«Толкование на пророка Иезекииля» написано блж. Феодоритом Кирским в 30-40-х гг. V в. и представляет собой последовательное изложение всех 48-ми глав этой пророческой книги.
Блж. Феодорит различает христианский и иудейский подходы к пророческим книгам Ветхого Завета, используя образ телесного и духовного зрения. Духовное око способно познавать «различие между Божественными и человеческими» вещами в том случае, когда оно «свободно от неверия». Когда же оно «слепотствует по своей воле», то лишается присущего ему по природе видения. Именно такое несчастье и произошло с иудеями. Об этом предрекали пророки, говоря, что язычникам будет даровано «обетование благ», у иудеев же оно отнимется.
Видения пророка Иезекииля рассматриваются как знамения Божьего присутствия и предзнаменования о будущем спасении. В толковании содержится анализ такой символики и образов, как колесницы, сухие кости, храмовые видения. Их значение связано с выражением Божьей славы, милосердия и обещания восстановления Израиля.
Блж. Феодорит подчеркивает преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Страдания народа и их надежда на восстановление находят свое завершение в искупительной жертве Спасителя.
Глава 46
Повелевает врата, обращенные к востоку, в продолжение шести дней недели оставлять затворенными, а в субботу отверзать на весь день. А когда, сказано, иереи приносят жертву за первосвященника, сам он да стоит у сих врат, и по принесение жертвы, став в преддверии, да «поклонится, и изыдет» (Иез.46:3), весь же народ, стоя пред сими вратами, да приносит поклонение Богу и в субботы, и в новомесячия. Всесожжение в субботы да приносит первосвященник, ибо он у Пророка называется «старейшиною» (Иез.46:4). Сказует же и число иереев, а также научает, что должно приносить в новомесячия. Жертву из семидала называет: «манаа» – так перевел и сирский толковник.
Повелевает еще, входящим для поклонения Богу на внешний двор, если вошли вратами северными, выходить южными, а если вошли сими последними, выходить противоположными, чтобы, входя и выходя без всякого замешательства, приносить поклонение Богу. В это время должен присутствовать и первосвященник, чтобы поклонение совершалось с большим благоговением. В субботы и другие праздники повелено отворять для всего народа дверь восточную. А если первосвященник вознамерится принести Богу добровольную жертву от своего избытка, то, в какой бы день не вознамерился приносить жертву, позволительно ему отверзать cию дверь, потому что, как сказано, приносимая им жертва будет подобна жертве субботней. Если первосвященник из отделенной ему земли вознамерится дать часть которому-либо из сынов, то право владения получивший сохранит навсегда, а если даст рабу, то раб будет иметь право владения только до лета отпущения, а в так называемый седмичный год возвратит наследие первосвященнику, потому что участок сей уделен одному священническому роду, а не надлежит делать обиду народу, когда дети лишатся родительского наследия и останутся без земли, в замен отнятого снова выделяя священнику другую землю. Поэтому наследником земли отделенной священникам да будет род.
Показал же мне, говорит Пророк, и другое место, находящееся к западу по близости северных храмин, и сказал, что оно отделено иереям для варения, «да варят, яже за неведение, и яже за грехи, и да пекут тамо манау» (Иез.46:20), потому что, как сказано, однажды отделенное и освященное непозволительно делать общеупотребительным, вынося это вон. Видел же, говорит Пророк, и другие меньшие дворы, расположенные вокруг двора большого: каждый имел тридцать в длину, а в ширину сорок локтей. Построены при них и жилья, названные преградами, в которых повелевалось варить народные приношения.
