Источник

Опыт инославных миссионеров

Наши святые были открыты к тому, чтобы изучать наработки и методы католических и протестантских миссионеров. В частности, преподобный Макарий (Глухарев) полагал, что следует посылать людей «в разные христианские государства, дабы они… вникая в порядки церковных воспитательных заведений, учрежденных для образования миссионеров, посещая Миссии благоустроенные и плодоноснейшие, и рассматривая с одной стороны удобства и способы миссионеров их, с другой, с какими они затруднениями и сталкиваются, как убеждают неверных, как наставляют новокрещенных и готовящихся ко крещению, как заводят и поддерживают училища и как учат, всё достойное внимания вносили в свои путевые записки… в которых правительство церковное находило бы многие полезные опыты и образцы»138.

В свою очередь, святой Николай Японский замечал: «порядочная помощь протестантской миссии эти путешествующие ораторы; а их каждый год несколько случается, и миссионеры умеют отлично пользоваться ими. Боже, что за богатый арсенал средств у протестантской миссии!»139 Нельзя не признать, что в последние века католики и протестанты были значительно активнее православных в миссионерском служении, и накопленный ими опыт, как положительный, так и отрицательный, может быть полезно знать и учитывать в нашей миссионерской деятельности.

Однако речь не идёт о том, чтобы бездумно копировать чужие образцы. Святые отцы рассматривали опыт инославных миссий критически, и далеко не всё находили в нем правильным.

Преподобный Амвросий писал: «Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности её миссионеров… стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе»140.

А святитель Николай Сербский, говоря об Индии, замечал: «Вера без искренности – не вера, а холера. Холера духовная. Это мы видим здесь на римокатолических и протестантских миссионерах»141. «Западные народы… завладели всеми континентами, и Индией тоже. И только их христианские миссии имели доступ к покоренным народам. Но без успеха. Ибо где кресту предшествует меч, там крест ненавидят»142.

Действительно, будучи в современной Индии, нетрудно заметить, насколько сильно скомпрометировано здесь христианство западными миссионерами. Законодательство не только Индии, но и большинства азиатских стран в настоящее время серьёзно ограничивает, а иногда и прямо запрещает христианскую миссию, хотя если обратиться к истории, то можно видеть, что при первых контактах с европейскими миссионерами местные правители нередко относились к христианству благожелательно и дозволяли проповедовать его. Но последующее поведение западных миссионеров заставляло азиатов пересмотреть отношение не только к ним, но и к тому учению, представителями которого эти европейцы себя называли.

Можно привести примеры конкретных критических замечаний наших святых в адрес инославных миссионеров. Так, священномученик Андроник, анализируя причины отпадения в Японии целого протестантского института До-сися в буддизм, пишет: «протестантство [здесь] построено исключительно на европейских деньгах, а за это всегда можно иметь сколько угодно христиан, но уж лучше не иметь никаких. К этому еще нужно сказать самое главное, что христианство только принижают и обезличивают протестанты: они всё дело сводят лишь к нравственному учению, а догматическую сторону всю объявляют не важной. Японцы, сравнивая учение христианское с буддийским, находят, что первое выше второго, но и только: несравнимого, единственного, Божественного достоинства в нем не видно. А в результате – безразличие вероисповеданий и далее – потеря веры»143.

Критикует он и чрезмерные попытки инкультурировать христианство в азиатские реалии: «Диакон Стефан Кугимии рассказывал, что католики и Богородицу (т.е. статую Богородицы) одели в японское женское кимоно, а на вопрос: зачем это? – они не могли ничего сказать... А в Китае, говорят, они и Христа изображают в виде китайца с косой; это всё из их стремления приноровляться к местным условиям, чтобы свободнее распространять христианство, а в результате – полный индифферентизм»144.

Критически оценивает методы инославных миссионеров и священномученик Онуфрий: «Спаситель запрещает Своим ученикам делать какие-либо насилия над другими религиями, даже над язычниками и неверами. Апостолы Христовы привлекали в Церковь Божию словом убеждения… указывая на примеры собственной веры в Бога (1Кор.4:1 и др.). Если проповедников-апостолов не принимали в каком-нибудь месте, они не мстили инакомыслящим, не употребляли никаких хитростей, обмана, тем более – насилия. Не так распространяют свою веру инославные проповедники – католические и протестантские миссионеры. Они действуют главным образом хитростью… искусно пользуются разногласиями общества, интригуя и направляя одних против других. А где встречают препятствия, не стесняются употреблять и военную силу»145.

Даже те методики, разработанные инославными, которые считаются эффективными, могут быть основаны на принципах, неприемлемых для православного миссионера. Это, например, касается различных техник манипулирования сознанием; техник, основанных на подмене духовного душевным, и т.п. Острая полемика, развернувшаяся несколько лет назад вокруг попыток внедрения в Православие протестантского «Альфа-курса», показывает, насколько может быть опасным поспешное и некритическое заимствование наработок инославных миссионеров.

Прежде чем обращаться к опыту католиков и протестантов, следует всесторонне изучить и усвоить опыт традиционной православной миссии, быть укорененным в православном вероучении и хорошо знать отличия истинного христианства от различных еретических учений, в том числе католических и протестантских.

Стоит обратить внимание на то, что преподобный Макарий в процитированных выше словах говорил, что лица, изучающие опыт инославных миссий, должны свои записи передавать затем на усмотрение священноначалию. То есть, не сразу, увидев что-то, показавшееся полезным, самочинно предлагать для общего употребления, но доверять другим решение вопроса об этом. Недопустимо введение каких-то новых методик неправославного происхождения без предварительного их компетентного обсуждения и официального утверждения церковным отделом, отвечающим за миссию.

У нас, к сожалению, нередко на инославную миссию обращают внимания более охотно, чем на богатейший опыт православной миссии, – как византийской, так и русской дореволюционной, равно как и современной греческой и других Поместных Церквей – всё это до сих пор изучено у нас лишь в малой степени и ещё меньше известно современным православным миссионерам. Ещё сто лет назад священномученик Иоанн (Восторгов) писал: «Кто знает, как среди татар, поработивших землю русскую, раздавалась проповедь христианства и как в центре татарщины, в Сарае, основалась даже русская епископия. Кто следил уже в самое последнее время в XIX веке за деятельностью Макария на Алтае, Иннокентия в Камчатке, Дионисия в Якутской области? А ведь эта деятельность полна захватывающего интереса, и в будущем, даст Бог… она будет вызывать справедливую гордость в русском человеке и будет воспитывать будущие русские поколения».146

К сожалению, в наше время, даже среди интересующихся миссией эта деятельность православных миссионеров прошлого остается малоизвестной или совсем неизвестной.

* * *

138

Архим. Макарий. Мысли… С. 188.

139

Св. Николай Японский. Дневники. T. IV. C. 786.

140

Прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к латинской церкви.

141

Свт. Николай Сербский. Индийские письма. Саратов, 2004. С. 84.

142

Там же. С. 164.

143

Св. Андроник (Никольский). Год в Японии. С. 245.

144

Там же. С. 259.

145

Свщмч. Онуфрий (Гагалюк). В защиту христианской веры. С. 71.

146

Прот. Иоанн (Восторгов). Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 1916. С. 208.


Источник: Святоотеческое понимание миссии / Диакон Георгий Максимов. - Москва : Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014. - 192 с.

Комментарии для сайта Cackle