Источник

Глава 47

Иез.47:1. Оттуда взяв меня снова, введе мя ко преддверию храма, и се, вода исхождаше из непокровеннаго храма на восток, яко лице храма зряше на восток, и исхождаше вода от страны десныя храма, от юга к жертвеннику.

Так наученный о жертвах, и дознав, как должно прообразовательно приносить жертвы о грехе, Пророк слышит учение об истинном очищении душ водою и Духом. Видит же, что вода сия, исходя от дверей храма и проходя чрез жертвенник, по северной стороне течет на восток. Ибо спасение язычникам от иудеев, и от Давида по плоти Христос, явившись из девической утробы, как бы из божественных неких преддверий, – дарует вселенной возрождение водою и Духом. Сие предвозвещает и блаженный Исаия, говоря: и будет в тот день, «яко река текущая славная в земли жаждущей» (Ис. 32, 2). И блаженный Захария, предвозвестив спасительное страдание и наступившую тьму (ибо говорит: «не день и не нощь, и день той знаем Господеви» (Зах. 14, 7), то есть не полный день и не полная ночь, потому что среди дня стала тьма), присовокупил: «в день он изыдет вода жива из Иерусалима, пол ея в море последнее, и пол ея в море первое» (Зах. 14, 8). А сим изображает восток и запад, под которыми разумеется целая вселенная. Сказует же и время источения: «в жатву и весну будет тако» (Зах. 14, 8). Сие и Господь говорите Самаряныне: «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет источником воды живой, текущия в живот вечный» (Ин. 4, 14); и в другом месте: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:37, 38). Богомудрый Иезекииль видел, что вода сия истекла из преддверий храма, потому что даруемые нам блага предречены законом и Пророками, и прошла чрез жертвенник, потому что иудеи послужили для нее только местом прехождения и, оставшись в неверии, не восхотели принести плодов веры, и потекла к язычникам, и орошает великий и прекрасный сад церквей.

Потом Пророк, говорит, что видел, как некто «измери тысящу мерою, и прейде водою до глезн», снова отмерил такое же расстояние, и перешел водою «до колен», отмерив же в третий раз, перешел водою «до чресл», а когда в четвертый раз отмерил столько же, сделался поток весьма великим, и невозможно было перейти оный, «яко кипяше вода, аки шум поточный, его же не прейдет» кто (Иез.47:3–5). А сим научил нас, что евангельская проповедь вначале немногих приведет ко спасению, потом умножит число их вдвое и втрое, после же наполнит вселенную, по пророчеству, в котором сказано: «наполнится вся земля ведения Господня, аки вода многа покрыти моря» (Ис. 11, 9). Надлежит же знать, что измерил четырехкратно и отложил меру равночисленную божественным Евангелиям. Думаю же, что четвертая мера означала Евангелие богомудрого Иоанна, заключающее в себе недоступное и непроходимое для людей богословие. Ибо какой ум прейдет это: «в начале»? кто преступит cие «бе»? Почему и сказал Пророк, что исходит кипящая вода, «аки шум поточный, его же не прейдет» кто. Вскоре, и даже в то же самое мгновение, говорит он, показал мне на берегу воды дерева, приносящие плоды всякого рода, и дерева сии были на том и другом берегу, потому что по действию воды сей люди произращают не только веру в Бога, но и дела по Богу.

Иез.47:8. И рече ко мне: вода реки, текущая в Галилею, яже на восток, и нисхождаше к земле невозделанной, и грядяше до моря к воде исхода в море.

И это можно в точности найти по истории, ибо спасительная проповедь сперва перешла в Галилею, оттуда же в невозделанную и чуждую благочестия страну языческую, простерлась и до волнующегося моря племен варварских. Присовокупляет же Пророк, что она освятит воды, потому что еллинские и баснословные учения уготовит на служение божественной проповеди, и болезнетворные оные воды, освящаемые сими водами, будут доставлять здравие.

Иез.47:9. И будет всяка душа животных вреющих на вся, на няже найдет тамо река, жива будет.

Ибо всякий, воспользовавшись спасительными водами, улучит спасение. Сказует же, что вода сия соделается наполненною рыбою, и будет иметь многих рыбарей; ибо много будет и уловляемых сими водами во спасение, много и поставленных на уловление сей добычи. А сказанное (Иез.47:10) от «ингадда до ингалима» означает веселие после искушений и скорбей, ибо «ингадди» значит искушение очей, а «ингалим» – глаз тельца, который приносится в жертву, и разрешает грех, или влечется под ярмо и назначается для земледелия. «Сушило» же «мрежем» означает, не только множество, но и тщательность рыбарей. Ибо не оставят они рыболовства, но там и покоиться будут. Сие-то упокоение названо «сушилом мрежам», потому что рыбари, прекращая рыбную ловлю, обыкновенно развертывают и сушат сети. Сказано: «о себе будет», то есть удаляемая от нечестия и спасаемая душа. Сказует же, что множество рыб подобно, не реке, но великому морю; ибо народ новый не равночислен народу первому, но уподобился морю народов, и наполняет вселенную. К сему присовокупляет Пророк:

Иез.47:11. И во исходе, ея, и во обращении ея, и в возвышении ея, мелины не исцелятся, в соль вдадутся.

И сие, как видим, исполняется в настоящее время; ибо, когда возросли мы до множества, впали в нерадение. Согласно сему предвозвестил и Владыка, ибо говорит: когда умножится беззаконие, «изсякнет любы многих» (Мф. 24, 12). Посему людей поверхностных, наружно только приемлющих проповедь, каковы весьма многие из нас, называет «мелинами», потому что мелины не глубоки, на поверхности только имеют воду. Посему сказует о таковых, что не получат исцеления, но и при сем не бесполезны будут для других, потому что наказуемые для других послужат поводом к пользе. Почему и сказано: «в соль вдадутся», ибо улучшает несколько нас и исполняет пользы, не слово только учительное, но и наказание, налагаемое за грех. Так предвозвестив о том, что будет с нерадивыми, Пророк снова описывает плоды рачительных и святых и говорит, что у них ничто не бесплодно, но все пригодно в снедь. Кроме же плода, сказано,

Иез.47:12. И лист его не опадет, не обетшает у него, не оскудеет плод его, новости своея в месяцы его первый плод принесет, ибо воды их сия от свя тых исходят, и будет плод их в снедь, и про зябение их во здравие,

то есть все сии древа всегда приносить будут ядомый плод, не однажды в год, но помесячно, потому что святые не в праздники только благочестивы, но всегда пребывают хранителями Божиих законов. Да и листья, сказано, не опадут с них, потому что делание добродетели сопровождается у них благодушием. «И плод их» всецело «в снедь», ибо удивляемся обыкновенно подвижникам добродетели. «И прозябение их во здравие», ибо рассуждая, сколь великое благо жизнь по Богу, приобретаем от того пользу и достигаем здравия по Богу.

После сего Пророку сообщается сведение о пределах Израиля (Иез.47:17–22). С севера, сказано, путь есть «Имаф среде предел Дамасковых». Имафом называют Епифанию, а иные Емессу; в божественном Писании известны два города одного именования, ибо говорит: в Имаф великий. С востока же сказует пределом Иордан, «еже на востоки фиников», а с юга «до вод» прекословия, как сирский толковник перевел слово: «Мари моф». С запада же пределом море. И землю сию повелел Бог разделить не только ведущим род от Израиля, но и пришельцам, живущим среди них, "иже, – как сказано, – родиша сыны посреде вас». И в каждом колене живущие пришельцы, сказано еще у Пророка, да получат наследие вместе с самым коленом.


Источник: Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Москва : В тип. В. Готье, 1855-. (Творения Святых Отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии). / Ч. 6. - 1859. – 776, II, II с. / Толкование на пророчество божественного Иезекииля. 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle