Источник

Глава вторая. Песненные часы

Преемственная связь службы дневных часов с ветхозаветным общественным и частным богослужением естественно предполагает и заимствование основных элементов часовой службы у древних евреев. В действительности так и было.

1. Древность песненных часов

Ветхозаветное богослужение, за выключением жертвоприношений, состояло из молитв, псалмопения и чтения св. Писания. Эти же части всегда входили и в состав христианского богослужения. Молитвы (Деян. 1:24; 2:1; 4:31; 12:12) вместе с пением псалмов (1Кор. 11:20; 14:26) и чтением св. Писания (Колос. 4:16) употреблялись уже при апостолах. Но в христианском богослужении эти ветхозаветные формы наполнялись новозаветным содержанием и всецело были проникнуты благодатным духом учения Христова. – Молитвы, псалмопение и чтение постоянно чередовались между собою, и в этом состоял древнейший чин христианского богослужения. Так именно было при Тертуллиане. «Более усердные в молении, – говорит он, – обычно к молитвам присоединяют Аллилуиа и псалмы таким образом, чтобы заключительными словами их могли отвечать присутствующие»52.

Уже и в этом простом иудео-христианском строе богослужения можно различать существенные элементы известного в литургической науке «песненного последования» (ἀσματικὴ ἀκολουϑία), которое было в употреблении на православном Востоке, по крайней мере, до XIII века53. Песненный тип часов сохранился до настоящего времени в древних Типиконах54 и Евхологиях55. Отражение этого строя заметно отчасти и в чине нынешних часов.

Все службы песненного строя характеризуются, главным образом, двумя существенными признаками: во-первых, обычным чередованием трех начальных псалмов – антифонов с таким же числом молитв и, во-вторых, преобладанием певческого исполнения56. Из менее важных признаков следует отметить произнесение ектений и чтение молитв отпуста и главопреклонения.

Эти особенности, свойственные до некоторой степени еще ветхозаветному богослужению, были издревле присущи и богослужению христианскому. Так, в нем преобладало певческое исполнение. В частности, христианская древность и не знала другого исполнения псалмов, кроме псалмопения, вполне соответствующего самой песненной природе псалмов (ὁ ψαλμὀς – песнь, ψάλλειν – петь). То же следует сказать и о прочих составных частях древнехристианского богослужения, исполнявшихся певчески, за исключением чтения св. Писания и произнесения ектений. По заповеди Апостола, первые христиане обычно «научали и вразумляли друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, поя и воспевая в сердцах своих Господеви» (Ефес. 5:19; Колос. 3:16). Даже молитвы они произносили иногда, «единодушно возвысивши голос к Богу» (Деян. 4:24), т. е. певчески. Издавна была знакома христианам и другая особенность «песненного последования», т. е. антифонное пение псалмов, чередовавшееся с чтением молитв. Мы знаем об этом из приведенных выше слов Тертуллиана. И весьма вероятно, что строй служб времени Тертуллиана был именно трехъантифонным, в честь и славу Св. Троицы, во имя Которой, – по мысли Тертуллиана, – мы должны постоянно молиться. Да и вообще трехчастный состав и трехчастные подразделения всегда находили самое широкое применение в христианском богослужении57. – Судя по ходу речи, Тертуллиан в своих словах имеет в виду, главным образом, службу дневных часов. Этим устраняется всякое сомнение в том, что богослужение дневных часов в древности имело песненный строй.

Так рано зародившийся песненный тип часовой службы оставался в общецерковном употреблении до тех пор, пока его место не занял нынешний чин часов, развившийся, правда, на основе того же песненного строя, но под сильным влиянием особенностей монастырской практики.

Из находящегося в Постановлениях Апостольских описания различных церковных служб можно заключать, что в состав этих служб входили все существенные элементы песненного строя. Так, здесь мы встречаем пение псалмов, сопровождаемое чтением молитв; при чем количество псалмов-антифонов точно не определено, и допускается даже пение одного псалма (VIIІ, 35, 37). В конце каждой службы, по Постановлениям, полагается чтение молитв отпуста и главопреклонения (VIII, 37, 38, 39); что также относится к особенностям песненных служб. Часы в Постановлениях Апостольских не выделяются из общего состава суточных служб (VIIІ, 34), а потому, нужно думать, и строй их был общим, песненным, с молитвами главопреклонения и отпуста в конце.

Количество псалмов и молитв, не совсем ясно указанное в Постановлениях, определяется вполне точно y преп. И. Кассиана. По его словам, «в монастырях Палестины и Месопотамии и всего Востока молитвословия каждого часа, согласно древнему установлению, состояли из трех пcалмов и молитв»58.

Но вполне ясно и раздельно песненный строй церковных служб представлен у паломницы конца 4-го века, Сильвии Аквитанской, в описании богослужения иерусалимской церкви. Из этого описания видно, что в конце 4-го века в Иерусалиме господствовал песненный строй служб; характеризуется он пением гимнов и антифонов, перемежающимся с чтением молитв. При этом обычно пели по три псалма, или антифона, и, соответственно числу антифонов, читали столько же молитв. По крайней мере, в таком именно виде представляется полночная служба в воскресение. «Как только войдет народ (в храм Воскресения), – рассказывает паломница, – кто-либо из пресвитеров поет псалом, и все отвечают; затем произносится молитва. После этого поет псалом кто-либо из диаконов, и подобным же образом произносится молитва; поется и третий псалом кем-либо из клириков, произносится третья молитва, и совершается поминовение всех»59. В конце службы епископ читаешь молитву главопреклонения, предваряемую соответствующим возгласом диакона, и благословляет предстоящих; «после чего бывает отпуст, и все начинают подходить к руке епископа»60.

Приблизительно так же совершается псалмопение и читаются молитвы на всех службах, не исключая и часов. «В шестой час, – пишет Сильвия, – все подобным образом (т. е. так же, как и утром) сходят в Воскресение, поют псалмы и антифоны, пока не известят епископа; он так же (similiter) сходит, и не садится, а тотчас идет за преграду в Воскресение, то есть в пещеру, где был и утром, и затем так же прежде всего читает молитву, после чего благословляет верных, и затем, когда выходит из преграды, все подобным же образом подходят к его руке. То же делается и на девятом часе, что на шестом», – замечает паломница о буднишнем богослужении61. В другом месте она делает такое же замечание о службе третьего часа (tertia), который в иерусалимской церкви того времени совершался только в дни 40-цы62. – Об особой службе «первого часа» паломница не упоминает. Служба эта, видимо, входила, как отдельная часть, в состав длинной полночно-утренней службы. В полночно-утренней службе наша писательница, – как мы уже и раньше говорили, – довольно отчетливо различает три части: во-первых, службу до пения петухов, или иначе – полунощницу; во-вторых, службу после пения петухов – петлоглашения, или, собственно, утреню – gallicinium; и, наконец, в-третьих, службу на рассвете, под которой разумеется, очевидно, первый час. Время отпуста этой последней службы как раз совпадало с первым часом дня; это видно из того, что промежуток между отпустом утрени и окончанием третьего часа паломница считает равным трем часам, – столько именно, по ее словам, продолжалось оглашение просвещаемых, совершавшееся в данный промежуток времени63.

Что касается содержания часовых антифонов и молитв, то оно вполне соответствовало месту, времени и обстоятельствам воспоминаемых событий. На это неоднократно и с особенною настойчивостью указывает паломница. «Особенно выдающимся между всем другим совершающимся, – говорит она, – является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходящие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днем, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается»64.

Итак, судя по описанию Сильвии Аквитанки, песненный строй часовых служб к концу IV века уже вполне сформировался в практике иерусалимской церкви. В построении этих служб совершенно ясно различается и свойственный песненным последованиям трехъантифонный состав псалмов, и чтение пяти молитв (трех антифонных, одной главопреклонения и одной отпуста); иногда присоединяются к ним также молитвы об оглашенных и верных. В исполнении псалмов и молитвословий преобладает пение; а все вообще построение служб отличается простотой и естественностью65.

Установившийся в самое древнее время чин песненных часов десять слишком веков (до XIII–XIV в.) употреблялся в церковно-богослужебной практике и только постепенно, шаг за шагом уступал свое место позднейшему, нынешнему строю, передавая ему вместе с тем в наследие и некоторые свои отличительные особенности.

2. Чин песненных часов

В известных нам древнейших литургических памятниках нет полного чинопоследования песненных часов. В древних Евхологиях сохранились одни только молитвы; указания же Типиконов не отличаются ясностью и полнотой. Тем не менее и эти данные в высшей степени ценны для нас; а взаимное сопоставление их между собою дает возможность составить более или менее цельное представление о песненных часах.

Сведения, заимствованные нами из «Паломничества», находят себе подтверждение в родственном ему иерусалимском святогробском Типиконе (1122 г.), наличный состав которого вполне уже определился в IX–X в. – и даже раньше66. Этот памятник с несомненной достоверностью свидетельствует, что иерусалимская церковь была хорошо знакома с песненными часами; в нем употребляется и самое название «песненный» – ἁσματικός. Так, святогробский Типикон, при изложении богослужения страстной седмицы, всякий раз замечает: καὶ ψάλλομεν τήν ϑ́ ὣραν ἀσματικῶς (κατὰ τό ἕϑος). К сожалению, памятник, несомненно, имея в виду общеизвестность песненного чина, излагает песненное последование 9-го часа сокращенно.

– Во святый и великий понедельник вечером, – говорится здесь, – поем 9-й час во храме св. Константина. Стихологии не бываете, а поют «Приклони, Господа» (Пс. 85), на 8-й глас. Песненно (ἀσματικῶς) таким образом начинает диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословенно царство». Тотчас василикарий: «Приклони, Господи, ухо Твое. Слава Тебе, Боже». И по окончании всего псалма диакон произносить ектению (συνάπτει); затем: «Иже в девятый час» и богородичен «Иже нас ради». Далее – прокимен, чтение из кн. Исход, (второй) прокимен и чтение из кн. Иова. Потом произносят «Не предаждь нас до конца», Трисвятое, и начинают вечерню67. –

Еще короче говорится о песненном чине 9-го часа в следующие дни – вторник и среду68.

Изложенный чин мало разнится от обычного чина часов. Особенность составляет только песненное исполнение начального псалма и произнесение ектении. Нет здесь ни трех антифонов с ектениями и молитвами, ни молитв отпуста и главопреклонения. Очевидно, кроме краткости изложения, в данном случае сказалось также и происшедшее уже видоизменение в составе самого чина.

О существовании, наряду с этим, более полного и целостного чина песненных часов свидетельствуют описанные проф. А. А. Дмитриевским Евхологии: Син. № 958 (X в.), Париж. № 213 (1027 г.) и другие, а также славянские рукописи: Синод. № 371/675 и М. Д. А. № 18369. Во всех этих Евхологиях приводятся только молитвы песненных часов; но и по молитвам можно судить о построении служб. В частности, во всех без исключения Евхологиях строго выдержан трехъантифонный строй часов; для каждого часа указываются три антифонные молитвы, одна молитва отпуста и одна молитва главопреклонения. Кроме того в некоторых памятниках положена еще 6-я молитва – заамвонная; а в Синод. № 371 для первого часа указано даже семь молитв, так как между молитвою главопреклонения и заамвонной вставлена «молитва оутренеа». Каждая молитва имеет особый возглас, являвшийся вместе и возгласом соответствующей ектении. Перед молитвой главопреклонения иерей возглашает: «Мир всем»; диакон: «Главы ваша». После молитвы диакон произносит: «Премудрость», а иерей читает заключительную заамвонную молитву.

Наиболее обстоятельное и полное изложение песненных часов, – хотя, нужно думать, не в чистом первоначальном их виде, а уже с некоторыми изменениями, – мы находим в Типиконах позднейшего времени, какими являются рукописи Ватиканской библиотеки, № 1877 (1292 г.) и № 1609 (ХVІ в.), и другие.

Вседневные часы, по этим памятникам, мало отличаются от нынешних. Но служба часов первой и страстной седмиц великого поста обставляется особенной торжественностью; в эти дни совершаются песненные часы. – Вот как, например, описывается служба 1-го часа.

При наступлении дня ударяют в малое било, и все мы собираемся в церковь, и после возгласа иерея: «Благословен Бог наш» – два брата, назначенные петь пред алтарем, тотчас начинают Трисвятое и, далее, обычное начало. Потом следует первый час – однопсалмный; поется 5-й псалом, Слава и ныне, Аллилуия 3-жды; после чего иерей читает молитву, ниц простершись пред жертвенником, а диакон произносит великую ектению, и начинается стихология трех антифонов на 6-й глас. После каждого антифона – Слава и ныне, Аллилуиа 3-жды и малая ектения с соответствующим возгласом. «Заутра услыши глас мой» исполняется с двумя стихами, по великопостному чину. После богородична бывает чтение из Лествицы, и произносится просительная ектения; затем поется; «Стопы моя» и прочее. По «Отче наш» – «Господи помилуй» 12 раз μεγαλοφώνως καὶ σχολαίως (велегласно и косно); предстоящие повторяют его еще 12 раз. Далее – Слава и ныне, «Именем Господним благослови, отче»; иерей возглашает: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» и читает молитву (главопреклонение) 1-го часа, при чем все преклоняют головы к земле. После этого совершается три великих поклона; настоятель произносит: «Слава Тебе, Боже, упование наше», иерей читает молитву (отпуста) и отпускает70.

В таком же порядке совершаются и остальные часы – третий час в свое время, шестой – в пятом часу и девятый с обедницей – в начале седьмого часа. На шестом часе читается пророчество. Тропарь пророчества возглашает сначала певец; хор или народ повторяет, а на «Слава и ныне» поет конец тропаря. После этого псалт снова возглашает весь тропарь, а народ или другой хор еще раз повторяет его. Во время чтения пророчества полагается сидеть. Просительная ектения читается после пророчества и 2-го прокимна71.

Точно так же совершаются часы и на страстной седмице; но вместо чтений из Лествицы, полагается чтение Евангелия εἰς πάσας τάς ὥρας. В пятницу стихологии антифонов не бывает, а ее место занимают обычные тропари св. страстей, по три на каждом часе, со стихами; пение тропарей заключается малыми ектениями72. Тропари св. страстей, со стихами, вполне соответствуют трехъантифонному строю песненных служб, почему в Хлудовской Триоди № 133 и называются «антифонами» (л. 111 и след.).

Подобно часам великого пятка совершаются и царские часы в навечерие Рождества Христова и Богоявления73.

Таким образом, в XIII веке песненный строй часов оставался еще жизненным, хотя употребление его ограничивалось днями первой и страстной седмиц великого поста и царскими часами.

3. Состав песненных часов

Известные нам памятники не говорят определенно, какие псалмы-антифоны употреблялись на песненных часах. Мы знаем, напр., что на первом часе исполнялся иногда 5-й псалом (Ватик. № 1877), а на 9-м – псалом 85-й (Иерусалим. 1122 г.). О прочих псалмах косвенные указания можно заимствовать из молитв.

В песненных службах, по замечанию Симеона Солунского, «возносимые к Богу чрез священника молитвы поют певцы – в псалмах и песнях»74. Поэтому песненные молитвы почти всегда заключают в себе заимствования из соответствующих псалмов-антифонов. Есть такие заимствования и в молитвах песненных часов. Здесь мы встречаем выдержки из псалмов, прежде всего, в молитве 2-го антифона 1-го часа: 5:3–4; 70:8; 89:14–17; 91:2–3; 142:8; затем, в молитве главопреклонения 3-го часа: 16:6; далее, в молитве 2-го антифона и заамвонной 6-го часа: 90:6; 118:120; наконец, в молитве 1-го антифона 9-го часа: 85:17. Из числа указанных псалмов, псалмы 5, 16, 85, 89 и 90 и теперь читаются на соответствующих часах; псалом 91-й положен на междочасии 1-го часа, а пс. 70 ст. 8 исполняется на 1-м часе, в виде особого тропаря. Отсюда с большой вероятностью можно заключать, что на песпенных часах употреблялись те же или почти те же псалмы, что и на обычных часах.

Что касается молитв песненных часов, то в древних Евхологиях, как мы уже знаем, сохранились полные последования этих молитв, напечатанные, между прочим, проф. А. А. Дмитриевским во втором томе его «Описания литургических рукописей».

Здесь для каждого часа указывается пять молитв: три антифонные молитвы (εὐχαὶ τῶν ἀντιφώνων τῶν ώρῶν), молитва отпуста (εὐχὴ τῆς ἀπολύσεως) и молитва главопреклонения (ε. τῆς κεφαλοκλισίας); к ним большею частью прибавляется еще шестая молитва – заамвонная75, а в Синод. № 371 между молитвою главопреклонения и заамвонной на 1-мъ часе вставлена и седьмая «молитва оутренеа» (л. 119). Относительно частнейшего содержания молитв песненных часов коротко можно сказать, что все эти молитвы посвящены уяснению смысла тех воспоминаний, которые связываются с различными дневными часами.

По форме своей, молитвы песненных часов довольно кратки и скорее похожи на часовые тропари, быть может, и развившиеся из такого именно рода молитв. Параллель между тропарями и молитвами, с одной стороны, и – псалмами, с другой, напрашивается сама собою. «Рассмотри внимательно, – говорит Симеон С., – поемые псалмы и соединенные с ними тропари, и найдешь, что их положено по три: три антифона и три тропаря, в честь Троицы, к Которой обращены»76. Слова того же литургиста о параллелизме псалмов и молитв в песненных службах мы привели несколько выше, говоря о псалмах.

Все молитвы песненных часов, судя по рукописным данным, отличаются устойчивостью и допускают лишь незначительные варианты; что, впрочем, можно объяснять и скудостью рукописей, содержащих такие молитвы.

Некоторые особенности в этом отношении представляет рукопись Парижской национальной библиотеки (Coislin.) № 213 (1027 г.)77. К сожалению, здесь сохранились только молитвы первого часа и две молитвы часа третьего; остальные утеряны. Впрочем, этот недостаток вполне вознаграждается славянскими рукописями – Синод. № 371/675 (л. 116 и след.) и М. Д. А. № 183 (л. 44 и след.). В числе молитв первого часа во всех этих памятниках (Париж. 213, Синод. 371 и М. Д. А. 183) указываются две особые, не обычные молитвы, и, кроме того, произведена небольшая перестановка. Именно, на первом месте поставлена молитва первого антифона тритекти («Боже, на херувимех седяй и от серафим славимый»); обычная вторая молитва осталась на своем месте, а первая молитва заняла место третьей молитвы («Свете истинный, рождейся от Отца светов»), которая здесь совсем отсутствует; обычная молитва отпуста («Троице безначальная») заменена молитвою: «Господи, Господи, Твой есть день и Твоя есть нощь». Эта молитва в Барбериновском Евхологии VIII в. следует за молитвою оглашенных на утрене и называется εὐχὴ πιστῶν πρώτη78; славянский текст ее (по рукописи Соловецкой библиотеки № 725) приведен у Н. Ф. Красносельцева79. Вот и все, что можно сказать о молитвах песненных часов.

В состав часов обычно входят еще тропари. Песненные памятники – Иерусалим. 1122 г. и Ватик. № 1877 – упоминают лишь о так называемых «тропарях и богородичных часов»; о тропарях же «по Отче наш» они совершенно умалчивают. Вероятно, эти последние тропари совсем не употреблялись на песненных часах.

4. Славянские данные о песненных часах

Песненные часы встречаются и в наших древнеславянских памятниках, которые сообщают о них даже такие подробности, каких нет в известных нам греческих рукописях. Напр. Хлудовская Триодь № 133, ХIII в., с исключительной раздельностью и полнотой изображает песненное трехъантифонное последование часов великой пятницы (л. 111 об.). В славянских Требниках, как мы уже знаем, можно находить и особое последование часовых песненных молитв. Это последование излагается в двух списках: в рукописи Московской синодальной библиотеки № 371/675 (л. 116 и след.) и в рукописи Московской Духовной Академии № 183 (л. 44 и след.); оба эти списка ближе всего стоят к Париж. № 213. Впрочем, едва ли последование песненных молитв имело у нас широкое распространение. Молитвы песненных служб, «от древних потребник собранные, бяху преведени от греческих книг святейшим митрополитом Киприяном, киевским и всея русии», и предназначались преимущественно для тех, «кто, – по словам переводчика, – произволяет прилежаи подвигу» (М. Д. А. № 183, л. 38).

5. Общественный характер службы песненных часов

В заключение речи о песненных часах коснемся их церковно-богослужебного употребления. Отличительной особенностью песненных часов является то, что они приспособлены исключительно для церковно-общественного храмового богослужения. Об этом свидетельствуют уже самые названия часовых молитв; так, здесь различаются молитвы антифонов, молитвы отпуста, молитвы главопреклонения, молитвы заамвонные. Содержание всех этих молитв, в свою очередь, предполагает участие целого общества верующих. Совершителями песненных часов являются иерей и диакон, участвуют также и певцы. – Все это ясно показывает и неопровержимо доказывает, что чин древнейших песненных часов предназначался исключительно для общественного церковно-богослужебного употребления, и что самая служба часов является органически неразрывной составной частью суточного церковно – общественного богослужения.

К числу песненных часовых служб обычно относят еще и так называемый «чин тритекти», считая его песненным изложением последований третьего и шестого часа вместе. Не предрешая голословно вопроса о взаимоотношении часов и тритекти, подвергнем предварительно тщательному исследованию самую службу тритекти, и тогда занимающий нас вопрос разрешится сам собою.

* * *

52

Тертуллиан, «О молитве», гл. 27 (в переводе проф. Д. И. Богдашевского, изд. К. Д. А., стр. 29).

53

Мансветов, И. «О песненном последовании» (Прибавл. к Твор. св. отцев в русск. пер. 1880, кн. 3, стр. 760).

54

Дмитриевский, А. «Описание лит. рукописей», т. I, Τυπικά, ч. 1, Киев, 1895, стр. 870, 871.

55

Там же, т, II, Εὐχολόγια, стр. 35–39.

56

Мансветов, «О песн. последовании», стр. 754, 762.

57

См. выше, стр. 6. – Сн. Киприан, «Книга о молитве Господней»: «Что касается времен для торжественного совершения молитв, то мы находим, что Даниил и три отрока – посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу. – В самом деле, считая с первого часа до трех, мы имеем вполне троичное число. Также, от четвертого часа доходя до шести, опять имеем Троицу. От седьмого до девятого снова три часа. Таким образом счет по три часа выражает совершенную Троицу» (Библ. творений, изд. К. Д. А., кн. 2, ч 2, стр. 224)

58

И. Кассиан, Inst. lib. III, 3. trinis psalmis et orationibus finiuntur (Corpus, XVII, 1, pag. 32, 34); cf. III, 4 (ibid. p. 39).

59

«Паломничество», гл. 24, стр. 142.

60

Там же, гл. 24, стр. 141 сн. 140, 143, 144 и друг.

61

Там же, гл. 24, стр. 39 и 140.

62

Там же, гл. 27, стр. 47 и 148.

63

Там же, гл. 46, стр. 67, 68: id est ab hora prima usque ad horam fertiam, quoniam per tres horas fit cathecisin.

64

Там же, гл. 25, стр. 144.

65

См. Мансветов, И. «О песн. послед.», стр. 754, 755.

66

См. А. А. Дмитриевский, «Древнейшие патриаршие Типиконы», стр. 63 и след. – Его же, «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X в.», Казань 1894, стр. ХІІ и след.

67

Ἀνάλεκτα ἱεροσολυμιτικῆς σταχυολογίας ὑπὸ Α. Παπαδοπούλου-Κεραμέως. Τομ. Π. ὲν Πετρουπόλει 1894. σελ. 43.

68

Αὺτοϑ. σελ. 60, 69, 76, 77.

69

Сокращения: Александр., Афин., Aфoно-Андр., Афоно – Ватопед., Ватикан., Иерусалим., М. Д. А., Париж., Патм., Син., Синод., Соф., Типогр., Успен., Xлуд. и т. под. = (как объяснено выше во «введении») рукопись Александрийской патриаршей библиотеки в Каире, ркп. Афинской национальной б-ки, ркп. Афоно-Андреевской б-ки, ркп. Афоно-Ватопедской б-ки, ркп. Ватиканской б-ки, ркп. Иерусалимской святогробской б-ки, ркп. Московской Духовной Академии, ркп. Парижской национ. (Coislin.) б-ки, ркп. Патмосской б-ки, ркп. Синайской б-ки, рук. Московской синодальной б-ки, ркп. Софийской б-ки (при Спб. Духовной Академии), ркп. Московской синодальной типографии, ркп. б-ки Успенского собора (при М. синод. б-ке), ркп. Хлудовской б-ки (при. Москов. Никольском единоверч. мон-ре), – и так далее.

70

А. А. Дмитриевский, «Описание литург. ркп.» Т. I, Τυπικά, ч. І стр. 870, 871.

71

Там же, стр. 871, 872 сн. 864, 865.

72

Там же, стр. 846, 847.

73

Там же, стр. 879–881.

74

Писания св. отц. и учит. II, стр. 403, сн. 509.

75

Синайск. библ. № 958, л. 100 об. и № 962, л. 80 об. (Дмитриевский, А. А. «Описание», т. II. Εὐχολόγια, стр. 35–39, 65, 67).

76

Писания св. отц. и учит., II, стр. 508.

77

Дмитриевский А. А., Εὐχολόγια, стр. 1003.

78

Goar, Εὐχολόγιον, sive rituale graecoinm, ed. 2 (1730) p. 55.

79

Kpасносельцев Н. Ф. «К истории правосл. богослужения», (Казань, 1889), стр. 115.


Источник: Последование часов и изобразительных : Ист. исслед. [церк. служб] / Е.П. Диаковский. - Киев : тип. Т.Г. Мейнандера, 1913. - XIV, 302, II с.

Комментарии для сайта Cackle