Духовность, нравственность и право
1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. В силу трихотомической природы человека, для удобства рассмотрения, можно попытаться рассмотреть безопасность человека в трех аспектах, а именно:
а) физический, б) психический (душевный), в) духовный.
Итак, рассмотрим источники физической опасности человека. Все они могут быть разгруппированы по следующим разделам: Преступность, безответственность (халатность), стихия (несчастный случай). При столкновении человека с преступностью или халатностью какого-либо другого человека или группы людей его физическая безопасность подвергается реальной угрозе. Первопричина этой опасности для человека лежит в области нравственности. Т.е. и преступление и безответственность есть проявление безнравственности личности. Безопасность человека при стихийном бедствии, экстремальной ситуации, несчастном случае напрямую зависит также от нравственного уровня того, кому угрожает физическая опасность. В таких ситуациях зачастую нужно проявлять мужество, терпение, благородство, храбрость, бескорыстие и т.д. и т.п.
Совершенно очевидно, что физическая безопасность человека во всех рассмотренных разделах, пусть не на 100%, но имеет прямую зависимость от уровня нравственности общества.
Рассмотрим источники психической опасности для человека. Или, иными словами то, что приводит человека к психическим заболеваниям, которые всегда заканчиваются преждевременной смертью из-за необходимости принимать сильнодействующие фармакологические препараты, которые отрицательно воздействуют на тело человека, а также к многочисленным случаям самоубийства. Это: алкоголизм, наркомания и токсикомания, отягощенная наследственность, травмы (душевные и физические).
При рассмотрении этих причин мы убеждаемся, что первоисточником душевных заболеваний являются либо безнравственная жизнь самого страдающего человека, либо его родителей, а в отдельных случаях и более отдаленных предков по прямой линии, либо безнравственный поступок, совершенный другим человеком в отношении потерпевшего: агрессия, насилие, издевательство и т.д. Некоторое исключение из этого правила дают случаи стихийного травматизма (душевного и телесного), но в этих случаях, чтобы благополучно пережить душевную травму необходимы высокие нравственные качества, дефицит которых может привести к развитию психического заболевания.
Таким образом корнем психической опасности человека также является безнравственность.
Теперь перейдем к самому трудному для восприятия современного человека рассмотрению источников духовной опасности человека. Трудность заключается в том, что современный, особенно русский человек, давно оторвался от источника духовности, которым является Сам Бог, и за духовную жизнь принимает суррогаты, которые сами по себе являются источниками духовной опасности. Другая трудность заключается в том, что духовная жизнь, и истинная и уводящая от Истины, протекает сокровенно, а человек никогда не склонен критически относиться к своим проявлениям и обнаруживает, что зашел в тупик тогда, когда часто помочь ему уже невозможно. Духовная опасность, как радиация действует бесшумно и невидимо, но последствия ее ужасны. Это особая тема, которая требует от слушателей определенного уровня духовных знаний, поэтому мы вынуждены ограничиться только простым перечислением. Хорошо, если хотя бы эти перечисленные источники останутся у слушателей в памяти, и они поверят для начала на слово, как верит первоклассник учителю в том, что эта буква читается «Б», а это слово пишется так-то, доказательства же будем приводить, когда перейдем в пятый класс.
Итак: любой содеянный человеком грех (грехом является всякое проявление человеческой личности, направленное против Бога и Его заповедей) открывает душу для воздействия на нее темных сил, которые направлены исключительно на духовную и телесную гибель человека. Во-первых, перечислим то, что препятствует личности войти в духовную жизнь, т.е. без преодоления чего никакая духовность принципиально невозможна: забвение Бога; имение нечто такого, что является для человека важнее Бога; потеря благоговения к Богу; нежелание хотя бы один день в неделю посвятить своей душе и Богу; непочитание отца и матери, да и вообще старших себя; намеренное убийство (аборты в том числе); прелюбодеяние (измена супружеству и жизнь вне брака); воровство; клятвопреступление; зависть. Это ничто иное, как заповеди, данные Богом человеку еще 3500 лет тому назад, т.е. за 1500 лет до Рождества Христова.
Вторым препятствием для духовности, источником духовной опасности для человека, являются врожденные и «благоприобретенные» и самим человеком развитые духовные болезни человека, которые по христианской терминологии называются СТРАСТЯМИ. Это суть: гордость, тщеславие, гнев, сребролюбие, чревоугодие (в т.ч. пьянство), блуд, уныние, лень, зависть (как состояние души), жадность, немилосердие.
И отдельные поступки и греховное устроение души есть следствие безнравственного состояния человека.
2. БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА зависит от тех условий, которые может создать государство для своего народа, и зависит от создания предпосылок для духовно-нравственного развития общества, эффективности армии, правоохранительных органов и финансово-материального состояния государства. Причем развитие духовно-нравственного состояния общества должно быть и оставаться приоритетным направлением деятельности государства, как гаранта его физической, душевной и духовной безопасности. Постараемся это доказать.
Боеспособность армии, эффективность правоохранительных структур непосредственно зависит от двух компонентов: высокий морально-нравственный дух плюс материальное обеспечение, которое в свою очередь зависит от ресурсов страны и достаточного налогообложения. Материальные ресурсы России превышают по своему уровню любую страну мира, так что мы можем не включать эту компоненту. А вот сбор налогов и морально-нравственный дух армии и органов правопорядка явно недостаточен для обеспечения российского общества в целом. Самый дешевый путь для повышения эффективности структур, обеспечивающих безопасность общества, это повышение его уровня нравственности, как одной из компонент этой эффективности. Также при общем повышении уровня нравственности, появлении стремления к нравственным идеалам в обществе сокращается и общее количество правонарушений, несущих угрозу человеческой личности и обществу. Если же идти путем увеличения налогов, то это приведет к обнищанию той части общества, которая от них не уклоняется, т.е. государство вступит в противоречие с наиболее законопослушной, а, следовательно, более нравственной, частью общества и само будет являться угрозой безопасности жизни народа. А это может привести к революции, которая есть самое страшное выражение падения нравственного уровня общества, ибо нет большего зла, чем когда брат восстает на брата из-за потери властями чувства справедливости.
Душевная безопасность общества зависит от степени психического комфорта членов общества. Государство должно функционировать таким образом, чтобы обеспечивать максимальному количеству членов общества такую жизнь, которая не воспринимается, как невыносимая. У каждого человека должно быть занятие, которое будет обеспечивать сносный уровень существования. Нетрудоспособные члены общества должны быть обеспечены за счет процветающих, но на таком уровне, чтобы у последних не пропало стремление к этому процветанию. У каждого члена общества должен быть нравственный идеал, который даст импульс к духовному развитию личности даже тогда, когда состояние здоровья или имущественная недостаточность не позволяют достигнуть общепринятого уровня. Нравственный идеал принятый обществом, привитый каждому его члену, будет препятствовать сползанию на кажущийся легким преступный путь.
Из-за климатических условий, огромных пространств, войн, революций русскому человеку приходится тратить огромные средства на постоянный ремонт дорог, на теплую одежду, на отопление жилищ и т.д., что совсем не так дорого обходится американцу или европейцу. Поэтому чтобы достигнуть хотя бы европейского уровня жизни россиянину потребуется совершить гораздо больше усилий, чем французу или немцу. Только избавившись от зависти, можно, оказывается, сохранить огромное количество душевных и физических сил. А это, опять же, задача нравственная.
3. Государство может и должно заботиться и о ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ общества и каждого из его членов. Это уже область права. Законодательство должно быть построено не таким образом, чтобы давать презумпцию свободы для греха, будь то противоречащие с законом нравственности действия или образ жизни. Но наоборот, с помощью права государство должно поставить непроходимый барьер для всяких посягательств на личность, стараться обеспечить физическую, душевную и духовную безопасность каждого человека. Государство должно заботиться о том, чтобы свести на нет факторы, которые были ранее перечислены и таким образом развивать свою правовую базу, чтобы развитию духовно-нравственного потенциала общества дать «зеленую улицу». Разве государство не может оградить общество от разврата и насилия, от порнографии и наркомании, от нигилизма и вседозволенности? Может, но толь при достаточном количестве высоко-нравственных членов общества, неравнодушных к судьбе народа. Если у нас не появится этого доброго христианского воинства, то наш народ и вся страна обречены на историческое исчезновение. Бывали могучие народы и ранее и погибали они от того, что Грех побеждал добродетель.
А о том, как вместо пороков взращивается добродетель, нужно говорить долго и отдельно, достаточно уже того, что мы усвоили сегодня, что любой аспект безопасности личности и общества невозможен без возрождения нравственности.