Источник

Послание 8(67). К братиям, находящимся в ссылке и темницах117

Феодор всем братствам или общинам, повсюду рассеянным за Христа, с находящимися в темницах и ссылке, желает о Господе радоваться.

«Благодать вам и мир», скажу словами апостола, «от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа», Надежды нашей (Гал.1:3), за Которого и ради Которого вы терпите это гонение, скорбь и притеснение, удаление в пустыни и ссылку, заключения под стражу и мучения и все прочие ежедневные бедственные обстоятельства и события. Поэтому, возлюбленные братия мои, желая доставить вам какое-нибудь утешение в связи с отсутствием смиренного лица нашего, мы посылаем это послание, извещая, что мы «непрестанно вспоминаем о вас» в смиренных «молитвах» наших (Рим.1:9,10), вспоминая и представляя себе каждого из вас.

Со слезами и воздыханиями воздевая руки к Богу, молимся о том, чтобы мы как приняли на себя подвиги за истину и вышли с одним духом и одной душой, как бы из гнезда, из наших священных мест подвижничества, так и пребывали до конца, силой Господа; «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп.2:2). Мы содержим учение истины, проповеданное и написанное перед глазами и для слышания всей твари, именно: поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Преславной и Блаженной Троице, по богословскому учению.

Да исповедуем, что одно из лиц Троицы, Сын и Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, «уничижил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп.2:7), в образе нашем представляется и изображается в телесном виде. Ибо Он есть совершенный Бог и одновременно Человек, настолько же подлежащий описанию, подобно нам, чье естество Он принял, насколько чужд этого по неописуемому естеству Божескому. Ибо «не Ангелов, – говорит Писание, – воспринимает Он», хотя и им свойственно принимать образ, как видели те, кто взирал Духом, «но воспринимает семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям» (Евр.2:16, 17).

Пусть же скажут христоборцы, как возможно семени Авраамову не изображаться на иконе? Как Он, назвавшийся нашим братом, будет во всем подобен нам, если оказывается, что Он не получил свойства описуемости, присущего нам? Тогда Он не будет ни братом, ни подобным нам, поэтому Он и не Человек.

Такое заключение следует из их слов о том, что Христос не может быть изображен на иконе, подобно нам. Так христоборцы разрушают спасительное домостроительство, подобно манихеям, валентинианам и маркионитам, общения с которыми будем избегать, братия, как змеиного яда, заражающего не тело, как говорит в одном месте Григорий Богослов, но глубины души.

Мудрствуя согласно с апостольской и поднебесной Церковью, – настоящая же византийская является еретической частью, которая привыкла часто отделяться от прочих, – мы изображаем Господа нашего Иисуса Христа в телесном виде. Это издревле непрерывно передавалось от самого явления Его апостолам путем переписывания иконы с иконы, равно как и образ Животворящего Креста.

Разве возможно, чтобы Крест, который есть оружие Христа против диавола, изображать, а Того, Кто является Оруженосцем и Победителем сатаны, не изображать. Ибо как может быть изображаемо оружие победоносное и истинное, если оно не имеет представляемого перед глазами оруженосца?

Мы поклоняемся святой иконе Его, поклоняясь как бы Христу, изображенному на ней. Ибо Он родился из чрева Матери Своей Богородицы, имея образ. А если бы это было не так, то был бы каким-нибудь выродком и не получившим образа человеком, о богоборцы! Если же Он родился имеющим образ младенцем, что истинно, как говорит пророк: «Всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» (Исх.13:2; Лк.2:23), то совершенно необходимо следует, что Он может быть и изображаем на иконе. «Слушайте глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть» (Ис.42:18).

Одна только особенность есть во Христе по сравнению с нами, – та, что Он был зачат в утробе Девы без семени и родился без тления, ибо «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет.2:22). Прочее же все, как у нас: Он ел, пил, дышал, рос, ходил, потел, уставал, был распят, умер, хотя, как Бог, в третий день воскрес, имея и после Воскресения наш изображаемый вид, обоготворенный и ставший нетленным в Нем.

В этом виде Он являлся апостолам, с ними ел и пил после Воскресения и был осязаем Фомой, сказав всем принимавшим Его за духа: «осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:39). Так Он и вознесся во славе, так и опять придет в том же виде – в нашем образе, и увидит Его всякая плоть грядущим «с небес, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию» Его (2Фес.1:7–8), с которыми будут мучиться распявшие Его иудеи и не принимающие изображений Его иконоборцы. Это, братия, евангельская проповедь, это – апостольское учение.

Мудрствующие же иначе, напротив, стараются «увести» народ Божий «к иному благовествованию, которое, впрочем, не есть иное» (Гал.1:6–7), предлагая ложные писания, говоря от своего чрева, а не из уст Господних. Ибо обычно к пшенице всегда примешиваются плевелы и к истине прибавляется ложь. Да и как открылась бы истина, если бы не было противоречий? «Но если даже мы, – говорит апостол, – или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8–9).

Излишне было бы мне писать вам, что возможно изображать Богородицу и святых. Ибо глупо было бы говорить, что какой-нибудь человек не может быть изображаем. А отрицающие, что Христос, Который есть Глава тела Церкви может быть изображаем, полагали заодно уничтожить и иконы членов Христовых, так как мы все – «тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:27). Ибо для них является обличением то, что Матерь Божия изображается на иконе, а Родившийся от Нее и питавшийся сосцами Ее и испытавший все, относящееся к телесному пребыванию Его, нет. Их разоблачает и то, что свидетели и слуги будут живописуемы, а Тот, Которому они служили и с Которым общались, не будет изображаем.

Они оказываются даже хуже иудеев, потому что не принимают иконы ни Моисея, ни кого-либо другого из пророков, между тем как иудеи, жившие прежде благодати, принимали священные изображения, будучи подзаконными, а не христианами. А эти так безумствуют, что противоречат и самим себе, и иудеям, и, по сути, не являются ни иудеями, хранителями закона, ни христианами, так как не изображают Христа, Которого признают ставшим Человеком.

Есть такое изречение апостола Петра в истории мученичества святого Панкратия: «Сын Иосиф, вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы видели, какой образ принял Сын Божий, чтобы, увидев, еще более уверовали, взирая на вид образа, и вспоминали о том, что нами проповедано Им»118.

Есть изречение апостола Павла: «о несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» (Гал.3:1)? Есть изречение Василия Великого: «Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбе, Христос»119. И еще: «Чествование образа переходит к первообразу»120. Есть изречение много подвизавшегося Афанасия: «Мы, верные, поклоняемся иконам не как богам, подобно еллинам; да не будет; но только выражаем расположение и усердие нашей любви к начертанию лица иконы». Есть изречение святителя Иоанна Златоуста: «Мне нравилась и картина, сделанная из воска и исполненная благочестия. Я видел на иконе Ангела, прогоняющего тьмы варваров, видел попираемые племена варваров и Давида, который истинно восклицал: «Господи, уничтожь образ их в городе Твоем» (Пс.72:20121. Это и делают ныне иконоборцы с Христом, Богородицей и святыми, – страшно слышать! – уничтожая их святые иконы. Не упоминая об изречениях других, – ибо их много, – и добавив еще одно, я обращу речь к другому предмету.

Есть изречение шестого святого Собора богоносных Отцов: «На некоторых священных иконах изображается агнец, на которого указывает перст Предтечи, принятый в образ благодати и прообразовавший нам в законе истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и тени, переданные Церкви как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение закона. Ради этого, чтобы и искусством живописи очам всех было представлено совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, представлять на иконах в человеческом естестве, вместо ветхого агнца, чтобы так созерцая смирение Бога Слова, мы приводились к воспоминанию жития Его во плоти, Его страданий и спасительной смерти, и таким образом совершившегося искупления мира»122.

Итак, возлюбленные, имея такие свидетельства, вместе с собственным и на самой истине неопровержимо основанным убеждением, как показано выше, «бодрствуйте», увещеваю вас, «стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13), «не страшитесь ни в чем противников», так же, как и ложных братий, обольщенных и обманутых, «это для них есть презнаменование погибели, а для нас – спасения. И сие от Бога». Ибо написано: «Ибо вам дано ради Бога, ради Христа, не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне», грешном, «и ныне слышите о мне. Стойте в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.1:27–30, 2:12), дабы мне, грешнику, слыша о вас, радоваться.

Смотрите на сатану, смотрите на дерзость его, смотрите, чтобы кто-нибудь не оскорбил чем-нибудь Бога. Ибо этот великий дракон весьма хитер и многоопытен. Где он не может погубить посредством веры, там старается падением произвести то же зло в нас самих через закон греха, противящийся закону ума нашего. Он, «как лев, рыкает, ищет, кого» похитить, обольщает, воспламеняет огонь, старается сжечь дом души (1Пет.5:8). Но мы имеем от Бога средства для изгнания его: воду в голове – источник слез, прошения, молитвы.

Во всем пусть будет страх Божий, приковывающий и пригвождающий плоть нашу. Нигде пусть не обитает ни зависть, ни вражда, ни тщеславие, ни какое-либо из дел тьмы. Страсти пусть тотчас изгоняются, пока они не укрепились, пока не вселились и не заразили душу, ибо потом трудно будет истребить их. Подвижники воздерживаются от всего, «так бегите, чтобы получить» награду (1Кор.9:24). Младшие повинуйтесь старшим; «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14:33).

Настоятели, божественно любите подвластных, и не по властолюбию, но по добродетели и благости требуйте подчинения и послушания. Не отдаляйтесь друг от друга, меняя много мест и нигде не получая пользы. Евангелиста Марка Павел не хотел брать с собой, как написано, за то, что он не пошел вместе с ним, но возвратился домой раньше (Деян.15:38). Не тем ли более мы должны довольствоваться своим состоянием? «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор.7:24).

«Очистим себя, возлюбленные, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1). «Держите предания, которым вы научены» (2Фес.2:15), наставляйте друг друга, всегда помните о смерти. Итак, молитесь, увещеваю вас, о всех.

«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим.12:14), переходя с места на место, «терпя лишения, скорби, озлобления, скитаясь по пустыням и горам», а может быть, скрываясь и «в ущельях земных» (Евр.11:37, 38). Хвалитесь, что это вы терпите за Христа, что вас «весь мир не достоин». Потерпите, дети мои, потерпите немного, придет Господь, Раздаятель венцов, Мздовоздаятель, сонаследниками Которого быть обещано нам, – «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

Всегда молитесь о мне, несчастном, чтобы укрепилось сердце мое и я мог перенести постигающие нас бедствия даже до смерти, чтобы не отверг меня Христос за недостоинство мое, чтобы мне всячески очиститься от всякого зла. Теперь я живу, возлюбленные, тем, что вы стоите в Господе. «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы; не вы ли» и в настоящем веке, и в будущем (1Фес.2:19)? Так, вы – услада любви и утешение мое.

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока» (1Фес.5:23). Верен Бог наш, и Он совершит это, братия. «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2Кор.13:12). Приветствие от меня, смиренного Феодора, всем чадам моим, из уст моего сердца. Приветствуют вас находящиеся со мной братья. Благодать с духом вашим. Аминь.

* * *

117

Написано в 814 году.

118

Четьи Минеи. Июль 9. Acta Sanct. April, 1. Pag.237–243.

119

О мученике Варлааме. Творения в русском переводе. Т.IV. С.258. М., 1842.

120

К Амфилохию о Св. Духе. Творения в русском переводе. Гл.18. Т.III. С.244. М., 1891.

121

Творения в русском переводе. Т.VI. Кн.2. С.711. СПб. 1900.

122

Трулльского собора правило 82.


Источник: Послания / Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, [6] с.; Кн. 2. - 503 с.

Комментарии для сайта Cackle