Смирение и послушание
Святой Николай Японский пишет: «Из признаков, по которым должен быть, при помощи Божией, угадан хороший миссионер, самый первый есть смирение – источник силы и успеха для миссионера, ибо только смиренным Бог даёт благодать (1Пет.5:5), без которой миссионерское служение ничто»47. Если миссионер не имеет смирения, то бесполезно всё, что он делает.
О смирении стоит поговорить подробнее. Что это такое? Иногда думают, что это значит говорить о себе: «ох, какой я грешный, окаянный, хуже всех» и тому подобное. Но смирение не в этом. Вот что говорит преподобный Иоанн Пророк: «Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всём отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас извне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренный не должен стараться показывать своё смирение на словах, не нужно также самому вызываться на исполнение низких дел; ибо и то и другое ведёт к тщеславию, препятствует успеху и больше причиняет вреда, чем пользы; но когда повелят что-либо, нужно не противоречить, а исполнять с послушанием: вот что приводит к успеху [в поиске настоящего смирения]»48.
Часто возникают проблемы с начинающими миссионерами из-за того, что у них нет навыка элементарного послушания. Не говорим сейчас о высоких вещах, а о самых простых, про которые писал преподобный Иоанн: вот тебе сказали, и ты взял и сделал, что сказано. А не начал мудрить, что это вообще делать не надо или что делать надо по-другому, или что «я лучше знаю, как это сделать».
В такой самонадеянности и неготовности к элементарному внешнему послушанию и проявляется гордость. И множество проблем из-за этого. Миссионеру поручают что-то сделать, а он не делает или же, не посоветовавшись, ввязывается во что-то, а потом сам же в ужасе от того, что получилось. А почему не спросил прежде, чем сделать? Из-за гордой самонадеянности, из-за убеждённости: «Разве может мысль, пришедшая ко мне в голову, и кажущаяся мне хорошей, оказать плохой?»
Преподобный Максим Исповедник пишет: «ум естественно привержен к своим мыслям, и... неразумному уму свои мысли кажутся более всех разумными, хотя бы более всех были нелепы. Мудрому же не кажутся такими свои мысли: но когда даже удостоверение имеет он, что они истинны и добры, и тогда тем больше не доверяет своему суду, а других мудрых поставляет судьями своих мыслей и рассуждений, – не напрасно ли я подвизаюсь? (Гал.2:2); и от них принимает утверждение»49.
Итак, смирение – это не просто смиренные слова, это дела, это поведение, это осознанная и выраженная в действии готовность к послушанию. Те, кто с гордостью приступают к миссии, действуя самонадеянно и самоуверенно, тех деятельность удивительным для них самих образом приводит к проблемам, несчастьям, скандалам – при том, что руководствуются они, как им кажется, благими побуждениями. Это проверено опытом. Так что каждый миссионер должен быть приучен к дисциплине. Святитель Василий Великий пишет в числе правил для «тех, кому вверена проповедь Евангелия»: «Избранный должен не самовольно приступать к проповеди, но ожидать времени Божия на то благоволения и начинать проповедь, когда велено, а проповедовать тем, к кому он послан»50.
Это выражается в самих основах. Миссия есть дело равноапостольское. Апостол в дословном переводе – тот, кто был послан. То есть, он изначально не свою волю творит, а оказывает послушание тому, кто его послал. Если же мы что-то делаем по миссии без благословения – то кто нас послал? Сами себя послали? Это абсурд.
Вспомним святого Стефана Пермского – когда он решил стать миссионером среди пермяков, он прежде всего пошел к архиерею и взял на это благословение. И архиерей благословил его, Церковь его послала и святой Стефан стал нашим знаменитым миссионером. Разве не мог он пойти в Пермь сам, никого не спрашивая? Физически мог, конечно. Но у него было церковное сознание и поэтому он не мог подумать о том, чтобы решиться без благословения на то дело, к которому испытывал горячее желание в своей душе. Таково учение Церкви.
Святой Игнатий Богоносец писал: «ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе»51. «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви... делающий что-нибудь без ведома епископа, служит дьяволу»52. Вот почему важно в деле миссии иметь благословение, чтобы всё делать в соответствии с порядком, установленным Богом, и учиться смирению. Если речь идет о миссии на определенном приходе, то нужно брать благословение у настоятеля, поскольку именно ему правящий епископ доверил этот приход. Если речь идет о миссионерских инициативах в рамках всей епархии, то их следует согласовать с тем, кого епископ назначил председателем епархиального миссионерского отдела. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) пишет, что если «кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле»53.
Иногда спрашивают: а что делать, если местный епископ или же священник, поставленный епископом на должность епархиального миссионера, не одобряет активную миссионерскую деятельность? Такое иногда, к сожалению, случается. В этом случае, если у человека намерение быть миссионером серьезное, я рекомендую обратиться в такую епархию, где владыка поддерживает миссионерскую деятельность. Во многих сибирских или дальневосточных епархиях хорошего миссионера примут с распростертыми объятиями. Там он может законно трудиться по благословению архиерея. Я знаю примеры, когда миряне-миссионеры, не нашедшие поддержки и понимания в своей родной епархии, переселились в епархию, где миссионеры очень востребованы, и сейчас трудятся там, хорошо зарекомендовали себя и были назначены владыкой главами епархиальных отделов. Это правильный путь, а если остаться в прежней епархии и пытаться там вопреки воли архиерея заниматься «партизанщиной» или вступать в прямой конфликт с главой епархиального миссионерского отдела – ничем хорошим это не кончится.
Но и получив благословение, не стоит в практическом исполнении этого благословения давать волю самонадеянности. Святой Николай говорил миссионерам: «В таком служении, как наше, как опасно быть предоставленным одному себе, а не опираться на надёжный авторитет»54. Важно иметь человека, с которым можешь посоветоваться. Сам святой Николай советовался со святым Макарием (Невским), который был также опытным миссионером. Тот же, кто считает, что ему ни с кем не надо советоваться, показывает тем самым, что болен гордыней и будет бесплоден.
* * *
Св. Николай Японский. Письма. С. 281.
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001. С. 289.
Прп. Максим Исповедник. Главы о любви, III.58. М., 2013. С. 105.
Свт. Василий Великий. Нравственные правила, 70.3.
К Магнезийцам, 7 // Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 113.
К Смирнянам, 8–9 // Там же. С. 137.
Свщмч. Онуфрий (Гагалюк). В защиту христианской веры // «Реутов Православный», № 2(4), 2004. С. 67.
Св. Николай Японский. Письма. С. 78.