Поучение 64. В среду шестой недели. Об окончании поста и поучение пред отверзением монастыря.
Братия и Отцы! Вот, при помощи Божией, достигли мы и к самому окончанию святого поста. Св. Четыредесятница, как видите, оканчивается. Из Боголюбивых повествований мы знаем, что ныне святые наши отцы собирались в Иерусалим, приходя из пустыни, где они подвизались. Они, как достигшие высокой меры добродетелей, столь же великие и дары душевные приносили всещедрому Богу и владыке нашему; впрочем и ваша любовь принесла ныне Богу благие и досточестные дары; и я радуюсь о добрых делах честности вашей, как о своих; ибо честь сыновняя переходит и к лицу отца. Один из вас принес первую и царицу добродетелей, любовь; другой Богосиянное смиренномудрие; иной Христоподражательное послушание; другой мужество и терпение во бдении и предстоянии на молитвах и пении, а иной терпеливое пребывание в рукоделиях и братских послушаниях. А еще хвалю и много превозношу воздержание в смехе, хранение очей, приличие в походке, мудрость и смирение в словах и ответах, ненависть к дерзости, воздержание от многоядения, устранение излишнего сна, чтение псалмов, и в заключение всего назовем основание добродетелей – блаженное и мученическое отсечение своей воли и самочиния, чего ищет от нас Бог, как Апостольской и истинной жертвы.
Каждую из сих добродетелей человеколюбивый Господь приемлет как благий дар; и я надеюсь на Бога, что из вас нет никого, кто бы явился пред Богом тощ, т. е. ни с чем, но с сими честными дарами. Чрез меня смиренного воздвигли вы, на основании подвижничества вашего, «злато, сребро, камение честное, – т. е. дела добродетели, которые не сгорят, когда будут искушены вечным огнем, как напротив имеют сгореть злые дела, – дрова, сено, тростие» (1Кор. 3, 12), дела греха и злобы. Но так как при помощи Божией в эти немногие дни стяжали мы сии похвальные и душеполезные дела, то будем теперь иметь предосторожность соблюсти их, когда изменятся дни, дабы ничто не погибло из трудов наших, и труды не остались бы тщетными. Но время и дни пусть изменяются по повелению Божию: «вы же, – как говорит Господь Апостолам, – пребудите в любви Моей» (Ин.15, 10). Не будем изменчивы, но утвердимся в лучшем: из искры малой добродетели претворимся в светильник светлый и сияющий, и из звезды, претворившись, соделаемся солнцем. О, дабы никогда не останавливаться нам на пути добродетели, и не увлекаться тем, что вожделенно для мира, что на короткое время услаждает, а бесконечно опаляет и мучит, что предлежит для испытания произволения человеческого, и пред благоговейными и богобоязненными оказывается удобопрезираемо, а пред чревоугодниками и плотолюбцами является велико и удивительно. О, если бы Бог даровал мне слово, выразить желание смиренной моей души, преуспевать вашей любви и с теплым усердием простираться вперед в добродетелях по Богу. Впрочем вы и сами мудры и разумны, и можете научить доброму и себя и других. А мое слово, хотя несколько и уклонилось, но мы возвратимся опять к своему предмету и заключим слово. По чину, который соблюдали мы в прежние дни и до сего времени, совершим предпразднственное торжество Ваий; отверзем монастырь, приимем входящих мирян, окажем им приветствие, и побеседуем с ними, как подобает и как Богу угодно. Все да бывает во славу Божию, дабы и видящие нас сказали, что поистине с таковыми отцами пребывает Бог. Если же окажется потребность и выхода из монастыря по какой-либо нужде, будем иметь ту же внимательность и осторожность. Если так сотворим, то и Пасху великую и священную будем праздновать Богоугодно, и страстям Христовым приобщимся, и светом воскресения просветимся, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.