Источник

§ 141. Василий в трудах для благочиния церковного и для богослужения.

Св. Василий в продолжение всего своего правления церковью много старался о том, чтобы оградить церкви митрополии своей постоянными правилами благочиния. В самом начале управления паствою писал он, а) канон. послание к подчинен. епископам о не взимании мзды за посвящения, б) к хорепископам – о восстановлении древних правил касательно избрания клириков; в) к пресв. Григорию – о поведении приличном для пресвитера. В 373 г. писано послание к Диодору епископу Тарскому, в котором защищается постановление о не дозволении вступать в брак с сестрою умершей супруги528. Св. Амфилохий, епископ Иконийский встретил некоторые недоумения по управлению, и в 374 г. просил великого пастыря написать правила в разрешение недоумений. Св. Василий, как сам пишет, употребил особенное внимание на то, чтобы рассмотреть обыкновения древней Церкви, определения древних пастырей, поверить и дополнить их размышлением, и в конце 374 г. послано было первое каноническое послание к Амфилохию с 16 правилами. Второе такое же письмо к Амфилохию писано было св. Василием после болезни529, которая доводила Василия до гроба в 375 г.530. В сем послании, сверх новых правил, яснее и полнее предлагаются некоторые из тех, которые были предложены в первом послании, напр. о падших девах (пр. 18), о Крещении еретиков (пр. 47). По содержанию правила видно, что св. Амфилохий, получив первое каноническое письмо, встретил в нем некоторые недоумения и особенно касательно Крещения еретиков531, и просил св. Василия разрешить эти недоумения, и написать правила касательно других случаев. В конце того же 375 года, св. Василий, обремененный скорбями, но утешенный новым письмом Амфилохия, послал к нему третье каноническое письмо, в котором определялись единственно епитимии для кающихся532. Одно из писем самого Василия, где он указывает на свои правила, как на действующие правила Церкви, ясно показывает, что правила, писанные по прошению Амфилохия, введены были не в одной Иконийской Церкви, а во всей Кесарийской митрополии533. В 6 в. Иоанн Лествичник ссылался на канонические изображения Великого Василия, и в тоже время Иоанн Схоластик поместил их в своем собрании правил. Собор Трулльский признал их действующими правилами Вселенской Церкви534. К каноническим статьям причислены также 27 и 29 гл. из книги о Св. Духе535.

Св. Василий Великий. трудился и для устроения богослужения церковного.

1) Литургия, известная ныне с именем Великого Василия, без сомнения принадлежит св. Василию. Св. Григорий Назианзин, говоря о трудах св. Василия, пишет, что к плодам трудов его относятся «установления монашеские писанные и не писанные» и εὐχῶν διατάξεις – εὐκοσμίαι τοῦ βῆματος: «чины молитв, благолепие жертвенника»536. Здесь, а) как ни будем мы понимать слова – εὐκοσμίαι τοῦ βῆματος: все очевидно, что, по словам св. Григория, св. Василием устроен был чин литургии; б) во связи речи видно, что св. Назианзин в том месте, из которого заимствуем свидетельство о чине литургии, описывает труды св. Василия еще пресвитера. Но само по себе естественно, что св. Василий, сделавшись архиепископом, снова пересмотрел и привел в порядок службу, которую, по воле своего епископа пересматривал в сане пресвитера. После св. Назианзина св. Прокл537 (около 430), Леонтий (ок. 590 г.), Петр диакон538 (6-го в.), Собор Трулльский539 (691 г.), св. Иоанн Дамаскин540 и 7-й Вселенский Собор541 свидетельствовали, что св. Василий писал чин литургии. Св. Прокл пишет, что св. Василий желая уврачевать немощь человеческую, из-за продолжительности служения отказывавшуюся посещать служение, сократил древний чин литургии; а Петр диакон говорит: «молитвы литургии Василия повторяет весь Восток». Остается присовокупить, что литургия св. Василия дошла до нас в списках весьма древних; а тем, которых оскорбляют разноречия списков, надобно иметь в виду, что для поверки списков надлежало бы всего более руководствоваться константинопольскими и малоазийскими списками, а не сицилийскими, как это делал Гоар542.

2) Св. Василий, кроме чина литургии, преобразовал чин утреннего и вечернего богослужения и писал молитвы. По сему делу он имел в свое время точно такой же спор с неокесарийцами, в какой и ныне православные пастыри принуждены вступать с неразумными ревнителями старины. Неокесарийцы не хотели иметь общения с главною своею церковью – с Кесарийскою, именно потому, что св. Василий ввел в сей последней антифонное пение, и сделал некоторые другие перемены в чине церковной службе. Неокесарийцы говорили, что всего того не было у них при чудотворце Григории, а потому они и теперь не хотят принимать новостей. Великий учитель в особенном письме к ним доказывал, что антифонное пение и до того времени было в употреблении, что в Неокесарийской Церкви не мало теперь такого, чего не было при чудотворце, списал им свой чин богослужения, и наконец писал, что предмет соблазна их вовсе не таков, чтобы стоило из-за него расторгать союз братского общения. «Если спрашивают их, писал святитель, о причине непримиримой вражды их: они отвечают: псалмы и образ пения в уставе вашем изменены, и другое подобное выставляют, чего бы надлежало им стыдиться.... Смотрите, не обсасываете ли вы комара, занимаясь тонкими исследованиями звуков голоса, употребляемых в псалмопении и между тем нарушая важнейшие заповеди»543. Но что особенно еще стоит замечания, неокесарийцы точно также, как и ныне случается, были жертвою обмана людей хитрых, которые имели в виду распространить между ними ложное учение о вере. Первое письмо к неокесарийцам писано 374 г., а в следующем году св. Василий, возвращаясь с одного Собора, остановился для отдохновения в одной обители неокесарийской, находившейся под управлением брата его блаж. Петра. Неокесарийцы, услышав об этом, пришли в волнение; ловкие люди, опасаясь за себя, спешили разгласить, что Василий хочет силою вводить у них новый чин церковный. В новом письме св. Василий, объяснив неокесарийцам случай и причину, по которым остановился в их обители, открыл им глаза на людей, смущающих их; он показал им, что это не кто другие, как осужденные Церковью савеллиане и последним писал, что, если не перестанут они смущать других, он предаст их Церковному суду544.

* * *

528

Ap. Garnier. 53, 52 и 53–160 письмо к Диодору, писанное в 373 г., показывает, что св. Василием даны были правила касательно супружества; 18 прим. канон. Послания к Амфилохию говорит, что было прежде предписано о клятве. Эти постановления ныне неизвестны. Но помянутые четыре послания и ныне остаются в составе церковных правил, занимая место после посланий к Амфилохию. В сирском списке церковных правил 10-го в. помещены письма Василия Великого к разным лицам; а в арабском списке канонов 14 века помещено 13 и 106 правил Василия Великого (Bickel Geschichte d. Kirchenvechts. Gissen 1843 s. 202, 209). В славянском списке Кормчей XIII в. после Василиева послания к Григорию прибавлено замечание: «Сия св. правила вел. Василия к великим и малым собором приложашася о Господе». (Востокова опис. муз. стр. 292). Это замечание без сомнения греческое: но когда присоединены правила? См. прим. 65.

529

См. предисловие к сему посланию и письмо 200 у Гарньера.

530

См. письмо 193 и 185.

531

«Хотя у вас не принят сей обычай перекрещивания, подобно как и у Римлян, по некоторому благоусмотрению: однако наше винословие да имеет силу» и оправдывает свое определение пред Амфилохием тем, что дело идет о людях нарушающих веру.

532

См. предисл. к сему посланию у Гарньера р. 324 и 325.

533

В письме 270-м пишет: «и тех, которые участвовал вместе с ним, согласно с изданным нами правилом отлучи на три года от молитв» Такое определение (κηρυγμρα). в 30 прав. канон. послания к Амфилохию. К сожалению надпись письма не сохранилась; но из содержания можно заключить, что оно писано к хорепископу.

534

После того, как сам св. Василий ссылается на свои канонические письма к Амфилохию (см. зам. 64), которые притом находятся во взаимной связи, и после внешних свидетельств о их подлинности нет нужды опровергать Молькенбюровы возражения против них, повторенные недавно и Бентеримом Denkwürdigk. kathol. kirche В. Th. 3. (376). Но с тем нельзя не согласиться, что письма к Амфилохию, а тем более другие, получили силу канонических в Церквах не в одно время. Иоанн Схоластик говорит в предисловии: «есть также каноны св. Василия, числом 68», т.е. второго и третьего письма к Амфилохию; те-же правила имеет в виду Лествичник. После Трулльского Собора Феодор Студит, Фотий (Bibl. cod. 141), Зонара и др. уже все три письма к св. Амфилохию называют каноническими. В сирском списке церк. правил (Cod. Paris, ori. germ. 38) 10-го века помещены письма Василия Великого к разным лицам. См. прим. 59.

535

Эти главы в числе церк. правил помещены у Вальсамона, также в древ. рук. Венской ар. Lambec. Comm. 8 p. 883. Медицейской ap. Bandini Catal p. 74. Туринской Catal. p. 196. Московской Manhaei. notit. p. 35.

536

Orat. 20, р. 340.

537

Tract. de trad. Liturgine. Bibl. M. Patr. T. 6, p. 617.

538

Леонтий в укоризну Несторию пишет: «совершает литургию другую, а не ту, которую предали отцы церквам и не уважает литургии апостолов, ни той, которую составил тем же духом Великий Василий» COnT. Nestor. Bibl. Μ. P. T. 2, p. 100. Петр диакон в сочинении de incarnatione с. 8, int. op. S. Fulgentii p. 633.

539

Прав. 32.

540

Излож. веры кн. 4, гл. 14.

541

Concil. ed. Bibii T. 3, p. 643.

542

Гоар издал литургию Великого Василия в своем Euchologium Graecorum (Paris. 1624. Venet. 1730) с показанием разных чтений, какие видел он в рукописях большею частью сицилийских. Ламбез, отдавая честь труду Гоара, замечал, что Гоар не имел в руках ни одной из Венск. рук.; а Венские ркп. большею частью Констант. Гейвр. Майо издал (Bibliot. Uffenbac. Halae.) другой зкземп. литургии св. Василия с рук. весьма древней и при этом писал, что эта литургия совершенно различна от Гоаровой; но при сличении ее оказалось, что различие ее ограничивается почти одним диптихом. Синод. рукопись, писанная в 14 в. представляет нам литургию Великого Василия именно в том же самом виде, в каком она известна ныне, за исключением, как само по себе понятно, чина проскомидии, которого нет в рукописи. Как литургия Великого Василия, так вообще чин Богослужения его требуют особенного исследования. См. еще то, чтó сказано о литургии Златоуста.

543

Письмо 203 к неокесар. клиру.

544

Письмо 20-е к неокесарийцам.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle