Глава 11
1Кор.11:1. Итак, подражателями мне... будьте, как и я Христу.
Поскольку вы не видали Христа, так чтобы Он был для вас примером, то нам подражайте, так как и мы подвизаемся в подражание Христу.
Превознес их даже до гордости, говоря:
1Кор.11:2. хвалю вас, братия, что всегда меня помните, – и как я предал заповедь28, так... держите.
1Кор.11:3. Глава , – говорит, – мужа Христос есть, глава... же жены муж ее есть, а... глава... Христа есть Бог Его.
Этими двумя примерами хотел показать, что как то тело, которое названо Христом, поскольку оно одной природы с человеком, есть глава мужа, и как муж, имеющий одинаковую с женой природу, есть глава жены, – так и глава Сына не есть какой-либо другой, от Него отличной природы, ибо Бог имеет ту же природу и есть глава Его.
1Кор.11:4. Итак, всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою29 , постыжает... голову... свою.
1Кор.11:5. А всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытою головою, постыжает... голову... свою.
Речь эту он ведет о женщинах Рима, Коринфа и других городов, в которых они, входя в церковь для молитвы и иногда для пророчествования, пророчествовали с открытой головой, что, однако ж, делали не по какому-либо бесстыдству, а следуя древнему обычаю. Словами, сказанными апостолом о главе мужа и жены, он хотел ввести обычай носить покрывала на голове женщинам, которые с данных времен ходили без него с открытой головой.
1Кор.11:9. Не... создан , – говорит, – муж... для жены, но
как все для Адама создано, так и Ева для Адама сотворена.
1Кор.11:10. Посему... должна... жена честь иметь на голове... ради Ангелов,
то есть священников, ибо хотя инде понуждает ее к повиновению, везде, однако, ради священства в повиновении его есть.
После же того как умалил и унизил жену, опять превознес ее и восхвалил, говоря:
1Кор.11:12. как жена от мужа, так и муж чрез жену.
Вот, говорит, с своей стороны она скорбью (дето)рождения воздает мужу то, что должна бы (воздать) ему за время, в которое была взята от него во время сна, и без мук рождения.
1Кор.11:16. Если же
из Греков какой-либо любитель "споров» возразит против этого, говоря: «Древний обычай это, и потому не должно оставлять его», – то (ответим), что ни мы, в странах Сирии живущие,
такого обычая не имеем,.. ни церкви Божии,
которые основаны в других странах.
1Кор.11:17. Ибо не к лучшему
ушли вы (вперед),
но, – снизойдя чрез это, – к худшему, склонились;
ибо ради этого вы низошли (потому и пали) до таких изветов.
1Кор.11:18–19. Кроме того, когда вы сходитесь
на собрание ваше
в церковь,.. слышу, что разделения... бывают... между вами и распри происходят, дабы [чтобы] и искусные
и терпеливые известны стали
у вас.
Собирались они для (празднования) Пасхи в пятый день (недели), в вечернее время, когда Господь наш раздал Тело Свое (под видом хлеба и вина) на вечери; и вот, после того, как наелись и напились, преломляли потом Тело и принимали. Поскольку же некоторые из них постились и терпеливо дожидались товарищей своих, а иные, приходившие не первыми, наевшись и напившись, спешили взять Тело и уйти, то приступавшие позднее, которые еще не вкушали, удручались вследствие этого стыдом и большой скорбью. В этом-то обвиняет и укоряет их апостол, говоря: «когда сходитесь вы в одно место в день Господа нашего, то каждый предвосхищает30 свой ужин31 для ядения одни из вас бывают голодны, а другие пьяны» (1Кор.11:20–21) .
1Кор.11:22. Зачем же Церковь Божию презираете,
обращая ее как в корчму,
– и стыдите неимущих,
которые по нужде и бедности своей не приготовились?
1Кор.11:23. Я ведь предал... вам
это (Таинство), как
принял... я... от Господа моего, то... предал... вам.
Ведь хотя Он после вечери32 преломил и дал им (апостолам) Тело и Кровь Свою, однако же не голодным и упившимся роздано было Тело то, как ныне у вас делается (1Кор.11:24–25).
1Кор.11:26. Но всякий раз, когда будете есть33 хлеб сей и... чашу пить, смерть Господа нашего будете вспоминать.
Но смерть Господа нашего поистине непристойно вспоминать при таком смятении и беспорядке, – и не должны, если Он (Тело Его и Кровь) дан нам по благодати, вкушать Его с нерадением и пренебрежением.
И как тот, кто не приобщается и не участвует в сем Таинстве, не имеет жизни, так и всякий,
1Кор.11:27. кто станет есть... сей... хлеб и пить чашу... недостойно, повинен будет
в преступлении в отношении к
Телу и Крови Господа.
Распространяется это и на все народы и века.
1Кор.11:29. Ибо ядущий и пиющий недостойно, суд34 себе... ест и пьет.
1Кор.11:30. Посему у вас... многие немощны и больны,
– те, что поражены в телах своих (уязвлены своей плотью), ибо дерзко приступили к Телу Христову, а многие умерли, поскольку без страха и трепета приступили к врачеству жизни.
1Кор.11:31. Но если бы мы рассуждали35 себя самих
и (потом) приступали бы к Нему, то, без сомнения,
не были бы судимы,
не осуждались бы Им.
1Кор.11:32. Если же подвергаемся суду36, то от Господа
получаем наставление чрез это, дабы вместе
с этим миром... не подвергнутся осуждению
в конце.
1Кор.11:33. Итак, братия, когда сходитесь, друг друга дожидайтесь.
1Кор.11:34. А... кто голоден
и не имеет терпения дожидаться товарищей своих, тот
дома... пусть ест, дабы не к осуждению собираться вам.
* * *
Предания.
Буквально: «на голове имеющий (покров)».
Греч.: «предупреждает», «предваряет на вечери», «торопясь взять и съесть пищу на вечери»; лат.: «praesumit (praeuenit)»; др. чт.: «принимает».
Греч.: «пищу на вечери».
Таким образом святой отец полагает, что Таинство Евхаристии учреждено и совершено Господом после вечери (Ин.13:2).
Буквально с греч.: «когда бы ни ели... ни пили».
В некот. переводах: «в осуждение себе», «в суд себе».
Др. чт.: – «судили»; первого чтения держится слав, перевод, второго – русский перевод.
Греч.: «судимые же».