СМИРЕННОМУДРИЕ (См. также ДОБРОДЕТЕЛИ, СМИРЕНИЕ)
Неоправдывающий себя, руководствуется смиренномудрием, а оправдывающий – высокомудрием. I, 313.
Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. I, 316.
Ничто так не враждебно смирению Христову, как смиренномудрие своевольное, отвергшее иго послушания Христу... служащее сатане. I, 535.
Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу. I, 535.
Может быть и произвольное смиренномудрие: его сочиняет для себя душа тщеславная... обольщенная и обманутая лжеучением, душа, льстящая самой себе, душа, ищущая лести от мира, душа, всецело устремившаяся к земному преуспеянию... душа, забывшая о вечности, о Боге. I, 535.
Если мы будем непрестанно смотреть на грех свой... то не найдем в себе никакой добродетели, не найдем и смиренномудрия. I, 535.
Истинное смиренномудрие – характер евангельский, нрав евангельский, образ мыслей евангельский. I, 536.
«Поучение о самомнении и смиренномудрии». См. IV, 169–174.
Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве: следовательно оно есть правильное понятие человека о самом себе. IV, 170.
Воспоминание о смерти сопутствует смиренномудрому на пути земной жизни, наставляет его действовать на земле для вечности, и... самые действия его воодушевляет особенной благотворностию. IV, 172.
Живая вера открывает взорам души Бога: слово Божие соединяет душу с Богом. Узревший таким образом Бога, усматривает свое ничтожество, исполняется неизреченного благоговения к Богу, ко всем делам Его, ко всем велениям Его, ко всему учению Его, стяжавает смиренномудрие. IV, 324.