XV. Воскресный день
Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; день же седьмый – Суббота – Господу Богу Твоему».
Этот день наша школа старается проводить по указанию выше приведенной заповеди, т. е. стремится посвятить его исключительно духовной жизни.
Утро. Девять часов. В школе все приведено в порядок; дети напились чаю и занялись – самые маленькие – играми, другие – чтением; хор делает спевку к молитвам. К этому времени собираются к школе всегдашние посетители молитв: члены Трудового Братства и некоторые из посторонних лиц жителей Воздвиженска или соседних селений. Члены Братства, большею частью бывшие воспитанники школы, в ожидании молитв дружески беседуют с детьми. Но вот на большой главной аллее показывается и Попечитель. Он идет обыкновенно сопровождаемый несколькими лицами из братства и старших воспитанников. Между тем игры везде прекратились; дети быстро собираются к школе; одни спешат привести в порядок платье и прическу, другие идут навстречу Попечителю поздороваться. Он замедляет шаг, приветливо всем кланяется, останавливается, с ласковой заботливостью наклоняется к самым маленьким, гладит их по голове и спрашивает все ли у них благополучно, здоровы ли они и, таким образом, сопровождаемый большою толпою детей подходит к школе.
«Детки, где соберемся, в лесу или в зале?» – спрашивает он.
«В лесу, в лесу! на воздухе», – слышится от большинства. Тотчас же дети, как муравьи, тащат в лес скамьи, стулья и кресла, все это ставят тесным полукругом под кудрявой березой или могучим дубом, широко раскинувшим свои ветви на одной из небольших лесных полянок, вблизи школы.
Звонкий колокольчик собирает всех в эту просторную, импровизированную залу, коей потолком служит высокое голубое небо, а полом – зеленый травяной ковер.
Водворяется молчание; все становятся лицом на восток и воспитатель читает молитву перед началом дела. «Господи Иисусе Христе... Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничтоже... припадаем благодати Твоея – помози нам грешным дело сие нами начинаемое о Тебе Самом совершити во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь».
После этого все усаживаются в таком порядке: маленькие впереди на траве, старшие воспитанники на скамьях, а учителя и все члены братства на стульях против них, по обе стороны Попечителя. Начинается беседа, известная у нас под названием «Предмолитвенной». Воспитанники младших классов не всегда присутствуют на общих собраниях; при беседах о слишком серьезных вопросах, которые им еще не под силу, с ними беседует отдельно дежурный преподаватель.
Скажу здесь кратко о характере этих бесед. Ими всегда руководит сам Попечитель школы. Глубоко верующий христианин, он о всех религиозных вопросах говорит в высшей степени жизненно, именно о вопросах, составляющих хлеб насущный для человека, желающего честно согласовать жизнь с верою. Здесь привожу только незначительную часть тех вопросов, которые послужили нам темами для целого ряда бесед по воскресным и праздничным дням перед молитвами.
1. «Отношение к Богу».
«Дети, отводите во всем и в уме, и в сердце, и в жизни вашей Богу место первое», – настойчиво повторяет нам воспитатель. Эти немногие слова вполне уясняют нам главную суть вопроса об отношении к Богу. Здесь подробно, в нескольких отдельных беседах, говорилось об отношении к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому; о Церкви Христовой; о сознательном и разумном почитании Божией Матери, св. угодников Божиих, святых икон, о таинствах, обрядах и т. д., вкладывая во все разумный смысл, дух животворящий и дорожа буквой настолько, насколько она соответствует этому духу; «о молитве», о Молитве Господней, о молитве Духу Святому, Святой Троице; о жизненном значении праздников Вознесения Господня, Воздвижения честного животворящего креста, Преображения и т. д.
2. «Отношение к ближним».
Сюда вошли вопросы об отношении к Православной Церкви и Государству, к родителям и детям, о выборе друзей и общении с ближними.
3. Отношение к самому себе и к удовлетворению своих потребностей нравственных, умственных и физических.
Очень часто мы читаем несколько стихов из Евангелия или Апостольских посланий и беседуем о прочитанном, стараясь уяснить себе жизненное значение слов Писания и обязанности для нас из них вытекающие. Таким образом почти каждый воскресный и праздничный день воспитанники Воздвиженской школы имеют возможность обильно питаться манной духовной, щедро посылаемой им с неба через дорогого воспитателя. Крепко западают в восприимчивые души честные взгляды на жизнь, сознательная вера в Бога, сознательная любовь ко Христу Спасителю и Церкви Его.
Во время предмолитвенных бесед большею частию, конечно, говорит воспитатель, но нередко он заставляет принимать участие в разрешении вопросов и воспитанников. Тогда он принимает роль руководителя.
И вот благодаря этому, дети понемногу приобретают привычку логично рассуждать, навыкают постепенно на всё смотреть с христианской точки зрения, всё проверять мерою христианской правды.
11 часов. Беседы окончены; скамьи и стулья убираются, наступает один из дорогих моментов нашей жизни.
Все собрались в школьный зал на молитву. Беседа была только подготовлением к ней, хотя и она была молитвой, возвышая умы и сердца наши к Богу. Читает молитвы сам воспитатель. Его горячее, верующее живою верою сердце отдается молитве безраздельно и увлекает за собою любимых питомцев, объединяя их в один ум, в одно сердце и в одно общее стремление к Богу.
«Боже милостив буди мне грешному» – этими словами мы начинаем, и затем следует целый ряд молитв, в которых испрашивается милость Божия, очищающая грешную душу от всякие скверны, отягчающие и мешающие ей подняться до любовного общения с Отцом Небесным и Его Ангелами. Есть в чем покаяться, есть что попросить у щедрого Отца – «Боже, Боже, крупицу хлеба духовного подаждь ми, да не отощает дух мой до самого великого, радостного дня, когда спадут с меня оковы телесные и дух свободный воспарит туда, где нет болезней, печалей и воздыханий, но жизнь безконечная».
Душа смягчается, глаза с надеждой устремляются на образ Христа Спасителя, простершего руку для благословения.
«Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и я упокою вас», – вспоминаются Его трогательно задушевные слова, и нет места холоду, мелким и пошлым житейским интересам. Лед тает, и душа горит желанием склонить и свою голову на колени Христа, благословляющего детей. А тут следует чудный псалом покаяния «Помилуй мя Боже по велицей милости Твоея и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»... Псалом окончен. Через минуту, сначала как бы нерешительно, несколько робко с замиранием поет один, потом несколько голосов «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»... Затем подхватывает на последнем слове весь хор и с воодушевлением, энергично, повторяя несколько раз одно и то же, то вместе, то отдельными партиями голосов, подымает дух все выше и выше. Вдруг, как бы испугавшись этого успокоения грешной души, наступает быстрый переход и заставляет разочарованно повторять: «весь, весь, весь осквернен!». Затем следует успокоительная мелодия и чудные слова «но яко щедр очисти, благоутробною Твоею милостию», опять прилив любви, опять мир в душе. Но как только на минуту оторвешься от неба, станешь рыться в глубине души своей, так снова дух негодует на себя в поющей мелодии «множество соделанных мною лютых, множество, множество лютых согрешений»... и затем разражается кипучим потрясающим аккордом «трепещу Страшного дне!», который вдруг обрывается, как пролетевшая буря, снова светит солнце, снова душа поет тихую ангельскую песнь «но надеяся пи милость благоутробия Твоего»...
Все это, – и чтение глубоко содержательных молитв, и вдохновенное пение, исходящее прямо из сердца, обильно насыщает души молящихся, у многих при этом
«С души как бремя скатится
Сомненья далеко»...
и он почувствует, что ему:
«И верится и плачется
И так легко, легко»...
После этого с чистой душой можно приступить и к молитве о ближних наших. И мы молимся. Молимся о том, чтобы Господь любовью наполнил сердца всех людей, чтобы Он дал нам всем любовь к добру и правде, и жалость к горю ближнего, – ибо в любви мудрость наша, в любви наша тихая радость.
Горячо просим у Господа, чтобы Он «на отчизну нашу, Империю Русскую излил благодать свою; да видят все народы пример доброй христианской жизни и прославят Отца нашего Небесного».
С усердием молимся о Государе Императоре и всех Царствующих и правящих народами; о Патриархах, Синодах, Епископах и Пресвитерах, Церквей Христианских и Архипастырях наших Епископах Антоние и Питириме; о том, чтобы все церкви соединились воедино, чтобы «Богослужения во храмах были хлебом духовным, души алчущия манною небесною питающим»; молимся о тех, которые «по неразумию от Церкви отпали, из буквы мертвящей себе кумира созидают»; молимся, чтобы Господь их «вразумил, просветил, раны сердец их елеем любви, веры и радости о Духе Святе заживил и к Святой Церкви причтил».
Под конец читают молитвы о воспитанниках, всех присутствующих и Братстве: «Благослови Господи Братство наше; да будет мир, единодушие и единомыслие между всеми нами»... «Ангелам Твоим заповедай да приимут они ума и сердца наши под сень крыл своих. Освяти и укрепи, Господи, Братство наше, исцели душ наших болезни, Жизнодавче, и в немощах наших твори великие и чудныя дела Твои».
Заключительной молитвой постоянно служит «Отче наш»... При этом все становятся на колени и хор торжественно поет эту божественную молитву.
Молитвы кончены. Попечитель поздравляет всех с праздником, все уходят, остаются еще в зале братство и оба братские кружка приветствовать друг друга лобзанием святым, по завету Апостолов.
Наступила вторая половина дня. Обед окончен; дети успели отдохнуть и вдоволь наиграться на чистом воздухе.
Три часа. Опять все собираются. Место собрания определяется тем или другим родом время препровождения. Так, общие чтения нередко устраиваются в лесу; литературные вечера и рефераты в школе или в доме Попечителя. Музыкальные вечера всегда в доме Попечителя, так как только там и есть фортепиано. Все перечисленное невозможно исполнить в одно послеобеденное время; поэтому на один раз назначается чтение и музыка, на другой литературный вечер, и только рефераты остаются постоянною принадлежностью воскресного дня.
Начинается литературный вечер или утро обыкновенно младшими воспитанниками и воспитанницами. Они говорят стихи и басни Крылова. Некоторые из них говорят очень недурно, даже положительно талантливо. Всё это проба сил; неудивительно, что некоторые с непривычки конфузятся иногда до того, что сразу забывают приготовленное стихотворение; но ничего, это полезно, – пускай привыкают к самообладанию. Все присутствующие относятся к ним доброжелательно и неудача может быть только прискорбною, никогда не становясь оскорбительно позорною. Часто басни разыгрываются в лицах.
Особенной благосклонностью школьной публики пользуются басни: «Кот и Повар», «Волк и Ягненок», «Заяц на ловле», «Кошка и Соловей», «Напраслина» и пр. Наиболее же талантливым декламатором является воспитанник второго приготовительного класса Д. Егоров. Он необыкновенно живо и удачно передает все оттенки содержания басни. На его мимике и интонации лежит печать крупного таланта.
Весь этот отдел проходит оживленно и наступает вторая часть. Она состоит из серьезных стихотворений. Здесь уже принимают участие и воспитанники старших классов и члены Братства. Чаще всего для декламации выбираются стихотворения любимых наших поэтов А. С. Хомякова и А. К. Толстого. Декламация стихов сменяется пением то соединенного хора, то отдельно мужского и женского. В этом отделе из воспитанников первое место занимают два брата Леляковы, из которых младший, Тимофей, способен глубоко затронуть душу декламацией настолько проникновенною, что в ней слышится вдохновение искры Божией, а старший, Родион, наш талантливый и плодовитый поэт, обыкновенно заканчивает этот отдел чтением нескольких новых своих произведений, часто до слез трогающих нас своею задушевностью и родным душе содержанием. Так заканчивается наше литературное утро и мы переходим к рефератам. На них из воспитанников присутствуют только три специальные класса. Для младших дежурный преподаватель в это время устраивает или легкое чтение, или же прогулку в лес за цветами или ягодами.
Реферат наш состоит в том, что на заданную заранее тему воспитанники, без особенной подготовки, говорят перед всеми, стараясь выполнить три главных условия; эти условия: правильность и точность в выражениях, краткость и полнота.
Целью рефератов является главным образом приучение детей свободно выражать свои мысли, не стесняясь количеством слушателей, что так полезно для Христианина, знающего в Кого он верует (II Пос. к Тимофею гл. I ст. 12) (2Тим. 1:12) и желающего быть всегда готовым дать ответ требующему отчета в его уповании (I Пос. Ап. Петра гл. III, ст. 15) (1Пет. 3:15).
На реферат воспитанника возражает кто-нибудь из членов Братства. Эти возражения состоят как в дополнении пропущенного, так и в опровержении ошибочных понятий и всего чаще в исправлении неточных выражений, часто искажающих самый смысл речи. Все это делается без малейшего оттенка злой критики, с чувством полного доброжелательства. В конце концов все сказанное обыкновенно резюмируется и заново формулируется Попечителем. Итак, присутствующие имеют полнейшую возможность научиться всесторонне исчерпывать вопрос и правильно формулировать свои мысли. Сначала рефераты воспитанников, как новое дело, шли не совсем удовлетворительно, но они не унывали, а, напротив, относились всегда с доброй волей к этому, несомненно во всех отношениях полезному занятию; в настоящее время дело идет уже лучше, хотя и теперь остается желать еще многого.
Кроме воспитанников, реферирующих исключительно на темы религиозные, говорят и научные рефераты Попечитель, Преподаватели и другие члены Братства, задаваясь целью постепенно изложить Историю Церкви, Всеобщую Историю и Историю Русской литературы. Говорят иногда рефераты и посторонние лица; так говорил раз на тему: «Учение Православной Церкви о спасении человечества Господом нашим Иисусом Христом» всеми нами любимый и уважаемый Законоучитель Глуховской Гимназии Константин Разнотовский.
Вечереет. Солнце догорает на западе. В это время члены Братства и вся школа собираются у Церкви и по примеру Христиан первых веков, при заходящем солнце, поют «Свете Тихий»...
Поздний вечер. Все окуталось ночной полутьмой. Не слышно шума дневного, не слышно живого детского крика, веселого звонкого смеха, всего, что так радостно оживляло наш дорогой уголок; все заснуло. В просторных школьных спальнях тускло мерцает огонек, мирно освещая детские кроватки. Кто-то тихо-тихо обходит спальни и по временам заботливо наклоняется к этим кроваткам: то дежурный преподаватель осматривает уснувших детей.
Бывший воспитанник Воздвиженской школы Ф. Чвертка