Комментарии
Сочинения Ивана Васильевича Киреевского выходили в свет при его жизни в различных журналах и сборниках, издававшихся им самим или его друзьями. Вскоре после кончины философа Н. А. Елагин и А. И. Кошелев, прекрасно сознавая, какое значение имеет творчество Киреевского для русской философии и русской общественной мысли, подготовили и издали в двух томах «Полное собрание сочинений И. В. Киреевского» (М., 1861); предполагался и третий том. Спустя полвека М. О. Гершензон выпустил второе «Полное собрание сочинений И. В. Киреевского» (М., 1911. Т. 1–2), пополнив предыдущее (так называемое кошелевское) несколькими рецензиями и большим корпусом писем. На последующие семьдесят лет произведения И. В. Киреевского были преданы забвению. И только в 1979 г. вышла в свет его первая пореволюционная книга: Киреевский И. В. Критика и эстетика / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. В. Манна. М.: Искусство, 1979 (История эстетики в памятниках и документах) (2-е изд.: М., 1998); вскоре была выпущена и другая: Киреевский И. В. Избранные статьи / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Котельникова. М.: Современник, 1984 (Б-ка «Любителям российской словесности»). Кроме того, в серии «Литературные памятники» (в так называемом малом формате) вышло переиздание журнала «Европеец» (Европеец: Журнал И. В. Киреевского, 1832 г. / Изд. подгот Л. Г Фризман. М.: Наука, 1989). Издательство «Правило веры» выпустило кн.: Киреевский И. В. Разум на пути к истине. Сост. Н. Лазарева, М., 2002.
И. В. Киреевский начинал свой творческий путь как литератор, известны несколько его поэтических и прозаических произведений, в большинстве своем не законченных Иваном Васильевичем. Отечественное литературоведение обязано ему серьезными обзорными статьями и рецензиями на сочинения русских и зарубежных писателей. Эта сторона творчества И. В. Киреевского осталась за пределами настоящего сборника, ибо она достаточно хорошо отражена в предыдущих публикациях. Издателей настоящей книги прежде всего интересовали те философские и публицистические работы И. В. Киреевского, в которых отражено становление и развитие его христианского миросозерцания. Православная вера, преобразив внутренний мир И. В. Киреевского, помогла философу переосмыслить духовные основы России, ее прошлое и настоящее, ее отношения с европейской цивилизацией, позволила ему обнаружить исторические корни «вечных» вопросов русской общественной жизни.
В настоящем издании собраны все известные на сегодня произведения И. В. Киреевского по историософии и философии; публицистические выступления; записки и письма, в которых отражены его взгляды на освобождение крестьян, на народное образование, на отношения Церкви и государства, и расположил их тематически, в соответствии с вопросами, в них затронутыми.
В предлагаемый сборник вошел ряд забытых и ранее неизвестных произведений И. В. Киреевского. Статьи «О нужде преподавания церковнославянского языка в уездных училищах», «Индифферентизм» и письмо к В. А. Жуковскому (январь 1850-го) были опубликованы в отечественной периодике 1860–1870 гг. и с тех пор не переиздавались. Два сочинения И. В. Киреевского: «Записка об отношении русского народа к царской власти» и «Каких перемен желал бы я в теперешнее время в России?» впервые были опубликованы в кн.: Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М., 2002.
Орфография и пунктуация текстов за известными исключениями (такими, например, как «немечина», «устроивать», «гильятина», «присвоивает» и т.п. – у Киреевского) приведены в соответствие с современными нормами. Написание прописных и строчных букв следует традициям православного книгоиздания.
Непрочитанные слова обозначаются символом <нрзб.>, а слова, чтение которых предположительно, – символом >.
Авторские подстрочные и внутритекстовые примечания даются без атрибутирующих помет. Подстрочные и внутритекстовые редакционные примечания сопровождаются пометами: Н. П., Примеч. сост., Сост.
Авторские сокращения раскрыты, прочитанные предположительно помещены в угловые скобки. В них же – дополнения к авторскому тексту, пропуски в цитатах, обозначаемые многоточием, и текст от редакции. Курсивом в разрядку выделены цитаты из Священного Писания, простым курсивом – авторские подчеркивания.
Подготовка текста и комментарии выполнены Н. Ю. Лазаревой. В качестве предисловия к настоящему изданию использован очерк о И. В. Киреевском из кн.: Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Париж, 1934.