336. Беседа при праздновании рождения Великого Князя Сергия Александровича
(Говорена в Троицкой лавре мая 7-го; напечатана в Тв. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.)
1857 год
«Сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа» (Пс.127:4–5). Не знаем, смотрел ли на кого лично Боговдохновенный Псалмопевец, когда начертывал сей образ семейного счастия: но мы можем с радостию видеть сей мысленный образ оживленным в лице Венценосного Отца Семейства Царственного,811 в Великом Отце великого семейства народа Русского. Четыре Сына окружают Его семейную трапезу; возрастают812 яко новосаждения масличная, и наипаче Первенец начинает уже рано являть и цвет наследованных высоких качеств. Ныне, с весною, возникает еще «новосаждение», расширяющее сад Его, и обещающее, вслед за предшествовавшими, возрасти, процвесть и приносить плоды сладкие и питательные для России.
Сие возрение на Царское Семейство не можем ли мы сопроводить и следующим указанием и воззванием Пророка: «се тако благословится человек бояйся Господа»? Можем, с особенным убеждением в истине. И всегда, как и ныне, Благочестивейший Государь наш с благоговейным чувством и благодарностию к Богу принимал рождающееся у Него Чадо, и призывал всех нас к благодарной вместе с Ним молитве. Но при рождении Великого Князя Сергия Александровича особенным образом в Благочестивейшем Государе нашем и Благочестивейшей Супруге Его просияли черты душ, «боящихся Господа», благоговейно преданных Его Провидению; и Бог, «творящий волю боящихся Его» (Пс. 144:19), над сим рождением особенным образом «сотворил... знамение во благо» (Пс. 85:17). Радость отверзла сердце Царя; и открыла Его тайну. После священного Коронования и Помазания на Царство, Государь Император с Государынею Императрицею посетил сию обитель Преподобного Сергия. С глубоким утешением и умилением были мы свидетелями умиленной Их молитвы: но не знали тайны, которая с нею была соединена. Теперь мы ее знаем. Благочестивейшие, «у гроба сего Молитвенника и Заступника России, с верою и упованием повергаясь пред нетленными Его останками, дали тайный обет», что если Бог дарует Им сына, «то нарекут Его Сергием в память и благодарность сему великому Угоднику Божию». Что Бог, при предстательстве Преподобного Сергия, принял в Свое благоволение Их обет, сие Он явил тем, что, по устроению Провидения Его, последовало благополучное рождение, и, согласно с Их мыслию, рождение именно Сына, и таким образом оправдана Их вера и упование. И Благочестивейшие исполнили Свой обет, и явили Свое благодарение Богу и Угоднику Его, дав Высоконоворожденному имя Сергия. «Се тако благословится человек бояйся Господа». Чада веры! Возрадуемся о вере в Бога и Святых Его, сияющей нам с высоты Престола. Пользуйтесь сим светом, да возбуждается ваша вера, да воскриляется, да восходит со дерзновением к престолу благодати. Видите, что не в мертвых книгах лежат, но живут и ныне, и действуют за осмнадцать веков изреченные слова Христовы: «по вере вашей да будет вам» (Мф.9:29); «вся возможна верующему» (Мк.9:23).
Други разума, не охотно покоряющегося вере! Не преграждайте вере пути к благодати Божией мудрованиями человеческими. Не убивайте в себе истины веры сомнением; не рассекайте ее изысканными и истязательными вопрошениями, холодным раздроблением мертвых понятий.813 В убитом и рассеченном теле нельзя найти жизненной силы. Усматривайте живую силу веры в ее живом теле, – в жизни, в деяниях и опытах истинно верующих. Внимательному и беспристрастному искателю не трудно находить и усматривать ее, не только в священных писаниях, в истории Церкви, в житиях древних Святых, но и в ближайших к нам опытах нашего не очень богатого верою времени. И когда усматриваете силу веры, действующую и приносящую необыкновенный плод: не закрывайтесь от света ее недоумениями, как это? почему это? не случайно ли это? Но старайтесь принять свет веры в сердце, и усвоить ее силу и действие. Если усвоите ее хотя так не много, чтобы сказать: «верую Господи; помози моему неверию» (Мк.9:24): благодать не отречется придти на помощь и совершить более, нежели просим и разумеем.
Об обетах некоторые говорят: можно ли сметь входить таким образом как бы в условия с Богом? – Конечно, это не удобно для тех, которые смотрят на обеты таким тяжелым, недоверчивым взором; но не так для верующих Божию снисхождению. Человек, ничтожный пред Богом, и особенно грешный, не мог бы существовать и минуты без Божия к нему снисхождения. Но Бог снисходит; мысль о снисхождении Божием одушевляет веру, вера дерзает, и в простоте пользуется снисхождением Божиим. Патриарх Иаков с одним жезлом идет в чуждую страну, и полагает обет: «аще будет Господь Бог со мною... и даст ми хлеб ясти, и ризу облещися, и возвратит мя здрава; ...от всех, яже ми даси, дясятину одесятствую Тебе» (Быт.28:20–22). И Бог приемлет обет; и возвращает Иакова здрава,814 с семейством, богатством, рабами, стадами, в двух полках.
Впрочем, о произвольных обетах говорим для того, чтобы показать в них союз веры с благодатию, а не для того, чтобы убеждать к ним. Это дело благого произволения. Только то необходимо, чтобы данный обет исполнен был верно. «Аще обещаеши обет Богу», учит премудрый Соломон, «не умедли отдати его» (Еккл.5:3).
Есть обеты, которые не произволение наше полагает, но которые долг от нас истребовал: – христианский обет веровать в Бога и Христа и соблюдать заповеди Божии, верноподданнический обет быть верными до смерти Царю и повиноваться законам Его. В исполнении сих да будем непрестанно бдительны и усердны. Только при исполнении сих необходимых общих обетов, и особенные произвольные обеты всеблагий Бог приемлет в Свое благоволение, и благословляет оные утешительными и благотворными событиями815.
Преподобный Отче Сергие! Ты, яко провидец, слышал в свое время тайно изреченный обет Благочестивейшего Государя нашего и Благочестивейшей Супруги Его; и при Твоем к Богу предстательстве обет Их достиг желанного и радостного исполнения. Твое благодатное имя прияли Они для новорожденного Великого Князя; и чрез сие самое Тебе вручили Его, и Твоему благодатному покровительству. Приими дар веры; и воздаждь дарами благодати. Продолжи и непрестани предстательствовать пред Богом о здравии, возрасте и преуспеянии Тезоименитого тебе Великого Князя, и о умножении благословений небесных на Благочестивейшем Государе нашем Императоре Александре Николаевиче и на Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Александровне, и на всем Державном Доме Его и Царстве Его. Аминь.
* * *
В рукописи автора это слово поставлено вместо зачеркнутого: «порфирородного».
В рукоп. автора прежде было: «растут».
В рукописи автора прежде стояло: «не разсекайте ее раздроблением мертвых понятий и изысканными вопрошениями».
В рукописи автора сначала этого слова не было.
В рукописи автора здесь поставлено было: «Аминь». Следующее отделение – все до конца приписано карандашем после.