Источник

Искушения миссионера

Наиболее частым и обычным для духовной жизни миссионера искушением является уныние. Святитель Николай Японский признается: «Как часто уныние западает в душу... от видимой неуспешности проповеди! А между тем дело Божье в тиши действуется истинно, как сказано в притче: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он (Мк.4:26–27)».91

Святитель Макарий описывает более подробно многообразные причины для уныния: «Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего – ряд скорбей, болезней и трудов… Миссионер страдает душой вначале служения своего от среды, в которую он попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки. Среди инородцев, сперва чуждых для него по языку, обычаям, чужой и для них, он чувствует иногда ужасную истому от одиночества... Он страдает за юную паству свою... и это бывает тогда, когда новокрещёные, ещё не утвердившиеся в вере, хромают на оба колена, уклоняясь к старым языческим обычаям. Особенно миссионеру больно бывает тогда, когда в юное стадо его вторгаются волки, желающие похитить какую-либо овцу... Немалую тугу для миссионера составляет недостаток материальных средств... Скорбь великую причиняли миссионерам те препятствия, какие ставили им враги православия, – власти языческие, а ещё более – представители нашей православной русской власти»92.

Это уныние приводит к тому, что миссионер начинает колебаться в выбранном пути, испытывает искушение бросить начатое. Как предупреждает св. Николай, «если – что весьма может случиться при начале дела, по недостатку опытности, и чем, собственно, смущаться никогда не должно, – дело пойдёт на первое время не совсем удачно... – тем более опасности упасть духом, разочароваться и бросить дело»93.

С мыслями о том, чтобы свернуть с начатого пути, уехать с миссии, вернуться обратно, святитель предлагает бороться бескомпромиссно. Так, например, священномученику Андронику (Никольскому) приехавшему в Японию для миссии он пишет: «Мысль о России бросьте, и да не смущает она вас ни наяву, ни во сне. В России вместо Вас много деятелей; здесь Вас заменить некому. Не искуситесь от внушения лукавого бросить Вашу благую часть»94. И о себе самом святой Николай свидетельствует: «Выехать самопроизвольно отсюда я считаю для себя так же невозможным нравственно, как если бы ангел с огненным мечом стоял на пороге Японии и преграждал мне выход»95.

Такую же позицию занимал и святитель Филарет Московский. Когда знакомая игумения прислала ему письмо миссионера, жалующегося на тяготы и просящегося обратно в Россию, с просьбой помочь его возвращению, он ответил отрицательно:

«Возвращаю письмо миссионера. Он идёт путём, который сам избрал. Путь миссионера лёгок не бывает. Если укрепится, получит воздаяние свыше. Если препятствия непреодолимы, может сказать [своему] начальству. Неприлично посторонним влечь его назад. И если бы кто посторонний, вмешавшись в чужое дело, отвлёк миссионера от его подвигов, не зная, точно ли это нужно, и лишил пользы тех, коим он проповедует, что бы это было: благодеяние или грех? Пекитесь о сестрах вашего общежития, а о миссионере молитесь»96.

* * *

91

Св. Николай Японский. Дневники. T. I V. C. 846.

92

Свт. Макарий (Невский). Слова и беседы. Сс. 181–182.

93

Св. Николай Японский. Письма. С. 206.

94

Св. Николай Японский. Письма. С. 119.

95

Св. Николай Японский. Дневники. T.II. C. 323.

96

Принадлежу Вам. Жизнеописание игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). Письма свт. Филарета Московского к ней. М., 2003. С. 117.


Источник: Святоотеческое понимание миссии / Диакон Георгий Максимов. - Москва : Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014. - 192 с.

Комментарии для сайта Cackle