Часть первая
Глава XXII. Общий взгляд на Иерусалим
«Иерусалим, устроенный как город слитый в одно здание».
(Пс 121:3)
Я видел Иерусалим в два разные времена: во время Святой Пасхи, когда каждый дом наполнен поклонниками от всех концов земли; когда с самого рассвета на всех крыльцах разложены различные духовные изделия для продажи странникам; когда дворы монастырей наполнены нагружаемыми или разгруженными верблюдами – тогда только одни кварталы мусульманский и еврейский остаются в поразительном безмолвии и опустении. Видел я также Иерусалим через месяц после Святой Пасхи, когда и христианский квартал входит в то же безжизненное положение, и тогда Иерусалим является в его запустении библейском; в этом виде он для меня утешительнее; в его запустении видна неизъяснимая святость! Тогда можно воскликнуть с Пророком: Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир окрест стен твоих, благоденствие – в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих, говорю я: «мир тебе!» Ради дома Господа Бога нашего, желаю блага тебе! (Пс 121:6–9)
В этом же псалме сказано: «Иерусалим устроенный как город, слитый в одно» (Пс 121:3). Этот последний стих замечателен тем, что он определяет и теперь общее построение города: здания иерусалимские, как и прежде, почти все связаны между собою аркадами; часть улиц Иерусалима находится под сводами и часть открытая. Дома иерусалимские грубого зодчества, каменные и глиняные, – по обычаю Востока без крыш, с террасами и с куполами посереди; они облечены в белый однообразный цвет, сливающийся в одну массу; одни купола храма Гроба Господня и мечети Омаровой приметно отделяются из этой нестройной груды. Несколько вершин бедных минаретов, кипарисов и тощих пальм возвышаются там и здесь. Жизнь не видна на улицах, она во внутренних дворах домов или на террасах; но и там такая тихая, что едва заметна. Решетчатые окна, без стекол, обращены по большей части на дворы. Главные улицы намощены большими камнями без всякого уравнения и трудны не только для лошадей, но даже и для пешеходцев; на иных однако есть тротуары; отдаленные улицы не мощены, многие из них ведут к пустырям или к развалинам; почти вся северная часть города состоит из таких заглохших пустырей. Вы видите из этой картины бедность Иерусалима, но со всем тем вид Иерусалима с горы Элеонской, как мы уже сказали, вдохновителен и чрезвычайно живописен. Вот имена главных улиц: Гаратуль-алам (страстной путь или путь печали), которая идет от ворот Гефсиманских до храма Гроба Господня; та, которая идет от храма мимо монастырей греческого и католического, называется Гаратуль-Нассара, то есть улица христиан. Гарат Сукуль-Кебир идет от замка Давидова, мимо базара к ограде мечети Омаровой. Гаратуль Аммуд – от Дамасских ворот, мимо базара, до Сионских ворот. Гаратуль Муслим – между мечетью Омара и храмом Гроба Господня. Гаратуль Арман, армянская, в квартале армян. Гаратуль Юд, Иудейская, в квартале евреев. Гаратуль Маграби или Варварийская – возле Гнойных ворот. Гаратуль Саххара – от Иродовых ворот мимо церкви Св. Анны к купальне Овчей.
Назовем теперь ворота Иерусалимские. С запада, у замка Давидова: Бабуль-Халиль, так названные потому, что они ведут чрез Вифлеем в Хеврон, называемый арабами Эль-Халиль; это также ворота Яфские и врата Юдоли, упоминаемые у Неемии (Неем 2:13; 2Пар 26:9). Обогнув вдоль стен западный угол города и направясь по северной стороне, – нет других ворот кроме Дамасских. Мы говорили уже, что эта западная угловая часть Иерусалима, где находится святая Голгофа, не была застроена, и что древние стены составляли тогда входящий угол, а теперь этот угол выходящий. Во входящем углу древнего Иерусалима было двое ворот, с одной стороны железные, а с другой Судные; эти последние находятся теперь на конце Страстного пути. Нынешние ворота Дамасские, Бабуш-Шам, падают на местность древних врат, упоминаемых у Неемии (Неем 3:6; 12:39). После ворот Дамасских следуют ворота Бабуль-Саххара, это ворота Иродовы, также Ефраимские, или Вениаминовы; они теперь закладены, но в них есть калитка. На восточной части Иерусалима существуют теперь одни ворота, это Гефсиманские или Св. Стефана; мусульмане называют их: Бабус-ситти Мариам, именем Пресвятой Девы Марии, поблизости Ее гробницы; они занимают место древних ворот Овчих, по указанию Неемии и Святого Евангелиста Иоанна (Неем 3:1–32; 12:39; Ин 5:2). Между этими воротами и северо-восточным углом иерусалимских стен были врата рыбные, названные так у Неемии (Неем 3:3; 12:39; 2Пар 33:14; Соф 1: 10) и в других местах Библии. Продолжая путь от ворот Гефсиманских, встречаем мы закладенные золотые ворота, Бабуль Дарагие; это, вероятно, библейские ворота Мифкад; близ них были, при повороте горы Мории с востока на запад, врата Конские; это угол коний врат восточных Пророка Иеремии. По южной стене, противу Силоама видны также закладенные ворота Мограби; это врата Гнойные, Неемии (Porta Sterquilinaria); тут также есть калитка, которою располагают одни жители мечети Омаровой; она ведет в палисадник, принадлежащий мечети. Близ ворот Гнойных были врата водные; вероятно, над самым источником Силоамским на оконечности горы Сионской, которая входила тогда в состав города. Теперь с южной стороны Иерусалима существуют одни ворота Сионские, противу мечети, занимающей место Тайной Вечери; они называются мусульманами Бабуль-Неби-Дауд; то есть Пророка Давида.
Иерусалим можно обойти не с большим в час. Его объем составляет около 4 верст кругом стен; но более – если следовать вдоль подошв его гор. Во время Иосифа Флавия Иерусалим имел в окружности 33 стадии, что составляет 5 с половиною верст; тогда Сион, как мы сказали, входил в состав города, и весьма вероятно, что Иерусалим простирался далее на север, оканчиваясь близ гробниц Судей Израилевых; я более утверждаюсь в этом мнении потому, что теперешние северные стены города не представляют никакой природной защиты против осады; но продолжа Иерусалим до назначаемого нами места, вдоль по Дамасской дороге, можно там видеть лощину, которая соединяется с восходящим туда оврагом горы Элеонской или потока Кедрского; этот поток имел здесь свое начало. Вид этого места, мною снятый, объяснит, может быть, еще лучше эти доводы. Включая таким образом гробницы царские, и даже Судей Израилевых, в стены города, мы можем основываться в этом на Библии. В книге Паралипоменон сказано: «И успе Ахаз со отцы своими и погребоша его во граде Давидове, ибо не внесоша его во гробы царей Израилевых» (2Пар 28:27). Известно, что особенным именем города Давидова назывался Сион. Мы знаем также, что цари израильские погребались в самом Иерусалиме, в месте, которое называлось Полем царских гробов (2Пар 26:23). Вся эта опустелая часть Иерусалима занята была предместьем Везефа, которое также называлось Кенополис (Caenopolis) и было обнесено стенами Агриппы. Доселе во многих местах видны тут остатки подземных сводов от бывших зданий. Увидя впоследствии план Иерусалима Катервуда, я нашел, что его предположение несколько подобно моему; но он оканчивает Иерусалим на плоскости, а не там, где самая местность обозначает его пределы. Иерусалим находится под 53° 21´ долготы О. Ф. и 31° 47´, 46˝, северной широты. Число жителей трудно определить, по принятому обыкновению мусульман не вести счету народонаселению. Едва ли можно положить это число более как в 15 тысяч. Христиан, как кажется, около 3 тысяч; в числе их меньшая часть состоит из европейцев, а большая из туземцев; остальные жители евреи и мусульмане; иные полагают, что Евреи многочисленнее самих мусульман. Иерусалим принадлежит пашалыку Дамасскому и управляем муселимом. Мы уже имели случай говорить о нынешнем муселиме Иерусалимском Абугоше.
Природа Иерусалима имеет наружность строгую; бледные маслины одевают только северную плоскость и скаты горы Элеонской; остальное пусто и пожжено. Отрадное ущелье Силоамское обработано по удобностям, представляемым двумя источниками; начало долины Элеонской или потока Кедрского в некоторых местах засеяно. Скромный источник Силоамский и отрасли потока Гигонского составляют, по наружности, все водное богатство Иерусалима; оно не достаточно; и потому почти каждый дом имеет хранилище дождевой воды. Со всем тем Иерусалим снабжен водою чрез водопроводы, направленные из-за Вифлеема; об этом мы будем говорить пространнее в своем месте.