Беседа двадцать вторая. Страшный час смерти299
Отцы и братья!
За смертью следует вечность. Каждый человек в определённый момент времени разлучится со своим телом, оставит этот мир, и его душа отправится в вечность, к жизни, у которой не будет конца. Человеческая душа будет пребывать вне тела до Второго Пришествия Христова, когда воскреснут на Суд тела праведных и неправедных. Во всяком случае душа по смерти человека разлучается с телом и пребывает в некоем особом состоянии.
Бог посетил нас смертью некоторых горячо любимых и близких нам братий, которых принял в Своё Царствие. Он взял от нас любимого всеми дорого отца Ефрема, одного из нашей братии.
Это первое моё духовное чадо. Он, как всем вам хорошо известно, проводил жизнь свою в добродетели и совершенном послушании. Все мы уважали его; он заслужил доверие всех своей внимательной и добродетельной жизнью и принёс братству большую пользу. Бог призвал его совершенно внезапно, кончина его была подобна мученической.
Суды Божии – бездна. Кто может изведать ум Господень или постичь волю Его?! Он Сам определяет лучшее время для всего. Мы же видим и судим подчас близоруко – в соответствии с тем, в каком духовном состоянии находимся сами; исходя из этого состояния, мы и составляем свои заключения. Бог же, как нежный и чадолюбивый Отец, смотрит на вещи совсем по-другому. Часто Он призывает к Себе людей в молодом возрасте, ещё могущих принести большую духовную пользу, и призывает их раньше того времени, которое определяем мы по своим суждениям. Господь Сам ведает, когда человек готов к переходу в иную жизнь, и именно в это время его и призывает.
Великий святой, архиепископ Кесарийский Василий300, светильник Церкви, если бы прожил дольше, принёс бы много пользы бесчисленному числу человеческих душ и всему в целом христианскому миру. Однако он в сравнительно молодом возрасте – сорока девяти лет – был призван Богом в Небесные обители. Почему так? О том ведает лишь Господь! Спаситель смотрел не на ту пользу, которую тот мог бы принести, если бы прожил дольше; Его заботило, конечно, чтобы эта драгоценная душа была приобретена для Царствия Божия! Что же касается пользы для живущих на земле, то у Него, как у Бога и Отца, есть много других способов позаботиться о ней.
Святой Афанасий Афонский301, игумен Великой Лавры, погиб, упав с лесов в алтаре соборного храма. С его смертью чем-то схожа и смерть нашего отца Ефрема.
Читаем в «Отечнике» как некто пустынник, живший в пещере, дал однажды своему послушнику повеление продать рукоделие:
– Чадо, иди в город, продай рукоделие, купи необходимое и возвращайся назад.
Монах, усердный послушник, спустился в город и оставался в нём несколько дней, которые требовались для того, чтобы продать рукоделие. Как-то он увидел на улице торжественные похороны, пышные и роскошно устроенные: кони, слуги, кареты; блеск и великолепие. Процессию сопровождало много народа, день был солнечный, погода ясная... Послушник изумлялся и спрашивал себя: «Что это за знаменитый человек, которому устроили такие богатые похороны?» Он спросил у прохожего, и тот ответил, что умерла первая в городе блудница. Прошло несколько дней, послушник продал рукоделие и пошёл назад к своему старцу.
Подходя к пещере, он услышал рычание дикого зверя; это был лев, который, пока послушника не было, забрался в пещеру и растерзал старца-подвижника. Тут рассудок его помутился: «Как это возможно, блудницу хоронят с небывалыми почестями, а старец, человек святой жизни, отдаётся на растерзание зверям! Где же Божественная справедливость?!» Послушник решил, что Бог несправедлив, что в жизни всё на самом деле не так, как его учили, и он положил в сердце своём вернуться в мир. И он уже было отправился в мир, но по дороге встретил Ангела, которого послал Бог за молитвы старца. Ангел вопросил:
– Как ты допустил мысль о том, что Суд Божий несправедлив?
– А что я должен думать, когда вижу, какой конец постиг моего старца, человека святой жизни, и те почести на похоронах блудницы?
– Да, может быть со стороны так оно и кажется, но на самом деле Суд Божий иной. Блудница – тоже человек, и она в своей жизни сделала кое-какие добрые дела, а старец прежде, чем приобщиться к подвижнической жизни, ещё будучи мирянином впадал в кое-какие грехи. Блуднице за её благие дела Бог воздал праведное воздаяние и больше ей ничего не должен. Жизнь её была отягощена грехом, и Он должен был по справедливости вознаградить её за то малое добро, что она сотворила. Этим объясняются и почести, и ясная погода, и пышность похорон; теперь Бог ей не должен ничего. А твой старец заплатил за те грехи, которые совершил, пока жил в миру, и по праведному Суду Божию перешёл в вечность светел и чист, не имея ни малейшего пятна на белоснежном одеянии своей души! Лишь только смиренный послушник услышал данное Ангелом объяснение, то попросил у Бога прощения, укорил себя и возвратился к подвижнической жизни на прежнем месте – в пещере своего старца.
Поэтому не нужно спешить делать выводы относительно смерти человека и его поступков при жизни. Бог заботится о спасении не только того, кто отходит в вечность, Он думает и заботится обо всех; Он старается и живых привести к мысли о необходимости исправления. Пусть каждый сам рассудит и поймёт, что всё человеческое есть суета и что в действительности наша жизнь – это сон, мечта. Если она – мечта, то постараемся не сильно заботиться о ней, но пусть каждый старается позаботиться об исправлении собственной совести: сделать так, чтобы она не обличала, слушаться её голоса; тогда смерть, какой бы она ни была, никогда не застанет человека врасплох.
Смерть достаётся в наследство каждому человеку, живущему на этой планете. Мир обманывает нас! Играет, как кошка с мышкой, прельщает пустыми вещами, запутывает, а в смертный час открывает истину. Тут-то каждая душа осознаёт, что была обманута диаволом, миром и плотью. Сколько ловушек расставляет мир, сколько приманок, чтобы завлечь нас на грех!
Страшен смертный час; об этом и песнопевец говорит: «Какая борьба в душе, отделяемой от тела! Какой плач и рыдание! К Ангелам взор обращая, бесплодно умоляет: к людям руки простирая, не имеет помощника»302. Душа в одиночестве готовится предстать Праведному Судии, чтобы дать ответ за совершённые деяния. Страх и ужас охватывает её в эту минуту. Мы тут говорим и слушаем о том, что будет после смерти, но сами-то мы смерти не переживали и не знаем на деле. Те же, кто перешёл в вечность и пережил этот страшный час, сейчас далеко от нас и не могут нам о нём рассказать; да и описать его человеческими словами невозможно!
Всем нам придётся пройти через страх смерти! Единственное, что мы с помощью Божией можем сделать сейчас, что находится в наших руках – это подготовить себя к тому часу, чтобы встретить его с душой уготовленной и тем смягчить боль и страх смерти.
Как говорится в песнопениях заупокойной службы и поучениях Святых отцов, в тот страшный час приходят бесы, наводят страх, запугивают, угрожают, доводят человека до отчаяния. Они стараются ввергнуть душу в отчаяние, чтобы человек не надеялся на спасение, а Бога представляют страшным и немилосердным. Что они внушают в этот момент, знают только сами бесы и те, кому они это говорят, – люди, уже ушедшие из этой жизни. Душа от одного только их вида выходит из себя, ничего не в силах отвечать. И что сказать!? От кого ждать помощи? Душа тут ответствует один на один, потому что связи с ближними нет, желающие помочь ей не имеют возможности сделать это.
Утешение приходит только тогда, когда на помощь душе придут Ангелы Божии, наши старшие братья. К ним обращает душа свой взгляд, взывая что есть сил и умоляя о помощи: «Спасите меня, избавьте от бесов!» Конечно, присутствие Ангелов вселяет мужество, но настоящая уверенность и надежда на избавление происходит, во-первых, от упования на Бога, и, во-вторых, – от чистой совести.
Главное тогда будет зависеть от совести: если совесть чиста, то надежда на помощь Божию и святых Ангелов усиливается в душе, но если совесть обличает, то сразу после смерти душа начинает ощущать тяжесть вечных адских мук. Милостив да будет Бог всякой душе в тот страшный час! Отходя, душа не сможет избегнуть рук бесовских, если она сотворила смертные великие грехи. Едва ли ей удастся при этом освободиться от бесов и взойти на Небо.
Если человек близок ко спасению, то по исходе душу его принимают Ангелы и ведут к Праведному Судье. Восходя, душа проходит небесные мытарства, число которых соответствует числу смертных грехов, на них испытывается, в каких страстях и слабостях повинна душа. В каком грехе она повинна – на том мытарстве и будет задержана.
Если душа пройдёт все мытарства, то сможет приблизиться и поклониться Владыке Христу. Потом, согласно Преданию нашей Православной Церкви, душа с Ангелом Хранителем обходит Святые обители Царствия Божия, спускается в ад, посещает все места, где жила на земле, а на сороковой день вновь предстаёт Христу, чтобы услышать свой окончательный приговор. Представьте, какой страх и трепет испытывает душа, когда она, с одной стороны, узрит Царствие Божие, его красоту, а с другой, озадачится: «Примут ли меня сюда? Буду ли я жить в Царствии Господа? Не ведаю». Также и когда душа обозрит ад, обеспокоится: «А вдруг я попаду сюда – горе мне! А муки эти будут временные? Нет, вечные...» Ходя по местам, где жила на земле, душа увидит очень много: там, где она грешила, ей будет стыдно даже поднять глаза, где творила добродетель – будет радоваться. В это время душа уже будет знать, будет чувствовать, какой приговор её ожидает. Всё это непреложная истина, которая проповедуется нашей Церковью.
Мы видели много смертей. Поведение людей перед их отходом в вечность, их взгляд, их волнение, последнее благословение показали нам невидимую сторону таинства смерти. И мы непреложно верим в истинность того, что проповедуется Священным Писанием, Священным Преданием и всей аскетической традицией нашей Церкви; по-другому и быть не может!
А потому давайте все, и прежде всех я, говоря вам всё это, посмотрим в глаза правде и в соответствии с ней устроим свою жизнь. Давайте устроим её таким образом, чтобы избежать вечных мучений в аду и войти с помощью Божией в Царствие Его. Нужно всё разложить по порядку, рассмотреть и понять, что спасение души – не игрушка, им пренебрегать нельзя.
У нас перед глазами пример наших братий, которые ещё совсем недавно жили вместе с нами. Где они теперь? Ведь ещё недавно мы все жили вместе, разговаривали, а теперь их нет! Это случится и с нами, хотя мы не знаем когда. Потому задумаемся, где они? спаслись ли? Ежедневно сколько людей покидает мир, наши братья умирают. Завтра живые будут думать и говорить о нас то же, что мы сейчас думаем и говорим о почивших.
Задумаемся о спасении и посмотрим правде в глаза: как бы нам ни было страшно и стыдно! Исправим же свою жизнь! Будем благодарить Бога от сердца, приносить Ему хвалу и славословие за то, что мы живы и можем ещё позаботиться о душе, подготовиться к неизбежному. Мы не ведаем ни дня, ни часа своего исхода из мира. Будем же исполнять правило, творить молитву, не станем предаваться нерадению и лености, будем посещать храм Божий, будем иметь любовь между собой, потому что Бог есть любовь, и «пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает»303. Кто любит Бога? – тот, кто хранит заповеди Божии. Первая, главная заповедь – любить Бога, а вторая – любить ближнего, брата своего. Но, если мы не творим заповеди Божии, то это значит, что мы Его не любим, значит, что нарушаем первую заповедь.
Если не любим братий, если осуждаем их, если клевещем на них, холодны в обращении с ними – тогда нарушаем вторую из главных Божественных заповедей. «Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть», «во тме есть, и во тме ходит, и не весте, камо идет, яко тма ослепи очи ему», то есть, ходит во тьме и не знает, куда идёт.
Мы часто попусту тратим время, которое можно употребить на молитву. Драгоценное время – сокровище, на которое можно приобрести благодать – уходит. Мы не хотим покупать драгоценное – то, что полезно для Царствия Божия – поддаёмся на диавольские уловки и вместо того, чтобы приобретать благое и необходимое для души, растрачиваем время жизни на приобретение нерадения, уныния, празднословия, осуждения, рассеяния ума и неподобных мыслей. А завтра для нас наступит тот самый час, который уже наступил для братий, что нас недавно покинули, и тогда мы возопим: «Что я наделал! Как позволил обмануть себя! Какая же ошибка! Не ждал я, что умру так скоро и неожиданно!»
А ты разве не знал, что все люди умирают? Знал. А совесть может обманывать? Никогда. Она вопиет нам о правде. И увы мне, который говорит, но не делает!
Укорим себя, смиримся пред Богом, смиримся перед Распятым Христом и станем умолять Его о прощении, станем просить очищения Его Святой Кровью, будем просить, чтобы смерть Его стала для нас новой жизнью. Потому я и говорю, что нужно от всего сердца благодарить Бога, ещё продлевающего нам жизнь, ещё дающего нам возможность позаботиться о собственном исправлении. А ведь братья, которые недавно ушли от нас, уже сами для себя ничего не могут сделать. Теперь они ждут помощи от Церкви, от своих братий, от нас с вами.
Мой святой Старец304 имел извещение от Бога о времени своей кончины. Я спросил его:
– Отче, как нам тебя поминать?
Я имел ввиду сорокауст, панихиды и т.д. Но этот великий и мудрый человек Божий ответил мне так:
– Да, всё это творите для успокоения своего помысла, но горе мне, если я этим надеюсь спастись!
Вот как этот человек заботился о том, чтобы по-настоящему приготовиться к смерти; не хотел рассчитывать на милость людей.
Но нам, и в первую очередь мне, нужна помощь, потому что наша совесть обличает нас, обличает в том, что мы далеко не во всём исполняли волю Божию. Потому мы и боимся смерти, что наша совесть неспокойна. Она ещё не совсем чиста, её нужно очищать дальше. А совесть нашего великого Старца была покойна, и он говорил так:
– Чадо, мне только мостик перейти (значит перейти через смерть из этой жизни в будущую), а там, слава Богу, уже всё решено!
Какая кристальная чистота совести и поэтому – уверенность в спасении! Потому он и говорил нам: «Исполните долг!» – говорил не ради себя, а ради нас: чтобы совесть наша была спокойна, что мы исполнили свой долг по отношению к нему.
Да просветит нас Благой Бог, да подаст силы каждому честно исполнить дело, на которое каждый призван. Будем трудиться, трудиться без лени: сейчас не время для нерадения, не время откладывать дела не потом! Работать нужно не только сегодня и завтра – ныне нам помогает мысль о недавней кончине братий – работать над своим исправлением нужно постоянно.
Никто не без греха, только един Бог. Ни один даже самый святой человек не ушёл из земной жизни без единого, хотя бы самого малого греха; но это не помешало святым спастись. Небольшие прегрешения не лишают человека святости. В этом смысле полностью безгрешен только один Бог. Великие отцы наставляют заботиться о том, чтобы на час смерти у нас на совести не было серьёзных грехов, может, только малые незначительные прегрешения, которые не препятствуют спасению. Ведь если добродетели перевешивают на чаше весов, то небольшие прегрешения просто незаметны.
Потому будем подвизаться! Подвизаться в послушании искреннем, правильном, истинном; не таком, когда по виду соблюдается покорность, а по сути допускается своеволие, непослушание, яд. Нет своеволию, иначе завтра сами раскаемся! У послушника грехи не такие, как у обычного мирского человека. (Для послушника блуд и прелюбодеяние – это, когда он согрешает в послушании. Непослушание для него – самый страшный грех, а послушание – самая главная добродетель, необходимая для спасения.) Послушник следует самым прямым путём ко спасению, он самый счастливый человек на земле. Он имеет надёжное обетование и крепкое упование, что наследует Царствие Божие.
Мы же, начальствующие, несём на себе тяжесть человеческих ошибок и грехов. Мы руководим, и нам спастись труднее. Не столько из-за собственных грехов – есть и у нас надежда на милосердие Божие – сколько из-за грехов тех, за кого мы отвечаем. Вот где опасность! Но у послушника такой опасности нет. Он входит в Царствие Божие простым послушанием.
Благой Бог по безграничной Своей милости да подаст всем нам вечно наслаждаться блаженством во Царствии Его! Аминь.
* * *
Произнесено в монастыре Филофей 30 ноября 1984 года.
*Преподобный Василий Великий, Василий Кесарийский (Βασίλειος 0 Μέγας, Βασίλειος Καισαρείας, ок. 330–379) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Изобретатель иконостаса и составитель литургии (литургия Василия Великого). Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Память – 1 и 30 января (праздник Собора трёх святителей). Цитата – см. Свт. Василий Великий «Два слова о подвигах иноческих: Слово о подвижничестве второе».
*Преподобный Афанасий Афонский (Αθανάσιος о Αθωνίτης; ок. 925 – ок. 1000) – византийский монах, основал в 963 г. первый и главный монастырь на Святой горе Афон – Великую Лавру, как и общежитийное обустройство жизни монахов в монастырях Афона. Ученик прп. Михаила Малеина, от которого принял постриг. После божественного видения прп. Афанасий, как игумен, создал типикон (устав) для монахов монастыря на основе документов Феодора Студита и Василия Кесарийского. Написал «Завещание» (Диатипосис прп. Афанасия), где содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках, богослужебные указания. При жизни прп. Афанасий неск. раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т.ч. свою трагическую кончину. Всю свою жизнь он занимался строительством и обустройством монастыря, погиб при ремонте, под рухнувшим куполом церкви. Память – 5 июля по ст. ст.
*«Увы, мне, яковый подвиг имать душа, разлучающися от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй. Ко ангелом очи возводящи, бездельно молится; к человеком руце простирающи, не имать помогающаго, тем же, возлюбленнии мои братии, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость» (Последование мертвенное мирских тел. Стихира 2-я прп. Иоанна Дамаскина).
Ср.: Мк.13:33; 1Кор.16:13.
*Преподобный старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.