архиепископ Евдоким (Мещерский)

Источник

Глава VIII. Память об Ап. Иоанне

Глубокое влияние Апостола на жизнь Христиан. – Следы этого влияния – Рассказы об Ап. Иоанне. – Процветание Малоазийских церквей. – Мученичество. – Αρχιερεύς πἐταλον ἐπὶ θρόνφορούμενος. – Быстрое распространение Христианства. – Влияние Иоанна на литературу. – Писания Христианских писателей. – Апокрифы. – Рассказы о посмертной участи Апостола. – Иоанн не умер, но спит. – Иоанн живым взят на небо. – Иоанн живет на земле. – Безмолвные свидетели благовестнических трудов Св. Апостола. – Храмы в малой Азии. – Храмы на Патмосе. – Иоанно-Богословский монастырь. – Древние изображения Евангелиста. – Пещера откровения. – Крещальня. – Развалины города Фора. – Гора и пещера Кинопса – Скала Кинопса в Патмосской гавани. – Природа Патмоса. – Отношение Патмосцев к Иоанну Богослову, – Память об Ап. Иоанне в позднейшие века. – Духовные писатели об Ап. Иоанне. – Светские писатели. – Философы. – Художники. – Современные Христиане. – Будущее писаний Ап. Иоанна.

Жизнь святых людей не проходит бесследно для современного им общества. Все они оказывают неотразимое влияние на него. Долго, долго и по смерти их можно еще наблюдать господство их воззрений в том или другом отношении. О св. Ап. Иоанне нужно сказать еще большее. Его посмертная участь в данном случае поразительна. Следы его глубокого влияния на общество можно ясно наблюдать в течение всего 2-го столетия. После его смерти тысячи людей произносили с великим благоговением его имя. Величавый образ Апостола, полный неземной красоты, никогда не забывался Христианами. Апостол как бы всегда стоял перед ними живой. Твердо и неизменно первохристиане хранили учение своего любвеобильного старца-наставника; вспоминали всю его жизнь. Из рода в род отцы рассказывали своим детям о великих подвигах его. Так на конце 2-го столетия св. Ириней, епископ Лионский, письменно передает одну достопамятную повесть, дошедшую до него по преданию от Поликарпа, – повесть о бегстве св. Апостола из бани, в которой мылся Керинф2183. Даже в третьем веке были живы некоторые, слышавшие этот рассказ от Поликарпа2184. Рассказывали Христиане трогательную повесть и о юноше – разбойнике, спасенном Иоанном2185. Она производила глубокое впечатление на слушателей. В послании к Феодору падшему св. Иоанн Златоуст пишет следующее. „А о том юноше, который был сперва учеником Иоанна Зеведеева, потом долгое время – начальником разбойников, и опять уловлен святыми руками блаженного, и из убежищ и пещер разбойничьих возвратился к прежней добродетели, тебе самому не безызвестно и ты точно знаешь все не хуже нашего, потому что я часто слыхал, как ты удивлялся великому снисхождению Иоанна, который сначала поцеловал окровавленную правую руку юноши, обнял его, и таким способом привел его в прежнее место“2186. Долго спустя после смерти Апостола в церквах Азии ходил еще один рассказ. Он основывается на авторитете Папия, который заявляет, что слышал его от Поликарпа и других, слышавших от самого Ап. Иоанна. Вот он. „Старейшины, видевшие Иоанна, ученика Господня, рассказывали, что они слышали от него, как Господь поучал о тех временах и говорил: придут дни, в которые вырастут лозы, каждая имея десять тысяч стволов, и на каждом стволе по десяти тысяч ветвей, и на каждой ветви по десяти тысяч отпрысков, и на каждом отпрыске по десяти тысяч гроздов, и на каждом грозде по десяти тысяч ягод, и каждая ягода, будучи выжата, даст двадцать пять мер вина. И когда какой-либо святой возьмется за один грозд, другой закричит ему: я лучше, возьми меня, и чрез меня восхвали Господа Бога. И к такому рассказу он обыкновенно прибавлял: этому могут веровать верующие, и когда Иуда предатель не верил этому и спросил, как такие плоды могут быть созданы Господом? то Господь отвечал: это увидят те, которые доживут до тех времен“2187. Нельзя ли понимать этот рассказ в том смысле, что благочестие обогатит всех людей2188? Рассказывали и многое другое о св. Апостоле2189.

Изучая Малоазийские Церкви в течение 2-го столетия, мы видим, что Ап. Иоанн довершил то, что начал великий Апостол языков. Вековые сомнения язычников и Иудеев объединены. Лжеучители побеждены. Церкви дано правило веры2190, указаны все средства для борьбы со всякими лжеучителями. Теперь уже никакие лжеапостолы не могли поколебать веры Христиан. Пастыри получили возможность словом побеждать их. Св. Поликарп, посетив Рим во время Аникиты, многих из еретиков, последователей Валентина и Маркиона, обратил к Церкви Божией2191. Церкви были благоустроены. По смерти св. Апостола мы находим их полными жизни, гармонии и порядка. Все они находились в цветущем состоянии, успешно боролись с еретиками. А светильник Ефесской Церкви долгое время сиял во всей Малой Азии ярче прочих. Св. Игнатий Богоносец в начале 2-го века писал к Ефесянам: „сам Онисим (Епископ Ефесской Церкви) чрезвычайно хвалил ваше благочинное о Боге поведение, что все вы живете сообразно с истиною, что среди вас нет никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего истину;... между вами не возникло никакой распри... Я узнал, что некоторые пришли к вам с злым учением; но вы не позволили рассевать его между вами, заградивши слух свой, чтобы не принять рассеваемого; вы истинные камни храма Отчего, уготованное в здание Бога Отца;., все вы спутники друг другу, Богоносцы, Христоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. Оттого-то я и радуюсь, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни, ничего не любите, кроме одного Бога“2192. Св. Ириней, епископ Лионский, также называл Церковь Ефесскую ,,истинной хранительницей апостольского предания“2193. Свидетельством неизменной верности Ефесян апостольскому учению служит точно сохранившееся у них предание о времени празднования Пасхи: в половине 2-го столетия об этом свидетельствует св. Поликарп, епископ Смирнский, а в конце Поликрат, епископ Ефесский. Во время споров о Пасхе, Ефесская Церковь с епископом Поликратом стоит во главе всех Малоазийских Церквей. Под председательством Поликрата в Ефесе собирается „великое множество“ малоазийских епископов. „Посетив меня нижайшего, пишет Поликрат в своем послании к Виктору и римской Церкви, они одобрили мое послание, ибо знали, что я не напрасно ношу на голове седины, что я всегда жил в Господе Иисусе“. „Мне шестьдесят пять лет о Господе; я имел сношение с братиями во всей вселенной, прочитал все священное Писание, и угроз не боюсь“2194. Долго и после этого процветало Христианство в Ефесе. Там были многие соборы Христианские; там был третий Вселенский Собор. До начала XV века существовал этот великий город; только в это время он был разрушен Турками до основания. Находящаяся недалеко от развалин деревенька, которая носит название „Адшасолюк“ или „Айя-Солюк“ указывает на имя Иоанна Богослова2195. Свято хранили учение Апостола и Христиане города Филадельфии. В послании к Филадельфийцам св. Игнатий Богоносец дает весьма хороший отзыв об их жизни и особенно хвалит их за радушие и гостеприимство2196. В этом послании можно находить некоторые намеки и на апокалипсическое определение о Церкви Филадельфийской: „побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего“, „вот я отворил пред тобою дверь и никто не может затворить ее“2197. Сколько тяжелых годин пронеслось над малоазийскими церквами. Пал Ефес; погас первый светильник, упоминаемый в Апокалипсисе. Там разрушение было всеобщее; капище Артемиды и храм Пресвятой Девы погребены под развалинами. Цирк и театр Лаодикии сделались логовищем шакалов и волков. Сардис сделался ничтожной деревушкой, в Пергаме видны одни мечети вместо памятников. Смирна обязана своим народонаселением только чужеземной торговле Франков и Армян. Одна Филадельфия спаслась чрез свою твердость. После разрушения греческих колоний и Церквей Азийских осталась одна только Филадельфия, подобно столпу среди развалин2198. Победоносный меч Баязета также долгое время притуплялся о стены Филадельфии. Не смотря на помощь Баязету греческого императора Иоанна Палеолога при штурме Филадельфии, город не был разорен. И даже в то время, когда, гроза своего века, Тамерлан, предавал огню и пламени весь восток, ангел смерти, разрушения не коснулся Филадельфии, защищенной своим Ангелом – хранителем2199. Филадельфия существует и в настоящее время. Светильник Филадельфийской Церкви все еще теплится. Бедные Христиане до сих пор твердо сохраняют свою веру. Слова Апостола до сих пор повторяются ими и одушевляют их ежедневную молитву. Здешние матери это воззвание затверживают своим детям, как только они начинают лепетать, вместе с молитвою „Отче наш“2200. Даже турки называют этот город Аллах-Шехр, т. е. „Город Божий“, а народ „добрым и вежливым“2201. Свято хранили учение Апостола и Христиане других малоазийских Церквей2202. Во время гонений они мужественно переносили все мучения за имя Христово. Были Христианские мученики в городе Пергаме, „славно скончавшиеся после многократного и достохвального исповедания веры2203. Еще более их было в городе Смирне. Смирнские мученики поражали всех своим мужеством и терпением. „Стоявшие вокруг зрители изумлялись, видя, как мученики рассекаемы были бичами до самых глубоких жил и артерий, так что уже открывались взору внутренности и самые сокровенные члены их тел. Под них подстилали морские раковины и острые осколки, и переводили их через все роды пыток и мучений, и наконец отдавали зверям на съедение. Особенно же прославился тогда Германик, с помощью Божественной благодати победивший естественную боязнь телесной смерти: ибо, когда проконсул, желая поколебать его, указывал ему на возраст и убеждал пожалеть о своей слишком ранней и цветущей молодости; то он не задумался, но смело привлек к себе зверя, раздражал и почти принуждал его, чтобы скорее избавиться от неправедной и беззаконной жизни их (язычников)“. Еще более трогательна мученическая кончина предстоятеля смирнских христиан св. Поликарпа, непосредственного ученика Ап. Иоанна. Услышав о первых примерах мученичества, дивный Поликарп не смутился и, сохранив твердое, спокойное расположение духа, хотел было остаться в городе; но потом, уступив убеждениям окружавших его, которые просили его удалиться, вышел в одну, не далеко отстоящую от города, деревню. Так как сыщики прилагали все старание к отысканию его, то, уступая расположению и любви братий, он перешел в другую деревню, куда однако же вскоре явились и преследователи. Узнав от мальчика об убежище Поликарпа, они пришли к нему в позднее время и нашли его лежащим на кровле дома. Отсюда Поликарпу легко было перейти на другой дом, но он не захотел, сказав: „да будет воля Господня! “ Узнав, что сыщики уже явились, он начал беседовать с ними столь весело и спокойно, что они, не зная его прежде, смотрели на глубокую его старость, на почтенный и важный вид как на чудо и дивились, зачем употреблено столько заботы, чтобы схватить такого старца. Между тем Поликарп, нисколько не думая, приказал немедленно накрыть стол и, пригласив их принять пищи, сколько угодно, просил себе только одного часа, чтобы спокойно помолиться. Когда он окончил свою молитву, они посадили его на осла и повезли в город. На пути подъехал к Поликарпу блюститель общественного спокойствия Иринарх с отцом своим Никифором; оба они увещевали его принести жертву языческим богам. Но он твердо отвечал им: не буду делать того, что вы мне советуете. Когда он был приведен на стадиум, то проконсул начал также увещевать его и располагать к отречению, говоря: постыдись своей старости, скажи: смерть безбожникам, клянись – и я отпущу тебя, хули Христа. Но Поликарп отвечал: уже восемьдесят шесть лет я служу Ему и Он ничем не обидел меня; да и как мне хулить своего Царя, Который спас меня? Проконсул продолжал: у меня есть звери; если не переменишь своих мыслей, я брошу тебя им. Поликарп отвечал: зови их: мы не меняем лучшего на худшее: хорошо менять только зло на добро. Проконсул снова продолжал: ты презираешь зверей? так я заставлю тебя смириться посредством огня, если не переменишь своих мыслей. Поликарп на это отвечал: ты грозишь мне огнем, горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован нечестивым. Впрочем, для чего медлить? Делай, что хочешь. Тогда народ завопил: сжечь Поликарпа! Немедленно набрал он дров и хворосту из мастерских и бань. Когда костер был готов, Поликарп снял с себя одежды и, развязав пояс, старался сам и разуться, чего прежде не делывал. Его хотели было пригвоздить, но он сказал: оставьте меня так; Дающий мне сил переносить огонь, даст силы и без ваших гвоздей оставаться на костре неподвижно. Служившие при костре подложили огня. Пламя сильно поднялось, окружив тело мученика. С молитвой на устах окончил жизнь свою св. Поликарп“2204. Св. Ириней Лионский так характеризует своего учителя и ученика Ап. Иоанна. „Он всегда учил тому, чему научился от Апостолов, что преподает Церковь и что одно только истинно: об этом свидетельствуют все Церкви в Азии и все преемники Поликарпа до нашего времени“. Подобно своему учителю, бежавшему от Керинфа, „Поликарп, встретившись однажды с Маркюном, и на вопрос его: узнаешь ли нас? – отвечал: узнаю первенца сатаны“. От Поликарпа осталось „весьма замечательное послание к Филиппийцам, из которого желающие и заботящиеся о своем спасении могут узнать как образ его веры, так и проповедь истины“2205. Откуда это мужество у Христиан при перенесении мучений? Откуда ревность о Распятом? Откуда это благоустройство церковное? Ап. Петра и Павла давно уже не было в живых. До начала 2-го века оставался один Ап. Иоанн. Не есть ли он ближайший виновник этого благоустройства2206? Не из его ли учения и жизни почерпали христиане силу и мужество идти на смерть за Христа? Не его ли увещевания любить Бога больше всего хранили христиан от всяких соблазнов? Влияние Иоанна было так велико и на конце 2-го столетия, что Поликрат, епископ Ефесский, называет его первосвященником носящим златую дщицу ( πέταλον) на челе, патриархом Церкви, диадимоносцем, учителем и исповедником2207.

Не свидетельствует ли также о благовестническом служении Ап. Иоанна в Малой Азии и быстрое распространение здесь Христианства в самом начале 2-го столетия? Замечательно в этом отношении известное письмо Плиния Младшего, проконсула Вифинии, к императору Траяну, при котором пострадал св. Игнатий Богоносец. Оно написано, может быть, только всего через пять лет после смерти Апостола. В нем не без тревоги Плиний описывает успехи и торжество Христианства. „Многие, не смотря на троекратное увещевание и различные угрозы, не хотели отречься от Христа, и были мною казнены“, пишет он. „Подобными безумцами оказались и несколько римских граждан“. „Дело, кажется мне, достойно внимания, особенно по многочисленности подлежащих ему. Множество людей всякого возраста, пола и состояния, или уже подвергается суду, или подвергнется; потому что зараза этого суеверия распространилась не только на города, но даже и на села и на деревни. Кажется, однако, – можно остановить ее и уничтожить. По крайней мере, довольно заметно, что храмы, почти уже опустевшие, начали пополняться, празднества давно прервавшиеся, возобновляются и повсюду продаются жертвы, тогда как прежде весьма редко можно было видеть покупателя их. Отсюда легко понять, какое множество людей может исправиться, если дать место раскаянию2208. Жестокие меры борьбы с Христианством были предприняты, но и при этом Плиний не уверен вполне, что ими можно будет остановить и уничтожить это суеверие2209.

Люди, изучавшие тщательно литературу 2-го столетия, даже находят возможным утверждать, что образ мыслей всего этого столетия более Иоанновский, чем Павловский. Конечно, это – недоразумение. В церкви Христовой всегда имели и будут иметь одинаковое значение все писания св. Апостолов. Не было и не будет ни одного столетия, в течении которого Церковь следовала бы более писаниям одного Апостола, чем писаниям другого. Но несомненно то, что учение Ап. Иоанна наложило заметный отпечаток на многие произведения, вышедшие из-под пера писателей 2-го столетия. Некоторые писания мужей Апостольских, апологетов суть как бы отголосок писаний Ап. Иоанна. Не два-три текста из писаний великого Апостола мы находим у этих писателей церковных. Самая точка зрения, господствующая в их творениях, свидетельствует о том, что их учение почерпнуто во всей целости из писании Ап. Иоанна. Они стоят в такой тесной связи с его писаниями, что их понимание иногда невозможно без последних. В Послании к Римлянам св. Игнатий Богоносец пишет: „И хочу хлеба Божия, который есть плоть Иисуса Христа, и для питья хочу крови Его“2210. В этих словах нельзя не видеть указания на Евангелие Иоанна2211. Не иное что означают постоянные выражения „во плоти“ ( ἐν σαρκί). Много подобных мест мы встречаем и в других посланиях этого св. мужа2212. А откуда, как не из писаний св. Апостола, заимствовано св. Игнатием учение о Слове, свете, жизни. Иустин мученик несомненно заимствует из Евангелия Иоанна следующие слова: „Иисус Христос сказал: если не родитесь вновь, не войдете в царство небесное. Для всех очевидно, что те, которые однажды родились не могут опять войти в утробу матери“2213. Уподобление Церкви Христовой винограднику, насажденному Богом и Спасителем2214, упоминание о живой воде, которая даруется Христом душам, любящим чрез Него Бога, о напояющей всех воде жизни2215, упоминание о чудесном рождении Иисуса не от мужеского семени, но от Бога2216, употребление терминов „Единородный“ ( μονογενής), „Слово“ ( λόγος),-все это свидетельствует о глубоком влиянии писаний Ап. Иоанна на Иустина мученика. Его учение о Слове несомненно также во всей целости заимствовано из писаний Ап. Иоанна. Татиан, ученик Иустина, в речи, обращенной к Грекам, приводит характерные места из писаний Ап. Иоанна2217. Поликарп в своем послании к Филиппийцам ссылается на первое послание Иоанна2218. То же делает и Папий в небольшом отрывке, дошедшем до нас2219. Феофил Антиохийский приводит один текст из писаний св. Апостола, который никем не был оспариваем2220. Христианский философ и апологет Афинагор знал писания св. Апостола2221. Знает четвёртое Евангелие и Аполлинарий Иерапольский2222. Во времена св. Иринея2223, Оригена2224, Климента Александрийского, Тертуллиана2225 относительно подлинности четвертого Евангелия не существовало никакого сомнения. В это время слова великого Апостола любви читались и на Востоке, и на Западе. Они были известны всем „поднебесным церквам“2226. Влияние Ап. Иоанна отразилось даже на произведениях различных еретиков 2-го столетия. Офиты, бывшие прямыми преемниками лжеучителей апостольского века и жившие между 110–120 гг.. в своем учении совершенно опираются на четвертое Евангелие2227. Древнейшие из них, Наасениане, жившие на рубеже первого века, буквально приводят место из третьей главы Иоанна2228. Тоже самое делают и Ператы2229. Василид, предшественник Валентина, учивший в Александрии около 120 года, также знает четвертое Евангелие2230. Особенно это нужно сказать о гностиках. Гностик Валентин в своем учении о Слове без всякого сомнения стоит в самой тесной зависимости от Иоаннова учения. Его любимые выражения: ἀρχή, μονογενής, ζωή, χάρις, какими он излагал учение о Слове, ясно показывают, что ему хорошо было известно четвертое Евангелие. Из него он заимствует следующие слова Господа: „Спаситель сказал: все, сколько их не приходило предо Мною, воры и разбойники“; диавола он называет „князем мира сего“2231. Ученики Валентина широко пользовались Евангелием Ап. Иоанна. Оно было во всегдашнем у них употреблении. Свое учение гностики старались обосновать на учении этого Апостола. Так в прологе Иоанна они находили полное подтверждение своего учения о πρώτη όγδοάς. „Для подтверждения (своего учения) о сопряжениях“ они ссылаются также на Евангелие Иоанна2232. Евангелие Иоанна было известно одному из самых видных учеников Валентина Птолемею2233. Другой его ученик Гераклеон (ок. 150 г.) пишет даже пространный комментарий на Евангелие Иоанна. Значительные отрывки из этого интересного комментария сохранил Ориген2234. Очевидно, эта книга с давних пор пользовалась большим вниманием. Третий ученик его Феодот также часто пользовался Евангелием Ап. Иоанна2235. Алоги (около 150 г.)2236, Маркион (ок. 140 г.)2237 также знали четвертое Евангелие, хотя не признавали его за подлинное. Ересь монтанистов, появившаяся около половины второго столетия, всецело держится на ложном толковании некоторых мест писаний Ап. Иоанна. Название Св. Духа Параклитом они всецело заимствовали отсюда2238. У Цельса многие выражения бесспорно взяты также из четвертого Евангелия2239. В апокрифической литературе делается много ссылок на писания Иоанна2240. Таким образом, учение св. Апостола известно было еретикам и Александрии, и Рима, и Малой Азии.

О глубоком влиянии Ап. Иоанна на жизнь людей —2—го столетия свидетельствует и обильная апокрифическая литература об Ап. Иоанне, возникшая в это время. По свидетельству св. Епифания, во втором столетии появились тысячи апокрифов, а по свидетельству св. Иринея, – множество ( ἀμύθητον πλῆθος ἀποκρύφων)2241, Некоторые предания о посмертной участи Ап. Иоанна, полные глубокого интереса, мы встречаем и у различных писателей церковных. Бл. Августин рассказывает, что Ап. Иоанн не умер, а как бы только спит. Он лежит в бессмертном сне в своей могиле, как бы в постели. В таком состоянии он будет находиться до второго пришествия Спасителя. Люди, от которых непосредственно слышал этот рассказ бл. Августин, говорили так потому, что будто земля на том месте как бы колебалась, вздымалась от дыхания великого Апостола. Из могилы на поверхность могильной насыпи исходил особый целебный прах вследствие дыхания Апостола2242. Этот прах брали с собою приходившие на могилу Иоанна христиане и разносили его по своим домам. Многие получили вследствие этого исцеление от многоразличных болезней. Все это видели и хорошо знали многие люди, заслуживающие полного доверия2243. О целебном прахе, исходящем из могилы Ап. Иоанна, мы находим ясные свидетельства во многих произведениях древности2244. По свидетельству других, благовонное миро, или тонкий некоторый воздух ежегодно истекал от гроба Апостола и подавал верующим благодатные исцеления2245. Было распространено в то время и другое предание. Многие рассказывали, что Ап. Иоанн не умер, а живым взят на небо, потому что когда вскоре после смерти разрыли его могилу, то не нашли в ней тела Ап. Иоанна2246. Оно будет оставаться там, рассказывали в то время, до второго пришествия Спасителя2247. Перед этим временем он придет на землю вместе с Илиею и Енохом2248. Рассказы о том, что Ап. Иоанн еще жив, мы встречаем не только в средние, но даже и в новейшие века. Не раз рассказывается в это время, как он иногда появлялся то там, то здесь и странствовал на земле. Он является Эдуарду и английским пилигримам, что изображается на ограде церкви в Вестминстерском аббатстве; является Иакову IV перед Флодденсксй битвой2249. В средние века видели его путешествующим с целями благовествования и устроения церквей. Одни говорили, что его видели в Суффольции (Suffolcia), другие в Трансильвании (Transilvania). В это время ему будто бы писали даже послание, в котором убедительно просили, чтобы великий Апостол в самом скором времени посетил Англию2250. Св. Апостол умер телом; это не подлежит сомнению. Умер телом, а не духом: он всегда был и будет ходатаем пред Богом за людей, врачем их духовных и телесных недугов, их благодатным помощником. Поэтому другой характер носят следующие рассказы. Умерший Апостол является императору Феодосию, перед сражением его с войсками Евгения. Церковный историк Феодорит передает это видение следующим образом. Лежа на земле, Феодосий увидел двоих мужей, облеченных в белые одежды, сидящих на белых конях. Ему казалось, что их когда то он видел. Они приказали ему быть бодрым, отложить страх, ранним утром взять оружие и выстроить солдат в строй для сражения. „Мы посланы помощниками (auxiliatores) и защитниками (propugnatores)“, говорили они. Один назвал себя Евангелистом Иоанном, а другой Апостолом Филиппом. Увидевши это видение, император, не рассказав никому о случившемся; обратился с молитвой благодарения к Богу. То же самое видение увидел один воин и объявил об этом своему центуриону. Центурион привел воина к трибуну, трибун к магистру (ad magistrum militum). Последний сообщил об этом самому императору. Тогда император рассказал о своем видении2251. В иной обстановке и по другому случаю является св. Апостол Григорию Чудотворцу. Григорий Нисский рассказывает об этом следующее. Когда он однажды ночью размышлял о различных основаниях веры в Сына Божия (De Sermone), ему явился кто-то в образе человека, по виду старец. Что-то священное и божественное (divinum) было в этом необычайном человеке. Из явления его вместе с Девой Марией, Григорий Чудотворец узнал, что это был Ап. Иоанн. Разрешив недоумения Григория Чудотворца, он тотчас стал невидим. Это учение он записал и впоследствии сообразно с ним проповедовал в церкви2252. И в житиях русских святых нередко рассказывается о явлениях Ап. Иоанна людям. Так является он преп. Авраамию Ростовскому и повелевает ему сокрушать идола Велеса, которому покланялись многие. Идол был сокрушен, а на месте, где он стоял, была воздвигнута церковь во имя св. Иоанна Богослова2253. Предание до настоящего времени указывает это место2254. Что касается славянских апокрифов, то они также многое рассказывают о жизни и деятельности св. Апостола2255.

Свято храня память об Ап. Иоанне, христиане постановили праздники в честь его. Трудно указать точно время, в которое установлены были христианами праздничные дни для воспоминания тех или других событий из жизни Апостола. Но несомненно одно: уже с самой глубокой древности такие дни мы встречаем у многих христиан: Греков2256, Латинян2257, Коптов, Абиссинцев2258, Армян2259, Сирийцев2260. Христиане большей частью воспоминали следующие события из жизни св. Апостола: Смерть, погружение в кипящее масло перед Латинскими воротами, исхождение целебного праха из гроба Апостола. С великим благоговением, как к величайшей святыне, христиане относились ко всему, что сохранилось от Ап. Иоанна и так или иначе напоминало о нем. По преданию, в Ефесе во времена папы Григория еще сохранилась туника, которую некогда носил сам Апостол. Папа Григорий просил Ефесян прислать ее к нему с епископом или с кем либо из клириков: для него было великой радостью видеть эту святыню. Она была принесена в Рим и сохранялась там в алтаре храма в честь Евангелиста Иоанна триста лет2261. Рассказывают, что от неё происходили различные чудеса (tantis miraculis): износили тунику на улицу во время засухи, на землю падал обильный дождь, износили во время безведрия, становилась ясная погода. В храме чудесно воспламенялись лампады: не смотря на горение, в них чудесно не уменьшалось масло2262. Многие ее видели в очень позднее уже время2263. Части мощей Ап. Иоанна находили в Милане2264. В Риме в церкви св. Иоанна показывают чашу, из которой Апостол пил яд2265. Из этого предания возник ритуал кубка Иоанна (ritus poculi Ioannis). Ежегодно в день его праздника священноиноками, при самых торжественных публичных церемониях, освящается вино (consecratur vinum) и освященное дается для питья мирянам2266. Какую силу приписывали этому кубку, видно из следующих стихов:

Ioannes calcem premit huic, Xebedeïa proles,

Qui quondam fertur truculenti voce Tyranni Horrida compulsus potasse venena; proinde etc2267.

В воспоминание мучений, какие перенес св. Апостол в Риме у латинских ворот (ante portam Latinam), христиане выстроили на этом месте церковь, великолепно украсив ее. В ней даже до сего для (usque hodie) ежегодно в мае совершаются торжественные празднества2268.

В богатой скевофилакии Иоанно-Богословского монастыря на о. Патмосе до сих пор хранится железная цепь или оковы, в которые, по преданию, был закован св. Апостол, когда ехал в заточение на о. Патмос2269. В Ефесе долгое время показывали гробницу его.

Безмолвными, но красноречивыми свидетелями благовестнического служения Ап. Иоанна в Малой Азии являются до настоящего времени храмы, выстроенные в честь великого Апостола то там, то здесь. Некоторые из них существуют и теперь, а от других остались одни только развалины. По этим храмам мы можем судить и о том, где благовествовал св. Апостол любви. Вот Ефес, из которого великий Тайнозритель начинал свой пастырский путь к престолам Малоазийских церквей. К северо-востоку от холмов Приона и Корризуса до сих пор возвышается холм, меньший сравнительно с ними по величине. На этом самом холме древними христианами был выстроен храм в память св. Иоанна Богослова. Так как этот храм был мал и от времени начал разрушаться, то император Юстиниан приказал его совершенно разрушить и воздвигнуть на месте его другой. Новая церковь была так великолепна и обширна, что могла быть сравнена с тою, которую он ранее построил в Византии в память всех Апостолов2270. Ныне на этом месте находится обширная, полуразрушенная мечеть с двумя куполами и минаретом. Но великолепие Юстиниановой церкви и доселе отражается на этом обширном здании, омраченном неверием. Белый мрамор облегает здание даже снаружи; колонны драгоценного гранита с художественными капителями. Разные мраморные украшения самой тщательной отделки украшают двери и окна2271. В Пергаме до сих пор сохранилось одно очень древнее полуразрушенное здание, в виде крепости с несколькими башнями. Это здание некогда принадлежало Христианской церкви во имя св. Иоанна. „Величественные остатки стен и башен, входивших в состав церкви св. Иоанна, резко противоречат скромности нынешних домов и зданий Пергама. Построение этой великолепной церкви относят ко времени Феодосия Великого. Внутренность церкви загромождена гранитными колоннами и мраморными обломками карнизов и от обшивки стен. Церковь была построена крестообразно, с двумя ротондами, составлявшими два великолепные придела по обеим сторонам главного алтаря; жертвенник находился в стенной нише. Это здание со стороны архитектурной составляет богатый материал для изучения зодчему. Мусульмане несколько раз пытались обратить эту церковь в мечеть; но, по их собственному сознанию, не могли достигнуть этого: то обрушивалась неожиданно стена, то вновь отстроенный минарет. Рассказывают даже в народе, что двери минарета, обращенные к стороне Мекки, за одну ночь были найдены с противной стороны, а вновь прибитые двери сравнялись с землею. Не осталось никаких следов от знаменитого храма пергамского в честь Эскулапа, но лампады пред иконою св. Апостола все еще теплятся в Пергаме2272. И в Сардах некогда Христианами был построен храм в память своего учителя Ап. Иоанна. В настоящее время это здание почти совершенно исчезло. Часть стен и сводов церкви еще сбереглись; встречаются кое-где обломки архитравов и колонн; несколько мраморных колонн лежат под грудами развалин и святое обречено запустению2273. Была церковь, посвященная имени св. Иоанна, и в Филадельфии. „Величественные развалины церкви Апокалипсиса еще хорошо сохранились: её мощные стены из обтесанных камней долго еще могут бороться с временем и как бы ожидают возобновления. Филадельфийцы не перестают надеяться на эти развалины, как на истинное сокровище. Один альфреск, изображающий св. Иоанна, еще сохранился, и ежегодно, в день посвященный памяти Богослова, священный ход направляется туда и оглашает полуобрушенные своды священными гимнами. Сами турки благоговеют перед этими развалинами и рассказывают о чудесных явлениях, которые бывают там видимы некоторыми из них“. Светильник Церкви Филадельфийской не погас еще и теперь2274. В Смирне, поднимаясь на вершину горы Тагуса, можно видеть остатки древней Христианской церкви и следы портика этого храма. Здесь некогда хранились священные останки св. Поликарпа, епископа Смирнского. Некоторые из путешественников называют эти развалины храмом Януса; но жители города Смирны довольно правдоподобно доказывают, что имя Януса (Иануса) есть искаженное имя Ί ωάννης, т. е. Иоанн2275. В Милете также была построена церковь в память великого Тайнозрителя2276.

На острове Патмосе мы находим также целый длинный ряд безмолвных свидетелей о благовестническом, многоплодном здесь служении св. Апостола. Весь остров свидетельствует об этом. Вершина одной горы этого острова увенчана городом, среди которого высятся величественные твердыни монастыря св. Иоанна Богослова2277. Стены его около семи сажен в вышину; в стенах восемь башен; двое железных ворот ведут в эту обитель2278. „Монастырь св. Иоанна, венчающий самую высокую вершину горного Патмоса, господствует, как цитадель, над скромным городом“, говорит один наш русский путешественник2279. Главный храм ( καθ ολικόν) монастыря в память св. Евангелиста Иоанна Богослова не отличается особенной величиной. Он имеет не более 10 метров длины и 8 метров ширины2280. Храм построен на месте древней части ( ἐν κτήριον πενεχρόν) во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна, которую нашел на острове преп. Христодул2281. Прежде на месте этой часовни стоял величественный языческий храм в честь Артемиды ( Ἀρτέμιδος Ζκυθίης), господствовавший над соседними высотами2282. Весьма небольшой внутренний нарфикс расписан живописью2283, изображающей сцены из времени пребывания св. Апостола на Патмосе, описанные в известном „Житие и хождении Иоанна Богослова“2284. Верхняя часть храма, от купола до средины стен, покрыта живописными сюжетами, заимствованными из Апокалипсиса. Нет сомнения, что кисть художников позднейшего времени, расписывавших живописью стены этого храма, закрыла от взоров наблюдателя фресковые изображения2285. „Подножие всего храма и притвора послано есть лепо мраморами (мозаически). Много сребряных кандилов имать, имиже украшают в праздники нарочити мощи и сокровища“. Храм украшен „лепым“ иконостасом2286. В скевофилакии Иоанно-Богословского монастыря находится много очень ценных вещей. Есть здесь несколько очень древних и замечательных икон св. Апостола. На одной иконе2287, обложенной вызолоченным серебром, изображен великий Тайнозритель на воскомастике. Несмотря на свою древность, икона сохранилась довольно хорошо до настоящего времени. „Св. Богослов изображен в зрелом возрасте. Величественная поза, строго-спокойное лице, сосредоточенный задумчивый взгляд св. Богослова, одна рука которого держит Евангелие, а другая протянута горизонтально, свидетельствуют о том, что св. Иоанн Богослов изображен на иконе в момент его высокобогословских дум о Боге-Слове. Техника иконы превосходная и лучшей поры византийского живописного искусства“2288. Эта икона перешла в монастырь по завещанию от 1093 г. самого основателя монастыря преп. Христодула2289. В принадлежности этой иконы Преподобному Христодулу никто не сомневается ни в обители, ни западные путешественники, интересовавшиеся достопримечательностями патмосских скевофилакий2290. Есть здесь и другая замечательная икона св. Иоанна Богослова (80×100), дар царя-ктитора этой обители византийского императора Алексея Комнена2291. На этой иконе „св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов изображен глубоким старцем, сидящим у стола, на котором лежит св. Евангелие и рука Апостола с пером, готовым к продолжению работы. Св. Апостол погружен в глубокие думы. Широкий и открытый лоб, изборожденный глубокими морщинами, голова, лишенная волос, вместо которых торчит один клочек их, глаза с большими впадинами, тонкие губы, большой круто загнутый нос, белая длинная широкая борода, волоса которой сделаны резкими частыми штрихами,-все это характерно рисует нам великого старца, патмосского узника“2292. На одном сосуде превосходной работы, изображен вместе с учеником своим Прохором в пещере2293. Изображения св. Апостола были не только в это время, но и значительно ранее. Так они существовали уже в очень раннее время среди карпокритиан2294. Богатая монастырская библиотека и в настоящее время еще обильна драгоценными старинными рукописями, а в прежнее время она была еще богаче. Известный наш русский путешественник замечает, что здесь „иноков близ шестьдесят, чинно живущих, правило на кожанных и на хартийных книгах чтущих“2295. Еще в XVIII столетии иноки совершали богослужение но книгам рукописным пергаминным и бумажным2296. Среди этих рукописей немало рукописей, касающихся жизни и благовестнического служения св. Апостола Иоанна Богослова2297.

На половине дороги от пристани ( ἡ Σκάλα), по направлению к Иоанно-Богословскому монастырю, недалеко от самой дороги, находится пещера или грот Апокалипсиса. Он находится от гавани Скала на расстоянии трех поприщ или трех миль2298. Это-одна из величайших святынь острова Патмоса. Здесь было откровение великому Апостолу. Преп. Христодул объясняет, что главною причиною его поселения на острове Патмосе было хранение этой дорогой для каждого христианина святыни. Так думали и последующие насельники Иоанно-Богословского монастыря. И действительно, свою задачу они выполнили вполне2299. Судьба этого грота в первые века христианства остается для нас неизвестною! С XI века он существует в следующем виде2300. На отдельно выдавшейся скале приютился скромный храм о двух куполах. Сюда ведет глубоко иссеченная в камне дорога. „Храм откровения представляет естественную из известкового камня темно серого цвета, совершенно необделанную пещеру, приспособленную однако же для богослужебных целей. ИИо стенам пещеры стоят стадии, впереди небольшой и весьма невзрачный иконостас с тремя местными иконами, в алтаре в углублениях пещеры устроены престол и жертвенник. Никакого убранства и замечательных икон здесь не имеется. Обыкновенно путешественники Запада с любопытством останавливаются на иконе: „ ἀποκάλιψις“, находящейся в иконостасе, и уделяют ей место в своих описаниях“2301; но она не имеет особенной ценности2302. Этот храм мал и тесен. Он имеет не более как девять шагов в длину и пять в ширину. Вместо потолка искусный готический свод2303. Грот весьма небольших размеров: 18 сажен длины, 14 ширины и 10 высоты. На самом потолке грота, имеются три довольно заметные борозды или полосы, которыми поделился он на три части2304. По местному преданию эти полосы2305 образовались от того „великого землетрясения“2306, которым сопровождалось созерцание сокровенных тайн Божиих великим Тайновидцем. Близ алтарной преграды есть небольшая впадина или выбоина в пещере, происшедшая, как утверждает то же предание, от падения св. Апостола, как мертвого2307, в тот момент, когда он, „обернувшись, чтобы увидеть, чей голос, говоривший с ним“2308, увидел посреди седмь светильников подобных Сыну человеческому2309. Несколько выше этой впадины имеется византийский четвероконечный крест, высеченный из скалы, происхождение которого то же самое предание относит ко времени Иоанна Богослова и считает его произведением его рук. Об этом кресте рассказывается2310 местным духовенством, что всякую страстную седмицу он покрывается потом, что наблюдается, будто бы и в то время, когда совершается в гроте литургия с благоговением человеком искренне религиозным2311.

Кроме грота Апокалипсиса, памятником пребывания св. Апостола на острове Патмосе служит крещальня. В ней, по преданию, он крестил многих жителей острова, уверовавших в Иисуса Христа. Крещальня находится в нижней части острова, несколько севернее пристани, недалеко от морского залива и под самыми развалинами древнего города Форы. Она состоит из глубокого рва. Внутри выложена камнем, который в некоторых местах вывалился от времени или разобран жителями острова. Близ крещальни стоит небольшой храм во имя св. Иоанна Предтечи2312. О пребывании св. Апостола на Патмосе свидетельствуют развалины города Фора, сохранившиеся до настоящего времени. В этом городе св. Апостол провел не один год, благовествуя учение Христово и целя всякий недуг. Здесь многие были просвещены им учением Христовым. О благовестнических трудах св. Апостола на Патмосе свидетельствует также и гора Кинопса вышиною в 290 метров с глубокой пещерой при ней. В этой самой пещере, по свидетельству апокрифов, во время благовествования старца-Апостола на Патмосе, жил волхв Кинопс2313. За многие волхвования жители острова считали его за бога и воздавали ему божеские почести. Успех проповеди евангельской среди жителей острова не нравился волшебнику. Он старался всячески вредить успеху проповеди, возмущал народ против св. проповедника. Однажды он вызвал св. Апостола на состязание. Когда Кинопс, желавший очаровать толпу своей чудодейственной силой, бросился в море, Иоанн после молитвы осенил море крестным знамением. Более Кинопс не выходил из моря. „Повествуют же, говорит Григорович-Барский, яко тело его внезапу окамене и доныне водами покровенно зрится в пристанищи морском, еже и аз своима смотрех очима, абаче не рассуждаются члени человеческого телесе, но вероятно есть, может быть бо от многих лет камень лежащ в мори обрасти и примени образ“2314. И действительно, до настоящего времени камень, находящийся в гавани Скала, почти весь покрытый водой, носит имя Кинопса. Также называется и мыс, находящийся на западной части острова Патмоса2315. И вся вообще природа острова Патмоса, почти каждый уголок безмолвно свидетельствуют о пребывании св. Апостола на этом острове2316.

Великое прошлое острова Патмоса не осталось без влияния и на обитателей его. Вся жизнь островитян сосредоточивается около великой Иоанно-Богословской обители. Эта обитель оказывает неотразимое влияние на народонаселение острова. Любовь народа к храмоздательству поразительна. Небольшой остров покрыт множеством церквей: их насчитывают здесь до 3002317. Чтимая обитель св. Иоанна Богослова полна дорогих богатых вкладов. Не бедствуют и другие храмы. Жители острова принимают живое участие в многочисленных религиозных торжествах и церемониях; неопустительно посещают в праздничные дни храм Божий2318. Патмиот вечерней порой нередко спешит к церкви Ап. Фомы, чтобы здесь побеседовать со старцами-димархами2319. Каждая почти фамилия здесь имеет представителя-молитвенника в числе иноков Иоанно-Богословской обители2320. Большими праздниками считаются дни памяти патмосского покровителя Ап. Иоанна2321. Богослужение совершается в эти дни с особенным торжеством. Накануне этих праздников, по древнему уставу бывает торжественное бдение и совершается в течение всей ночи. Храм полон молящихся, собравшихся сюда из различных мест2322. Вся жизнь Патмиота самыми тесными узами связана с св. обителью Иоанна Богослова. Накануне венчания утром жених с будущим тестем или с одним из ближайших родственников невесты отправляются в обитель св. Иоанна Богослова – богатые, чтобы пригласить игумена для совершения таинства, а бедные просто испросить его благословение на предстоящее торжество2323. В песнях своих Патмиоты не забывают помянуть главного покровителя острова св. Ап. Иоанна. У него они испрашивают благословение известной молодой чете2324. В следующее после брака воскресение ( ὁ ἀντίγαμος) новобрачные, в сопровождении многочисленных родственников и гостей, бывших на браке, отправляются в обитель св. Иоанна Богослова к литургии. Домой новобрачные и гости возвращаются в сопровождении священников и клириков, одетых в священные облачения, с пением церковных песен2325.

Говорить о других древнейших рукотворных памятниках, воздвигнутых в память этого великого Апостола, нет нужды. Одного описания их, кажется, не вместит ни одна книга. Нет страны, где не было бы воздвигнуто множество таких памятников. Последним памятником жизни и благовестнической деятельности св. Апостола любви служит поразительно многочисленная литература о его дивных писаниях. Мы видели, с каким глубоким вниманием относились к ним многие из ученых и просвещенных язычников. Некоторые из них останавливались перед ним как бы в каком-то священном трепете и благоговении. Еще с большим вниманием относились к ним христианские писатели, начиная с самой глубокой, седой старины. Не было ни одного столетия, в которое не было хотя одного труда, посвященного изучению писаний св. Апостола любви. Трудно даже пересчитать число великих отцов и учителей Церкви и писателей церковных, которые посвящали себя на изучение благовестнических трудов этого Апостола, пытаясь проникнуть в бесконечные глубины его созерцаний, перенестись вместе с ним в миры горние, витать там у самого престола вечной Истины и Жизни. К глубокому прискорбию, многие из творений писателей этого периода не сохранились до настоящего времени2326. Вот хотя некоторые из них: Ориген2327, св. Кирилл Александрийский2328, бл. Иероним, св. Иоанн Златоуст2329, бл. Августин2330, Виктор, еп. Капуанский2331, Бэда достопочтенный (venerabilis)2332, бл. Феофилакт2333, Евфимий Зигабен2334. Трудами позднейших писателей все эти толкования были собраны в отдельные сочинения. Вот ряд имен толкователей писаний св. Апостола, какие мы встречаем здесь: Аммоний, Амфилохий, Антиох Птолемаидский (Ptolemaidis), Аноним (Anonymus), Аполлинарий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Дидим, Епифаний, Евсевий, Феодор Ираклийский (Heracleotus), Феодор Мопсуестийский, Юлий епископ, Исидор, Прокл, Север, Фотий и другие2335. Из писателей последующего времени, в течение каких-либо шести столетий, более сотни трудилось над изучением и изъяснением писаний св. Апостола2336. Интерес к изучению великих писаний Апостола Богослова не умалился и в настоящее время. Писателями новейшего времени так много написано сочинений о писаниях св. Апостола, что трудно сделать перечень не только тех трудов, которые посвящены изучению какого-либо одного из писаний этого Апостола, но и тех, которые посвящены изучению какого-либо одного даже события из жизни Апостола2337. Среди множества этих произведений мы немало встречаем таких, на страницах которых с поразительною глубиною, ясностью и увлекательностью раскрыты великие заветы великого старца Апостола-Богослова. Под пером этих писателей св. Апостол восстает перед нами как живой, мы как бы слышим его старческий голос и его любимые слова: „дети, любите друг друга“. Перед нами воскресает вся та обстановка, среди которой подвизался великий Апостол, испытывая и радости и скорби2338. Но не только писателей богословов привлекали к себе великие писания этого Апостола, но даже писателей светских. Одни из них заимствовали для своих сочинений сюжеты из жизни и деятельности св. Апостола, другие из его писаний2339, некоторые слагали в честь его хвалебные трогательные гимны. В них они изображали св. Апостола отрешившимся от земли и земных интересов. Его дух парит там в небесах. Перед его духовным взором раскрываются тайны небесной, потусторонней жизни. Он – новозаветный пророк, вещающий Христианам о судьбе Церкви Христовой на земле до конца мира. Прекрасно изображает в этом состоянии св. Иоанна один старый гимн:

Volat avis sine meta,

Quo nec vates, nes profeta

Evolavit altius

Tam implenda, quam impleta,

Nunquam vidit tot secreta

Purus homo purius2340.

Многие Христианские философы и ученые увлекались посланиями этого Апостола. Они так глубоки по своему содержанию, что целая громадная школа ученых не может до сих пор даже поверить, чтобы они были написаны Иоанном2341. Гениальные художники христианские целые годы посвящали на то, чтобы воспроизвести образ св. Апостола. В настоящее время мы имеем изображения Иоанна кисти Рафаэля, Домичино и др.

Почти восемнадцать веков прошло со дня смерти великого Апостола-Богослова, а память о нем жива еще и теперь у всех христиан. Много событий великих, много деятелей великих время заставило забыть людей, но не забыли люди в эти многие годы ученика, „которого любил Иисус“. Многое изменилось со дня смерти Апостола на земле до неузнаваемости, не изменилось только отношение христиан к Апостолу. Духом своим он живет до сих пор в христианском обществе. Его слово и теперь воздвигает людей, под влиянием его люди любвеобильнее становятся друг к другу, глубже понимают заповеди Христовы, более постигают законы премирной жизни. А души сколь многих Христиан под влиянием этого „сына Громова“ стали обителью Самого Бога? Пройдут столетия, окончит жизнь свою и еще не одно поколение, – а память об Ап. Иоанне, будет сохраняться и тогда, Его слово, как великий светоч, и в те отдаленные от нас годы будет руководить людей в этом мире. Слово „сына громова“ будет раздаваться на земле до того самого дня, когда этот мир прейдет и будет „новое небо и новая земля“2342.

* * *

2183

S. Iren. Adv. haeres. III, 3, § 4. Cf. Euseb. Hist. eccles. III, 28; IV, 14, Theodoret. II, 3; Nicephorus. II, 80. Подробнее об этой повести см. гл. VII.

2184

Euseb. Hist. Eccles IV, 14.

2185

См. подр. VII гл.

2186

Св. Иоанн Златоуст. Твор. т. I, стр. 91. Пер. СПБ. Дух. акад. 1895 г.

2187

S. Iren. Adv. haer. V. 33, § 3.

2188

Krenkel. Op. cit. S. 22. 23.

2189

См древние апокрифы.

2190

S. Iren. Adv. haeres. III, 11, § 1.

2191

Euseb. Hist. Eccl. IV, 14.

2192

Ignat. Epist. ad Ephes. с. 4. 6. 8. 9.

2193

Euseb. Hist. Eccl. III, 23.

2194

Euseb. V, 24.

2195

Это название образовалось из греческого. γιος Θεόλογος. Солярский. Цит. соч. т. I, стр. 641.

2196

Св. Игнатий Богоносец. Послание к Филадельфийцам гл. IX, стр. 416.

2197

Св. Игнатий Богоносец. Твор. цит. гл. VI ср. Апок. III, 2; гл. IX ср. Апок. I, 8 и др.

2198

Gibbon. Hist. ot tlie decline and fall of the Rom. Emp. Cap LXIV. Цит. у Норова цит. соч. т. V, стр. 104.

2199

Норов. Цит. соч. т. V, стр. 104–105.

2200

Там-же. Стр. 106. 108.

2201

Лучицкий. О семи малоазийских церквах Христ. Чт. стр. 461.

2202

Апок. I-III гл. cf. Euseb. Hist. Eccl. V, 24: IV, 14 и др.

2203

Euseb. Hist. Eccl. IV, 15.

2204

Euseb. Hist. Eccl. IV, 15. Мы почти буквально привели это повествование, сократив его по местам.

2205

Euseb. Hist. Eccl. IV, 14. ct. S. Irenaeus. Adv. haeres. III, 3 § 4.

2206

Euseb. Hist. Eccl. V, 24; III, 31 ct. Beischlag. Op. cit S. 250.

2207

Schaff. Op. cit. S. 81.

2208

Plinius Jun. Lib. X. epist. 17.

2209

Tiersch. Op. cit. S. 249. Cf. Neander. Op. Cit. B. II, S. 341.

2210

S. Ignat. Epist ad Rom. c. VII.

2212

S. Ignat. Epist. ad Philadelph. c. VII cp. Иоан III, 8; с. IX cp. Иоан. X, 7. 9; Epist ad Trall. с. VIII cp. Иоан. VI, 51.

2213

S. Just. Apolog. I, 61; Иоан. III, 3. 5.

2214

S. Just. Dialog. cum Tryph. Ed. Col., p. 337: Иоан. XV, 1 слл.

2215

Ibid. p. 342: Иоан. IV, 10 слл; VII, 38.

2216

Ibid. p. 286: Иоан. I, 13.

2217

Tatian. с. XIIÏ Иоан. I, 1. 5; с. XIX: Иоан. I, 3: с. V: Иоан. I, 1: с. IV: Иоан. IV, 24. Cf. Diatessaron. ἐν ἀρχῆν ο λόγος.

2218

S. Polycarp. Epist. ad Philip, с. VII; Euseb. Hist. Eccl. III, 31.

2219

Euseb. Hist. Eccl. III, 39.

2221

Athenag. Πρεσβεία περὶ χριστιανῶν с. X. cр. Иоан. I, 3, XVII, 21–23.

2222

Chron. Paschal. p. 14. Аполлинарий а) рассказывает, что ребро Иисуса Христа прободено было, а это-очевидный намек на Иоан. XIX, 34, и б) обозначает разногласие Евангелий относительно времени празднования Пасхи.

2223

S. Iren. Adv. haer. III, 11.

2224

Orig. Comm. in Evang. Ioan.

2225

Tertull. Adv. Marc. IV, 2. 3.

2226

Euseb. Hist. Eccl. III, 24 и др.

2227

Philosoph. Lib. V, c. 7, p. 106 (ed Miller) cp. Иоан. III, 6; ibid. c. 8, p. 107 cp. Иоан. I, 3; p. 112 cp. Иоан. VI, 45; ibid. c. 9, p. 121 cp. Иоан. IV, 10; ibid. c. 8, p. 109 cp. Иоан. V, 37.

2228

Ibid. p. 125 cp. Иоан. III, 1–3.

2229

Ibid. Lib. V, c. 12, p. 125 cp. Иоан. III, 17; ib. c. 16, p. 134 cp. Иоан. I, 14; ibid. c. 17, p. 136 cp. Иоан. VIII, 44; p. 137 cp. Иоан. X, 7.

2230

Ibid. Lib. VII, c. 22, p. 232 cp. Иоан. I, 9; ibid. c. 27, p. 242 cp. Иоан. II, 4; p. 270 cp. Иоан. VIII, 56. Cp. Гэрике. Цит. соч. Ч. I, стр. 168. Прессансе. Соч. цит. стр. 164 и др.

2231

Philosophum. Lib. VII, с. 35, р. 194 ср. Иоан. X, 8.

2232

S. Iren. Adv. haeres. III, 11, § 7; III, 1, § 1.

2233

S. Epiphan. Haer. XXXIII, 3 sqq.

2234

Grabe. Spicil. P. 2, p. 85 sqq.

2235

Clemen. Alex. Opp. ed. Potter. § 13. 17. 19. 41. 65.

2236

S. Epiphan. Haer. LI, 3 и др. Cf. S. Iren. Adv. haeres. III, 11.

2237

Tertullian. De carne Christi. Adv. Marc. IV, 3.

2238

Cf. Lucke, Гэрике, Прессансе и мн. др.

2239

Orig. contr. Cels.: λόγος ἐκ τοῦ Θεοῦ γενόμενος, Yιος Θεοῦ, ἀνωθεν ἐρχόμενος.

2240

Иоан. XVI, 32 cf. Zahn. op. cit. p. 222, 1. 2; XIX, 15 cf. 222, 4; XIX, 14 cf. p. 222, 5. 6; XIX, 34 cf. p. 222, 8; XIX, 29 cf. p. 222. 8. 9; I, 1 cf. 220, 10 sqq.; I, 5 cf. p. 220, 13; X, 7 cf. p. 221, 11; X. 7, XIV. 16, VI. 35, I, 1 cf. 223, 8 sqq.; XI. 25; XIV, 6; I. 17 cf. p. 243; 7 sqq.; I, 11 cf. p. 247, 7 и др.

2241

Cf. Schaft. Op. cit, S. 204.

2242

Св. Димитрий Ростовский. Четьи-Минеи. Сентябрь. 20 число.

2243

Augustinus. Tract. CXXИV, § 2: cui placet-аsserat, Apostolum Ioannem vivere, atque in illo sepulchro ejus, quod est apud Ephesum, dormire eum potius, quam mortuus jacere contendat. Assumat in argumentum, quod illic terra sensim scatere, et quasi ebullire perhibetur; atque hoc anhelitu ejus fieri... Et cum mortuus putaretur, sepultum fuisse dormientem; et donec Christus veniat, sic manere suamque vitam scaturigine pulveris indicarë qui pulvis creditur, ut ab imo ad superficiem tumuli ascendat, flatu quiescentis impelli. Huic opinioni supervacaneum existimo reluctari. Viderint enim, qui locum sciunt, utrum hoc ibi faciat, vel patiatur terra quod dicitur: quia et revera non a levibus hominibus audivimus. Cf. Tillemont. Op. cit. t. I, p. 372 sq. Lipsius. Op. cit. В. I, S. 494 fg. Stichart. Op. cit. S. 97.

2244

De virtutibus beati Ioannis (I, 175), De notitia de locis sanctorum Apostol. (I, 210) cp. бл. Августин, Исидор Севильский, Ефрем, Симеон Метафраст, Григории Турский, (I, 497), минологий императора Василия (I, 497–498), греческие минеи за 8 мая (ib.) и славянские, текст Abd. (I, 498). См. цит. у Lipsius’а в указ. мест. Cf. Stichart. Op. cit. S. 98–123.

2245

Арх. Филарет. Жития святых, т. V, стр. 130.

2246

Nicephor. Lib. II, c. 42: qui die sequenti ad monumentum venerunt: operculoque ejus avulso, nihil ibi aliud, quam sepulchralia lintea repererunt. В некоторых апокрифах читаем: „Сандалии“. Ephra emius apud Photium cod. ССХХИХ, р 799: ταὐττδόξη συνάδουσι καὶ а πράξεις τοῦ ηγαπημένου Ίωαννου, καὶ о βίος, ἃς οὐκ όλίγοι προσφέρουσι. Κατατεθεὶς γάρ φασι, κατὰ τὴν αὐτοῦ ἐκείνου προτροπήν ἐν τινὶ τόπῳ, ζητηθεὶς αἰφνίδιον οὐχ ευρίσκετο. Αλλὰ μόνον τὸ άγίασμα βρύον ἐξ αὐτου, ἐν πρὸς βραχείαι ρ οπὴν ἐτέθη. ‘Ἀφοπαντες ώς αγιασμοῦ πηγὴν τὸ άγων ἐκεῖνο μῦρον άρνόμεθα. Это предание мы находим в сочинениях: Псевдо-Дорофея (L. 364. 445), синаксаре имп. Василия 30 июня (I, 445), μετάστασις’е (I, 492), у Симеона Метафраста, Феодора Студита, Псевдо-Ипполита, в минологии императора Василия (I, 499) и др. (1, 500), см. цит. у Lipsius’а в указ м. cf. Stichart. Ор. cit. S. 97. 98. В трактате о XII Апостолах, приписываемом Ипполиту, мы читаем: ἐπὶ Τραϊανοῦ ἐκοιμήθη ἐν Ἐφέσῳ, οῦ τὸ λείψavov ζητηθὲν ούχ εὐρεθη. Cf. Cedren. Histor. tom. I, p. 247. Theodorus Metochita, Histor. Romanä sub hoc (Nerva) ab exilio revocatus est Theologus, ut Hippolytus nobis author est, ejusque postea defuncti reliquiae quae- stae, nec inventae. Michael Glycas. Annal. p. III, p. 2391 и мн. др. Cf. Lampe. Op. cit. p. 100–110.

2247

Hilar. De Trinit. Lib. VI, § 39: Loquatur Ioannes sic usque ad adventum Domini manens et sub sacramento divina voluntatis relictus et deputatus, dum non mori dicitum et manere. S. Ambrosius. Sermo 20 in ps. CXVIII. Бл. Феофилакт. Твор. цит. т. IV, стр. 486. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Стр. 80 (пер. Π. М. Б. М. 1884) и др. мн.

2248

Hippolyst. De consumm. mundï ipsius adventus praecursorem habuit Ioannem Baptistam, posterior autem, quo venturus est in gloria Enoch, Eliam et Ioannem Theologum exhibebat и др. cf. Lampe. Op. cit. p. 98.

2249

Фаррар. Первые дни христианства. Стр. 444. 929. Cf. Lucke. Op. cit. S. 25 и др.

2250

Lampe. Op. cit. p. 93. Много подобных очень характерных рассказов можно видеть в сочинениях Tillemont"a, (Op. cit. Not. ΧVIII). Basnahium (Annal. t, II ad an. 101), Florentinium Martyrot. (p. 127 sq . 141 sq.) и других писателей.

2251

Theodoret. Hist. Eccl. Lib. V, c. 24. Бароний, Тиллемон и многие другие (Lampe. p. 101) признают этот рассказ за действительный. Руфин, Орозий, бл. Августин и Амвросий Медиоланский обходят этот рассказ молчанием. Созомен, рассказывая эту историю, называет вместо Иоанна Богослова Иоанна Крестителя (Lamp. p. 101).

2252

Gregor. Nyssen. In ejus vita Opp. tom. II, p. 977 sg. Учение Ап. Иоанна, сообщенное в этом видении св. Григорию Чудотворцу, передают следующим образом. Unus est Deus Pater Verbi viventis, sapientiae substi tentis et potentiae, et figurae aeternae, perlectus, perfecti genitor: Pater Filii unigeniti. Unus Dominus, Solus ex Solo, Deus de Deo figura et imago Deitatis. Verbum efficax, sapientia constitionis rerum universarum comprehensiva et potentia totius creaturae effectrix. Filius verus veri Patris, invisibilis illius qui est invisibilis, incorruptibilis ejus, qui est incorruptibilis, immortalis ejus, qui est immortalis, aeternus aeterni. Unus Spiritus Sanctus ex Deo ortum et existentiam habens: quique per Filium apparuit, videlicet hominibus, imago Fili perfecti perfecta, vita viventium causa, fons sanctus, Sanctificationis suppeditatrix, per quem manifestatus Deus Pater, qui est super omnia et in omnibus, et Deus Filius, qui est per omnia. Trinitas per tecta, quae gloria atque aeternitate et regno non dividitur, neque abalienatur.

2253

Св. Димитрий Ростовский. Четьи-Минеи. Мес. Окт. л. 104. Ср. Житие преп. Сергия Радонежского и др.

2254

Есть село Богослов, Ростовского уезда. Ярославской губ. на реке Ишне. Здесь находится церковь, построена в 1687 году на том самом месте, где, по преданию, св. Ап. Иоанн Богослов вручил жезл св. Авраамию для сокрушения идола Велеса.

2255

Из них мы назовем следующие: а) Вопрос святого Иоанна Богослова, ответ святого отца Авраама о живых и мертвых. (Из сборн. XVII в., Публ. Библ, отд. I. X., № 258. л. 217–224), б) Слово святого Праведного Иоанна Феолога (Из Румянц. сборн. XVI в. № 96, л. 91–93). В последнем апокрифе Апостол изображается спрашивающим на небе Авраама: „чует ли се тамо человек умер?.. Знают ли се тамо яже суть, я(ко)же и мы зде?.. иже младенцы мруть, знають ли ся тамо?“ и др. Полный текст этих апокрифов можно найти в соч. „Памятники старинной русской литературы“, издаваемые Гр. Кушелевым-Безбородко. Вып. III, стр. 113–117. С.П.Б. 1862. Ср. Тихонравов. Памятники отреченной русской литературы. С.П.Б. 1863. Т. II, стр. 174–212. В этом отделе мы находим след. апокрифы: 1) Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской. а) Слово св. Иоанна Богослова о пришествии Господни. Како хощет прийти на землю. (Из полууст. ркп. XV в. Синод. Библ. № 682, л. 354–370). б) Месяца Сентября 25 день сказание облечение св. апостола богословца, егда на горе фаворстей вопрошал Бога Господа нашего Иисуса Христа, донеле же хощет приити на землю, судити всей вселенней до конца. (Из полууст. ркпс. XVI в. Моск. син. Библ. № 629, л. 375–385). 2) Вопросы Иоанна Богослова Аврааму о праведных душах. а) Сказание. Авраам вопроси Иоанна Богослова о праведных душах и днех. (№ 11/535, л. 115–118 об ). 3) Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на Елеонской горе, а) Вопрос св. Иоанна Феолога Авраама. (Из полууст. сборн. XVI в. Библ. Моск. Дух. Акад. № 157/521, л. 69–75 об.). 4) Слово св. праведного Иоанна Феолога. (Из полууст. ркп. XVI в. Рум. Муз. № 96. л. 91–95 об.). 5) Вопросы Феолога Авраама. (Из полууст. сборн. XVI в. Библ. Моск. Дух. ак. № 183/566, л. 273 об.–275 об.).

2256

26 сентября-преставление Ап. Иоанна, 8 мая-воспоминание исхождения из могилы Апостола целебного праха, по свид. некотор., благовонного мира или некоего тонкого воздуха. См. арх. Филар. Жития святых. Т. V, стр. 130.

2257

6 мая – romisch oelmartyrium ante portam latinam, 27 (28) Декабря – Iohannes Evangelist. (assumptio Iohan.), 24 июня – dormitio in Epheso.

2258

Мая 3­8 Iohannes, май (Paschon) 11­16 (Iohannes in Asien), июля (Epiphi) 10­16 (Iohannes Evangelist.) Дек. 29­4 Tudi (Tubch) Iohannes.

2259

Сентябрь 26-Iohannes, Декабрь 28-Iohannes Evangel.

2260

Декабря 25-Iohannes Evangelist. См. сравнительный календарь христиан помещенный в 3 т. Липсиуса. cf. Tillemont. Op. cit. t. I. p. 372 sqq.

2261

S. Gregorius. Opp. omn. Lib. III. epist. 3 ad Ioan. (Scilicet. S. Luciae Syracus. cf. 39. lib. VII), t. II, p. 625. Paris. 1705 cf. Tillemont. Op. cit. t. I. p. 372. 640 not. XVI.

2262

Ioannes. Diacon. Vita S. Gregorii t. IV; p. 118 и др.

2263

Tillemont. Op. cit. tom. I, p. 372. 640 not. XVI.

2264

Ibid. p. 372.

2265

Lampe. Op. cit. p. 89.

2266

Lampe. Op. cit. p. 90.

2267

Thom. Nageorg. Lib. IV de regno papist. p. 132. 133.

2268

Adonis Archiep. Vien. Libellus de festinitatibus B. Apostolorum et reliquorum, qui discipuli aut vicini successoresque ipsorum Apostolorum fuisse. (B. max. t. XVI, p, 824).

2269

Дмитриевский. Патмосские очерки. Тр. Киевск. Дух. Ак. 1893 г., т. 1, стр. 325.

2270

Precop. De aedific. V, I.

2271

Норов. Цит. соч. т. V, стр. 227 слл.; Солярский. т. I, стр. 642; Herzoig. В. IV, Ss. 83. 84; Zeller. В. I. S. 312–313; Lipsius. В. I, Ss. 427. 435. 502. 504.

2272

Норов. Т. V, стр. 188. 195 сл.; Солярский. Т. III, стр 191; Herzog. В. XI, S. 372. 373 и др.

2273

Норов. Т. V. стр. 123; Лучицкий. Цит. стр 458.

2274

Норов. T. V, стр. 113–114. Некоторые, впрочем, думают, что эта церковь посвящена была Преображению Господню. Там-же стр. 114.

2275

Норов. T. V, стр. 174 сл.

2276

Lipsius. Op. cit. В. I, S. 474 sq.

2277

Этот монастырь был основан в XI в. св. Христодулом, при содействии императора Алексея Комнена.

2278

В. Григорович-Барский. Соч. цит. T. I, стр. 373 ср. 185.

2279

Норов. T. V, стр. 381.

2280

Дмитриевский. Патмосск. очерки. Тр. Киев. Д. А. 1893 г. т. I, стр. 316 ср. Григорович-Барский.

2281

См. передаточный акт 1088, Miclos. et Mull. Acta et diplomat. t. III. p. 57.

2282

По свидетельству надписи, найденной в монастыре на одной могиле, храм Артемиды Скифской был построен здесь Орестом, сыном Агамемнона который, после убийства своей матери Клитемнестры, преследуемый Еринниями, убежал на остров Патмос. Эта надпись напечатана Rossii Suscript. Graec. in ed. fasc. II, Athen. 1842; Güerin. Descript. de Iʼile de Patmos. p. 58; Μαλανδρ. Ἡ Πάτμος ἐκ τοῦ άγγλικ ο σελ. 42.

2283

Эта живопись начала нынешнего столетия. Дмитриевский. Цит соч. т. I, стр. 317.

2284

Там-же.

2285

Там-же. Стр. 318.

2286

Григорович-Барский. Т. I, стр. 374.

2287

Она имеет величину 17×23. Там-же стр. 326.

2288

Там-же.

2289

Miclos. et Mull. Acta et diplomat. t. III, p. 83–84: ετέρα εικών η Σταύ ρωσις ἔχουσα καὶ τὸν γιον Θεολόγον.

2290

Μ. Μαλανδρακ. Ἡ Πάτμος ἐκ τοῦ αγγλικοῦ σελ. 16. Но автор „Патмосских очерков“ сомневается в принадлежности этой иконы св. Христодулу и относит её появление к более позднему времени. Там-же Стр. 326–327.

2291

Μ. Μαλανδρακ. Ор cit. σελ. 13. Vanutelli. Un quinto Squaido all oriente. Patmos, pag. 78. А. H. Муравьев. Письма с востока. СПБ. 1851 г. ч. II, стр. 60.

2292

Там-же. Стр 329. По мнению автора, и эта икона более позднего происхождения.

2293

Там-же. Стр. 346.

2294

См. отрывки Левкия у Цана (op. cit. S. 223). Замечательные и древние изображения Иоанна Богослова, как мудрого и глубокого старца, можно видеть а) в толковом Четверо-Евангелии X-XI в. (Моск. Синод. Библ. л. 206), б) в греческом Четверо-Евангелии X-XI в. (Норд. Библ ), в) в Четверо-Евангелии №67, л. 220 (Импер.Публ.Библ.), г) на царских вратах XV-ХVI в. (Моск. Данил. мон.) и др. см. Амфилохий. Цит. соч. стр. X.

2295

Григорович-Барский. Т. II, стр 184 с.

2296

Описание рукописей и историю библиотеки Иоанно-богословского монастыря м. найти в капитальной книге Иоанна Сакеллиона: Πατμιακή βιβλιοθὴκη. Αθην 1890 ἔτ. К сожалению, нам не пришлось иметь под руками это сочинение.

2297

В конце рукописного типикона 1488 г. делается ссылка на след. сборники, из которых заимствовали чтения в различное время: а) εις τούς περίοδους (т. е. хождение св. Иоанна Богослова), б) εις τόν Θεόλογον. Хранятся там до сих пор древние синаксари-один конца XV в., другой 1ψ31 года, третий 1767 года, четвертый 1709 года, Μεγακυνίρια св Иоанну Богослову. Эти рукописи не списаны Сакеллионом. Дмитриевский. Цит. соч. Стр. 207 ср. 215.

2298

Григорович-Барский. Т. II, стр. 358. Ср. греч. и слав. тексты апокрифов. Эта топографическая дата вполне соответствует действительности. Дмитриевский. Там-же стр. 427.

2299

Miclos et Miller. Acta et diplomat. t. III, p. 64.

2300

Ἀκολούθια ίερα τοῦ Χριστοδούλου ἐκδ. γ ὑπὸ Βοξηνη σελ. 126. Miclos. et Miller. Acta et diplomat t. III, p. 67.

2301

Ἀὑτοθ σελ. 28.

2302

Дмитриевский. Иоанно-Богословский монастырь. Труды Киев. Дух. Ак. 1893 г. т. 3 стр. 422 сл. ср. Норов. Т. V, стр. 275 сл.

2303

Норов. Т. V, стр. 276. Григорович-Барский. Т. I, стр. 376.

2304

Также описывает этот грот другой русский путешественник о Аникита (князь Шихматов-Ширинский). Христ. Чт. 1891 г. №№ 9–10, стр. 334–335.

2305

Точнее расселины.

2310

Πάτμος σελ. 29, σημ 1.

2311

Дмитриевский. Цит соч. Стр. 423.–424.

2312

Там-же. Стр. 431–432. Норов Т. V, стр. 278.

2313

Подробнее об этом см. гл. VI.

2314

Григорович-Барский. Т. I, стр. 378.

2315

Дмитриевский. Там-же стр. 432. 433. Паломники также рассказывают, что этот камень имеет очертания, напоминающие тело человеческое. Посещающим Патмос обыкновенно показывается этот камень.

2316

Об этом см VI гл.

2317

Норов Т. V, стр. 275 и др.

2318

Дмитриевский. Цит. соч. т. III, стр 516.

2319

Там-же. Стр. 532–533.

2320

Там-же. Стр. 531.

2321

26 сентября и 8 мая.

2322

Дмитриевский. Там-же. Стр. 539.

2323

Там-же. Стр. 544.

2324

Там-же. Стр. 547: γε θεολόγε μου καμπούρη κ Ѵ58; άσπρογένη Καταίβα δόσε τὴν εὐχὴ Ѵ57; στ Ѵ58; ανδρόγυνο ποῦ γένη.

2325

Там-же. Стр. 548.

2326

Таковы комментарии Диодора еп. Тарсийского, бл. Иеронима Стридонского и мн. др. Cf. Lampe. Ор. cit. р. 249 sqq.

2327

Origo. Adamant. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. XIV, comment.

2328

Cyrillus Alexandrinus. Migne. Op. cit. t. LXXIV.

2329

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С.П.Б. 1855. т. I-ИИI.

2330

Aurelius Augustinus. Operum tomus quartus, complect. exegetica in Novum Testamentum. Editio monachorum ordinis s Benedicti о congregatione S. Mauri 1797.

2331

Victor Ep. Capuanus. Catena in quatuor Evangelia.

2332

Beda. Commentarium in IV Evangelium.

2333

Бл. Феофилакт. Благовестник или толкование на св. Евангелие. T. IV. Евангелие от Иоанна. Казань. 1870 г.

2334

Евфимий Зигабен. Толковое Евангелие от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям. Перевод с греч. Киев 1887 г.

2335

Baltasar Corderius. Catena Patrum Graecorum in Sanctum Iohannem ex antiquissimo Graeco codice. Antwerpiae 1630. Cf. Cramer. Catenae Graecorum Patrum in Novum Testamentum t. I-II. Oxonü. 1844.

2336

Lampe. Op. cit. p 255–259. Комментировали писания Св. Иоанна Лютер и Меланхтон.

2337

Напр., вопрос о пребывании Апостола Иоанна в Малой Азии. Далеко неполный перечень литературы по этому вопросу см. у Luthard’a. Op. cit. Из произведений отечественных самых последних дней можно назвать диссертацию К. Н. Сильченкова. Прощальная беседа Спасителя с учениками (Иоан. XIII, 31-XVI, 33). Харьков, 1895 г.

2338

Neander, Schaff, Godet, прот. Михайловский, Богословский, Еп. Михаил и мн. другие.

2339

Lessing. Testament des Iohannes. Herder. Der gerettete Jungliug. Cp. Шиллер, Жуковский.

2340

Заимствовано из соч. Ebrarda.’а. Die Offenbarung Johannes. S. 3.

2341

Напр., Баурова школа.


Источник: Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды : опыт библ.-ист. исслед. / еп. Евдокима. / Изд. 2. - Сергиев Посад : Тип. Св. Тр. Сергиевой лавры, 1911. – 487 с.

Комментарии для сайта Cackle