Святая Маргарита

Из-за имени Маргариты в нашей духовной литературе поднялся спор [Заметка об именах Ц Общ Вест. №27. Мысли и заметки при чтении Ц. О. Вест. к №43. К заметке об именах Ц. О. В. №48-му 1876 г.) О. Б. кем-то сделан был такой запрос: «Можно ли ожидаемому младенцу, если родится девочка, дать имя – Маргарита? Нам очень хотелось бы в воспоминание нашей благодетельницы бывшей игуменьи Н-ского монастыря, дать это имя; но такого во «святцах» мы не нашли. Не можете ли вы сказать, когда память Маргариты, и как её служить молебен мученицы или преподобной?» О. Б-н на заданный ему запрос, послал следующий ответ: «Святой под этим названием (Маргарита) в православной церкви не существует, от такого ни в каких «святцах» этого имени нет. В католических «святцах» есть (L office complet du paroissien), под 20 июля, где она названа мученицей, но у католиков много святых, непризнаваемых таковыми православною церковью, и обратно» (№27 ). Пр. Б-в (в 43 N) по поводу статьи о Б-на написал, между прочим, следующее: «Возбужденный о. Б. вопрос об именах, даваемых при крещении, наводит на мысль о нужде дополнения нашего календаря именами святых, почитаемых нашими единоверцами, и не вошедших в наши святцы. Известно что многие из Грузинских святых, почитаемые и русскими, как напр. св. Нина, вовсе не находится в наших календарях. Не безызвестно также, что многие из святых Греции вовсе не известны нам; равно, как и некоторые из святых нашей церкви не чествуются между греками. Если св. Маргарита и другие принадлежат западной церкви, то из этого не следует, что по этому одному они не могут быть почитаемы в русской церкви. У нас есть много святых, принадлежащих Римской церкви, между которыми есть и Папы Римские». Заметка пр. Б-ва о дополнении наших календарей именами святых, почитаемых нашими единоверцами и не вошедших в наши святцы вызвала ответную статью о. Б-на, в которой, обозвав статью, Пр. Б-ва «более чем не состоятельным опровержением его заметки об именах» (Ц. Об. Вестн. №48), между прочим, говорит об имени Маргариты следующее: «Если Маргарита (названная в опровержении «святою», не смотря на то, что православною церковью не признается таковой) и другие принадлежат западной церкви, то из этого не следует, что по этому одному они не могут быть почитаемы в русской церкви. У нас есть много святых, принадлежащих Римской церкви, между которыми есть и Папы Римские». Действительно есть и Папы и не Папы, и мужской пол и женский; но разве вопрос в принадлежности Римской церкви, а не в том – признает или нет, православная церковь то или другое лицо за святое?... Действительно есть; но какого времени?... признанные таковыми до разделения церквей; но об них ли речь? Не следует? Значит по логике опровержения следует, что и Иосафат Кунцевич со всей всечестной братией препрославленных иезуитами святых, и Агнесса Сорель со всей пречестной компанией «носивших на себе язвы Господа Иисуса» и препожалованные теми же иезуитами во святые, с уплатой за то Римской курии крупных сумм, все таковые и им подобные, должны быть почитаемы в русской церкви: нельзя же почитая Маргариту, исключать из почитаний всех прочих.– Так ли? А по логике здравого смысла иначе: «православных тех только должен почитать святыми, которые признаны таковыми православною церковью». Ц О. Вест. №48). Мнение П. Б-ва о дополнении наших календарей или святцев, именами святых и не вошедших в наши святцы совершенно верно. В наших святцах, и (особенно в тех, кои печатаются при богослужебных книгах, как напр. Требник, Служебник, Типикон и др.)  помещены далеко не все святые; в них нет имен таких святых, которых чтила св. церковь с первых веков своего существования.  Достаточно в этом отношении указать на церковные истории Евсевия, Сократа, Созомена, Евагрия и др., где перечислено много святых, проливших свою кровь за Христа, но не внесенных в святцы. В наших святых самых полных (напр. в Киевск. месяцеслове) нет святых, которых память с первых веков христианства торжественно чтилась, как напр. Пофина (Епископа Лионского) и пострадавших с ним, Бландины, Симфорозы с 7 сыновьями, Феофила Епископа Антиохийского, Димитрия Александр. Епископа и мн. др. Неужели священник, основательно знающий историю христианской церкви, погрешит, если он, по желанию родителей, даст их младенцу имя не находящееся в святых, но известное ему из церковной истории.

Что же касается до имен святых, почитаемых нашими единоверцами (Болгарами, Сербами и др. славянскими племенами), то в этом отношении в наших святцах замечается еще больший пробел, за исключением весьма немногих (напр. Саввы Сербского, 12 января, Стефана его отца, 14 февраля, св. князя Лазаря 15 июня), в наших святцах нет имен славянских святых, иногда чтимых во всех славянских землях, за исключением, быть может одной России, как напр. достоуважаемые у славян имена седмочисленных (так были названы Св. Кирилл и Мефодий со своими непосредственными учениками: Климентом Болгарским, Саввою, Гораздом, Ангелярием, Наумом (22 января), Болгарского царя Бориса (2 мая) и других, о жизни которых сказано в книге Преосв. Филарета Архиепископа Черниговского: Славянские святые.

В последнее время появилось весьма важное по части Агиологии сочинение Архимандрита о. Сергия, которым было исследовано много рукописей греческих, а наиболее славянских (более 1500), находящихся в библиотеках России, при чём, по словам о. Сергия, открылось не мало новых звезд на духовном небе, которые покрыты были мглою прошедших веков. (Предисловие к Восточной Агиологии). К сожалению, этот капитальный труд по своей для сельского духовенства сравнительной дороговизне – не доступен; в нем собрано весьма много сведений о таких святых, имена которых были доселе не известны христианскому миру, но конечно и в этом сочинении, как труде одного человека, перечислены не все святые, которых чтила древняя христианская церковь. И кто изочтет святых Божиих?! они как звезды на небе беcчисленны и недоступны для нашего ведения. При сем невольно припоминаются слова Симеона Метафраста в житии пр. Ксении (24 янв.):

Житїѧ и похвалы свѧтых свѣтлостїю подобѧтсѧ звѣздамъ: ѧкоже бо звѣзды положенїемъ на небеси ꙋтвержденны сꙋть, всю же поднебеснꙋю просвѣщаютъ, ты ѧжде отъ Индїанъ зрѧтсѧ, не скрываютсѧ отъ скифовъ, землю озарѧютъ, и морю скѣтатъ, и плавающихъ корабли ꙋправлѧютъ: ихже именъ аще и не вѣмы, множества ради, обаче свѣтлой добротѣ ихъ чꙋдимсѧ.

(Четь-Мин. св. Димитрия Предисл. к сентяб. книге.).

К числу таких святых (см. ниже №6.) относится и св. Маргарита, чтимая церковью нашею под именем Марины. О. Б. относит Маргариту к католическим святым, но справедливо ли? Для уяснения этого вопроса предлагаются некоторые сведения об известных своею благочестивою жизнью св. женах, носивших имя Маргариты как на западе, так и на востоке.

Действительно верно, что имя Маргариты находится в католических святцах, и не только под одним 20 числом июля, но и под другими числами, так как в Римской церкви несколько святых с именем Маргариты.

Маргарита из Кортоны; родилась она в Альвиано, или Лавиано, в диоцезе Чиузи в Тоскане; она отличалась необыкновенною красотою, которую, впрочем, злоупотребляла. Маргарита вела жизнь распутную; в этом отношении биографы сравнивают ее с Мариею Египетскою. Маргарита девять лет находилась в преступной связи с одним богатым дворянином. Но благодать Божия коснулась сердца грешницы. Однажды в сопровождении своей комнатной собачки Маргарита вышла на прогулку. Собачка начала сильно лаять и, теребя зубами платье своей госпожи, влекла её к куче хвороста. Маргарита подошла к этому месту и увидела любимого ею молодого дворянина, убитого и почти изъеденного червями. Это ужасное зрелище произвело на Маргариту сильное впечатление, и она решилась раскаяться в своих грехах. В сильном смущении, со слезами и в черной одежде с лицом оцарапанном ногтями, Маргарита возвратилась к отцу, но тот, по настоянию мачехи (он был женат в другой раз), выгнал её из дома. Отверженная и изгнанная из родительского дома, Маргарита вышла в сад отца своего и здесь сидя под фигов. деревом, она с горькими слезами молилась Богу, что бы Он Сам наставил её на путь покаяния, так как враг спасения человеческого сильно смущал её; в сердце закрадывалась лукавая мысль красотою своею прельстить какого либо вельможу и у него найти себе приют, которого лишилась в отцовском доме; но по внушению свыше она отправилась в Кортону с намерением в тамошнем Францисканском монастыре искать себе спасения. Выпросивши себе нищенскую одежду кающегося, Маргарита пришла в монастырь; но её молодость и редкая красота были причиною, что братия долго не решалась принять её в монастырь и некоторые думали, что её обращение ко спасению не искренне. В этот промежуток времени Маргарита возвратилась на родину (в Лавиано) и в воскресный день в присутствии многочисленной публики она с веревкою на шее явилась в церковь и здесь со слезами пала к ногам благородной женщины Манентиссы и её упрашивала оказать милость и убедить братию в искренности её раскаяния. Минориты (Францискан. монахи) подвергли Маргариту трехлетнему искусу и, по испытании, один из монахов, Райнольд, оказал ей милость, доставши иноческую одежду, и с этого времени Маргарита, искренно сокрушаясь о своих грехах, упражнялась в иноческих подвигах и налагала на себя тяжелые труды. Однажды явилось у Маргариты желание отправиться в Монте Пульциано, в местечко, где она вела зазорную жизнь, с целью публично исповедовать свои грехи и подвергнуться за то бесславию, но духовник её Иона Беранья отклонил её от выполнения такого неудобного и опасного для неё предприятия. Этот же духовник удержал её от другого неразумного поступка, на который она в чувстве сильного сокрушения и грехах решилась было (именно бритвою срезать часть носа и верхнюю губу). (Uading. 1277 г. п.13). Более 20 лет Маргарита провела в строгих подвигах и скончалась 22 февраля 1277г. Папа Урбан 8-й позволил монахам Францисканского ордена чтить её, как блаженную (Bollandist. p. 299), а Папа Бенедикт 8-й в 1278 году причислил её к лику святых (Abvege pratique de la vie des saints, 22 febr). Описатель её жизни, говорит, что тело Маргариты доселе хранилось целым без малейшего признака разложения. Память её в католической церкви 9 апреля, ходя день её кончины 22 фев. Описание её жизни, составленное её духовником, находится у Болландистов под 22 ч. февраля (О Маргарите см.: Histoive ecclesiastique par Fleuri, 15 tome 541 pag. Histoire de I’eglise universell pav. Bavone Henvion. XI tom Abvege protique de la vie saints и др).

Маргарита, дева, дочь Венгерского короля Белы IV. О жизни её почти ни чего неизвестно, скончалась она 28 лет, 28 января 1271года. (Dictionnaire alphab. des saints de Eglise universelle, стр 48).

Маргарита, Шотландская Королева, внучка Английского короля Эдуарда Исповедника и сестра Эдгарда, бывшего преемником Эдуарду на Английском престоле. Вильгельм завоеватель принудил их искать спасения в бегстве. Они удалились в Шотландию и были благосклонно приняты Малькольмом III, который для возвращения им престола решился вести ожесточённую войну с полководцами Вильгельма. Маргарита в Шотландии всех пленила своими прекрасными свойствами ума и сердца. В 1070 г., Малькольм женился на ней и, по коронации супруги своей он сделал её своею соправительницею. Маргарита, сделавшись женою короля, имела на него весьма благотворное влияние. Она все усилия употребляла о процветании в Шотландии христианской веры, о правосудии в судах и содействовала благосостоянию церкви; гениальный её ум не уступал величию её добродетелей. В политических своих предприятиях Маргарита показывала Европе прекрасный образец пламенной любви к своим подданным, в благоустроении их быта. (Abrege pratique de la vie des saints) В Dictionnaive Theologique pav. Wetzev, описывается жизнь Маргариты в следующих привлекательных чертах: «Жизнь этой святой представляет одну из прекраснейших страниц истории Шотландии. Она служила для всех образцом благочестия и добродетельной жизни; она было ангелом утешителем для своего мужа, воспитательницею своих детей, покровительницею религии, чистоты нравов, нравственности и правосудия; она выказывала пламенную ревность к утверждению церковных законов, к избранию и поставлению благоч. епископов; она покровительствовала наукам и искусствам, и была истинною матерью для своей страны; бедные и несчастные находили защиту и успокоение. Маргарита, между прочим постановила, что бы никто не осмеливался жениться на вдове своего отца, или брата, что бы в воскресные и праздничные дни никто не работал, чтобы все верующие, даже падшие приобщались бы св. тайн на Пасху, чтобы в св. четыредесятницу начинать пост с среды 1 недели, а не с понедельника 2 недели. Сама же Маргарита, по словам своего духовника, содержала строгий пост перед Пасхою и праздником Рождества Христова; в это время она каждый день прочитывала псалтирь и различные церковные службы, раздавала щедрую милостыню, которую ежедневно получали от неё более 300 человек бедных (Histoire generale be L’Eqlise pav Henrian, t. XIV. 502 pag.) Подробная биография Маргариты описана её духовником. Эта биография помещена у Болландистов, под 10 числом июня. Эта биография в тоже время служит важным документом для истории Шотландии. «Мы, – говорит её биограф, – приведём здесь две характеристические черты её жизни: благочестивая королева весьма часто чистосердечно, без малейшей утайки своих грехов, исповедовалась у своего духовника; она любила созывать епископов для обсуждения о церковных делах, и имела обычай являться на эти соборы и весьма энергично настаивала на соблюдении церковных канонов». (XIV tom, 228 pag). О смерти её в Abrege pratique de la vie des saints под 10 числом июня говорится так: «сильно пораженная смертью своего мужа, убитого при осаде замка Аснвиль, Маргарита не пережила этого несчастья и в том же году скончалась» (16 ноября 1093 года). Получивши известие о смерти мужа, она, говорят, произнесла следующие слова: «Всемогущий Боже, благодарю Тебя, что Ты послал мне такое несчастье; я убеждена, что через это получу прощение моих грехов». Маргарита причислена к лику католич. святых в 1251 году папою Иннокентием IV. Память её 10 июня.

Недавно (уже при нынешнем Папе Пие IX) в Римской церкви была причислена к лику святых и Маргарита Мария Алекок, видением которой обязан своим происхождением праздник св. сердца Иисусова. Маргарита родилась в 1647 г. (2 июля) в Латекуре, в округе Отюнь (Autun). Маргаритою она была названа в крещении, а имя Марии приняла она вследствие особенной любви своей к Пресвятой Деве Марии. Болезненная от природы Маргарита с детства обнаруживала сильную наклонность к святости жизни. Биограф её Лянге, Сенский Архиепископ, говорит, что достаточно было сказать четырехлетней Маргарите, что детская резвость – грех и она вдруг прекращала свои игры. Первоначальное религиозное воспитание она получила под руководством благоч. родственницы своей, госпожи Фотрье; особенную набожность усилили в Маргарите монахини клариссянки. В биографии Маргариты представлено много необычайных видений, каких она удостоилась, особенно когда у ней явилось сильнейшее желание – учредить в католич. церкви праздник Сердца Иисусова. По сказанию писателей западной церкви, Маргарита за своё благочестие удостоилась получить от Спасителя дар возвышаться в тайны божест. домостроительства и созерцать бесконечную любовь Господа, явленную им в искуплении людей. О том, почему Маргарита с особенною настойчивостью начала проповедовать о необходимости учреждения праздника сердца Иисусова, говорится так: Однажды вместе с другими монахинями она молитвенно припала к подножию И. Христа размышляла о том, на сколько сильна была Его любовь к людям, является Спаситель мира и возвещает ей, что Он благоволил избрать её к распространению на земле почитания Его сердца; но вместе с тем ей было возвещено что за это учение она перенесёт много скорбей и гонений; в это самое время Маргарита почувствовала в левом боку в том месте, где находится сердце, боль, которая до самой смерти не оставляла её. Жизнь Маргариты Алекок весьма подробно описана её биографом Лянге; некоторые сведения о ней, особенно касающиеся учреждения праздника Сердца Иисусова находится в Histoire genevalle de L’Eglise pav Henvion, II-й tome 126–133 стр. Маргарита скончалась 43 лет, 17 октября в 1690 году.

Маргарита святая дева и мученица чтимая с глубокой древности; в греческой церкви ей называют Мариною, но не следует, говорят Боландисты, эту Маргариту смешивать с св. Мариною (17 июля). 1 Почитание св. Маргариты на западе, а особенно в Англии стало известно не ранее 7 века. Вероятно, Феодор Архиепископ Кентерберийский, живший на востоке, установил в Англии празднование св. Маргарите. Об этой мученице не осталось никаких достоверных сведений. Не известно где и какою смертию скончалась она; дошедшие до нас акты об её мученичестве не подлинны Dictionaive theologiqnn pav Wetzen, t. XIV.

В Синаксаре, изданном с разрешения Св. Синода в 1868г., под 17 числом июля св. Марина названа так же Маргаритою. «Марина-Маргарита бѧше отъ Антїохїи Писидїйскїѧ, дщи Едесїѧ, їереа идольскаго, наꙋчена же бысть вѣрѣ во Христа кормилицею своею. Приведена бывше отцемъ своимъ к епархꙋ Олимврїю на iѕ годꙋ своеего возраста, никако же не согласисѧ пожрети идоломъ, ни Христа отврещисѧ: послѣ истѧзанїй въ темницꙋ всаждена бысть. Потомъ пако вопрошена бывше и не поколеблемо исповѣданїе Христово сохраниши, мечемъ въ главꙋ ꙋсѣчена бысть, при царѣ Аврелїанѣ въ лѣто 274» (Ч. 2 184 стр.). В Четьи-Минеи под 17 числом июля помещено довольно пространное сказание о страданиях святой Марины, но в означенном житии она называется одним только именем Марины и время её кончины относится к царствованию Диоклитиана (115–119 лист.). В месяцеслове Пр. Д. Вершинского о св. Марине сказано:

«Дочь идольскаго жреца въ Антїохїи Писидїйской. Познавъ І. Христа отъ своей кормилицы, вѣрꙋ въ Него запечатлѣла смертїю; послѣ мꙋкъ обезглавлена по приговорꙋ игемона Олимврїѧ, на 16 годꙋ жизни»

(стр. 111). В означенном месяцеслове замечено что св. муч. Марина известна особенно в западной церкви под именем Маргарита; это видно из следующего: 1) В Abvege protique de la vie des saints под 20 числом июля сказано:

«20 їюлѧ: Почитанїе св. Маргариты, дѣвы и мꙋченицы, весьма древне въ церкви. Преданїе говоритъ, что она была наставлена въ христїанской вѣрѣ своею кормилецею, и что отецъ еѧ, идольскїй жрецъ, ꙋзнавши о принѧтїи дочерью вѣры въ Распѧтаго, сдѣлалсѧ еѧ обвинителемъ, и Маргарита, послѣ различныхъ страданїй, ꙋсѣчена была въ Антїохїи писидїйской въ послѣднее всеобщее гоненїе..

(т. е. Диоклитиан). 2) В Dioctionnaive treologiaue pav. Wetzev сказано: «Маргарита святая дева и мученица (не известно какого времени). Празднование её памяти в латинской церкви совершается 20 июля, а в греческой 17 июля (стр.78). 3) В Legende dovée рассказывается о жизни святой так:

Маргарита родилась въ Антїохїи; она была дочь Ѳеодосїѧ (а в Четьи-Минеи, Едесия), ѧзыческаго жреца. Воспитаннаѧ кормилицею, она принѧла крещенїе въ совершенномъ возрастѣ.

2 Однажды когда Марагрита, пасла овец своей кормилицы, её увидел случайно проходивший близ того места, где она была, правитель Олимврий. Увидевши Маргариту (ей было 15 лет), «он был поражен её красотою и почувствовал в себе сильную страсть к ней и сказал своим слугам: подите, приведите ко мне эту девицу, если она дочь свободных родителей, я возьму её замуж, а если рабыня, то возьму её в наложницы». Elements d’Archch. chretienne pav Reusses сказано: «Маргарита святая дева и мученица, чтимая с глубокой древности в греческой церкви, где она известна под именем Марины. Все что ни сказано о св. Маргарите может быть достоверно только то, что она родилась в Писидии, что отец её был язычник, отрекся от неё и во время гонения Диоклитиана она пала жертвою гнева претора Олимврия, который, уязвившись её красотою, хотел на ней жениться» (tome XIV. стр.228).

Думается, после сказанного выше, нечего и говорить, что св. муч. Марина, воспоминаемая нашей православной церковью и Маргарита, чтимая католическою церковью – одно и тоже лицо.

Во всех вышеприведенных сказаниях о ней, как греческих и латинских св. Марина называется: дѣвою мꙋченицею (см. Четьи-Мин. под 17 числом июля, в Синаксаре под тем же числом, в месяцеслове протоиерея Д. Вершинскаго и др). Сравн. с католическими: Abvege de la vie des saints 20 iullet, св. Маргарита или Марина названа Vievge et mavtyve; также и Dictionnaive theology. chatolique.

По сказаниям, как восточным, так и греческим св. Марина была дочь идольского жреца:

бѧше дщи Едесїѧ, їеры идольскаго

(синаксарь 17 июля стр. 183 на обор.).

Дочь идольскаго жреца...

(Месяцеслов протоиерея Вершинского, 17 июля стр. 111).

Отецъ еѧ именемъ Едесїй, жрецъ бѣ идольскїй.

(Четьи-Мин. 17 июля, стр. 115 на обор.). Епарх Олимврий увидевши её чудесно исцеленною от жестоких ран, полученных ею во время мученического подвига, так говорит ко святой:

«видиши, о Марино! коль бози наши пекꙋтсѧ о тебе, милосердовавше бо о юности и красотѣ твоей, исцѣлиша тѧ отъ ѧзвъ твоихъ. Подобаетъ во и тебѣ за прїѧтїе отъ нихъ благодѣѧнїе воздати им благодарственныѧ жертвы паче же достоитъ тебѣ подражательницею и наслѣдницею отца твоего быти, да ѧкоже онъ слꙋжитъ богамъ въ чинѣ жречества, сице и ты жрицею поставишисѧ, и послꙋжиши имъ во всѧ дни живота твоего».

(Четьи-минеи лист 118 на обор.). Жрецов назван отец св. Марины-Маргариты и в католических сказаниях. Так в в Elements d’ Avcheologie chvetiene сказано: Elle, (Маргарита) etait fille de Theodose pretre des gentils. (стр.376).

Как в наших, так и в западных сказаниях говорится, что она была воспитана кормилицею:

Наꙋчена же бысть вѣрѣ во Христа кормилицею своею

(синаксарь 17 июля). Elle (s Mavguevete) fus instruite pav sa nourice dans la religion chrettienne ( Abrege pratique de la vie des saints под 17 июля). В Четьи-минеи о воспитании св. Марины в христианской вере говорится подробнее: «

Той

(т. е. отец её)

Маринꙋ дщерь свою еще въ пеленахъ по смерти матере еѧ осиротѣвшꙋю вдаде питательницѣ, имѣвшей пребыванїе свое въ нѣкоей веси за пѧтьнадесѧть поприщъ ѿ гоада.

Как в православных, так и в католических сказаниях Марина-Маргарита описывается девицею необыкновенной красоты:

воспитываема бывше отроковица и къ возрастꙋ приходѧщи, показасѧ быти зѣло красна тѣломъ, краснѣйшїи же дꙋшею

(Четьи-минеи лист 119 на обор.). В Legende dovée сказано: Le gouverneur Olimbriu, passant pres’elle, la vit, et fus trappé de sa beaute (стр. 376). Красота лица её была причиною, что Олимврий обратил на неё всё внимание и, не могши склонить её к языческой религии, предал таким и разнообразным страданиям, о которых подробно говорит Симеон Метафраст (см. Четьи-минеи под 17 числом июля). В католических сказаниях говорится, что она претерпевала deverses tortures – (Abrege pratique de la vie des saintr) и что она была жертвою гнева Олимврия, который, пленившись её красотою, хотел на ней жениться (Elle tomba victime de la colere du preteur’Olibrins que sa beauté avrait Atouche et qui avait voulu l’epouser. (Diction. theolog. tome XIV.).

Конец её жизни – мечное усечение:

И преклони подъ мечъ (Мирина) честнꙋю главꙋ свою, и ꙋсечена быстъ, и взѧть дꙋша еѧ рꙋками Господними въ небесныѧ селенїѧ вселисѧ

(Метафр. в Четь-Мин. 17 июля).

Непоколеблено исповѣданїе Христово сохраниши мечемъ въ главꙋ ꙋсѣчена бысть

(синакс. 17 июля). Elle consomma son sacrifice par le glaive (Abvege pratique, 17 iul).3

Краткие сказания католической церкви о св. Миргарите, имевшиеся в виду при составлении этой статьи, дополняются изображениями св. мученицы в западной церкви. Сличивши эти изображения мученицы Маргариты со сказаниями Метафраста, находящимися в Четьи-Минеях, составленных св. Димитрием Ростовским, о страданиях св. муч. Марины, мы увидим, что чтимая католческою церковью Маргарита, в действительности св. м. Марина, память которой в нашей православной церкви 17 июля.

1. В Elements d’Archeologie chretienne par Reusses представлена фреска XII века в кафедральном соборе в Торнау (Taurnai), под изображением сделано такое описание её: «На фреске в Торнау виден Олимврий на лошади, даюший приказ двум вооруженным воинам (один с мечём, а другой с копьем в руках) схватить Маргариту, которая сидя на большом холме прядет волну и пасёт овец, а солдат, который ближе подступил к святой, уже держит её за руку; фон фреск светло-голубой, верхние одежды (на людях) более или менее темные, нижние одежды зеленоватого цвета, лошадь под Олимврием – белая; две овцы так же белые, а третья темная (стр. 377). Подобное же сказание о св. Марине находится и в Четьи-минеи:

Бывши же возраста совершеннаго, ѧко пѧтинадесѧти лѣтъ, изыде (Марина) въ едино времѧ ко овцамъ отца своего, въ полѣ пасомымъ, еже видѣти оныѧ; въ то времѧ прилꙋчисѧ епархꙋ странъ восточныхъ, именемъ Олимврїю, лютомꙋ христїанъ мꙋчителю, къ Антїохїи Писидїйстѣй грѧдꙋщемꙋ, ꙋсрѣсти тꙋю на пꙋти: и ꙋзрѣвъ епархъ дѣвицꙋ зѣло красноличнꙋ, ꙋдивисѧ необычной красотѣ еѧ, и абїе ꙋѧзвисѧ ею, помысли поѧти онꙋю себѣ въ женꙋ; ста ꙋбо, и ꙋдержавъ и, вопрошати нача: коего рода еси дѣвица, чїѧ дщерь и како нарицаешисѧ, рцы мнѣ истинꙋ, ѧже о тебѣ; виждꙋ бо тѧ бельми доброзначнꙋ; и ѧще свободныхѣ родителей еси, поймꙋ тѧ себѣ въ законный бракъ; аще же чїѧ раба еси искꙋплю тѧ, и сопрѧгꙋ себѣ. Дѣвица же цѣломꙋдрїемъ паче неже личиною лѣпотою красѧщисѧ и кротко отвѣщавающи, сказа, чїа есть дщерь, како именꙋетсѧ; не потаи же и сего, ѧко Христова раба есть, вѣрꙋщаѧ во единаго создавшаго небо и землю Бога, и Томꙋ любовїю сердечною сопрѧгшаѧсѧ, инаго же жениха не требꙋющаѧ. Епархъ же, слышавъ тꙋю христїанкою быти, абїе ѧко имѣѧй даннꙋю себѣ отъ царей надъ христїаны власть, еже мꙋчити ихъ, повелѣ воиномъ поѧти онꙋю и вести за собою во градъ, обаче съ честїю; отъ словесъ бо еѧ дѣвичїихъ благоразꙋмныхъ паче возлюби онꙋю, и надѣѧшесѧ скоро прельщенїемъ мꙋкъ отвратити тꙋю отъ Христа, и къ своемꙋ привести сꙋпрꙋжествꙋ. Дѣвица же, воинами ведома сꙋщи, молѧшесѧ во ꙋслышанїе всѣмъ Богꙋ.

(Чет.-мин. стр. 116).

2. Dictionnaire de la theologíe catholique du Wetzer сказано, что св. Маргарита (или Марина, по греч. сказанию) не редко изображается с змеем. Автор далее замечает, не известно вследствие чего змей изображается на иконе св. мученицы и делает догадку, вероятно, говорит он, это символ дьявола, который в сказаниях о святых представляется иногда под видом дракона (tome XIV стр. 228).

В жизнеописаниях св. мучеников и мучениц, чтимых православною церковью, не редко говорится о явлениях им дьявола, в виде змия, с целью устрашить исповедников веры. Так дьявол в виде змея является в темнице св. великомуч. Димитрию: И седяще святый Димитрий в цемнице яко в чертоге светле, поя и славя Бога. Диавол же хотя его устрашити, преобразися в скорпию и хотяше святаго за ногу угрызнути. (Четьи-мин. 26 октября) и др.

В житии св. великомуч. Марины рассказывается о явлении ей в темнице дьявола в виде змеи.

Сѣдѧщи же свѧтаѧ мꙋченица въ темницѣ оной едина (инымъ тогда осꙋжденникомъ тамо не бывшимъ) молѧше Богꙋ... Наставшей же нощи, и свѧтѣй непрестанно къ Богꙋ молѧщейсѧ, дерзнꙋ, їаволъ страшилищемъ мечтательнымъ ꙋстрашити мꙋченицꙋ, Богꙋ тако попꙋстившꙋ, на большее проставленїе ꙋгодницы Своеѧ. Внезапꙋ ꙋбо потрѧсесѧ темница и свѣтѣнїе нѣкое мрачное аки отъ огнѧ дымна ѧвисѧ, и показасѧ дїаволъ во образѣ змїѧ пестра, велика, страшна, иже окрестъ зримаго тѣла его окрꙋжаемый, и опаѧсꙋемый бѧше многими меньшими змїѧми и ехиднами; той свистѧ ꙋжасно и ꙋсты великими и скаредными зїѧѧ, смрадъ испꙋщаше нестерпимый, и обходѧ окрестъ мꙋченицꙋ, страхъ и ꙋжастъ ей великъ творѧше, таже развергъ бельми ꙋста презсквернаѧ, нападе и оз҆́ѧѧ главꙋ свѧтыѧ, поглощаѧ онꙋю, и мнѧшесѧ мꙋченица пожерта быти змїемъ, ѧкоже древле пророкъ Іона китомъ. Обаче ꙋпованїѧ своего не отчаѧсѧ, ниже ꙋсꙋмнѣсѧ, но весь ꙋмъ въ Бога вперивши, сотвори на себѣ знаменїе крестное, и абїе ꙋзрѣ просѣдшꙋюсѧ ꙋтробꙋ змїевꙋ, и себѣ отъ поглощенѧїѧ его изведшꙋю цѣлꙋ и невридимꙋ, и въ той часъ погибе все тое бѣсовское страшное мечтанїе и привидѣнїе; землѧ бо зинꙋвши пожре змїѧ, и ѧже съ ниъ всѧ змїи, и во адъ низведе ихъ, а свѧтꙋю мꙋченицꙋ облиста свѣтъ небесный

(Четьи-мин. л. 117 на обор).

3. В Abrege pratïque de la vie saints под 20 июля находится такое изображение св. Маргариты-Марины: на заднем плане иконы представлено огромное здание, ближе множество народа, смотрящего на страдания мученицы; на первом плане иконы – изображена колено-преклоненная мученица, склонившая голову в ожидании мечного посечения; сзади представлен спекулятор с размахнутым над головую мученицы мечем; впереди пред меченицею всадник на лошади, устремивший свои взоры на мученицу.

О последнем мученическом подвиге св. Марины Симеон Метафраст так повествует:

По семъ епархъ и мꙋченицꙋ на мечное осꙋди посѣченїе. Изведена же бывши свѧтаѧ на мѣсто посѣченїѧ, испроси времѧ малое у водѧщихъ ю, и обратившисѧ къ послѣдовавшемꙋ ей народꙋ, ꙋвѣщаваше всѣхъ, познати единаго истиннаго Бога Творца своего, бѣсовскїѧ же прелести и идолопоклонническїѧ пагꙋбы избѣжати. Тоже въ молитвѣ преклонишисѧ, довольно а всѣхъ молисѧ, и внезапнꙋ потрѧсесѧ землѧ, и прїиде страхъ на всѣхъ и мноси отъ страха падоша на землю, и спекꙋлаторъ паде, Господь бо нашъ Іисꙋсъ Христосъ со ангелы свѧтыми ѧвисѧ съ небесе невѣстѣ своей, призываѧ тꙋю въ покой свой, и простираѧ рꙋцѣ прїѧти дꙋшꙋ еѧ. Она же неизреченнаѧ, радости исполнившисѧ, воздвиже спекꙋлатора, да скоро совершитъ повеленное емꙋ. И преклони подъ мечъ честнꙋю свою главꙋ, и ꙋсѣчена бысть.

(Четьи-минеи лист. 1194).

Почему же св. Марина названа Маргаритою и под этим именем известна в западной церкви?

На это могут быть представлены следующие догадки: 1) Или имя Маргариты – языческое, изменено после крещения в имя Марины, под каким наименованием она и известна ли в восточной церкви, а имя Маргарита осталось неизменным в Католической церкви.

В первые три века христиане и, по крещении, носили прежние свои имена, иногда заимствованные от наименования языческих богов, напр. Аполлос, Аполлон, Аполлинарий, Артемий, Дионисий, Гермес, Ерма, Афинагор, Палладий и мног. друг. и только с 4 века отцы церкви, как напр. св. Златоуст требовал от вступающих в церковь Христову, чтобы они принимали и носили имена святых ( беседа на Быт.XXI). Церковные писатели (напр. Mavtigny и др.) делают догадку, что первенствующие христиане во времена гонений сохраняли свои прежние языческие имена, чтобы укрыться от преследования язычников. Может быть, что и св. Марина носила два имен: одно – прежнее языческое, а другое христианское; в нашей церкви она осталась более известной под именем Марины, а в западной-Маргариты. Но почему имя Марины известно на востоке, а Миргариты-на западе, по недостатку данных на это, ничего нельзя сказать определенного.

2. Или же св. Марина названа Маргаритою за свою необычайную красоту. Слово Μαργαρίτα – жемчужина, драгоценный камень 5. О красоте же св. мученицы Марины говорится в сказаниях о ней, как в нашей церкви, так и римской (см. выше). В подтверждение сказанного довольно привести несколько слов из Метафраста: Воспитываема же бывши отроковица, и к возрасту приходящее, показася быти зело красна телом, краснейша же душею… Узрев епарх (Олимврий) девицу зело красноличну, удивися необычайной красоты ея… Тоже нача (епарх) ласкательно к ней вещати, глаголюще: ведять бо бози, о краснейшая девице! яко милосердствую о юности твоей и щажду цветущее лепотою младое тело твое… (Четьи-минеи 17 июля).

По всей вероятности, такая цветущая красота и была причиною, что св. Марина известна была в народе большею частию под именем Маргариты, тем более что собственное её имя Марина, означающее море (mare), морская (marina) само собою напоминала о лучшем морском сокровище, драгоценных жемчужинах – Маргаритах. «Маргарита (Margarita) драгоценный камень, из морских раковин собираемый» (Церковный словарь, прот. П. Алексеева, ч.2, стр.300). Имя Марина, означающее морская, как прилагательное, естественно-сопоставленное с её необычайною красотою, невольно вызывало соответствующее и существительное Маргарита.

Между святыми, чтимыми, православною церковью, есть и такие имена, которые заимствованы от драгоценных камней, напр. Гиацинт (Иакинф 3 и 18 июля) Смарагд (9 марта, 7 июня и друг.) Измарагд (25 сент.), Хрисия (30 янв.) и друг. и некоторые из упомянутых святых названы так за свою красоту, напр. Иакинф (3 июля). Первенствующие христиане в своих взаимных отношениях не редвко выражали свою любовь в наименовании ближних своих, а особенно – своих детей, уменьшительными, ласкательными именами, заимствованными от прекрасных цветов, или от драгоценных камней и под сими последними наименованиями (по всей вероятности не собственными), а приданными или за телесную необычайную красоту, или за прекрасные свойства души) стали известны в христианских мартирологах и святцах. Так напр. известны святые с именами: Flocellus – цветок (так был назван младенец-мученик, пострадавший при Валериане, 17 сент.); Liliosa – маленькая лилия (Кордовская мученица первых веков 17 июля) Rosetta – розочка (Marang. cos get 456 pag.), Rosula – розочка (мученица 14 сент.) и др. На гробнице молодой христианки, девицы – мученицы, пострадавшей в 5 веке (444г.) написано имя Gemmula – не большой перл, драгоценный камень (Gemma).

Если имя Маргариты – не собственное, не лично принадлежавшее святой мученице и при том языческое, то можно ли подобные имена давать детям христианских родителей, при св. крещении?

Не собственные имена святых – напр. Евгений, Евсевий, Евлампий, Евфимий, Геннадий, Игнатий, Иннокентий, Арсений, Варвара, Агафья, Евдокия, Афанасия, и мн. др. – сделались для нас уже собственными и принимающие подобные имена заимствуют уже от святых Божиих, под таким наименованием известных в православной церкви.

Что же касается до того, что имя Маргариты языческое и как бы излишнее при её христианском имени Марины, а потому как бы не приличное для наименования им христиан то достаточно при этом вспомнить, что многие святые не только из первых веков, но из русских – наших соотечественников более известны ныне под своими прежними именами напр. Владимир (равноапостольный князь, просветитель земли русской), Великая Княгиня Ольга, Борис, Глеб и мног. друг. почти неизвестны под своими новыми, полученными в св. крещении именами Василий, Елена, Давид и Роман, а сколько в нашем отечестве с именами Бориса, Глеба, Владимира и Ольги; последние имена сделались любимыми и обще известными в русском народе.

Что же из всего это следует? а то, что в своих мыслях на статью Б-на высказал пр. Б-в: нужно дополнение нашего календаря именами святых, почитаемых нашими единоверцами, и не вошедших в наши святцы.

Недавно изданная архимандр., о. Сергием Агиология Востока может послужить одним из лучших пособий к умножению наших святцев именами святых, доселе мало, или вовсе неизвестных.

* * *

1

Хотя Болландисты говорят, что её не следует смешивать со св. Мариною, о которой речь будет ниже, но кажется, эта Маргарита-Марина, одно и тоже лицо с Мариною-Маргаритою, чтимою в правосл. церкви 17 июля

2

Весьма интересны сведения сообщает Метафраст о крещении св. муч. Марины (Маргариты). Св. Марина, только оглащенная в истинах христианской веры, не получила еще св. крещения, а потому уже среди мученических подвигов молила Бога – сподобить её

бани крещенїа свѧтаго, да ѧкоже кровїю сице и водою омовесѧ достойно обращꙋсѧ входа въ чертогъ Твой небесный, со свѧтыми дѣвами, ꙋневѣстившимисѧ Тебѣ...

(Четьи-Минея лист. 118). Молитва её была услышана. На следующий день

по приказанїю епарха Олимврїѧ св. дѣва паки ꙋбо на мꙋчилищи повѣшена бысть, и принесши возжженныѧ свѣщы, опалѧхꙋ перси и бока еѧ: она же ꙋмъ свой молитвою, въ тайнѣ сердца творимою ꙋглꙋбивши въ Бозѣ, терпѧше молчащи, и ожжена бысть аки ꙋгль, и аки снѣдное мѧсо испечена. И егда еле живꙋ снѧша онꙋю съ мꙋчилища, воззва глаголѧ: Господи! сподобилъ мѧ еси за има твое пройти сквозѣ огнь, сподоби пройти и сквозь водꙋ свѧтаго крещенїѧ, да омовенною отъгрѣховъ введиши мѧ въ покой Твой.» Мꙋчитель же слышвъ, ѧко мꙋченица воспомѧнꙋ водꙋ, рече: се жаждетъ окаѧннаѧ, напоити тꙋю подобаетъ. И повелѣ делвꙋ зѣло великꙋ привлещи, наполнити воды, и воврещи во онꙋю мꙋченицꙋ свѧзаннꙋю, ѧко да погрѧзши въ ней ꙋтонетъ. И егда слꙋги взрѧша ю воврещи въ водꙋ, она велегласно глагола: Господи Іисꙋсе Христе, изводѧй окованныѧ въ мꙋжествѣ, разрѣшаѧ ꙋзы смерти и ада, и отъ гробовъ возставлѧѧй, манїемъ Божественныѧ силы Твоеѧ, Ты призри на рабꙋ Твою, и расторгни ꙋзы моѧ, и да бꙋдетъ мнѣ вода сїа въ желаемое свѧтое крещениїе, и во отрожденїе на животъ вѣчный, ѧко да совлекшисѧ ветхаго человѣка, облекꙋсѧ въ новаго, и ѧвлюсѧ Тебѣ во одеждѣ брачной въ чертозѣ Твоемъ: сице молѧщꙋюсѧ мꙋченицꙋ слꙋги ввергоша въ делвꙋ воды полнꙋ, и погрꙋзивши онꙋю, топѧхꙋ. Но абїе потрѧсесѧ землѧ, и ꙋзы, ѧже на мꙋченицѣ, разѣшишасѧ, слꙋги же велїимъ страхомъ одержими отбѣгоша отъ делвы: прїиде бо свыше надъ главꙋ свѧтыѧ лꙋча неизреченнаго свѣта, и ѧвисѧ съ высоты сходѧщаѧ голꙋбица бѣлаѧ, солнцеобразнаѧ, носѧщаѧ во ꙋстахъ вѣнецъ златый, и парѧщи надъ главою мꙋченицы, касашесѧ ногами верха еѧ, и паки летѧше въ высотꙋ. Видѣнїе же сїе не токмо свѧтѣй зримо бѣ, но и отъ предстоѧщихъ нѣкїимъ, елицы бѧхꙋ достойни видѣниѧ таковаго: мнози бо въ народѣ потаенїи бѧхꙋ христїане, и сподобишасѧ видѣти то. Свѧтаѧ же, стоѧ въ водѣ не погрѧзновенна, поѧше славѧ и благословѧ великое имя Пресвѧтыѧ Троицы, Ѿтца, и Сына, и Свѧтога Дꙋха. Таже видѣнъ бысть столпъ огненный надъ свѧтою досѧзающъ до небѣсе, на стопѣ же крестъ кристаловиденъ, лꙋчи пресвѣтлыѧ испꙋщающъ, и голꙋбица онаѧ возлетѣвши, сѣде верхꙋ креста и прїиде гласъ свыше, во ꙋслышанїе всѣмъ глаголѧй: миръ тебѣ, невѣсто Христова Марино! нынѣ прїимеши неꙋвѧдаемый вѣнецъ доброты отъ рꙋки Господни, и почїеши въ царствїи небесномъ со свѧтыми.

(Четьи-минеи 17 июля, 118 лист. на обор.).

3

Впрочем, между сказаниями, о св. муч. Марине-Маргарите в восточной и западной церквах заметны некоторые черты несходства, но они так незначительны, что из-за них нельзя отвергнуть тождества католической Маргариты со св. муч. Мариной – православной.

Так: 1) несогласны указания сказаний о месте рождения св. мученицы. В православных жизнеописаниях её говорится, что св. Марина

родилась въ Антїохїи Писидїйстѣй

(Четье-Мин.)

бѧше ѿ Антїохїи Писидїйскїѧ

(Синаксарь), а в Dictionnaire de la theologíe catholique сказано: qu’elle naquit en Pisidie. (t. XIV 228). Но очевидно здесь писатель говорит о целой стране, из которой была родом св. Марина; а в Писидии был главный город Антиохия. В других же католических жизнеописаниях святой сказано, что Маргарита родилась в Антиохии Писидийской: Marguevete naquit á Antiochie (Legend doree стр. 376), и таким образом и по католическим сказаниям выходит, что св. Марина-Маргарита была родом из Антиохии Писидийской.

2) Отец св. Марины – в сказаниях восточной церкви назван Едисием а в католических Феодосием (Elements d’ Archeologe chvetienne стр 376), что касается до изменения имен греческих в переводе на латинский язык и на оборот, то это легко могла случиться или через описку особенно при видимом сходстве имен, а имена Едесий и Феодосий – сходны между собою, а потому легко могло случиться, что латинский писатель вместо Едесия назвал отца св. Марины Феодосием.

3) Что же касается до имени императора, при котором пострадала св. мученица Марина-Маргарита, то в этом отношении ни сказания восточной, ни сказания западной церкви – не согласны между собою. По одним – мученичество её относится к императору Диоклитиану, как-то: Четьи-Минеи 17 июля; Acta sanctovum Suvii v. 24; julii 17 июля, а по другим ко временам императора Аврелиана, как-то: Синаксарь 17 июля; Болландисты в Dictionnaire de la theologie catholique. К какому же времени относится страдание св. муч. Марины-Маргариты трудно определить. Автор статьи Marguerite в Dicteonnaire par Wetzer говорит, что ничего определенного неизвестно о времени мученичества святой (tom. XIV. 228). Протоиерей Дим. С. Вершинский, которого многолетний труд – месяцеслов православной католической восточной церкви высоко ценится исследователями церковной истории и восточной Агиологии, относит время кончины св. мученицы Марины к царствованию Диоклитиана (см. 339 стр.)

4

В русской церкви имя Маргариты встречается в 17 веке. Одна из дочерей царя Алексея Михайловича, именно Марфа, в иночестве носила имя Маргариты. День тезоименитства её полагается 1 сентября, (см. Роспись царских панихид, сент.1)., но этот день избран, как день тезоименитства не потому только, что поименованная царевна Марфа при крещении была наречена в честь препод. Марфы, матери Симеона Столпника (1 сентября), но вероятно и потому что в этот день м. б. чтится какая либо св. Маргарита, не внесенная в наши святцы, иначе не понятно, почему носящие имя Маргариты день ангела своего считают не 17 июля, а 1 число сент. и – почему в Архангельске ежегодно бывающая значительная и продолжительная ярмарка, начинающаяся с 1 числа сентября, называется Маргаритенской (см. Крест. календ. за все годы его изд. под 1 числом сентября). Весьма интересно знать: отчего эта ярмарка носит название Маргаритенской? Не сохраняется ли в Архангельске, или вообще в тамошнем краю память о какой либо подвижнице благочестия – Маргарите? На подобные вопросы невольно наводит наименование большинства русских ярмарок по имени святых, или храмов в честь особенно чтимых в тех местностях, где их именами названы ярмарки. (напр. Макарьевская в Нижнем Новгороде и др.).

5

Слово Μαργαρίτα – жемчужина, бисер, нередко употребляется в книгах нового завета, так напр. Мф. 13:45–46 паки подобно есть царство небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей (καλοὺς μαργαρίτας), иже обреть един многоценен бисер (πολύτιμον μαργαρίτην), шедь продаде вся, елика имяше, и купи его. 1Тим.2:9 Такожде и жены в украшении лепотном, со стыдением и целомудрием да украшають себе, ни в плетениих, ни златом, или бисерами (μαργαρίταις), или ризами многоценными. (Также Откр. 17:4–18,21:21).

Комментарии для сайта Cackle