Изъяснение псалма 25-го.
«Псалом Давиду». И сей псалом, мне кажется, божественный Давид изрек о себе самом. Думаю же, что он написан прежде предыдущаго псалма. В том Давид упоминал о грехе, и о грехе великом (ибо говорит: «очисти грех мой: мног бо есть» (Пс.24:11)); а здесь описывает собственныя свои разнаго рода добродетели. Почему полагаю, что произнес слова сии, будучи гоним Саулом и принужденный жить у иноплеменных, где видя, что преданы они злочестию, суеверию и всякому беззаконию, избегал их собраний и общественных пиршеств в честь демонам. Яснее же покажет это истолкование самых речений.
Пс.25:1. Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Гоcпода, не поколеблюсь.
«Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая не изнемогу». Водясь простотою, говорит Пророк, не причинив никакого зла Саулу, и так жестоко изгнанный, умоляю Тебя соделаться Судиею моего дела. Ибо знаю Тебя, Боже, на промысл Твой возложил я свои надежды, и уповаю, что не буду предан в руки гонителям.
Пс.25:2. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое.
«Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое». И отсюда видно, что псалом написан ранее греха, потому что, как живущий в простоте и незлобии, не познавший опытом греха, желает опасных подвигов. Утробами же и сердцем называет помыслы; и о сем говорили мы многократно.
Пс.25:3. Ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей.
«Яко милость Твоя пред очими моима есть». Умоляю подвергнуть меня искушению и разжечь наподобие золота, потому что уповаю на Твою милость, и ожидаю от нея помощи. Ею подкрепляемый, «и благоугодих во истине Твоей». Потом описывает виды благоугождения.
Пс.25:4. Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду.
Пс.25:5. Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду.
«Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду».
«Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду». Столько же, говорит, заботился я об угождении Тебе, что, когда был у людей злочестивых и беззаконных, избегал собраний их и вредных бесед с ними. А сим означает пребывание свое у иноплеменников, с которыми принужден был вместе жить во время бегства, но не соглашался быть с ними сообщником в злочестии и в беззаконии.
Пс.25:6. Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи.
Пс.25:7. Чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
«Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи»:
«Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя». Посему весьма гнушаюсь их суеверием, желаю же видеть жертвенник Твой, Господи, внимать ушами моими Твоим песнопениям и научать неведующих величию чудес Твоих. А сказанное: «умыю в неповинных руце мои», подобно тому, что сделано Пилатом, который, не восхотев стать сообщником в иудейском убийстве, умыл руки, и самым делом показал удаление свое от совершаемаго Иудеями. Посему, говорит Пророк, как неповинный и не имеющий никакого с ними общения, смело умыю и руки.
Пс.25:8. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
Пс.25:9. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными.
Пс.25:10. У которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
«Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея».
«Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой».
«Ихже в руку беззакония, десница их исполнися даров». Вместо слова: «благолепие» Симмах употребил: «чертог»; а вместо слов: «мужи кровей», «мужи убийцы». Как можно скорее, Владыка, говорит Пророк, избавь от пребывания с ними меня, возлюбившаго дом Твой, источающий лучи благодати Твоей, чтобы не погибнуть мне вместе с людьми злочестивыми, любителями даров, убийцами, жертвующими правдою. И сим Пророк опять дал разуметь, что говорит об иноплеменниках; а домом Божиим наименовал скинию, потому что божественный храм не был еще построен. Почему и присовокупил: «место селения славы Твоея».
Пс.25:11. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.
Пс.25:12. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
«Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя».
«Нога моя ста на правоте». Но пока и с ними живу, вожусь я простотою веры, и доныне удалялся от всякаго порока, и утвердив ноги свои на правоте благочестия, стоял безопасно и твердо. Умоляю же о том, чтобы до конца сохранить мне сию твердость; а сие будет, если избавлюсь от сожительства с ними.
«В церквах благословлю Тя, Господи». Отсюда всего яснее дознаем, что псалом изречен о самом Давиде; потому что Пророк, пророческими очами предвидя изменение вселенной, дает обещание чрез написание псалмов во всех церквах по вселенной песнословить и благословлять Бога. И сие пророчество исполнилось, потому что по всей земле и на море великий Давид устами благочестивых песнословит благодетеля Бога.