Михаил, Протопоп Черниговский
Михаил, Протопоп Черниговский, один из первых и искуснейших состязателей о Вере с Датским Принцем Валдемаром. Поводом тому было следующее обстоятельство: Царь Михаил Феодорович, вознамерясь выдать старшую дочь свою Княжну Ирину Михайловну за Датского Принца Валдемара, сына Датского Короля Христирна IV, в 1643 году отправил в Данию Посольство с сим предложением, на таком условии, чтобы Валдемару приехать в Россию и принять Греко-российское Исповедание. Предложение было охотно принято, но последнее условие отринуто. Несмотря на сие, один живший в Москве иностранец, именем Петр Марселев, вызвался вторично отправиться Послом в Данию и убедить Принца приехать в Россию, по крайней мере, для переговоров. Посольство сие было успешно, и Принц под именем Графа в 1644 году прибыл в Москву со свитой и одним своим Пастором, по имени Маттеем Филгобром. Переговоры начались, но никак не могли согласиться о Вере. На сей случай Царь и Патриарх повелели сыскать способных людей из Духовных для состязания с ним. Почему избраны были Благовещенский Протопоп Никита, Черниговский Протопоп Михаил, Успенский Ключарь Иоанн Наседка и при них некоторые другие. Прение началось 1644 года с 28 Майя предложением вопросного Послания от Патриарха Иосифа к Принцу Валдемару о Исповедании Веры. Валдемар дал Патриарху письменный ответ в 20 статьях, с объяснением и доказательствами Лютеранского Исповедания. На ответы сии Патриарх послал к Принцу довольно изрядное по тогдашнему веку и умствованию возражение и обличение. Замечательно при сем то, что Валдемар во 2 и 7 статье своего исповедания, посланного к патриарху, прямо признавал Происхождение Св. Духа от единого токмо Отца. На Патриарховы возражения Валдемаров Пастор Маттей написал новые ответы и прислал оные уже не к Патриарху, а в Посольский Приказ. Против сих-то ответов 1645 года Июля 4 Имянным Указом препоручено было Черниговскому Протопопу Михаилу, Соборному Успенскому Ключарю Иоанну Наседке и Костромской Геннадиевой Пустыни Строителю Исаакию с некоторыми другими написать опровержение. Спор наипаче касался до браков с иноверцами, действительности поливательного у Лютеран крещения, почитание Икон и Святых, силы и важности Священства Лютеранской Церкви и проч. Со стороны Российских поверенных выписано было в опровержение ответов Маттеевых все то, что можно было тогда собрать из Греческих Толкований Священного Писания и Отцов. В спор сей вмешался тогда же еще Польский Посол Кастеллан Гавриил Стемковский, и в Ответной Палате подал Российским поверенным от себя 5 статей о неповторении Крещения, о силе и действительности поливания и проч. Российские поверенные написали также и на сии статьи обличения свои. Но прения тем паче умножились. Между тем Валдемар чрезвычайно роскошью на счет Российского Двора и нескромным поведением начал уже возбуждать всеобщее в народе негодование. Притом, узнано было тогда, что он не законорожденный, а побочный только сын Короля Христирна IV. Стечение всех сих обстоятельств столько тронуло Царя Михаила Феодоровича, что он от оскорбления в том же 1645 году Июля 12, вдруг занемог и в следующую ночь скончался; а Царица Евдокия Лукиановна после его через пять недель. Валдемару вслед за тем было отказано, и он немедленно выехал из России, а потом, вступя в службу к Шведскому Королю, умер в Польском походе. Обстоятельная История о его вызове, приезде и пребывании в России, а также о всех по случаю прения с ним о Вере и о последовавших за тем обстоятельствах, находится между рукописями Московской Патриаршей библиотеки и С.-Петербургской Александроневской. А одна глава из сей книги о Крещении погружением, а не обливанием напечатана в книге о Вере, изданной в Москве при Патриархе Иосифе 1648 года. При некоторых списках находится и полный перевод с Немецкого ответов Валдемаровых.