Источник

Финансирование миссии

Святитель Николай Японский еще сто лет назад сформулировал две основных проблемы православной миссии: «У нас денег нет, и людей нет». С тех пор ситуация изменилась только к худшему. Если во время святителя Николая было всероссийское миссионерское общество, были деньги, регулярно выделяемые на миссию от Синода, то в настоящее время миссионеры, как правило, предоставлены сами себе и самостоятельно вынуждены искать деньги на все расходы, связанные с миссией. Чем более серьезно поставлено дело миссии, и чем более успешно оно, тем больше требует финансовой поддержки.

Это подробно объяснял еще святитель Макарий (Невский): «Успех миссионерского дела будет зависеть от умножения деятелей, то есть, миссионеров и помощников их, а также от денежных и других материальных средств, какими будет пользоваться миссия. Средства же только тогда будут умножаться, когда в православном народе возгорится усердие к святому делу Евангельской проповеди...

Для миссионеров требуется содержание. Этого содержания не могут давать новокрещёные, а тем более не станут помогать язычники. Его должны дать православные христиане.

Для научения новокрещёных вере и жизни христианской, нужны книги, напечатанные на их родном языке, чтобы они могли скорее понять и усвоить христианское учение. Вот и опять нужны средства для оплаты за печатание книг.

Для школ нужны учителя и учебные книги. А это также требует многих средств.

Крещение иногда принимают многосемейные или престарелые, а также больные и бесприютные. Всем им нужна помощь, а это опять требует средств от миссий, ибо, кроме миссий, помочь им некому...

Православные христиане! Окажите Вашу любовь ко Христу: помогите нашим миссиям в их нуждах вашими посильными приношениями на дело Христово... Пусть каждый делает приношение от своих праведных трудов. Пусть каждый жертвует по своим силам, не от скорби, а охотно, ибо добровольно дающего любит Бог. Дающий пусть также помнит изречение Писания: кто сеет скупо, скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, щедро и пожнёт (2Кор.9:8)».133

Это цитата из обращения святителя Макария к православным с просьбой поучаствовать в сборе средств на миссию. Такой же сбор проводил и святитель Николай Японский, во время своего визита в Россию обращаясь к людям, как знакомым, так и незнакомым с просьбой пожертвовать на японскую миссию. О том, насколько психологически нелегкое это дело, свидетельствуют записи в его дневнике:

«Возмущает меня сбор – необходимость стучаться и получать грубые, вроде вчерашних, прогоны (в буквальном значении)... Ненатуральное, насильственное что-то в этих сборах для собирающих. В Священном Писании нет этого... нравственного мучения моего в этом деле будет немало, думаю. Что ж? Хоть на куски, лишь бы было христианство в Японии!… собирать пожертвования – мука. И дают как же плохо… как же опротивело это попрошайничество, притом так малоплодное! …Но когда или внезапно двинется дело по Миссии, или большое пожертвование кто сделает, точно на крыльях весь день летаешь»134.

Не взирая на такие трудности, святитель продолжал испрашивать средства у частных лиц. После отъезда в Японию он направлял письма людям, которые, как ему подсказывали, могли бы помочь в деле финансирования миссии: «Не беда, если некоторые или большая часть указаний окажутся неудачными; я готов безропотно писать даром в 10–20 мест, лишь бы в 21-м дали просимое»135.

Усилия эти не были бесплодными. Важно обратить внимание, как он поступал с пожертвованиями: «По получении здесь всего, распределении в храме и освящении его, конечно, я сочту своим священным и приятным долгом известить жертвователей о получении их даров и благодарить их»136… «Во время освящения будет снята фотография уже готового собора и разослана всем жертвователям, в виде доклада, что их добрые пожертвования достигли своего назначения, и с глубокой благодарностью за оные»137.

Из опыта святителя Николая Японского можно вывести три правила для человека, собирающего деньги на миссию:

1. На ту цель, на какую деньги собирались, они и должны расходоваться. Даже если попутно возникла другая нужда, кажущаяся более важной.

2. Должна быть полная прозрачность по поступившим деньгам. У жертвователей должна быть возможность узнать, что их пожертвование получено и расходовано именно на те цели, на которые его брали. Если святителю Николаю приходилось письменно извещать каждого жертвователя, то в наше время это намного легче благодаря интернету. На сайте или через почтовую рассылку можно указывать список поступивших пожертвований и отчитываться об их расходовании. По этой схеме действует греческое общество поддержки внешней миссии, и в России многие миссионеры успешно используют это. На самом деле многие православные люди отзывчивы и жертвенны, они готовы и рады поддерживать миссию. Но многие случаи мошенничества, связанного со сборами со стороны незнакомцев, делают людей подозрительными и осторожными. Полная финансовая прозрачность позволяет жертвователям убедиться, что здесь всё честно и нередко вдохновляет их жертвовать ещё. Важно поэтому, чтобы миссионер вёл строгий учёт всех поступивших пожертвований и хранил документы об их целевом расходовании, чтобы быть готовым предоставить их по первому требованию.

3. Важно сообщать жертвователям о том, что дело, на которое они выделяли средства, успешно завершено. Высылать фотографии, искренне благодарить. Нельзя забывать об этом даже несмотря на большую занятость миссионера. Не должно быть такой ситуации, что люди деньги послали, а какова была судьба поддержанного ими миссионерского предприятия, – неизвестно.

* * *

133

Свт. Макарий (Невский). Слова и беседы. Сс. 198–199.

134

Св. Николай Японский. Дневники. T. I. Cc. 135, 143, 170.

135

Св. Николай Японский. Письма. С. 127.

136

Св. Николай Японский. Письма. С. 141.

137

Св. Николай Японский. Письма. С. 253.


Источник: Святоотеческое понимание миссии / Диакон Георгий Максимов. - Москва : Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014. - 192 с.

Комментарии для сайта Cackle