обряды, хотя и весьма грубые.