Глава 10
Приступает к доказательству того, что переход Евреев чрез море и события в пустыне предуказывали Таинства Господа нашего.
1Кор.10:1. Отцы наши , – говорит, – все... под облаком... были (Исх.13:21–22).
1Кор.10:2. И все... в Моисее крещены были, в облаке и в море (Исх.14:19, 22).
И манну
1Кор.10:3. – пищу... духовную, ели (Исх.16:15).
1Кор.10:4. И... питие... духовное,
– истекавшее из скалы от жезла,
– пили (Исх.17:6).
А скала, – как символ,
– была Христос Сам.
Итак, море поставил (показал) он (апостол) за символ крещения, а облако, распростиравшееся над ними и осенявшее их, было образом руки священника. Как после крещения приступает человек к Телу и Крови (Христа), так и Иудеи в то время крещены были в прообразе, и манну духовную потом вкусили, и пили воду духовную. Духовными названы из-за манны, сходившей свыше (с Неба). Так и воды, которые снова и чудесно истекали из той скалы. И Христа назвал той Скалою, ибо, подобно скале, пронзен был ударом копья бок Господа нашего и из него истекли Кровь и вода (Ин.19:34); Кровь – во очищение и в питие всех народов.
Но все это совершено было с ними не потому, что на множестве их почило благоволение Божие, ибо в то время, когда происходили эти преобразовательные события, они (Иудеи)
1Кор.10:5. поражены были,
– очевидно смертью,
– в самой пустыне (Чис.14:29, 26:64–65).
Но (сделано это Богом) для того, чтобы само поражение их послужило бы нам образом и примером:
1Кор.10:6. чтобы... не быть нам похотниками зла, как и они (Чис.11:4, Исх.32:6).
1Кор.10:8. И да не блудим (Чис.20:14).
1Кор.10:9. И да не... искушаем Христа,
подобно Иудеям (Чис.21:5).
1Кор.10:11. Это же все образно происходило с ними, а написано: было для вразумления нас.
1Кор.10:12. Итак, кто мечтательно думает, что он твердо стоит,
тот да остерегается греха,
да не падет и сам.
1Кор.10:13. Но верен Бог, Который не пошлет на вас искушения выше того, что можете,
то есть не прострет искушения выше немощи нашей;
но совершит,
– тут же вместе,
– с искушением
вашим исход24,
так что... можете перенести.
После того, как дал эти повеления, переходит к благоразумному порицанию и обвинению тех, кто с отцами и братиями своими ходили на празднества в дома язычников.
1Кор.10:14. Бегайте , – говорит, – идолослужения,
обозначая место, где чтились бесы, – дабы вы, приходя туда, не сделались как-либо сообщниками бесов, там почитаемых.
1Кор.10:15. Суди́те вы сами... о том, что говорю.
Ведь как чрез одно Тело, которое получаем, одним телом делаемся мы все, так и вы чрез одну пищу, которую там едите, станете одно (1Кор.10:16–17).
Вместе с приведенным мной для вас примером духовным даю вам другой пример – телесный.
1Кор.10:18. Посмотрите на Израиля... плотского [по плоти]: ведь те, что едят жертвы, они общники суть... жертвенника.
1Кор.10:19. Не то... говорим, что идол есть что-либо,
ибо я знаю, что то,
1Кор.10:20. что... приносят в жертву язычники, они бесам... приносят.
Потому увещеваю вас избегать их, так как общение ваше с бесами устраняет вас от общения с Господом нашим: ибо
1Кор.10:21. не можете... чашу Господню... пить... и чашу бесовскую; ни есть за столом Господним и за столом бесовским.
Или ревность хотите вызвать у Него этим?
1Кор.10:22. Разве... сильнее... Его... мы [есмы],
так что не взыщет этого с нас?
И хотя «все»25 можно ради свободы,
1Кор.10:23. но не все,
что можно, бывает полезно ближним нашим.
Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних (1Кор.10:24).
1Кор.10:25. Все, что продается на торгу, ешьте,
только к жертвеннику бесовскому не приступайте. Ради «совести» не распрашивайте о том, что находите на рынке, – совесть разумею не распрашиваемых, а расспрашивающих.
1Кор.10:27. Если кто из неверующих ...зовет вас на обед, и вы желаете пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте,
– по причине голода, – ничего не распрашивая ради «совести», дабы не ослабеть ей.
1Кор.10:28. Если же кто скажет:.. это священная жертва, – то не ешьте ради того, кто объявил... Ибо Господня земля
с полнотою ея
[и что наполняет ее]26.
И хотя здесь вам не дает есть, но в другом месте не воспрещает вам.
Ради совести27,
будет ли слаб, или окажется твердым.
1Кор.10:29. О совести же говорю не моей, но другаго. Для чего... свободе... моей подвергаться суду чужой совести?
– то есть если они соблазняются, то стану ли и я подобен им?
1Кор.10:30. Если же я с благодарением принимаю пищу, то для чего подвергаюсь хуле за то,.. что я благодарю?
Быть может, лжеапостолы хулили его за то, что проповедовал и ни от кого (за это) ничего не брал, – и таким образом преградил вход для лжеапостолов, которые устремляли свои глаза только на получение (вознаграждения за проповедь).
* * *
То есть успешное окончание.
В слав., как и во многих прибавлено: «мне».
Эти слова псалма (Пс. 23:1), по-видимому, не читаемые у святого Ефрема в 26-м стихе, читаются здесь вместе как в слав., так и во многих переводах.
В некот. переводах опущено.