Источник

§ 142. Жизнь св. Григория Назианзина до епископства.

Другом юности и всей жизни св. Василия был св. Григорий, по месту жизни Назианзский, по духовному направлению Богослов.

Григорий по рождению и воспитанию принадлежал, как и Василий, Каппадокии545, которая тогда известна была образованностью жителей546; сын молитвы матерней547, при самом рождении посвящен был Богу; благочестивая Нонна, питая нежную душу его благочестивыми наставлениями, старалась воспитать в нем решимость исполнить обет ее о нем и подарила ему как самый дорогой подарок – Свящ. Писание548. Увлекаемый любовью к наукам, он после домашнего воспитания, преимущественно у дяди Амфилохия, отличного наставника в красноречии, отправился слушать науки в Кесарии Каппадокийской549 у оратора Феспесия550, потом посетил Александрию551 и наконец на 24 году своей жизни прибыл в Афины552; здесь немного спустя, он имел радость увидеться с Василием, с которым познакомился в Кесарии. Теперь вместе с ним знал он дорогу только в школу и храм, и вместе с ним слушал не только словесные, но философские, математические и частью медицинские науки553. По окончании образования он оставался в Афинах учителем словесности, но недолго. Возвращаясь к родителям, он в сильную и продолжительную бурю, дал обет – посвятить себя Богу, если останется жить и, прибыв в дом родителей, принял Крещение554. Брат его Кесарий, юноша также благочестивый, но желавший жить в свете, отправился в столицу; Григорий для которого «более значило быть последним у Бога, чем первым у царя»555, колебался только в том: «предпочесть ли ему путь созерцаний, или деятельности»556. Он решился совместить то и другое, – помогать отцу в его служении, но жить, сколько можно уединеннее, трудиться для Церкви, но сколько можно чаще упражняться в Свящ. Писании, в молитве, в подвигах покаяния557. Друг его, Василий, много раз приглашал его в пустыню; он согласился, особенно когда занятия по дому сильно отяготили душу его, стремившуюся к беседе с единым Господом; сладко было душе Григория жить и беседовать в любезной пустыне, – он долго вспоминал и после того о сем счастливом времени. Но старец отец имел нужду в сыне и требовал его к себе.

Едва явился Григорий из пустыни в Назианзе, отец посвятил его в пресвитера; отягченный в душе саном, которого не желал, Григорий поспешил опять в пустыню к Василию558 и, отдохнув душою, возвратился к пастырю и пастве, чувствовавшим в нем нужду; ему пришлось теперь мирить с своею совестью оскорбившихся удалением его, и, после первого краткого Слова на Пасху, несколькими другими словами он успел и успокоить и научить многим тайнам паству559. Вскоре после того ему надлежало совершить другое примирение, гораздо более трудное; паства возмутилась простотою престарелого пастыря, подписавшегося под коварным символом полуариан; поступок стал целью нападений со стороны ариан; многие из паствы отделились от старца пастыря. Григорий дал время первым чувствам народа, потом расположил старца открыто исповедать и свою веру и свою ошибку, – ошибку не намерения, а простоты, и после частных убеждений, словом о мире довершил победу над сердцами всех560. В 368 г. Григорий лишился любимого брата Кесария и сестры Горгонии, – и утешил себя и родителей в надгробных словах твердою уверенностью в блаженстве благочестивых душ их561. В 371 году он подкреплял Василия в борьбе с Валентом562.

* * *

545

Пресвитер Григорий в его жизни пишет, что Григорий родился в гор. Назианзе, называвшемся в прежнее время Диокесариею. Евфронт Тианский епископ в 5 заседании 5 Всел. Собора говорит: «арианз – имение (деревня), где родился Григорий, – под городом Назианзом» Время рождения определяется след. обстоятельствами: а) Юлиан прибыл в Афины в 355 г., когда уже там был Григорий; а Григорий оставил Афины «почта 30 лет». (Carmen de vita sua, с. 238, p. 4); б) отец Григорий говорит сыну: «ты еще не столько жил, οσος παρῆλθ θυσιῶν εμοι χρονος, – сколько прошло времени жертв для меня (Carm. de vita sua с. 512). Эти слова переводят так: ты еще не жил столько, сколько я приношу жертву. И выводят заключение такое, что св. Григорий рожден тогда, как отец был епископом. Толкование произвольное! Текст Григориев не говорит о совершении жертвы. В другом месте св. Григорий пишет: «Молю, если некогда отец и дивная мать дарили тебе жертвы чистые и святые». (De vita sua т. 416). У него же «бескровные жертвы души». (Carm. de divina vitae gener. v. 40). След. под жертвами разумеются у св. Григория дела любви к Богу. След. по словам отца сын родился, когда отец был христианином. Отец крещен епископом Леонтием, когда был сей в дороге на Никейский Собор (в 325 г.), а посвящен в епископа чрез 4 года после того. (Orat. 18, р. 318, 399). И так по тому и другому обстоятельству св. Григорий родился не позже и не раньше 326 года.

546

Исидор Пелусиот Lib. S. Ер. 158, 352.

547

121 эпиграмма.

548

Твор. св. Григория: стих. о своей жизни 6, 7, 8, о бедствиях своих 4, 310–312; о самом себе 4, 294–295.

549

Пресвит. Григорий о жизни Богослова; Назианзина Слово 43, стр. 66. Слово о св. Амфилохие.

550

Иероним de vir, illustr. § 113. Твор. Назианзина. Т. I, Слово 7, стр. 245.

551

Стих. о своей жизни 6, 8.

552

Стих. о своей жизни 6, 7, 8; о самом себе 4, 289–290.

553

Твор. Св. Григория 3, 68–81. См. о Василии прим. 5.

554

Пресвит. Григорий о жизни Богослова. Сл. песнь о самом себе 4, 290. Orat. n. 18, 31.

555

Слово 7, стр. 249–250.

556

Fetrastichion 1 р. 156.

557

De vita sua, с. 296, 311–320, р. 5, 6.

558

Стих. о своей жизни § 14, 16. Его же поэма 11–12. Basilii m. Ер. 14.

559

Краткое Слово на Пасху, несправедливо поставленное у Биллия 41-м; Клеманцен справедливо назвал его Orat. 1, за тем следовали «Слово по возвращении из уединения» – защищение своему удалению в Понт. «Слово после того, как стал пресвитером». Ар. Billium. 5, 1–2. Ар. Clemen. 10, 3–2; в русск. пер 10, 3–2.

560

Слово 1 о мире (Clemen. и в русск. пер. b. Biblii 12), говоренное в нач. 366 г. после того, как Церковь Назианская отразила нападение юлиановых волков, посланных ОТНЯТЬ храм: «мы, говорит Григорий, и во время нашего несогласия защищали друг друга». Сл. Слово 18-е, т. 2–117. В 363 г. «истреблен» Юлиан и Григорий в след за тем воздвиг ему памятник – два слова против Юлиана. Ар. Clemen. 4, 5.

561

Orat. 7, 8; ар. Clemen. После сего писано было стихотворение: Περὶ κάθ ἐαυτὸν ἒπη (Т. 2, р. 31, твор. 4, 278), где он упоминает о смерти брата и сестры, но не говорит еще о смерти родителей, и об епископстве Сасимском (стр. 281, 287–293).

562

Epist. S. Basilii 71. Назианзин. Слово 43, стр. 100–109.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle