Социальная работа как элемент миссии
Некоторые начинающие миссионеры представляют дело миссии как исключительно устное проповедничество, а деятельную заботу о материальной помощи страждущим и нуждающимся среди иноверцев, полагают относящейся к социальному служению и как бы излишней для собственно миссионерского служения.
Но как можно проповедовать людям Христа, повелевшего накормить голодных и посетить больных, и при этом самому ничего не делать для голодных и больных? Не будут ли вправе сказать слушатели такому проповеднику: если твоя вера так хороша, то почему же ты сам не живешь по ней?
Не сказал ли Спаситель наш: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16)? Как же без этого света может быть успешной проповедь наша?
Замечательные успехи греческих миссионеров ХХ века в Африке опирались на активную помощь местному населению – появление новой миссии в том или ином месте часто сопровождалось открытием школ, больниц, приютов, проведением воды в поселения, не имеющие водоснабжения и т.п. То же делали и наши святые миссионеры до революции.
Святой Макарий (Глухарев) пишет о том, как важно, чтобы миссионеры «разными образами помогали бы страждущим и бедствующим, подавали бы алчущим хлеб… болящих врачевали бы безопасными травами и пластырями; детей учили бы грамоте… знакомили бы их с художествами и рукодельями… и между тем все сношения свои с этими племенами растворяли бы мысленно ко Господу Иисусу Христу молитвою, да просветит их светом Евангелия, изъявляя им и словами сие желание в благоприятные времена».129
Также и священномученик Аркадий (Гаряев), будучи миссионером среди народов севера, заботился о том, чтобы оказывать им помощь в насущных потребностях: «Я принимал у себя на квартире многих из инородцев, – вогул, остяков и архангельских зырян… чтобы посоветоваться о том, куда им обращаться за ходатайством о наделе землёю, и сколько мог я старался каждого удовлетворить, обласкать; и смею думать, что это направление я избрал вполне правильно, ибо приём, добродушие и ласка лучше мне послужат в деле моём, чем строгость, порицание и осуждение»130.
Миссионер, являющийся не «гастролёром», а постоянно живущий среди тех, кому проповедует, никак не сможет остаться равнодушным к нуждам тех, кто страдает. Разумеется, православный миссионер никогда не будет ставить условием оказания помощи принятие Православия. Помощь, если она может быть оказана, оказывается всем, независимо от их убеждений, потому как миссионер делает это не для того, чтобы через эту помощь принудить людей, оказавшихся в беде, пополнить его «коллекцию трофеев», а исключительно ради Христа, движимый христианской любовью. Как пишет преподобный Феодосий Печерский, «если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то иудей или мусульманин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных»131.
Хотя нас окружают разные люди, они думают во многом не так, как мы, и смотрят на мир не так, как мы, но язык добра, язык добрых дел понимают все. И нередко он трогает человеческое сердце больше, чем язык слов. Я знаю не один пример крестившихся мусульман, которые объясняли свой выбор тем, что увидели к себе со стороны христиан такую любовь, какую не видели даже от родных людей. В Таиланде поначалу власти ответили отрицательно на прошение о регистрации православной общины, отнесясь к этому с большой подозрительностью. Но миссионер остался в стране и видя, как он и его прихожане девять лет подряд бескорыстно оказывают помощь попавшим в беду тайцам и иностранцам, власти полностью поменяли своё мнение и не только удовлетворили повторное прошение о регистрации, но и оказывают теперь высокое внимание православной общине.
Оказание внешней помощи полезно и самому миссионеру для того, чтобы правильно осознать своё положение на миссии – он не учитель-мудрец, просвещающий невежд, а прежде всего слуга тем людям, которым он передаёт доверенную ему весть о спасении. «Я нижайший слуга здешних народов и нянька» – говорил о себе преподобный Герман Аляскинский.
Священномученик Василий пишет: «Даже там… где надо было возродить человека и перевоспитать его порочное сердце… неверующего сделать истинным христианином, и там применялся и действовал успешно только способ служения. Святой Серапион Синдонит однажды продал себя в рабство еретику-манихею, чтобы спасти его и обратить в христианство. Положение рабов в то время было ужасно, но святой мужественно нёс тяжелый крест унижений, побоев, непосильного труда, воодушевленный своей великой целью. Всегда усердный, всегда готовый к услугам, всегда приветливый и радостный, он обратил на себя внимание своего господина, мало-помалу завоевав его уважение, любовь и доверие и, пользуясь своим нравственным влиянием, убедил наконец отказаться от манихейской ереси. Подвиг служения как средство возрождения человеческой личности не потерял своего значения и в настоящее время… Мир говорит: надо заставлять других служить себе. В этом жизненная мудрость. Христианство учит: надо самому служить другим. В этом сила и счастье жизни. Это и есть та громадная сила, которая обновила и возродила древний растленный мир и заставила его склониться к стопам Христа»132.
Конечно, у православных миссионеров и близко нет тех финансовых возможностей, которыми располагают католические и протестантские миссионеры, поэтому в масштабах социальной деятельности мы уступаем и, видимо, и далее будем уступать им. Но в искренности и сердечности, проявляемых к любому человеку, которого Господь ввёл в нашу жизнь, мы должны быть совершенны.
При этом если миссионер решается оказывать помощь систематически, а не разово, ему стоит прежде проконсультироваться с человеком, который уже делает или делал нечто подобное, чтобы заранее узнать все необходимые нюансы и избежать повторения чужих ошибок.
* * *
Архим. Макарий. Мысли… С. 257.
Отчет миссионера священника Аркадия Гаряева // Екатеринбургские епархиальные ведомости № 11, 1911. С. 278.
Послание преподобного Феодосия о вере варяжской // Православный собеседник. Казань, 1865. Ч. 2. С. 327.
Свщмч. Василий Кинешемский. Указ. соч. С. 244.