Источник

«В ногу с временем» мы не пойдем!

«Знай, что мы должны служить не времени, а Богу» (Из письма св. Афанасия Великого к Драконтию).

«В ногу с временем!» – вот лозунг всех тех, которые в наше время так напряженно стараются все дальше и дальше отвести Церковь Христову от Христа, Православие – от истинного исповедания православно-христианской веры. Пусть не всегда и не у всех этот лозунг звучит так громко, явно и открыто – это ведь кое-кого может и оттолкнуть! – важно практическое следование этому лозунгу в жизни, стремление так или иначе, в большей или меньшей степени и мере, проводить его на деле.

С этим модным, «модерным», губительным для душ лозунгом, как бы он ни провозглашался и как бы ни проводился в жизнь, явно или прикрыто, не можем не бороться мы, верные чада и представители Русской Зарубежной Церкви, вся сущность идеологии коей, во имя которой она и существует на свете, заключается в том, чтобы не «идти в ногу с временем», но хранить неизменную верность Христу Спасителю, Истинно Христианской Православной Вере и Церкви.

Вспомним, как еще блаженнейший митрополит Антоний, основатель и первый возглавитель Русской Православной Церкви Заграницей, в своей замечательной статье «Чем отличается православная вера от западных исповеданий?» писал о глубокой разности между нашей верой и инославием. Эту глубокую разность он указывает в том, что православная вера учит тому, как построить жизнь по требованию христианского совершенства, а «инославие» берет из христианства то и настолько, что и насколько совместимо с условиями современной культурной жизни. «Православие смотрит на христианство, как на вечный устой истинной жизни и требует от каждого ломать себя и жизнь до тех пор, пока она не войдет в эту норму, а инославие смотрит на основы современной культурной жизни, как на факт непоколебимый, и лишь в области существуюших частных разновидностей его указывает те из них, которые наиболее одобрительны с христианской точки зрения. Православие требует нравственного героизма – подвига, инославие высматривает, что бы из христианства годилось нам в нашем теперешнем жизненном устройстве? Для православного человека, призванного к загробной вечности, в которой начнется истинная жизнь, исторически сложившийся механизм современной жизни, – ничтожный призрак, а для инославного учение о будущей жизни – возвышенная облагораживающая идея, идея, помогающая нам лучше и лучше устраивать здесь реальную жизнь».

Золотые слова, указывающие нам ясно и ярко на ту поистине бездонную пропасть, которая отделяет истинно христианскую веру – Православие от ее искажения – инославия!

Там – подвиг, устремление в вечность, здесь – крепкая привязанность к земле, вера в прогресс человечества на земле.

Далее, столь же ярко и справедливо владыка Антоний устанавливает, что «Православная Вера есть вера аскетическая», что «то благоустройство, которого ждут на земле поклонники «суеверия прогресса» (по удачному выражению С. А. Рачинского), обещано Спасителем в жизни будущей, но ни латиняне, ни протестанты не хотят с этим мириться по той простой причине, говоря откровенно, что плохо верят в воскресение и сильно верят в благополучие настоящей жизни, которую, напротив, апостолы называют «исчезающим паром» (Иак.4:14). Вот почему псевдохристианский Запад не хочет и не может понять отрицания этой жизни христианством, которое велит нам подвизаться, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:9–10).

«Если проследить все заблуждения Запада, – пишет далее владыка Антоний, – как те, которые вошли в его вероучение, так и присущие его нравам, то увидим, что они все коренятся в непонимании христианства, как подвига постепенного самоусовершенствования человека».

«Христианство есть религия аскетическая, – так заканчивается эта прекрасная сильно и вразумительно написанная статья, – Христианство – это учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепенного усвоения добродетелей: условия эти внутренние, заключающиеся в подвигах, и – отвне подаваемые, заключающиеся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых единое назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству».

Что же мы видим теперь в современном «Православии» – «Православии», вступившем в так называемое экуменическое движение?

Полное отрицание вышеперечисленных святых истин, – иными словами: отказ от Истинного Православия на почве духовного слияния с инославным Западом.

«Православие», ставшее на путь экуменизма, думает не о том, чтобы все более и более опускающуюся в религиозно-нравственном отношении современную жизнь поднять до уровня евангельских заповедей и требований Церкви, а о том, чтобы самую Церковь приспособить к уровню понизившейся жизни.

На этот путь фактического отказа от самого существа св. Православия – подвига ради искоренения страстей и наслаждения добродетелей, – стали у нас в свое время так называемые живоцерковники и обновленцы. Движение это мгновенно перекинулось из России, поверженной во прах лютыми богоборцами, и в другие православные страны. Еще жив у нас в памяти «Всеправославный Конгресс», созванный печальной памяти Вселенским Патриархом Мелетием IV в 1923 году, на котором замышлялись такие «реформы», как женатый епископат, второбрачие священников, упразднение монашества и постов, сокращение богослужения, упразднение особой одежды для духовенства и т. д.

Несмотря на тогдашний провал этих нечестивых замыслов, темные силы, конечно, не успокоились, и продолжали с тех пор упорно и настойчиво действовать, находя себе послушные орудия в рядах церковной иерархии разных поместных православных церквей. И в настоящее время, по попущению Божию, они достигли большого успеха: почти все православные поместные церкви уже вступили в экуменическое движение, ставящее себе задачей упразднение всех ныне существующих церквей, в том числе, конечно, и Православной, и создание какой-то совершенно новой «церкви», которая будет уже вполне идти в ногу с временем, отбросив как ненужную ветошь, как нечто устаревшее, отставшее от века, все подлинные основы истинного христианства, и в первую очередь, конечно, подвиг, как необходимейшее условие главной задачи христианина – искоренения греховных страстей и насаждения христианских добродетелей.

Вот, например, перед нами официальный документ этого рода, принадлежащий сербской поместной церкви: журнал «Богословие», издаваемый Православным Богословским Факультетом в Белграде – год VIII, выпуски 1 и 2 за 1964 г. В этом журнале мы находим передовую статью, озаглавленную буквально так: «Необходимость кодификации и издания нового канонического сборника Православной Церкви». Автор этой статьи лукаво утверждая, что «идеальные принципы Церкви остаются всюду и всегда неизменными», тем не менее пытается доказать, что канонический сборник нашей Православной Церкви – это только продукт давно ушедшего в вечность времени, а потому он не отвечает требованиям современной жизни и должен быть упразднен и заменен другим. Этот новый канонический сборник, видите ли, «должен быть приведен в согласие с основными принципами жизни», с которыми Церковь якобы «всегда считалась». «Наше время, – говорит этот лукавый автор, – во многом отличается от времени, когда происходили вселенские соборы, на которых составлялись эти каноны, а потому эти каноны не могут теперь применяться».

Посмотрим теперь, какие же именно каноны этот автор-модернист считает устаревшими и подлежащими отмене?

Вот они!

9-е правило св. апостол, которое требует, чтобы верующие, входящие в церковь, оставались на богослужении до конца, а не производили бесчиние, ходя по церкви

80-е правило Трулльского Собора, которое карает клириков извержением из сана, а мирян отлучением за непосещение церкви в течение трех воскресных дней подряд без всякой уважительной причины.

24-е правило Трулльского Собора, запрещающее священнослужителям и монахам посещать конские ристалища и другие увеселительные зрелища; к этому правилу автор статьи делает совсем наивное, странное примечание, будто бы только в прежние времена такие забавы были местами разврата и порока, а теперь они якобы являются «центрами культуры и воспитания» (?!).

54-е правило св. апостол, которое запрещает клирику, кроме необходимой нужды, входить в корчемницу: и тут почему-то оказывается, будто бы прежде корчма была каким-то иным учреждением, нежели теперь.

77-е правило Трулльского Собора и 30-е правило Лаодикийского Собора, запрещающие христианам мужчинам купаться вместе с женщинами: почему и эти правила надлежит признать «устаревшими» – никак не понять!

96-е правило Трулльского Собора, которое осуждает искусственное завивание волос на голове и всякое вообще украшение себя разными нарядами «для прельщения неутвержденных душ», – вместо чего предлагается «украшать себя добродетелями и благими и непорочными нравами»: это правило в наше время, казалось бы, не только не «устарело», а стало особенно актуальным, если принять во внимание современные непристойные, совершенно неприличествующие христианкам, бесстыдные женские моды!

Достаточно и этого, чтобы видеть какую задачу ставит себе намечаемая в нашей Православной Церкви «реформа» – с какою целью предполагается созыв Восьмого Вселенского Собора, о котором так мечтают все модернисты, уже предвкушающие ту «веселую жизнь», которая тогда для всех будет открыто позволена и узаконена!

Вдумаемся только поглубже, в чем ужасное существо всех этих требований об отмене якобы «устаревших» канонических правил?

В том, что эти современные церковные реформаторы, так нагло поднимающие теперь свою голову уже в недрах самой нашей Церкви (страшно сказать, что в числе их имеются не только клирики, но и высокие иерархи!), принимают современную жизнь со всеми ее безобразными, безнравственными проявлениями за факт непоколебимый (что есть, как мы видели выше, совсем не православная, а «инославная», западная концепция!) И хотят отменить все те канонические правила, которые как раз и характеризуют Православие, как веру аскетическую, призывающую к подвигу, во имя искоренения греховных страстей и насаждения христианских добродетелей.

Это – страшное, губительное для нашей веры и Церкви движение, которое хочет добиться, чтобы, по выражению Христа Спасителя, «соль обуяла», движение, направленное к ниспровержению и уничтожению Истинной Христовой Церкви, путем хитрой подмены ее лжецерковью.

Вышеупомянутая статья сербского богословского журнала еще скромничает, удерживаясь от полной откровенности, она говорит только о принципиальной позволительности брака для епископов, а в жизни мы все чаще и настойчивее слышим речи о гораздо бóльшем – именно о неприменимости якобы в наше время всех тех канонических правил, которые требуют от кандидатов священства и самих священнослужителей чистой и непорочной нравственной жизни, или, попросту говоря – о позволительности для них того ужасающего разврата, в бездну которого все больше и больше погружается современное человечество.

Одно дело – грешить и каяться, зная и сознавая, что ты грешишь и нуждаешься в покаянии и исправлении жизни. Совсем другое – узаконивать беззаконие, санкционировать грех, убаюкивая этим свою совесть и упраздняя этим самые основные устои Церкви, на что мы не имеем никакого права, и что есть тягчайшее преступление перед Богом, Св. Церковью и душами верующих, ищущих вечного спасения.

Да и до каких пор, до каких пределов можем мы себе позволить идти по такому скользкому пути отмены церковных правил, утверждающих христианскую нравственность?

Вот сейчас в Америке, а, как слышно, кое-где и в других странах, воспринявших современную «культуру», усиленно пропагандируется официальная отмена брака и легализация на место брака «свободной любви», санкционируется употребление не только состоящими в браке, но и безбрачными, противозачаточных пилюль, так как брак имеет будто бы своею целью не деторождение, а «любовь», готовится законное признание гнусной, противоестественной страсти гомосексуализма, вплоть до установления для гомосексуалистов особого чина церковного бракосочетания (предложение одного из англиканских епископов) и т. п., и т. п.

Что же? Неужели же и наша Церковь должна идти по этому модному пути – в ногу с временем, чтобы не отстать от жизни?

Но какая это будет «церковь», которая позволит у себя все это или хотя бы с всепрощающей снисходительностью будет смотреть на это!

Это будет уже не Церковь, а подлинные Содом и Гоморра, которые не избежат, рано или поздно, страшной кары Божией.

Мы не должны допустить обмануть и провести себя, ибо такой церкви, вернее, лжецеркви, нам не нужно! Пусть мы сами и слабы, и немощны, и часто согрешаем, но отменить правила церковные мы не позволим, ибо тогда и самое Евангелие Христово, по которому не хотят жить современные люди, придется признать устаревшим, не отвечающим духу времени и отменить его!

И Евангелие Христово, и все правила Церкви, и установления церковные начертывают для нас тот идеал христианина, к которому мы должны стремиться, если желаем себе вечного спасения. Снижения этого идеала, в угоду страстям и похотям греховным, кощунственного поругания святыни мы допустить не можем.

Какие бы «реформы» ни замышляли все эти современные преступные «реформаторы», подлинно верующее православно-христианское сознание признать и принять их не может. И что бы ни делали отступники от Истинного Православия, веры аскетической, веры подвижнической, модернизации нашей Церкви мы не допустим и «в ногу с временем» мы не пойдем!


Источник: Истинное Православие и современный мир : Сборник статей и речей ко дню сорокалетия священнослужения / Архиепископ Аверкий. – Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. – 311 с.

Комментарии для сайта Cackle