Слово в неделю пятую по Пятидесятнице90
Братие, благоволение убо моего сердца и молитва, яже к Богу по Израили есть во спасение (Рим.10:1).
Вот чем начиналось ныне чтение апостольского послания. – Апостол Павел заботился не столько о своём собственном спасении, сколько о спасении других. Он скорбел, что его братия и сродники по плоти, Иудеи, не обращались ко Христу: желал и молился, чтобы уверовали в Него и спаслись. Благоволение сердца моего и молитва, яже к Богу по Израили есть во спасение.
Чем начну и я беседу мою с вами, братия, прибыв к вам видети, како подвизаетесь в деле спасения. – И моего сердца благоволение о вас, возлюбленные, подобно благоволению апостола, и моя молитва подобна Его молитве. Желаю всем вам преуспеяния в вере и благочестии, и молю Бога о даровании вам духовных сил. Исполняется ли мое желание, приемлется ли моя молитва, не знаю; но благоволение сердца моего и молитва, яже к Богу по вас есть во спасение.
Апостол в чтенном ныне послании говорит об удобстве приобресть оправдание чрез веру: остановимся и мы на несколько минут на мысли о вере, как условии спасения.
Довольно ли для спасения одного познания Господа Иисуса? Нет. Познание только предшествует вере, как лист перед цветом. Состоит ли вера в одной уверенности ума в истине и святости того, чему учит нас Иисус Христос и словом и делом? Нет. Уверенность есть только цвет древа, а не плод. Сердцем веруется в правду. Надобно, чтобы истина Божия проникала в самое сердце и постоянно осуществлялась в святой жизни.
Из нынешнего чтения апостольского не видно, чтобы вера, оправдывающая человека, соединена была с добрыми делами. Сердцем бо веруется в правду, говорит апостол (Рим.10:10). Но вера сердца не есть вера мёртвая. Не она ли исповедует Иисуса Господом? – Не она ли в сотнике просит Иисуса об исцелении отрока? В жене кровоточивой прикасается края ризы Христовой? В жене хананейской сравнивает её с псами, питающимися от крупиц падающих? В слепых вопиет о прозрении? – Подлинно, вера сердца есть вера живая. Тот же апостол говорит: о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема (Гал.5:6). Следственно, кто верует сердцем, тот и любит, в кого верует: вера сердца есть любовь; а где любовь, там и жизнь, там и дела.
На что дела, может помыслить кто, вообразив, что вера во Христа уже оправдала нас в святом Крещении? –Возлюбленный! Здраво ли мыслишь, усвояя себе веру, которой ты ещё не имел, быв младенцем? – Тебя принесли к купели крещения, как расслабленного ко Христу; и тебе даровано оправдание и спасение по вере восприемников. Здраво ли мыслишь, почитая добрые дела излишними в деле твоего спасения? – Тебе даровано всё нужное к жизни и благочестию, и от тебя потребуют отчета в употреблении дарованных сил. Здраво ли мыслишь, отнимая у Бога Его правосудие? Неужели Он удостоит всех равно одной славы и блаженства, потому только, что всё равно оправдались верою во Христа? – Неужели порок и добродетель сядут рядом в Царстве Небесном. Прочитай евангельскую притчу о призванных на брачный пир к Сыну Цареву, и вникни: что это за одежда, в которой пришёл один из призванных и которая не понравилась Царю? – Это одежда из грехов и пороков (Мф.22:1–14). Прочитай притчу о десяти девах (Мф.25:1–13) и размысли, что это за елей, которого не взяли с собою пять юродивых дев, идя на встречу жениху? – Это любовь, которой недоставало в их вере. Прочитай притчу о талантах и рассуди, за что получивший один талант осуждён и ввержен в тьму кромешную? За то, что не только не приумножил своего таланта, но ещё и скрыл его в земле (Мф.25:24–30). Посмотри на страдальца Лазаря, на лоне Авраамовом, и на жестокосердого богача, во аде и в мучительном пламени... – Это притчи, скажешь? – Но притчи суть точные изображения вещей невидимых. – Выслушай, что говорит Сам Господь: приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими; и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф.16:27). Притча ли это? не прямо ли, не явственно ли выражает, что твоя вера без добрых дел мертва? – И для чего оставлены нам заповеди, если дела не нужны? На что было возлагать на нас крест самоотвержения, коли одна вера спасает? Видно, одной умозрительной веры мало к нашему оправданию. И подлинно, Авраам, отец верующих, не делами ли оправдался, возложив сына своего Исаака на жертвенник? Вера содействовала его делам, и делами совершилась вера (Иак.2:21–22).
Дело спасения нашего начинается в возрождении, и совершается до конца нашей жизни. Благодать вводит нас в мир с Богом, соделывает нас Его сынами, и облекает во Христа. Не должны ли мы беречь эти дары и сохранять в целости, в чистоте и святости? – Трудно сохранить в немощной плоти, скажешь! – Но трудно ли жить, мыслить, чувствовать, говорить, ходить и проч. – Дайте вере простор в сердце. Пусть она мыслит в вас, чувствует и действует; и тогда увидите, что жить верою, как жил апостол Павел, не трудно. Если бы Царь подарил тебе какую драгоценность, стал ли бы ты жаловаться на то, что она требует твоего внимания, дабы не испортилась, забот, дабы не похитили. – Если для сбережения земного сокровища забываем все трудности и неудобства, то не грешно ли жаловаться на труды, коих требуют от нас дары благодати? – Надобно сохранять для них заповеди Христовы? – Что ж? – Заповеди Его тяжки не суть, говорит св. Иоанн (1Ин.5:3). Надобно взять на себя иго и бремя Христово? – Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, говорит Сам Христос (Мф.11:10). – Возлюбленные! И моего сердца благоволение о вас, да возрастёт во спасение, и моя молитва к Богу, да совершит Он силу свою в ваших немощах. Аминь.
* * *
Произнесено июля 11, 1837 г. в Слуцке; повторено в Житомире 24 окт. 1843 года, по случаю посещения этого города.