Источник

Церковно-литургическое учение о Св. Духе

По литургическому учению Святый Дух – Третье Лицо Св. Троицы, – 1. единосущен Отцу и Сыну и 2. исходит от Отца, как Божественное лицо. 3. Он подает жизнь, просвещение, освящение и утешение человеческой душе. 4. Святым Духом даруются прозрение св. пророкам и благодатные дарования верующим во Христа.

На основе упомянутых догматических положений церковные песнопевцы развивают свои мысли прежде всего о Божестве Третьего Лица Св. Троицы.

1.

Как Бог и Господь всех, учат они. Св. Дух единосилен, единосиятелен и соприсносущен Отцу и Сыну. Что имеет существенно Отец и Сын, то имеет и Св. Дух, кроме нерождения и рождения385. Он самовластен, самоповелителен, самосиятелен, самодвижим386.

2.

Личное свойство Его составляет предвечное исхождение из существа Бога Отца. Нерожденный свет Отец прежде веков изводит из Себя всесильный сияющий Свет Духа387. Самовластно исходя от Отца, как некая река Божества, Св. Дух неслиянно почивает в Сыне388. Начало похождения Духа Утешителя от Отца безначально. Потому Он древнее всех веков, никогда не начинался, не преставал, всегда был, есть и будет со Отцом и Сыном389.

В смысле Божественной сообразности и равночестности Отцу и Сыну Св. Дух есть Свет от Света, Огнь от Огня, равнодействен Отцу и Слову390 и соцарствует Им на небе и на земле391.

3.

Как благ Отец и благ Сын, так благ и Св. Дух. Он – струя благости Существа Божия392, Самоблагий Источник благостыни. Он – свет и Податель света, Совершитель обожения верующих, всесильная и всех посещающая Держава, Жизнь и Животворящий.

Все живущее одушевляется Его благодатными подаяниями по изволению Отчему чрез Сына Божия393. Жизненачальное достоинство Св. Духа действенно в обновлении лица всей земли, излиянии ангелам и людям благодати высшей жизни и устроении будущего воскресения мертвых394. Духодвижимые струи благодати напояют всю тварь, оживляют и таинственно просветляют всякую верующую душу395. Чрез Духа, все исполняющего, разумно-свободные твари видимые и невидимые живут высшей жизнью, движутся и соблюдаются во Отце и Сыне396.

Духу Святому вместе с животворением тварей принадлежит просвещение, освещение и утешение ангелов и людей.

Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он – есть Утешитель людей и кроме Себя указал на бытие у Отца иного Утешителя, Св. Духа397.

Невещественный свет Духа просвещает человеческие души богатством славы путем светотворящего дохновения. Св. Дух как бы вдыхает дарования благодати твари. Он очищает грешных людей от всякой скверны и освящает их мысленно и сердечно ради крестной жертвы за мир воплотившегося Сына Божия398.

В церковных песнопениях резко оттеняется мысль о том, что Сам Дух Святой разделяет дарования между людьми, которых Он посещает светодательством и сберегает от падений399.

Боговидный мысленный свет Духа делает просвещаемых общниками святости Божией и носителями начатка Божества в виде сияния благодати400. Его благодатию венчались святые Апостолы, мученики и венчаются все православноверующие.

Св. Дух ведет грешных к святости, так как очищает от греховной скверны. Он послан в мир омыть грехи всех кающихся грешников. Живоносный огнь Духа обновляет и просвещает тех, в кого вселяется; орошая сердца людей. Он сожигает в них грехи и созидает им правый дух401.

В итоге всего сказанного выше, мы очевидно мысленно созерцаем во Св. Духе Истинного Бога, – лично исходящего от Отца прежде всех веков, животворящего, просвещающего и освящающего разумно-свободные твари.

К преимущественной деятельности Св. Духа еще относится вдохновение и просвещение пророков для зрения будущих судеб мира и Церкви. Действием Св. Духа познается Св. Троица и прославляется единым поклонением, честью и славою402.

Христос Спаситель незадолго до Своих крестных страданий дал Св. Духа Апостолам, но не вполне явно, по воскресении из мертвых сообщил Его им явственнее путем дуновения Своих уст. Утром в Пятидесятницу самоповелительная сила Духа Святого ниспослана Апостолам от Отца ради ходатайства Сына Божия уже существенно, в виде огненных, невещественных языков. Опочивание над главами Апостолов огненных языков знаменовало как бы Божественную беседу Св. Духа с Апостолами, орошение и одождение их огненным источником. Благодатное излияние дарований Утешителя соделало Апостолов обладателями дара языков и пречистыми обителями Троичного Божества. Излияние благодати Духа Церкви Христовой соединило христиан единообразием святого настроения любви, независимо от национальности403.

Блистающее дохновение Св. Духа чудно изменило прежде всего первых членов Христовой Церкви – Апостолов. Просвещение благодати объяло их ум, чувство, волю и телесность, соделало огненным самое слово. Св. Дух даровал Апостолам мгновенно глубочайшее ведение Божественной премудрости и напомнил им прежде сказанные решения Христовы. Под воздействием благодати неучившиеся в земных школах рыбаки вдруг стали ораторствовать о Божием величии на языках неизвестных им народов404.

Со дня сошествия Св. Духа на Апостолов благодатью Божией образуется на земле Христова Церковь или общество истинно верующих во Христа. Православные христиане, приняв Св. Духа от Апостолов, увидели свет истины, обрели веру истинную, научились покланяться нераздельной Троице, Которая и спасает их405.

Св. Дух поставляет в Церкви священнослужителей. Чрез них Он навеки запечатлевает благодатию верующих в таинствах Церкви, согревает теплотою любви406 и сынополагает их Богу Отцу, как святых.

Христиане принимают Св. Духа через Христа и вместо Христа. Св. Дух исполняет их Своими утешениями и вместе со Христом Сыном Божиим ходатайствует пред Отцом Небесным об их спасении407.

Каждая искренне-верующая личность по благодати Св. Духа испытывает и чувствует благотворную перемену во всех своих душевных силах и приобретает «истинную существенность»408.

Человеческий ум влиянием благодати просветляется к Боговедению и мысленному созерцанию Единосущной Троицы. Св. Дух таинственно обновляет и очищает смысл каждого искренне верующего человека к познанию отеческих велений, уразумению лжи губительных земных учений и ясному пониманию Евангелия409.

Пророки Ветхого и Нового Завета во свете Духа Святого зрели и созерцают грядущее, вещают о будущем, презирают отдаленное и судьбы мира и Церкви410. Еврейских детей Св. Дух некогда научил восклицать во славу Христа Спасителя – «Осанна Сыну Давидову» – при входе Господа в Иерусалим411.

На сердцах верующих благодать Духа пишет закон благости, т.е. размягчает их любовию к Богу и ближним412, исполняет страхом Божиим, миром, утешением и радостью, рассеивает в них мрак печали413.

Воля облагодатственных укрепляется от Св. Духа к непоколебимому стоянию в добре и святости, и или, что то же, к пребыванию всегда во Отце и Сыне, помощью Духа Святого414.

Сравнительно с людьми совершеннее их святые ангелы. Ангельская природа почерпает от благодати Утешителя неприкосновенную и неизменную силу обращения к Единому Богу и постоянное хотение и потребность славить Единицу – Троицу. Молнии Божества Духа вечно охраняют незыблемость ангельского освящения415.

Хотения немощной человеческой воли точно также возвышаются к небесному дохновениями Утешителя. Люди в Духе Святом жаждут спастись и горячо стремятся исполнять отеческие предания, ревнуют о молитве и милосердии ко всем и смиряются пред другими.

Тайное воздействие благодати делает боязливых христиан дерзновенными исповедниками веры, слабовольных – мужественными на подвиги416.

Если признаком телесной жизни человека служит продолжение телесного дыхания, то подобно этому признаком духовной жизни его является восчувство-вание дохновений Св. Духа. Потому св. Церковь учит всех христиан молитвенно взывать к Богу: «Боже и Человеколюбче! Не отнимай от нас Твоего Святого Духа»417. «Всесвятый Душе, исходящий от Отца и пришедший чрез Сына! Спаси и помилуй всех нас!»418.

Изложенное церковно-литургическое учение в общем ясно освещает внутрисущественную жизнь Св. Духа и точно отображает Его действия в личностях бесплотных ангелов и плотяных людей, пребывающих в лоне св. Церкви. Выразительные рассуждения церковных песнопевцев о влиянии Св. Духа на тварь напоминают яркие вспышки зарницы на черном фоне ночного неба. Церковно-литургическая речь содержит глубокие толкования соответствующих библейских умозрений об Утешителе и своей благодатностью пробуждает благоговейные чувства у читателей.

* * *

385

Триодь Цветная, Четверг Седм. 50-цы, Трипеснец, 3 тр. 8 п.

386

Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п.

387

Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 2 тр. 3 п.

388

Там же, 1 тр. 5 п.; Пяток Седм. 50-цы утра, Трипеснец, 1 тр. 5 п.

389

Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Канон, 1 тр. 7 п.

390

О. II., 8 гл. Нед. утра, 1 и 3 Антифон, 3 стих; 6 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих; 7 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих.

391

Триодь Цветная, Субб. 7 Седм. по Пасхе, Вел. веч., 3 стихира стиховная.

392

Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечер., Канон, 3 тр. 1 п.

393

О. II., 5 гл. Нед. утра, 3 Антифон, 3 стих; О.П., 8 гл. 4 Антифон, 3 стих.

394

Триодь Цветная, Четверг Седм. 50-цы утра, Трипеснец, 3 тр. 4 п.; Субб. Седм. 50-цы утра, Четверопеснец, 3 тр. 8 п.; Понед. Седм. 50-цы утра, Синаксарь по 6 п. Канона.

395

О. I., 4 гл. Нед. утра, 1 и 2 Антифоны, 3 стих.

396

О. I., 2 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих; 3 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих; 7 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих.

397

Триодь Цветная, Понед. Седм. 50-цы Синаксарь.

398

О. II., 6 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих; 7 гл. Нед. утра, 3 Антифон, 3 стих; Триодь Цветная, Субб. 6 Седм. по Пасхе вечера, 6 стихира на Литии, 3 стиховная стихира; Нед. 50-цы утра, Седален по 1 стихослов.; Нед. 50-цы Повеч., Канон, 2 тр. 1 п.

399

Триодь Цветная, Нед. 50-цы Повеч., Канон, 1 тр. 1 п., 2 тр. 5 п.; Нед. 50-цы вечера, 2 стиховная стихира.

400

Триодь Цветная, Нед. 50-цы Повеч., Канон, 3 тр. 6 п.; Среда Седм. 50-цы, Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Пяток Седм. 50-цы утра, Трипеснец, 2 тр. 9 п.

401

Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 1 тр. 6 п.; Понед. Седм. 50-цы вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Среда вечера Седм. 50-цы,1 стиховная стихира; Четверг Седм. 50-цы, Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Пяток Седм. 50-цы, Трипеснец, 2 тр. 5 п., 2 тр. 8 п., 3 тр. 8 п.; Субб. Седм. 50-цы утра, Четверопеснец, 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.

402

Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 1 Канон, 1 тр. 7 п., 2 и 3 стихиры на Хвалит.; Четверг Седм. 50-цы, Трипеснец, 3 тр. 8 п.

403

Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Седален по 2 стихосл., Седален по Полиелее, 1 Канон, 2 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 2 тр. 4 п., 2 тр. 5 п.; 2 Канон, 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.; Понед. 50-цы утра, Синаксарь по 6 п. Канона; Вторник утра, Седм. 50-цы, 1 стиховная стихира; Субб. Седм. 50-цы, Четверопеснец, 2 тр. 7 п.

404

Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 1 тр. 5 п., 1 тр. 7 п., 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., Седален по 3 п. Канона; Среда Седм. 50-цы вечера, 1 стиховная стихира; Четверг 6 Седм. по Пасхе, 2 Канон, 1 тр. 9 п.

405

Субб. 6 Седм. по Пасхе, Малая вечерн., 1 стихира на стихов.

406

Там же, 3 стихира на Господи возэвах; Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 1 тр. 4 п.

407

О. II., 7 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих., 2 Антифон, 2 стих.; О. I., 3 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 2 стихира; Триодь Цветная, Субб. 6 Седм. по Пасхе, Мал. веч., 3 стихира на Господи воззвах; Нед. 50-цы Повеч., Канон, 3 тр. 9 п.; Понед. 50-цы утра. Синаксарь по 6 п. Канона.

408

О. I., 2 гл. Нед. утра, 3 Антифон, 3 стихира.

409

О. I., 3 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих.; О. I., 4 гл. Нед. утра, 3 Антифон, 3 стих.; О. П., 8 гл. Нед. утра, 3, Антифон, 3 стих.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы, 2 Канон, 2 тр. 4 п.

410

О. II., 8 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.; Нед. 50-цы Повеч., Канон, 3 тр. 4 п.; Среда 7 Седм. по Пасхе, Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Субб. 7 Седм. по Пасхе, Четверопеснец, 2 тр. 6 п.; Четверг 6 Седм. по Пасхе утра, 2 Канон, 1 тр. 9 п.; Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 2 тр. 6 п.

411

Триодь Постная, Субб. Ваий, Велик, вечер., 1 стихира на Литии.

412

Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечерие, Канон, 3 тр. 5 п.

413

О. II., 7 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих.; Триодь Цветная, Субб. 6 Седм. по Пасхе, Вел. вечер., 3 стиховная стихира; Нед. 50-цы Повечер., Канон, 1 тр. 5 п.; Среда 7 Седм. по Пасхе вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Четверг 7 Седм. по Пасхе, Се дален по 2 кафисме, Трипеснец, 1 тр. 8 п.

414

O.I., 1 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 2 стих.; 2 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих., 2 Антифон, 3 стих.

415

О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. Бесплотн., 3 тр. 4 п.; 3 гл. Понед. утра. Канон Бесплотн., 3 тр. 1 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы Повечер., Канон, 1 тр.Зп., 1 тр. 4 п.; Субб. 7 Седм. по Пасхе, Четверопеснец, 1 тр. 6 п.

416

О. II., 6 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих., 2 Антифон, 3 стих.; 7 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 2 стихира; Триодь Постная, Субб. Ваий вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Триодь Цветная, Нед. 50-цы Повечер., Канон, 2 тр. 8 п.; Четверг Седм. 50-цы утра, Се дален по 2 кафизме.

417

Триодь Цветная, Субб. 6 Седм. по Пасхе Вел. вечер., 1 стиховная стихира.

418

Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Светилен по 9 п.


Источник: Чтения по литургическому богословию / Епископ Вениамин (Милов). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 254 с. - (Серия Православное богословие). ISBN 978-5-7533-0694-4

Комментарии для сайта Cackle