Источник

16. Прощение долгов ближнему – спасение

Нынешнее Евангелие (Мф.18:23–35) поучает нас прощению обид. Послушаем Господа и положим исполнять сию св. заповедь Его. – Почему особенно? – Потому, что это есть ближайший и надежнейший путь ко спасению. Хочешь спастися, – прощай всем и все, что на кого имеешь, – и будешь спасен: ибо так говорит Господь: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф.6:14). – А кому отпущены грехи, тому чего больше и желать? – Св. Пророк Давид говорит: «блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха» (Пс.31:1–2). Блажен, – стало быть, спасен. – И исполняется над таковым слово, еще издревле прореченное Пророком Моисеем: не ходи за море искать спасения: близ ти глагол есть в сердце твоем. – Прибавлю: глагол, коим в сердце изрекается всепрощение, «аще кто на кого имать поречение» (Кол.3:13).

В житейском быту, непрестанные у вас бывают столкновения, непрестанные случаи к обидчивости и возмущениям сердечного покоя – мнимыми или действительными оскорблениями. – И вот то, что почти неизбежно, что само собою нападает на нас, Господь хочет обратить нам в куплю спасения и в приобретение помилования. Поминутно оскорбляем бываешь: поминутно прощай, и поминутно будешь входить все глубже и глубже в область милосердия Божеского, во всепрощающее Божие помилование, – и сим помилованием, как одеждою какою, будешь одеян, огражден и защищен от всего, вредящего в тебе делу спасения.

Ничто так не сильно пред лицом Господа, как прощение обид; – ибо оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия. – И ничем так легко не искушаемся мы, как серчанием и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом. – Стало, поминутно теряем мы вместо приобретения, которое само дается в руки. Простил бы, – приобрел бы покой в себе и помилование от Господа. – А не прощаешь, – внутренняя тревога увеличивается, и милости от Господа не жди.

Отчего бы это мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Полагаю – от невнимания к цене прощения. – Уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как лишение от обиды так представляется очевидным. Из самолюбивого сердца выходит помышление: из-за чего прощать, – и мы не прощаем. – Восстановляйте же, в минуты обидчивости, в мысли своей и сердце своем несомненное обетование за прощение, – обетование несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только сильна причинить обида человека. Тогда какая ни встреться обида, из сердца выйдет воодушевительный голос: есть из-за чего простить, – и мы простим.

Простим, – и прощены будем; еще простим, – и еще прощены будем; – и так непрестанно. – Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, или в объятиях Божеского милосердия и любви. – Есть ли, в чем искать нам прощения? О как много! – Поспешим же прощать, чтоб прощенными быть. – И тем охотнее, что то, что простим, ничтожно; а то, в чем будем прощены, – так ценно, что и в сравнение с тем не может идти. В притче нынешней – наши грехи против Бога оценены тьмою талантов, а грехи других против нас сотнею динариев. – По нашему счету, примерно, положить – то в 1000 р., а это – в копейку. – На копейку приобресть 1000 р.! – Если б в житейском быту открылась где-либо возможность такого приобретения, никого бы не удержал: все бросились бы туда. – Но никакое, самое рассчитанное, приобретение на земле так не верно, как верно обетование Господне, – и никакая оценка в земных вещах так не точна, как точна сравнительная оценка грехов наших и обид, нам причиняемых: ибо она изрекается Богом правды. – Так, помяни грехи, в коих прощен, или ищешь прощения, и – то из благодарности за милость полученную, то в несомненной надежде получить милость желаемую и искомую – прощай, – прощай широким, отверстым, щедрым сердцем.

Пусть обида несколько унижает тебя, или причиняет какой ущерб. – Ведь Господь все видит. – Видит движение сердца твоего, назирает за склонением его к прощению, утешается совершением там прощения и оценивает жертву твою такою ценою, какой ты и вообразить не можешь. Припомните сказание об одном иноке, который жил не так строго, но никого не осуждал, когда видел что худое, и не обижался, когда терпел что от кого. – Когда он умирал, братия со скорбью окружали его одр, но он был светл лицем и радостное являл сердце. – Спросили его, что значит, что ты в таком состоянии? – Он ответил им: простите меня, отцы и братия! – Я грешный и нерадивый монах; но в жизни моей никого не осуждал и ни на кого не имел скорби; – и вот Ангел Господень пришел ко мне и сказал: не осуждал ты, – не осуждает и тебя Господь. Прощал ты, – прощает и тебя Господь. – Ради слов сих сердце мое от радости выскочить хочет. – Так он и скончался. Видите, какое воздаяние. Как же говорить можно: из-за чего прощать?

Кроме видимого порядка есть невидимый, кроме настоящего мира – век грядущий. Когда бы нам туда переселиться мыслью и сердцем; иные были бы у нас мысли, иные речи, иные дела, – так иные, что сего века люди, смотря на нас, стали бы считать нас буиими. – По духу мира, кто не взыскателен и все прощает, того считают не имеющим достоинства; а по настоящему, то и достоинство, чтоб прощать. Прощающий по заповеди Господа и упованию христианскому – есть человек иного, лучшего мира. Оттуда принимает он внушения и тамошние порядки соблюдает. С земли и по земному смотрящие на него – не умеют понять его. – Он делом исполняет то, что указал Апостол: «аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1Кор.3:18).

Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтоб он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего, – взойдешь и к высшему. Первая степень необидливости, несерчания и, стало быть, прощения есть молчание уст. С этого и начинай. Когда обидят, – пересиль себя, промолчи,– и подражая Пророку Давиду, который говорит о себе: «смятохся и не глаголах» (Пс.76:5). Сделай так однажды, – в другой раз легче промолчишь. – Чем чаще будешь промалчивать, тем с меньшим смущением будешь встречать обиды. Утвердившееся несмущение принесет покой; а покой переродится в мир, превосходящий всякий разум. Тогда будешь пред обидами, что твердая стена пред ударами песчинок, ветрами возметаемых. – Вот до чего дойдешь, когда начнешь одолевать себя молчанием? – А не начнешь одолевать себя, все более и более раздражаться будешь, – и дойдешь до такой подвижности на гнев, что всякая малость будет выводить из себя. – А при этом как жить, не говорю по-христиански, – по житейски порядочно! – Без труда ничего не приобретешь; хочешь нравственной доброты – трудись над сердцем. Господь снабдил его таким свойством, что повторение действий облегчает труд совершения их и ограждает расположение к ним. – Частое прощение обид не только сообщит легкость прощению н навык к тому; – но разовьет даже жажду обид, Господа ради, при которой ударенный в ланиту подставляет другую, лишенный ризы отдает и срачицу, и принужденный идти поприще едино идет два. – Это высота, которая кажется для нас недосягаемою, на которую однакож начавший, как следует, прощать – восходит легко, натурально, без особых напряжений. Прощение есть добродетель самая привлекательная, тотчас в сердце награду за себя приносящая.

Имея сие в мысли, благословим Господа, что так подручный нам даровал способ взойти на такую высоту, и помолимся, чтоб Он даровал нам силу и разум – прощать, да прощены будем и сподобимся блаженного помилования и прощения. Аминь.

23 августа, 1864 г.

В неделю 11-ю по Пятидесятнице.


Источник: Богоугодная жизнь вообще. Слова епископа Феофана (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859—1866гг.) Издание второе Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Москва, типо-литография И. Ефимова, 1899 г. 108 с. От Московского Духовно - Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва. 26 октября, 1898 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle