Источник

Глава пятнадцатая

«И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв107, которыми оканчивалась ярость Божия» (Откр. 15, 1). У христианина будет собственный день победы, который наступит после смерти, после того, как человек победит на мытарствах сатану и всех его прислужников и взойдет к трону Бога. В Откровении описывается некое собрание победивших, собранных Господом, но перед этим Господь показывает «семь Ангелов, имеющих, семь язв последних», потому что в них заканчивается ярость Бога. Иоанн видит семерых духов, семь высших Архангелов – Михаила, Рафаила, Гавриила, Уриила, Иеремиила, Селафиила, Иегудии-ла. Раньше их было восемь, но первый из них – Люцифер – пал. Вот эти семь Ангелов выходят перед лицом Бога, и набирает силу последний вал ярости Божией. Что же касается христиан, то они находятся под особой защитой Господа Бога, и Господня справедливость выступает на их защиту.

«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» (Откр. 15:2). Итак, Иоанн видел стеклянное море, смешанное с огнем. В четвертой главе Апокалипсиса апостол уже видел Бога, восседающего на троне, и стеклянное, чистое море перед Ним. Согласно православному толкованию, это море есть множество бесплотных сил, которые для Бога полностью прозрачны. Это удивительно прозрачная бездна. Однако в данном видении море стало несколько другим: оно уже не просто стеклянное, – оно смешано с огнем. Потому что Ангелы отражают Бога, а Бог в последние дни вселенной являет Себя как пламенеющий огонь. Одно из имен Бога – Огонь Поядающий. Слишком часто мы вспоминаем о Боге милосердном и забываем, что Он еще и пламя, прожигающее всякое зло и нечестие...

И вот Ангелы, отражая Божественное величие, начинают сами полыхать огнем. На земле пока еще «мир и безопасность» (1Фес. 5:3), а на небесах Ангелы уже раскаляются от волн гнева, исходящего от лица Божиего. Бог приходит в гнев и ярость и готов обрушить его на вселенную, поэтому и море – пламенеющее, смешанное с огнем Божественных сил. В Псалмах сказано, что голос Господа разрубает надвое пламя огня: для праведников оно становится просвещением, а для грешников – огнем, сжигающим всю нечистоту и всякого злодея (Ср.: Пс. 28:7). И видел Иоанн, что «на этом море стоят праведники», то есть Ангелы поднимают над собой неких людей. Это те, кто отнял победу у зверя, у изображения его, у числа имени его и у печати его. Победа у антихриста будет отнята некими людьми, которые устоят и не поклонятся последнему врагу; они отвергнут печать проклятую, не поклонятся изображению проклятому, не примут ни знака на руку, ни имени антихриста. Такие люди победят зверя и этим будут подняты выше Ангелов. В видении Иоанна они стоят на этом стеклянном море и «держат гусли Бога», то есть играют на удивительных гуслях. Как говорит святой Андрей Кесарийский, гусли Бога, или кифары Бога,

– это прекраснейшие заповеди, которые являются гармоничным ладом, полнотой душевной красоты. Человек из себя делает гусли Бога, на которых Сам Господь играет, как на струнах. Другими словами, сам человек становится чистым откровением Бога, в нем Бог являет Свою силу, Свою красоту.

«И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3). Святитель Андрей Кесарийский пишет, что поющие песнь Моисея и песнь Агнца – это полнота спасенных Ветхого и Нового Заветов (Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова). Но здесь мы видим еще и другой смысл. Песнь Моисея была воспета, когда Израиль прошел сквозь Красное море – Бог разорвал волны его, и они стали стенами по правую и по левую стороны, а еврейский народ прошел по дну, фараон же погиб. И в Книге Исход сказано: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность. Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 15:1–21).

Это и есть древняя песнь Моисея, песнь исхода, песнь Пасхи. Святые поют о том, что все страдания, все сражения с врагом, грядущие в конце мира, – это страдания исхода, страдания освобождения народа Божиего, выходящего навстречу своему Властелину, чтобы войти в Его Царство, взойти на Его Святую Гору и остаться там жить вечно. Поэтому они поют песнь Моисея, раба Божиего, и песнь Агнца, Иисуса Христа, – новую песнь, которую предрекал еще царь Давид: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его» (Пс. 95, 1–2). Победа христиан во времена антихриста будет заключаться только в том, чтобы устоять. Массовое отступление послано Богом, и остановить его никто не сможет, но тот, кто устоит, кто отвергнет зверя, тем самым отнимет у врага победу. Нужно надеяться на Бога, и Он обязательно поможет.108 Перед глазами Бога бесконечно ценнее один спасшийся, чем миллион погибших, миллион отступников и предателей.

«Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!»

(Откр. 15, 3), то есть пути Господа праведные и единственно верные. А те пути, которые предлагает враг или которые предлагают люди, – это пути лживые, уводящие в болото.

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15, 4). Перед Богом все существа испытывают страх и трепет. Человек, прикоснувшийся к Богу, не может не бояться, не трепетать. «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15, 4). Праведники говорят, что в конце концов наступит великий день, когда все без исключения люди, Ангелы, в том числе и злые ангелы, падут ниц перед лицом Бога. В этот день откроются все суды Божии и все существа вселенной поклонятся Ему, однако – по-разному: праведники падут ниц из почитания Бога, в благоговейном восторге, а грешники – потому что их повергнут ниц. Как сказано в Писании: «Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях» (Пс. 67, 22). Суд начнется с Церкви, а потом свершится и над остальными.

«И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15, 5–6). Иоанн видит, как начинается Суд. Сначала гнев Божий распространяется и полыхает, как пламень. Выходят из тайного святилища, из Небесной Скинии, из алтаря, исполнители гнева Божиего – семь Ангелов, имеющие семь последних язв Бога. Храм открывается, потому что наступило время, когда Бог уже явно и неприкрыто вмешивается в дела этого мира. Почему Ангелы в льняных одеждах? В Ветхом Завете в льняных одеждах служили священники, потому что лен – это знак чистоты, знак небесной жизни.109 В этих льняных одеждах Ангелы выходят от лица Бога, как некие священники, которые должны совершить последние священнодействия – по уничтожению мира.110 И наступает время казни. Ангелы становятся перед лицом Бога, как стояли они перед Ним во время гибели Иерусалима. Это описывает пророк Иезекииль: «И возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника» (Иез. 9:1–2). Ситуация повторяется, только тогда кара Божия касалась одного города, отступившего от Творца и поклонявшегося идолам, а в Апокалипсисе эти же семь Ангелов выходят на последний суд всей вселенной, отступившей от Бога. За одинаковое отступничество – одинаковое наказание, и исполнители – те же самые.

«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:3–4). И дальше повелел Господь, чтобы этот дух, имеющий прибор писца, поставил знак Креста на лбах всех тех, кто сокрушается о мерзостях, творящихся в Иерусалиме. Затем пророк Иезекииль пишет: «И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир111, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах. Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор. И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит. И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: „возьми огня между колесами, между Херувимами», и когда он вошел и стал у колеса, – тогда из среды Херувимов один Херувим про стер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел. И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза. И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе. Когда шли они, то шли на четыре свои стороны; во время шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена была голова, и они туда шли; во время шествия своего не оборачивались. И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их. К колесам сим, как я слышал, сказано было: „галгал"» (Иез. 10:1–13). «Галгал» – особый род вихря. Далее описываются четыре Херувима, которым Господь говорит: «Возьми и брось эти угли на город» (Иез. 10:2). С этого начинается гибель города. Бог покинул Иерусалим, и он был сожжен в буквальном смысле, только руками Навуходоносора. Теперь же подобная казнь постигает весь мир.

«И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр. 15:7–8). Почему Ангел препоясан золотым поясом? Пояс – знак воина. Гнев Ангелов ограничен Божиим повелением, поэтому пояс золотой. Их ярость ограничена – они исполняют волю Бога.

«И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр. 15:7–8). Как только отданы семь чаш гнева Божиего, храм наполняется дымом Божией славы. В Книге Исход рассказывается, как Моисей поставил походный храм – скинию, помазал его миром и принес жертвы, чтобы Аарон зашел и совершил служение. Однако тот не смог войти, потому что весь храм был заполнен сияющим дымом, как бы облаками. Также и при Вознесении Господь был на облаках, которые являются границей между мирами, между Богом и всем остальным. В Откровении облака заполняют храм для того, чтобы никто больше не принес никаких молитв – они более не принимаются: Бог закрыл свои уши, чтобы не слышать молитвы за мир, потому что наступило время казни. Есть очень страшный эпизод, описанный в Книге Иезекииля, когда Бог говорит ему, что если бы даже нашлись три мужа – «Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» (Иез. 14:14). И у пророка Иеремии сказано, что если ко Господу придут даже Моисей и Самуил, Он не примет их молитвы за народ, Он их прогонит прочь, не захочет их слышать: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не [приклонится] к народу сему; отгони [их] от лица Моего, пусть они отойдут» (Иер. 15:1).

Наступает то самое время, когда Бог не слушает молитвы о спасении, наступает время семи язв – время возмездия Бога. Некоторые думают, что можно бесконечно грешить, и Бог все время будет откладывать Свой гнев. Он откладывает гнев, но не бесконечно – когда наступит время семи язв, то станет поздно. Двери милосердия закроются, наступит время Суда. Для всего мира придет последний день.

* * *

107

Ангелы предназначены для того, чтобы совершить эту казнь. Слово «язва» можно перевести с греческого как «удар». Язва – это просто рана, но здесь предполагается, что это след от удара. «Ангелы с семью ударами» – так можно дословно перевести. «Имеющие семь язв» – это «обладающие семью ударами». Эти язвы были предназначены Божиим Промыслом.

108

Православие без чудес существовать не может, потому что Православие и есть чудо. Это вмешательство Бога в историю; это народ Бога, который Господь всегда щедро одаривал чудесами. Он вмешивается и делает все, что Ему хочется. К примеру, низвергая властелинов, Господь никаких профессоров, мудрецов мира сего не спрашивает. Я думаю, что великое преступление совершили наши историки, изувечившие исторические хроники, поэтому особый спрос будет с них. Например, сравните повествование о Древней Руси в летописях и его современную интерпретацию. Огромное, бесчисленное множество чудес, которые описаны в летописях, просто вычеркнуты – в силу безбожного, богоборческого настроя. Поэтому и человек сегодня не хочет видеть явных чудес, хотя эти чудеса происходят. Какие-то вещи бывает сложно скрыть. Например, очевидный факт гибели Ленина от руки Божией, когда человек заживо разложился: ведь у него мозги сгнили, в прямом смысле слова, от его богоборчества. Историки сообщают, что Ленин просто болел, а нужно говорить, что рука Божия воздала ему за его злодейства – он получил по делам своим. Историческая наука должна быть честной: если случилось чудо в истории, то о нем нужно обязательно писать, а не подыскивать под него толкование, «разумное объяснение». Бог творит чудеса, которые можно объяснить, и чудеса, которые объяснить нельзя. Он делает все, что хочет. То, что вода превратилась в кровь, не значит, что там бактерии завелись. Это значит, что вода превратилась в обычную кровь, и точка. Не надо естественных объяснений искать. А люди боятся чудес, им так жить легче, без мыслей о Всемогущем Боге.

109

Цветы льна голубого цвета – как символ неба.

110

История всего мира – это на самом деле Литургия.

111

Сапфир – небесно-синий камень, знак чистой души, которая полностью открыта для Бога и которая стала небесной.


Источник: М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. - 384 с. ISBN 978-5-4279-0021-8

Комментарии для сайта Cackle