356. Беседа по освящении храма святого Александра Невского, при Покровской Богадельне Московского мещанского Общества
(Говорена декаб. 8-го; напечатана в Твор. Св. От. 1859 г. и в собрании 1861 г.)
1858 год
Пророки Аггей и Захария имели особенное от Бога назначение, чтобы побуждать Иудеев к созиданию храма в Иерусалиме, после возвращения их из плена вавилонского.
Дело сие было начато: но враги веры и народа иудейского препятствовали оному. Иудеи остановились в унынии, которое потом перешло в охлаждение, извиняющее себя мыслию, что время еще не благоприятствует делу. В сие время явился Пророк Аггей, и побуждал приняться за созидание храма: «созиждите храм, и благоволю в нем, и прославлюся, рече Господь» (Агг.1:8). Вслед за ним явился Захария; и к тому же поощрял удостоверением о благоволении Божием и надеждою успеха: «сице глаголет Господь: обращуся ко Иерусалиму щедротами, и храм Мой созиждется в нем» (Зах.1:16). Вследствие сего храм создан: и благоденствие Иерусалима возвысилось.
Мы здесь не в Иерусалиме. Не для града и народа создан сей храм. Никто не препятствовал его созиданию, и никто не понуждал к сему; и никогда к подобному делу не требует понуждения сей град, издревле доныне любитель храмов Божиих. Добрая воля, благочестивое усердие, человеколюбие общества граждан создали сей храм, в соединении с сим домом, для того, чтобы «Лазарь» убогий, истощенный в силах, беспомощный, не «лежал у ворот богатаго» (Лк. 16:19–20), или в полуразрушенной хижине другого, почти также беспомощного; чтобы здесь общественно исполняемо было то, что призывается к благословению на суде Христовом, – призрение странных, немощных, беспомощных, питание алчущих, одеяние нагих. Но сего не довольно; человеколюбие христианское возжелало еще, чтобы призреваемые здесь пользовались не только покойным для них жилищем, но и домом Божиим, чтобы им близко было находить духовную пищу и духовное врачество душевных болезней в священнослужении и таинствах святого храма. И сие желание ныне исполняется. Благословен Бог! Благословенно христианское человеколюбие!
После сего можете спросить: для чего же напомнил я здесь обстоятельства иерусалимского храмоздательства? – Ответствую: для того, что из сих обстоятельств можно почерпнуть мысли, утешительные для храмоздателей, и полезные для всех посетителей храма.
В Иерусалиме видим, что когда люди не оказывали усердия к созиданию храма Богу, тогда Сам Бог послал Своих чрезвычайных посланников, чтобы побудить к сему. Из сего можно усмотреть, как желает Бог, чтобы создан был храм имени Его. А сие подает создателям храма Божия радостную мысль, что, созидая и украшая храм, они исполняют то, чего особенно желает Бог. И если счастливы были те, которые успешно потрудились в созидании храма, быв настоятельно побуждены к тому Божиими посланниками: менее ли счастливы те, которые приемлют участие в храмоздательстве, не быв никем понуждаемы, по чистому свободному усердию к Богу, и по любви к святыне Его?
Не для храмоздателей только, но и для всех верующих в Бога, и желающих спасения души, глубокого внимания достойно то, что Бог Сам желает и требует Себе храма.
Первый на земле храм истинного Бога, у израильтян, по исходе их из Египта, при горе Синае, подвижный соответственно тогдашнему их странствованию, был устроен и освящен единственно по повелению Божию, и по непосредственному предначертанию Божию, без предварительного желания человеческого.
После того, чрез несколько веков, когда царь Давид пожелал, вместо подвижного храма, создать неподвижный, Господь Бог и сие храмоздательство принял в Свое особенное смотрение; и устранив от оного Давида, как пролившего много крови в бранях, предоставил оное сыну его, мирно царствовавшему Соломону.
Попущено было сему первому в Иерусалиме храму, за грехи народа, быть разрушену вавилонянами: но еще прежде, нежели над ним совершился сей суд, правосудный и вместе милосердый Господь предопределил, и чрез Исаию Пророка предвозвестил создание второго иерусалимского храма; и для начатия сего дела избрал царя Кира, еще неродившагося.
И далее, когда созидание второго иерусалимского храма, начатое под покровительством Кира, остановлено было при преемниках его; Господь вновь принял сие дело в Свои руки, и Своим «рвением великим» (Зах.1:14) совершил оное, послав облеченных Божественною Его силою побудителей, Пророков Аггея и Захарию.
Наконец и вторый храм иерусалимский окончательно разрушен римлянами, по правосудию Божию, за беспримерно тяжкий грех иудеев, – за «убиение начальника жизни» (Деян.3:15), Господа нашего Иисуса Христа, – и вместе, по премудрой судьбе Божией, чтобы ветхозаветное богослужение уступило место совершеннейшему, новозаветному, христианскому. И в сие время, когда с распространением христианства по всей вселенной, надлежало распространить и храмы христианские по всей вселенной, паки Сам Бог явился творцом святых храмов: ибо воплощенный единородный Сын Божий по вознесении Своем на небо, «облече Своя ученики и Апостолы силою свыше, яже есть Дух Святый»; и они по действию в них Святого Духа, «быша сильнии делом и словом, крещение предаша сыноположения, церкви воздвигоша, утвердиша жертвенники, священства положиша правила и законы», которых и мы «держим предание» (Молит. в освящ. храм.).
И о первенствующем храме сего царствующего града не Бог ли сказал Великому Князю устами Святителя Петра почти то же, что некогда Иерусалиму устами Захарии: «созижди храм» Богоматери, «и обращуся» к Москве «щедротами»? – И вот, пять веков свидетельствуют, что то было верное слово Божие, в устах угодника Божия.
Усматривая таковые издревле судьбы Божии над храмами Божиими, что должны мы помыслить, братия? – Каждый основательно размышляющий найдет в оных следующия поучительныя истины:
1. Храм истинного Бога с Его святынею, чиноположениями и таинствами, есть не человеческое изобретение, а собственное Божие устроение.
2. Устроение храма Божия и в нем его священнодействий не должно зависеть от произвола человеческого, а должно быть основано на «правилах и законах священства», которые «положили Апостолы, облеченные Духом Святым, сильные делом и словом».
3. Премудрость Божия устроение святого храма признала не только полезным, но и необходимым пособием для спасения человеков: ибо премудрости Божией не свойственно делать что либо излишнее и не полезное.
4. Посему, всякий человек, желающий себе спасения, прилежно должен притекать во храм Божий, со вниманием, и, по мере возможности, с разумением участвовать в его молитвах и славословиях, внимать и последовать слышимому в нем слову Божию и учению жизни, и освящать себя его таинствами, согласно с правилами и законами, которые положили, и предали нам богодухновенные Апостолы и богомудрые Отцы.
Что посему должно думать о тех, которые, услышав нерассудительную или неблагонамеренную клевету на православную Церковь, удаляются от освященного по Богопреданному чину храма и от его благодатных таинств, остаются без дома молитвы, или самочинно устрояют себе молитвенницы неблагословенные и покушаются составить некие призраки раздробленных церковных обществ? – Самочиние дерзновенное, и притом не только бесплодное, но и душевредное! Они сами себя отсекают от единства живого и живоносного тела Христова, то есть, от единой, истинной, святой Церкви Христовы. Но член, отсеченный от тела, не имеет жизни. Так и они не имеют животворящей благодати Христовой и благодатного освящения. От таковых предостерегает вас, братия, слово апостольское: «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения» (Фил.3:2).
Что скажем и о тех из нас, которых не удаляет от святого храма ложное мудрование, но которых часто не допускает в него нерадение и суета мира? – Строго мы осудим за сие сами себя, если только рассудим о сем здраво. Близ себя, или не вдалеке имеем храм, по воле Божией созданный, по Богопреданному чину освященный, исполненный присутствия Божия и таинственной благодати, по собственному изречению Господа: «будут очи Мои, и сердце Мое ту вся дни» (2Пар.7:16), готовый одушевлять нашу молитву дыханием Духа Святого, просвещать нас словом Божиим, питать нас Телом и Кровию Христовою. Толикие духовные и Божественные сокровища Господь для нас во храме Своем приготовил, открыл, предложил, чтобы мы пользовались ими для нашего вечного блага, и вместе для исполнения воли Его, вечно нам благодетельной: и при всем том, когда наступает день, особенно посвященный Богу, и час, присвоенный храму Его, иные спешат не во храм, а «ов убо на село свое, ов же на купли своя» (Мф.22:5), или на увеселения суетные, излишние, даже иногда противные благонравию, приятные только духам лестчим, врагам нашего спасения, ищущим вовлещи нас в свою погибель. Какое неблагоразумие! Какое порабощение суете! Какое невнимание к нашему собственному истинному и вечному благу! Какая неблагодарность пред Богом Благодетелем! Какое отсутствие страха Божия! Ибо как милосердию Божию свойственно открывать для нас, даже и недостойных, сокровища благодати Своея, в ожидании нашего покаяния и исправления: так равно и правосудию Его свойственно отнимать Божественные дары, оскорбляемые пренебрежением, и наказывать неблагодарность.
Лучшего желаем вам, братия. Как некогда создание иерусалимского храма соединено было с щедротами Божиими к самому Иерусалиму: так и ныне благодать святого храма, по вашей вере и благочестивому усердию, да будет вам в благословение, освящение и спасение души, и во умножение щедрот Божиих ко всему житию вашему временному, в уповании блаженной жизни вечной. Аминь.