Источник

Глава 15. Семь ангелов с семью чашами гнева Божия

Мы уже рассматривали вскрытие семи печатей и гласы семи труб семи ангелов. Теперь рассмотрим семь чаш гнева Божия, излитых семью ангелами (гл. 15–16). Пятнадцатая глава – предваряющая, описывает явление семи ангелов с семью чашами. Шестнадцатая глава описывает собственно изливание семи чаш и соответственные семь казней-язв гнева Божия.

Откр.15:1 И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.

Итак, взору Иоанна предстает теперь нечто иное. Как и в 12,1 и 12,3, он видит знамение небесное, т. е. через явленное ему знамение открывается миру воля и определение небес. В отличие от 12,1, это знамение не только великое, но и чудное. Такая характеристика являемого знамения имеет своей целью обратить особое внимание на то, что теперь будет показано. Если вся земля дивилась исцелению смертельной раны антихриста и другим его ложным знамениям (13,3), то гораздо более должно дивится истинному знамению, о котором само Божественное Писание свидетельствует, что оно чудное. Там была ложь, которой бы не дивиться, но отвращаться надо было, здесь – Божественное величие, достойное всякого удивления.

Что же видит тайнозритель? Его взору предстают семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Определить конкретно, кто эти семь Ангелов, представляется практически невозможным. Нет никакого основания ни сближать, ни тем более отождествлять их с семью ангелами, имевшими семь труб (8,2). Это явно другие семь ангелов. Семь труб и семь чаш имеют разное значение. Можно только считать, что эти семь ангелов принадлежат к одним из высших ангельских чинов, т. к. явление их названо знамением великим и чудным, и им надлежит завершить суды Божии над грешным миром (не только землей, но и вообще вселенной). Это выражено тем, что они имеют семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Таким образом, под изливанием семи чаш гнева Божия, семи наказующих язв, изображены последние суды, которыми Господь накажет вселенную и которыми окончится ярость Божия, ибо низложены будут все враги под ноги Божии (1Кор. 15:25). Как при исходе израильского народа из Египта, последнюю казнь-язву совершил ангел-губитель (Исх. 12:12–13,29), так и при исходе Церкви, духовного Израиля, из этого мира последние казни будут совершены через семь ангелов, имеющих последние язвы. В кончину века «будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев; ибо, что предопределено, то исполнится» (Дан. 11:36). Эти семь ангелов будут исполнителями того, что предопределено, через них совершится и завершится гнев Божий.

Седмеричное число означает полноту гнева Божия. Седьмой язвой окончится ярость Божия. Семь – число Божественной полноты. Кроме того, это означает, что грехи, совершенные в седмеричный круг земной жизни, будут обузданы и наказаны семью язвами семи ангелов. Каково преступление, таково и наказание.

Далее Иоанн подробнее описывает обстоятельства, при которых ему явились семь карающих ангелов Божиих.

Откр.15:2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.

Стеклянное море перед престолом Божиим Иоанн видел уже и ранее (4,6), когда ему впервые явилась картина небесного престола. То, что он видит, это не настоящее море, а только подобное ему, как бы море, и состоящее не из воды, а стеклянное. Как и в 4,6 стеклянное море означает чистоту, светлость и невозмутимость вечного покоя святых сил небесных и упокоившихся в Господе праведников (14,13). Это божественная просветленность, ибо «тогда праведники воссияют, как солнце» (Мф. 13:43). Но есть и некоторая разница стеклянного моря здесь и в 4,6. Там оно «подобное кристаллу», а здесь смешанное с огнем. Прежде оно было ясно и спокойно, как кристалл, теперь же отливало огнем. Так переливаются цвета в драгоценных камнях. Это означает, во-первых, написанное апостолом Павлом, что «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор. 3:13). «Огненная река выходила и проходила» (Дан. 7:10) перед престолом Всевышнего и испытала на Суде дело каждого, каково оно есть. «Глас Господа высекает пламень огня» (Пс. 28:7). Поэтому праведники изображаются как море, смешанное с огнем. Один и тот же огонь имеет разное действие. Он попаляет и сжигает дерево, сено, солому и, наоборот, очищает золото (1Кор. 3:12,14–15). Так огонь суда, попалив нечестивых, которые «потерпят урон», очистит праведных, просветит их и соделает подобными стеклянному морю, смешанному с огнем. Во-вторых, под стеклянным морем можно разуметь те таинственные воды жизни, о которых говорил Христос (Ин. 7:37–39), и огонь как Божественное ведение и благодать животворящего Духа, ибо в огне горящей купины явился Бог Моисею и в виде огненных языков Дух Святой сошел на апостолов. Море, смешанное с огнем, – это крещенные водой и огнем Духа Святого угодники Божии. В-третьих, как мы далее видим, что и победившие зверя... стоят на этом стеклянном море, т. е. море, смешанное с огнем, указывает на прошедших огненное горнило антихристовых гонений и испытаний. Они вполне осуществили слова апостола Петра: «Радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1Пет. 1:6–7). В-четвертых, само стеклянное море можно разуметь как указание на Божественную природу и сущность Бога, как отображение Его небесной славы, как и естественное море отображает славу и красу естественного неба. Если в 4,6 море было чистым и спокойным, подобно кристаллу, то теперь оно смешано с огнем. Это указывает на изменение деятельности Божией в отношении к миру. К неизреченному милосердию моря Божией благодати в кончину века примешивается праведный и святой гнев. Он теперь не только величественный Творец, Управитель и Спаситель, но и грозный Судья, посылающий на мир огонь Своих судов и казней. Погубив мир водой, но явив потом Свое милосердие (радуга; стеклянное море, как кристалл), теперь Он погубит его огнем (стеклянное море, смешанное с огнем) (1Пет. 3:7).

На этом стеклянном море Иоанн видит, что стоят победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, которые пришли от великой скорби (7,14). Внешне они не одержали победу над антихристом, не преодолели и не уничтожили его, напротив – он погубил их (13,7) и многих умертвил. Но они одержали победу над ним внутреннюю, ибо не поклонились ему и не приняли его печати, даже будучи умерщвляемы им. Ему не удалось сломить их дух и они вышли победителями: сохранили верность Богу. И вот теперь они стоят победившие у престола Божия, держа гусли Божии, ибо желают всеми возможными средствами прославить Бога (5,8). Кроме того, гусли означают благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа и источающую дивную песнь славословия Божия.

15.3–4 И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца. Песнь, воспетая стоящими на стеклянном море, поименована как песнь Моисея, раба Божия, ибо содержит в себе воспоминание о тех казнях, которые были посланы Богом на Египет от руки Моисея и за которые Моисей и евреи прославили Бога в своей торжественной песни после чудесного перехода через Красное море (Исх. 15:1–19).

И песнь Агнца, ибо прославляется дело человеческого спасения, совершенное Иисусом Христом, непорочным Агнцем Божиим.

Или же под воспевающими песнь Моисея, раба Божия, можно разуметь спасавшихся под сенью Моисеева закона до пришествия Христа в мир. Они спасались верой в грядущего Христа, как говорил пророк Аввакум, стоя на божественной страже на башне наблюдения: «праведный своею верою жив будет» (2,1.4). Это – ветхозаветный Израиль, воспевший песнь Моисея (Исх. 15:1–19). Воспевшие же песнь Агнца – это спасавшиеся под сенью Христовой благодати после совершения Им дела искупления человечества. Это уже – новозаветный Израиль. Таким образом, здесь показана совокупность спасенных Ветхого и Нового Заветов, поющих песнь ходатаев Заветов: Моисея и Христа.

Если же здесь разуметь только непосредственно прошедших через великую скорбь во времена антихриста (ст. 2), то они поют песнь Моисея как прошедшие, подобно древним евреям, страшные казни-язвы, посланные Богом в мир и избавившие их от Египта греха и нечестия. Песнь Агнца они поют как спасенные кровью Иисуса Христа.

Эту песнь нельзя сопоставлять с песнью 14,3, которую могли петь только девственники и содержание которой было недоступно для других.

Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

Слова этой песни в отдельных выражениях и в общем тоне весьма близки к Исх. 15:1–19 (песнь Моисея); Ис. 12:1–6; Пс. 91:6; 65:2; 144:17; Иер. 10:7. Это славословие Богу за Его праведный суд над грешниками, за проявление Его всемогущества.

Песнь можно разделить на четыре строфы.

1-я строфа: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Посмотри на мир и ты увидишь величие Божие. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Величие гор, величие морей, величие небес, величие звезд, величие всей природы и Вселенной, величие судеб Божиих в жизни отдельных людей и целых обществ – вот великие дела Твои, Господи Боже Вседержитель! И чудные! Ибо когда человек все это созерцает и проникается всем этим, то видит, что все это не просто так, а все это – дивное чудо!

2-я строфа: праведны и истинны пути Твои, Царь святых! «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Сейчас многие не могут вместить в себя то, что праведны и истинны пути Божии. Они считают Бога неправым и спорят с Ним. Но «ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:20) – восклицает апостол. Сегодня нам многое непонятно, но вечность откроет праведность путей Господних. Он – Царь святых. Соделав святых Своих царями (1,6), Он царствует над ними, ведя их путями праведными, истинными и спасительными.

3-я строфа: кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. «Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это» (Иер. 10:7). Сегодня много «храбрых», не боящихся Бога, не славящих имя Его, и даже хулящих. Но где будут эти «храбрецы» тогда, когда откроются суды Божии?! Обоснованием страха перед Господом и необходимости прославления Его является то, что «Ты един свят». Точнее надо перевести: «Ты един благочестив» (здесь не ἦγιος, но ὅσιος). В славянском переводе: «преподобен». Понятие «благочестив» обычно прилагается не к Богу, а к людям. Если же здесь это сказано о Боге, то ради того, чтобы сопоставить истинного Бога с бесами языческими и антихристом. «Нет между богами, как Ты, Господи» (Пс. 85:8). Языческие боги (по мифологии) не были благочестивы, но грешны. Не будет благочестив и антихрист, который выдаст себя за истинного Бога. Только Господь, Творец неба и земли, может быть назван истинно благочестивым. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17).

4-я строфа: все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Сегодня многие не желают поклониться перед Богом. Но откроются суды Его, изольются семь чаш Его гнева, и тогда поклонятся все. Но это уже не будет поклонение в духе и истине, каких поклонников Себе ищет Бог (Ин. 4:23), а поклонение в отчаянии и страхе перед открывшимися судами Божиими. Это будет поклонение Богу в силу чрезвычайности явления Его гнева. О душа, спеши же сегодня с сокрушенным сердцем поклониться перед своим Творцом!

Откр.15:5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.

И после сего – после созерцания святых и стеклянного моря перед престолом, после пения святыми песни Моисея и песни Агнца – Иоанн снова взглянул на небо, И вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. Здесь он видит ту небесную скинию, по подобию которой Бог повелел Моисею устроить скинию земную (Исх. 25:8–9; 26:30). Отверзся перед взором тайнозрителя не двор скинии с ее святилищем, они были открыты и доступны всегда, но храм скинии, т. е. Святое Святых, всегда скрытое от взора людей, куда войти мог только первосвященник и то только раз в году. Собственно само внутреннее Святого Святых и имело значение свидетельства, «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою (ковчега – Г. Ф.), посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх. 25:22). Открытие Святого Святых небесной скинии свидетельства и откровения говорит об открытии последних откровений Божиих, о завершении судов Божиих над миром. Открытый миру вид ковчега с его скрижалями закона должен напоминать людям о грехе против закона Божия, о нарушении и отвержении ими завета Божия с землею. А потому чисто в ветхозаветном духе грядет на мир Суд Божий без милости.

Открыт храм, открыто его Святое Святых.

Откр.15:6 И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.

Эти семь Ангелов (те же самые, что в ст. 1) вышли из храма, непосредственно из Святого Святых, от Самого Бога и являются Его непосредственными посланниками в мир и совершителями Его судов как имеющие семь язв. Они назначены Богом для исполнения завершительных судов над вселенной. Семь ангелов являются из храма, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами, чем явно напоминают Христа, «подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (1,13). Это сходство говорит о том, что миссия семи ангелов в исполнении воли Иисуса Христа как Судии мира. Их действия совершаются от Его Лица. Чистота и светлость одежды ангелов соответствует их чистому и светлому существу и является ограждением чистоты и света Бога как Судии мира. Чистота и свет будут отличать Божественного Судью от неправедных судей мира сего, часто вершивших нечистые и мрачные дела. Карающие ангелы, опоясанные по персям (по груди) золотыми поясами, могущественны и праведны, готовы к исполнению последних указаний Божиих. Как опоясанные золотыми поясами, они достойны испытывать огнем судов Божиих даже и тех праведников, достоинство которых в Писании означается золотом (1Кор. 3:12).

Семь ангелов, имеющие семь язв, вышли из небесного храма.

Откр.15:7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.

То, что семь золотых чаш передаются одним из четырех животных семи ангелам, означает, как учит святой Дионисий Ареопагит, что ведение сообщается среди ангелов от высших к низшим и соответствует ангельской иерархии.

Итак, все готово. Семи ангелам, имеющим исполнить последние семь казней-язв Божиих над гибнущим миром, даны семь золотых чаш, наполненных гневом Бога. Теперь уже ничто не мешает этому завершительному карающему действию. На основании мест Писания гнев Божий, которым исполнены чаши, и который должен излиться на мир, можно представлять себе в виде огня (Пс. 78:5–6; 2Пет. 3:7; Откр. 15:2; 18:8). Чаши семи ангелов наполнены огнем гнева Божия.

Не случайно Бог назван здесь живущим во веки. В вечности и премирности Божьего существа (Втор. 32:40; Пс. 89:2; Евр. 10:31) заключается как бы основа Его неизменяемости и правосудия (10,6). Он – Вечный, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17), вершит праведный и нелицеприятный суд. Бог – Вечный, а грех – явление временное, уничтожаемое Его праведным гневом...

Как только семи ангелам были даны золотые чаши, наполненные гневом Божиим

Откр.15:8 И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Полыхающий огонь гнева Божия в золотых чашах в руках семи ангелов производит такое обилие дыма, что наполнился храм дымом. О подобных явлениях славы и силы Божией и невозможности человеку войти в нее читаем и в ряде других случаев. Так было на Синае: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора, сильно колебалась» (Исх. 19:18; Евр. 12:18). Гора Синай пылала огнем и была погружена во тьму, мрак и бурю. При освящении скинии «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» (Исх. 40:34–35). При внесении ковчега Завета в новопостроенный Соломоном храм, «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар. 8:10–11). Пророческим оком видит Исайя на небе, что «поколебались верхи врат от гласа восклицающих (свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его – Г. Ф.), и дом наполнился курениями» (Ис. 6:4). Так и здесь наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов, доколе не погас в чашах огонь гнева Божия и соответственно не развеялся дым от него.

Дым, наполнивший собой храм, означает, сколь страшен, ужасен и мучителен гнев Божий. Слава Божия и сила Его, произведшие этот дым, проявляются в данном случае в Его правосудии и праведном воздаянии грешникам.

Доколе не окончились семь язв семи Ангелов и не завершились суды Божии над грешным миром, доколе не произошло окончательное разделение праведных и неправедных, и из небесных святых никто не мог войти в храм, в обители небесного Иерусалима и его священнейшие места, «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39,40), и «все сии свидетельствованные в вере, не получили обещанного», но призваны еще успокоиться и ждать (6,11). Только когда окончательно развеется дым гнева Божия, откроется праведникам доступ в небесный храм.


Источник: Толкование на Апокалипсис / протоиерей Геннадий Фаст – Красноярск : Енисейский благовест, 2004. - 496 с., ил.

Комментарии для сайта Cackle