Источник

Март

4 ч. Страдание св. Иоанна болгарина

Блаженный Иоанн был родом из Болгарии137. Турки всеми силами стараются, или точнее старались в прежнее время, обращать христиан в магометанство, между прочим и по такому умному поверью. В раю, говорят, не будет огня для раскурки трубки, а его придётся доставать из геенны;– далеко ходить. Если кто успеет обратить христианина в исламизм: обращенный в магометанство будет в раю, но как изменник своей вере превратится в огненный столп и – вот туркам легко будет раскуривать трубки138. Как в этом поверье выражается скотская лень магометанства, а вмеcтe и невольное признание достоинства веры христианской! С таким-то высоким поверьем туркам как-то удалось довесть Иоанна до того, что отрёкся он от веры Христовой.– Несчастный, спустя немного времени, пришёл в себя и, горько оплакивая грех свой пришёл в Афон в лавру св. Афанасия. Здесь стал он подвизаться в покаянии, подчинив себя одному старцу. Три года жил он, как строгий к себе послушник: но совесть не давала ему покоя, постоянно был он печален. Наконец, не могши переносить укоров совести, оставил он св. гору, прибыл в Константинополь и, одевшись в одежду турка, пришёл в мечеть Софии. Здесь в виду всех стал он творить на себе знамение св. креста и молился христианскою молитвою. Взволнованные турки подбегают к нему и спрашивают: что ты делаешь? Раб Христов спокойно отвечает, что он христианин и молится по христиански – Христу Сыну Божию и единственному Спасителю людей грешных. Фанатики кричат: молчи, молчи,– потом уговаривали его быть магометанином. Святой твёрдо отвечал, что исповеданию своему не изменит,– говорил и будет говорить, что без Христа Иисуса нет спасения. Его вывели на двор мечети и отсекли ему главу. Св. Иоанн принял мученическую кончину на 19 году своего возраста, в 1784 г.

26 ч. Страдание св. паннонцев – Иринея, епископа сремского, Евсевия епископа и Пуллия, чтеца кивальских

Хотя славянская жупания и словенцы (ретийцы) с Норикою при Августе порабощены были римлянами; но покорённые славяне, за исключением некоторых, оставлены на своих местах139. Так они слушали первую проповедь евангельскую наравне с победителями их, и едва ли не охотнее последних. Св. Андроник, родственник св. Павла и прежде его уверовавший во Христа (Рим. ХVI, 17), был первым проповедником св. веры в Паннонии140.

При Диоклетиане здесь уже были мученики. Таков был св. Ириней, епископ Срема, главного города нижней жупании, пострадавший за Христа, в 304 г.141

До принятия сана священства блаж. Ириней был женат и у него были дети. Высокие качества души, строгая жизнь, образованность, доставив ему уважение, возвели его на кафедру святительскую – ещё в молодых летах.– Множество родных, близких и дальних, окружавших его во время мученичества его, показывает, что он был в Среме туземец-славянин, а не пришлый римлянин. Став святителем, он отдал всего себя на служение Господу и пастве и жил девственником. Он ревностно учил приходящих к нему, оглашал Христовою истиною и открыто проповедывал Христа, не взирая на языческую власть142.

Вследствие распоряжений Диоклетиана Проб, областной начальник Паннонии, приказал доставить к нему епископа Иринея. Когда святой явился к нему, Проб объявил: священные законы повелевают всем приносить жертву богам. «Кто богам, а не Богу, приносит жертву, погибнет»,– отвечал Ириней. – Воля милостивых императоров такова,– говорил Проб,– чтобы или приносили жертву богам или упорные терпели казнь. Ириней отвечал: «воля истиннаго Бога такова, чтобы переносил я все роды страданий, но не приносил жертвы богам». Иринея подвергли жестоким пыткам.– Что скажешь, Ириней?– говорил префект;– приноси жертву. «Приношу жертву добрым исповеданием Богу моему, коему постоянно священнодействовал»,– отвечал Ириней.

«Пришли родители святаго и увидав, что его мучат, упрашивали его пожалеть молодость свою. Тут дети, обнимая ноги его, говорили: пожалей себя и нас, отец; там жена и мать умоляли. Родные рыдали, домашние стонали, соседи и друзья плакали». Но святитель оставался твёрд.-Знайте,– говорил он,– ни ваша любовь, ни угрозы власти не заставят меня нарушить волю Господа моего.– Склонись на эти слезы, посоветуй умное твоей молодости,– говорил префект. «Всегда советую не приносить жертвы идолам»,– отвечал мужественный Ириней. Проб приказал отвесть его в тюрьму. Там он пробыл много дней и подвергался разным истязаниям.

В одно время, в самую полночь, префект сидел в суде и сюда приведён был блаженнейший мученик Ириней. Проб сказал: приноси жертву, Ириней, в избежание мук. «Делай, чего требует правда; а того не ожидай от меня»,– отвечал святой. Проб в гневе приказал бить его палками. Ириней говорил: «с юности моей научился я чтить Бога моего; чту Его, укрепляющаго меня во всем; но рукотворенных богов не могу почитать». Префект опять пытался поколебать твёрдость его напоминанием о близких к его сердцу, особенно о детях. «У детей моих есть Бог, который может сохранить их»,– отвечал святой.– Пожалей себя, молодой человек,– говорил префект. «Делай, что хочешь; ты увидишь, какое Господь Иисус Христос подаст мне терпение»,– отвечал святой. Проб сказал: произнесу приговор. «Буду благодарен»,– отвечал Ириней. Иринея, не повинующегося указам императорским, приказываю бросить в реку,– сказал префект; затем прибавил:- и лишить головы мечем. «Благодарю тебя, Господи Иисусе Христе, дарующаго терпение скорбей и участие в славе вечной»,– сказал исповедник. Когда пришёл он на мост, называемый Босветский143, то, сняв одежды свои и подняв руки к небу, молился: «Господи Иисусе Христе, благоволивший пострадать за спасение миpa! да примут ангелы душу раба Твоего Иринея, страдающаго за имя Твое и за Твой народ церкви сремской; молю милосердие Твое принять меня и утвердить их в вере Твоей».– Затем лишен он головы мечем и брошен в р. Саву.

Раб Божий св. Ириней, епископ города Срема, пострадал в 8 иды апреля (26 марта) при имп. Диоклетиане, в царствование Господа нашего Иисуса Христа.

Префект Проб начал гонение с клириков. Св. Монтану, пресвитеру сингидунской (белградской) церкви, долго упражнявшемуся в добродетелях христианских, приказал он отсечь главу144, равно Иринея, епископа сремской церкви – препроводить к славе небесной. Но жестокость его не насытилась тем.

Так говорит повествование о св. Пуллие. По другим известиям оказывается, что паннонская церковь украсилась тогда очень многими мучениками. По мартирологам, февр. 23 в Среме совершили подвиг мученичества 62 страдальца, которых имена остались неизвестными145. «Св. Ириней, сперва мученный жестокими пытками, потом много дней томленный в темнице, лишен головы в 8 календы апреля», иначе марта 25146. Пресвитер Монтан и его супруга Максима брошены в реку марта 26 и в тот же день окончили подвиг свой 40 друзей его147. Апреля 9 в Среме увенчались вместе 7 дев; это были «освященные девы» – диакониссы148. И в тот же день пострадали в Среме другие 5 дев, также Фортунат, Донат и другие шесть149.– Св. Пуллий пострадал 28 апреля150. После него увенчались венцем мученическим июля 4 «св. Иннокентий и Савватия с 30 другими»151.

Проб решил, говорит записка о св. Пуллие, обойти соседние города.

Когда он прибыл в город Кивалис (на притоке Савы), где в прежнее гонение пострадал Евсевий, епископ церкви кивальской152: то в тот же день схвачен был начальник чтецов Пуллий. – Как называешься ты?– спросил его Проб. «Христианином»,– отвечал Пуллий. – Какая твоя должность?– спросил префект. Пуллий отвечал: «начальник чтецов».-Это те,– говорил Проб,– которые склоняют легкомысленных жен не вступать в брак? «Легкость нашу можешь ты испытать ныне»,– отвечал Пуллий, и прибавил: «легкомысленны те, которые, оставив Творца своего, довольствуются cyeвериями; а истинно благочестивые тверды в верности Царю вечному и выполняют заповеди Его даже среди мук». – Что это за заповеди?– спросил префект. «Это те,– говорил исповедник,– которые указывают на небе одного Бога и дают видеть, что Богом не может быть дерево и камень; это те, которые укрепляют праведнаго в добродетели и св. дев поучают достигать высшаго совершенства; чистую супругу учат умеренности в деторождении; велят исполнять справедливыя повеления начальства, прощать врагов, заботиться о бедных». – Что пользы в том,– сказал Проб,– если человек лишается всех удовольствий телесных? Пуллий отвечал: «вечный свет лучше света земнаго, и наслаждения неизменныя слаще погибающих; а не умно предпочитать минующее вечному».

– Но что до того? исполни волю императора, принеси жертву,– сказал Проб. «Не могу этого исполнить»,– отвечал Пуллий,– воля Бога единаго выше всего». – Будешь казнен мечем, если не принесешь жертвы,– сказал префект. «Твори, что приказано тебе,– отвечал исповедник;– мне следует идти по стопам епископов, пресвитеров и всех отцев». Префект произнёс приговор сжечь Пуллия. Слуги схватили мученика и он безтрепетно, славя Бога, совершил свой подвиг, в 304 г. в тот же самый день, в который скончался мученически епископ Евсевий153.

Аттилла, снявший (в 441 г.) римское иго с славян, степным язычеством своим сильно ослабил христианство в Паннонии; жестокие обры-гунны распространили мрак языческий. При Аттилле послом его в Константинополе был Орест, природный паннонский славянин и по имени христианин, а переводчиком Вигалас-Вигилий; при нём между первыми лицами были Негиш, Скотан154. Потом чем далее, тем становилось хуже, пока не явились здесь просветители славян Кирилл и Мефодий155.

28 ч. Память о Св. Георгие епископе, пресвитерах Пароде и Петре и князе Бояне, мучениках болгарских

Когда Грубош (Крум), князь болгарский, взяв несколько городов империи греческой, одержал (июня 29, 813 г.) под Одрином (Андрианополем) победу над греческим войском, то, отправясь сам к Константинополю, поручил осаду Одрина сыну своему Обритому, или Крутогону, а участь пленников предоставлена была военачальнику Цоку 156 . В числе плнных, которых всех было более 100.000157, были и христиане из славян. Таковы были родители будущего императора Василия македонянина и сам Василий тогда еще юноша158. «Чудный архиерей (Мануил адрианопольский) и бывший с ним народ многих из болгаров привели к вере Христовой и посеяли семена христианскаго учения там и здесь, отвлекали славян от языческаго заблуждения и приводили к свету богопознания»159. Когда Цок увидал, что пленники так успешно распространяют веру греков, ставших ненавистными особенно за неблагородный, предательский поступок Льва-армянина с Грубошом: Цок, столько же жестокий, сколько и фанатик язычества, потребовал от знаменитых христиан, дабы отреклись от Христа. 377 христиан, между ними два военачальника, охотно приняли мученическую смерть.

Прежде других предан мученической смерти Мануил, епископ адрианопольский160. Георгий, епископ Дебелого, иначе Загоры, одного из городов славянской Фракии, и след. епископ славян, также умер мучеником161. В числе пострадавших священников пресвитер Парод – славянин по имени; Петр священствовал в славянском городе Мглине и болгары особенно чтут поныне сего мученика: вблизи Тернова есть монастырь св. Петра мглинского162. Время Грубоша было весьма важным в истории южных славян. Властители их, особенно по политической борьбе с греками, ещё фанатически охраняли язычество, хотя и из них один, князь Цериг, в 777 г., оставив своих, принял крещение в Константинополе от патриарха-славянина Никиты163. А в народе славянском св. вера имела уже десятки и сотни тысяч чтителей своих особенно после проповеди, преподанной пленниками Грубоша славянам164.

Сын Грубоша Обритый, иначе Крутогон, помирился с империею и отпустил пленников165. Киннамон, прекрасный по наружности и ещё более прекрасный по душе, понравился Обритому и он оставил Киннамона при себе. Князю не по душе было, что тот христианин; но он думал, что ласками и милостями склонит его к языческой жизни. Между тем Киннамону довелось воспитать в молодом болгарском князе Бояне -мученика св. веры. Когда совершалась торжественная жертва, Киннамона пригласили в числе славянской знати к участию в жертве. Искренний христианин отвечал: «нельзя пить чаши Господней и чаши бесовской» (1Кор. 10, 20). Его привели насильно к месту жертвы. Он смело объяснял ничтожность языческих богов и преступную глупость поклонения им. Против него зашумели с неистовою злобою, жестоко избили его и бросили в смрадную тюрьму. Обритый не был против христиан; заключив мир с империею, он обратился против немцев и в 824 г. спас имп. Михаила от бунтовщика Фомы166.– И однако Киннамон, по злости фанатиков язычества, пробыл в тюрьме до смерти Обритого (†826 г.).

Когда взошёл на болгарский престол сын Обритаго, Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. – За что же ты так страдал?– спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику нечестие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой.-Бог неба и земли,– говорил христианин,-унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце -творение Божие, а не даждь Бог; огонь также творение Божие, а не Бог сварог 167 ; всё язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть168. Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту.– Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостию отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнию язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него»,– отвечал Боян. Владетельный князь язычник осудил брата христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера,– говорил он в слух всех,– за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертию. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь» – Предсказание исполнилось и прежде всего над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча169.

* * *

137

Страдание св. Иоанн а- в афонском патерике, 2: 215, 216.

138

Письма святогорца 1, 215

139

Савельева Славянский сборник стр. 117–119, 261–274. Преп. Нестор: «Иллюрик -словене, норци – словене. Сели суть словене по Дунаеви, где есть ныне угорска земля и болгарска». Богуслав: Scribitur in vetustissimis codicibus, quod Pannonia sit mater et origo omnium Slavonicarum nationum.– Мюнхенская рукопись IX стол, (у Шафарика в Слав. древн. прилож. 79 ч. 1). Zerviani, quod tantum est regnum, ut ex eo cunctæ gentes Sclavorum exortæ sint. Варнефрид (VI, 52): Karniolia slavorum patria. Срем, предводитель трибаллов-сербов, оставивший своё имя за город. Сремом, отважно защищался против Александра Македонского, который потом переходил чрез страну панов (παναιος) в Македонию (Strabо VII, 3. Arrian 1, 3). По Птоломеевой карте Паннонии (147 г.) и другим памятникам древности, названия городов, гор, урочищ, рек Паннонии – все славянские. Временник X: 100, 101; XVI, 69–74. Катанича Specimen philologiæ et geographiæ Pannoniorum. Zag zabiæ 1795. Соларича Римляне славенствовавшие, Харьк. 1818. Что касается до слов Kecapия о славянах: то напрасно считали (Венелин 2: 205, 281. Христ. чт. 1859 г. 2, 153) сочинителя разговоров за брата св. Григория Богослова. Сочинитель, известный п. Фотию, пользующийся церковною песнею: святый Боже, должен быть признан за современника пр. Максиму († 662 г.). Но и в таком виде слова его о славянах важны. Греческий текст и славянский перевод 14 в.– в опис. Синод. ркп. № 129.

140

Нестор: «словенску языку учитель есть Андроник апостол,– стол его в Пании» – в Паннонии. Собр. л. 1: 11, 12.

141

О нём в прологе два известия, одно мар. 26 неверное, другое авг. 23 верное, взятое из Васильева менолога; в четьи минее мар. 26. описание близкое к современной записке. Записка очевидца о мученичестве – у Геншения Act. sanct. mart. р. 555, у Руинарта Acta martyrum sinc. 2, 220–224.

142

Menologium Basilii ad 23 Avgusti. В 1807 г. найден в Баварии пергаменный сборник X в.; в нём две исповеди и поучение славянского языка, с отличиями сербского наречия, писаны латинскими буквами. Поучение -то же самое, которое помещено в прологе под 25 апреля. Исповеди и поучение – образцы наставлений, предлагавшихся новокрещенным славянам. Часть поучения изд. Срезневским в Древн. Прохорова 1864 г. стр. 124. Так поучались в Паннонии при св. Иринее!

143

Р. Босвета, при которой расположен был Срем, несколько ниже города впадала в р. Саву.

144

О древнем Сингидуне,– новом Белграде, подробное исследование в Гласнике V,113–211. Сигин-дум­дом, жилище Сигина, славянина-чеха. Славяне у Сигиндона при Маврикие. Simocatta hist. lib. VI, § 2–6. Белград в 885 г. по житию св. Климента.

145

In lat. Patrol. Т. 123, 124. Martyr. Adonis p. 231, 232. Martyr. Usuardi p. 787–791. По римскому мартирологу по 23 февр. «в Среме страдание 72 мучеников».

146

Ado. р. 242. Usuardus р. 872, 873.

147

Ado. р. 242. Усуард р. 887. У Адона написано: Montani presbyteri, qui cum Maxima uxore sua tentus et in fluvium pvæcipitatus est. В Иеронимовом мартирологе Максима также названа женою пресвитера Монтана. У Усуарда не названа она женою Монтана, не потому ли, что ксензы начали жить не с своими женами? Вандальберт точен: Septima Montanum memorat cum conjuge sancta Atque simul quadragena cum martyre passum. у Барония в римском мартирологе под 23 февр. Монтан назван пресвитером, и потом показано: «также (страдание) святых мучеников Кодрата, Феодосия, Эмануила и других 40».

148

Martyr. romanum. р. 153. Ado р. 246. Усуард р. 918, 12.

149

Мартиролог Иеронима и Адона.

150

Март. Иеронима, Адона и Усуарда.

151

Иероним, Усуард. Тоже у Барония в римском мартирологе.

152

«Прежнее гонение» было гонениe Валериана 257–258 г. Cibalis-Киваль.

153

Мученичество Пуллия -у Руинарта in act. Mart. sinc. 2. 225–228. В описании говорится: de qua (urbe Cibalitarum) Valentinianus Christianissimus imperator oriundus esse cognoscitur. Валентиниан был западным императором 364–385 г. Ясно, что известная ныне редакция мученичества составлена не раньше 364 г. Что касается до христианских имен: Ириней, Евсевий, Монтан и других: то ещё Савельев справедливо заметил (Славян. сборник стр. 261, 262), что как имя пр. Феодосия печерского или Леонтия рост. показывает, что имена даны служителями православной восточной церкви, а не то, что Феодосий – грек: так имена мучеников сремских и других говорят только о том, что тогда проповедники веры давали имена крещающимся как греческие, так и латинские.

154

Посольство Приска, описанное им самим,– у Венелина: Древние и нынешниe болгаре, т. 1, стр. 111–142. М. 1856.

155

Stritteri Slavica § 50, 53–55. Avarica. Qvercius de bello avarico.

156

Чертков о Манассииной летописи стр. 87–96. О войне Святослава стр. 143–145.

157

Даже после января 814 г. более 12.000 пленных уведено Крумом в Болгарию, а другая часть Крумовой армии увела ещё 50.000 – Чертков о Манассииной летоп. 92. Главное местопребывание Грубоша – Шумен, из которого после образовалась Шумла.

158

Кедрин 2, 558. Зонара 2, 163. Василия македонянина признают славянином арабский писатель Гамза и византийский Генезий. По словам последнего, Василий земледелец любил бороться «на подрез». Переводчик Манассииной летописи говорит, что имп. Василий был «от села Белипра, близ сющаго пръваго града македонскаго» (у Черткова стр. 23), тогда как по словам монаха Георгия, «родился в Македонии, в округе адрианопольском» (р. 396), по выражению Симеона логофета, «был родом македонянин, по отечеству адрианополец» (р. 326). По известию Кедрина (2, 399), имп. Михаил, предпринимая возвратить Одрин, не хотел употребить стенобитных башен, чтобы иначе «скифы, живущие вокруг Адрианополя», не научились действовать этими машинами.– Таким образом сёла расположенные вокруг Одрина в конце 8 века состояли из жителей скифов-славян и Македония означала страну славян, как и в древнее время.– Близ Адрианополя гор. Берсиниция-Беревница (796 и 813 г. у Феофана), горный проход Гама-Берегава (678 г. у Феофана).

159

Константин порфирогенит in vita Basilli р. 135, 136. Тоже Кедрин 2, 558.

160

В менологе Василия под 21 января: «при имп. Льве армянине Крум, болгарский князь, со множеством людей, осадил Адрианополь фракийский и взял св. Мануила епископа. Сперва велел он отрубить ему руки, потом разсченнаго мечем отдал в пищу зверям. За это нечестие он подпал ненависти со стороны своего народа и был задушен веревкою.– Принявший власть над болгарами нечестивейший Цок собрал всех пленных христиан, воевод, священников, простых мирян, принуждал отречься от христианской веры. Болгары тогда ещё не были христианами.– Когда же те не захотели исполнить его волю: велел иных обезглавить, других умертвить жестокими казнями». Здесь много неверного. Грубош умер, задушенный приливом крови, в пятницу на святой неделе апр. 14, 814 г. (Krug Byzantin. chronol. S. 156). Так как св. Мануил скончался 22 января, а в этом месяце 814 г. Лев армянин хотел обманом умертвить Грубоша: то мученичество св. Мануила последовало конечно вслед за открывшимся обманом, янв. 22, 814 г.– После Грубоша наследовал престол сын его Обритый, иначе Крутогон и Муртагон. Цок никогда не был владетельным князем, а был только военачальником. Имя Цока поныне обыкновенное у болгар. Слав. перевод синаксаря 1340 г. (Зап. акад. VI, 110) неверен подлиннику; но замечательны в нём Одрин град Фрачьскы, Круг, Бльгарскы кнезь.

161

Феофан (ар. Asseman. 2, 332) ясно говорит, что св. Георгий взят был в 811 г. когда взят был город Загоры. Не только минеи (выписки in act. Sanct Iannuar. 2: 441, 442), но и Константин порфирогенит (Vita Basilli р. 136) относят кончину св. Георгия и других уже ко времени Обритого. Но Обритый ли мучил христиан? Так как Обритый всегда был более расположен к христианам, чем отец его и пленные поручены были Грубошем Цоку: то мучение христиан справедливо приписывается в месяцеслове Василия Цоку. Сл. прим. 23.

162

Григоровича путешествие стр. 175.

163

Stritteri Bulgarica р. 529–532. Slavica р. 81, 82. Baronius ad an. 772. Чертков о Манассииной лет. стр. 77–80.

164

Лев мудрый (Tactic, с. 18) писал: «и славяне в древности были свободными, когда жили за Дунаем. Но римляне победили славян, проводивших жизнь пастушескую и прежде, чем перешли те через Дунай, покорны были игу римской власти... Перешедши же (из-за Дуная) не хотели более покоряться никому, как своим; они думали, что лучше быть под властию и законами князя своего племени, чем у римлян. Так они остаются одинаковыми до наших времен, хотя приняли освящение св. крещения». О времени возвращения славян в Македонию и Эпир – в болгарском переводе Манассииной летописи. Здесь оно относится ко времени имп. Анастасия (491–518). См. слова у Черткова о Манассииной летоп. стр. 39 и в Журн. м. просв. 1837 г. III, 364. Кодин о зданиях констант. «монастырь Дамиана построил Дамиан, родом славянин, префект постельничих при имп. Феофиле иконоборце (829–841)» ed. Beck. р. 116. В статье Христ. Чт. 1858 г. IÏ 141, 216, 269: «о начале христианства, его распространении и утверждении (?) между болгарами» много собрано сведений верных, но много пропусков и ошибок.

165

Константин de vita Basilii р. 136, 137. Мир заключён и пленники отпущены в 817 г. Assemani calend. 2: 353, 359. У Георгия монаха по некоторым спискам сказано, будто Крум полагал препятствия возвращению пленных; но в других списках препятствовавший назван Κομις– Комис, граф (Stritteri Bulgarica § 73). В этом комите нельзя не узнать милого Цока.

166

Манассиина летопись у Черткова стр. 95–97.

167

О божествах болгарских св. Григорий в переводе Малаловой летописи у к. Оболенского, в предисл. стр. 16, 17. М. 1851 г. Сл. Черниг. епарх. известия 1863 г. стр. 521, 524, 525; 1864 г. стр. 32. Кое-что о религии славян у Колесникова: Обозрение известий византийских о быте языческих славян, стр. 208–213. Опыты студентов Харьков. университета. Харьк. 1848 г. О Свароге Дитмара Шафарик в своих поправках: Славян. древн. V, 271–276.

168

Семеон Логофет: «Крум, по обычаю народа устроив жертвенннк за золотыми воротами, принес в жертву множество скота и людей; потом погрузив ноги у морского берега, омылся водою и очистил народ свой». Stritteri Bulgarica р. 554. О руссах Святослава Лев диакон: «совершая празднество умертвили младенцев и петухов, погрузив их в воды Дуная». Hist. IX. р. 149 ed. Bon.

169

Феофилактово житиe мучеников (ор. 3, 477 s. Venet. 1656) в переводе Савельева (Славянский сборник, Спб. 1848 г.), впервые объяснявшего византийскую путаницу о болгарских князьях, но не везде удачно. О происхождении болгаров подробное изследование гр. Уварова: De bulgarorum utrorumque origine et sedibus antiquissimis, Dorpatiæ 1853. Сочинитель, знакомый с источниками и пособиями, доказывает, что дунайские болгары – славяне и их родина- Карпаты, тогда как родина волжских болгаров – Кавказ.


Источник: Святые южных славян описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. СПб.: Изд. 4-е. И.Л. Тузова, 1894. – 312 с.

Комментарии для сайта Cackle