58. Святые слышат обеты, которые мы иногда даем перед ними
(Из повествования об обретении святых мощей преподобного отца вашего Евдокима Ватопедского. Аф. Пат. Ч. 2, стр. 441).
Прибегая за помощью к святым угодникам Божиим, мы иногда, испрашивая у них оную, даем перед Святыми обеты, в случае исполнения наших молитв к ним, сделать то или другое дело доброе. Но, тут являются вопросы: слышат ли Святые обеты наши? И если слышат, то угодны ли они им? И даваемые нами обеты–споспешествуют ли успеху наших молитв к Святым? Как решить вопросы сии? Решим при помощи примера. Однажды монах– афонец, именем Гавриил, сам весьма искусный в врачевании, почувствовал такое расстройство в теле, что не мог ни двигаться, ни сидеть, ни избрать другое положение без страдания. Для освобождения себя от этой жестокой болезни, он употребил все, что знают врачебная наука и опыт; но его усилия были напрасны. Братия, глубоко тронувшись невыносимыми его страданиями, советовали ему обратиться с теплою молитвою к святому Евдокиму Ватопедскому. Вняв таким благим советам, он, в умилении души, сказал: „если истинно святой Евдоким – чудотворец и может уврачевать меня, то я для священной его главы устрою серебряную раку. Лишь только дал он такой обет, после давней бессонницы своей, вдруг погрузился в тихий и сладкий сон и увидал некоторого достопочтенного и величественного монаха, имевшего густую, белую бороду. Явившийся, пришедши к нему, коснулся бедер его и сказал: „Это ничего; не беспокойся.» Больной отвечал: „ты шутишь надо мною, старче,–или не видишь, какие я переношу страдания.» „Будь здоров,» с чувством участия, сказал старец и пошел от больного. Образ виденного им совершенно походил на образ св. Евфимия великого. Гавриил, пробудившись, сначала думал, что все это делается наяву, и потому спросил прислуживавшего ему брата: „Что это за старец, который сейчас был здесь, и теперь только вышел из дверей'?» „Как сюда никто не приходил, так и отсюда никто не мог выйти,» отвечал брат больному. Пришедши в себя, Гавриил вспомнил, как он обращался к святому Евдокиму, но никому ничего еще не говорил, думая, не игра ли это воображения. Когда же почувствовал себя совершенно исцелившимся, тогда убедился, что приходивший к нему и коснувшийся его был не другой кто, как святой Евдоким, и что совершившееся с ним было явление чудесное. Гавриил, желая немедленно исполнить свой священный обет, просил бывшего тогда епитропом – Филарета послать за мастером золотых дел. Просьба его была исполнена. Исцелившийся, на память будущим родам, велел мастеру вырезать на раке слова: „устроил эту раку для честной сей главы монах Гавриил, нашедший святого Евдокима целителем своего недуга (Пат. ч 2, стр. 441–442).
Из этого события ясно открывается, братья, та истина, что святые угодники Божии слышат обеты наши, и эти обеты, если только они благоразумны и соединены с доброю целью, угодны им и вместе – несомненно споспешествуют успеху наших молитв к святым. Из этого же последнего становится ясною и та другая истина, что святые угодники Божии, озаряемые светом лица Божия, и вообще видят нас, знают какие мы питаем к ним чувствования и чего желаем от них и, как близкие к Богу, испрашивают у Него благодать и милость преимущественно тем из нас, которые почитают их, молятся им и ради них дают обещание сделать и на самом деле делают какое-нибудь доброе дело. А все это, вместе взятое, учит нас тому, чтобы мы, как говорит св. Иоанн Дамаскин, „почитали святых.., приносили дары, чтили дни памяти их... и старались угождать им; чтобы воздавали почитание святым псалмами, песнями и пением духовным, сокрушением сердца и милосердием к бедным; потому что и Богу такое служение наиболее благоугодно» (Точное излож. прав. веры. Кн. 4, гл. 15). Аминь.