XLIX. Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Цари Иудины; последние годы царства Израилева
Во время сорокалетнего правления Царя Иудина, Иоаса, умер сокрушитель рода Ахаавова, Ииуй, и сын его Иоахаз, наследовал его престол и грехи, ибо он ходил путем Иеровоама, и на него, подобно как на отца его, воздвиг Господь воинства Сирийские. Семнадцать лет царствовал Иоахаз, и во все дни его не преставала брань, так что от всего воинства Израильского осталось Царю только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших. Когда же обратился он к Богу отцов своих, услышал его Господь, призревший скорбь Израилеву, и на время избавил от руки Сириян. Сын его, Иоас, отмстил им за поражения родителя; но и он не отступил совершенно от идолослужения, которым заражен был Израиль. В первые годы его правления, разболелся, в глубокой старости, Пророк Елиссей, и плакал над ним Царь, видя приближение его кончины: «отец мой, говорил он, в тебе вся сила Израилева, колесницы и кони его!» Тронулся Елиссей любовью царской, велел ему натянуть лук, положил руки свои на его руки, и заставил стрелять в открытое окно к востоку: «это стрела спасения от Господа против Сирии, которую истребишь, сказал Пророк, возьми еще лук и ударяй о землю.» Трижды ударил Царь и перестал; огорчился человек Божий: «если бы ты ударил пять или шесть раз, сказал он, ты до конца истребил бы Сирию, но теперь только победишь её три раза.» Умер Пророк, но сила чудодейственная не оставляла его и по смерти, во свидетельство той благодати, которую сообщает Господь телесам праведников. Спустя немного времени, после кончины Пророка, жители той земли несли на погребение мертвеца, и увидев издали воинов Моавских, от страха и поспешности, бросили его в гроб Елисеев; но мертвец ожил как только прикоснулся костям человека Божия. Пророчество Елиссея сбылось над Царем Израилевым, который трижды победил Адера, сына Азаилова, и отнял у него все города, завоеванные в дни Иоахаза; но не было мира между ним и Царем Иуды.
Амасия, сын Иоаса, утвердившись на царстве, предал заслуженной казни убийц родителя своего, но пощадил детей их, по закону Моисееву. Он собрал триста тысяч воинов в Иудее и нанял сто тысяч в Израиле, чтобы идти против Идумеи; но человек Божий запретил Царю брать помощь от Израильтян, ибо Господь не был с ними; он обещал ему от Господа победу и с малыми силами. Раздраженные отказом войска Израилевы, удаляясь, разорили пределы Иудовы. Амасия же поразил врагов и без их содействия, но после победы, он принес с собой в Иерусалим богов Идумейских и стал поклоняться им. – Разгневанный Господь послал к нему Пророка, для обличения, но Царь грозил наказать человека Божия, за дерзкое слово. Превознесенный успехом, он объявил войну Иоасу, Царю Израилеву, и тот отвечал ему притчей: «терн Ливанский сказал кедру: отдай дочь твою в супруги сыну моему, и пришли звери дубравные и потоптали терн: так и ты, поразив Идумеев, превознесся надменным сердцем; оставайся в мире у себя и не навлекай гибели на Иуду.» Однако полки Иуды сошлись с полками Израилевыми; Иоас победил их, пленил Амасию и, овладев Иерусалимом, разрушил стены его, на пространство четырехсот локтей, и взял все золото, серебро и сосуды храма Господня.
Пятнадцать лет еще царствовал Амасия, после своего поражения, и, подобно отцу, был умервщлен рукой своих; народ поставил на царство юного сына его Озию. Господь благословил первые годы его правления, ибо, руководимый богобоязненным Пророком Захарией, он прилепился к Богу отцов своих; города Филистимлян не устояли против его оружия, Арабы, жившие в пустыне, приносили ему дары. Озия укрепил башнями врата Иерусалимские, ископал колодези в пустыне, для бесчисленных стад своих, и возделывал виноград на горе Кармильской; более трехсот тысяч войска выступало с ним на брань, под руководством опытных вождей, ибо он искал помощи от Господа. Когда же укрепился, вознеслось надменными помыслами сердце его, и он оскорбил Господа на гибель себе; дерзновенно взошел Озия в храм, чтобы покадить фимиамом пред алтарем. Вслед за ним взошел Первосвященник Азария, с жрецами, и воспротивился нечестию Царя: «не тебе подобает, сказал он, кадить фимиамом пред Господом, но только освященным сынам Аарона; выйди из святилища, ибо ты отступил от Господа, и тебе это не вменится в похвалу.» Разгневался Озия, державший уже в руках кадильницу, но внезапно, пред самым алтарем и пред всеми жрецами, показалась проказа на челе его; Архиерей изгнал прокаженного из святилища. Он оставался таким, до дня своей смерти, и жил в отдаленном доме, отлученный от всех, хотя и продолжал именоваться Царем Иуды; все его царствование продолжалось пятьдесят лет, но сын его Иоафам управлял вместо него, и по смерти отца царствовал еще шестнадцать лет со славой. Он победил иноплеменных Царей, строил города и украсил храм Господень, ибо его сердце лежало к Богу отцов своих, и Бог укрепил его.
Между тем, в царстве Израилевом, Иеровоам, сын Иоаса, вскоре после победы отца своего над полками Иуды, заступил его место и властвовал сорок один год. Это было последнее время славы Самарии, ибо Господь, сжалившись над бедствиями народа Израильского, теснимого своими врагами, еще однажды укрепил его и расширил в древних пределах до Эмафа и Дамаска, рукой сильного Иеровоама; но и он не отступил от идолослужения своих предместников; в сыне его, Захарии, пресекся род Ииуя, которому обещал Господь царство только до четвертого рода. – Чрез полгода восстал на него Селлум и умертвил Царя; но месяц спустя, той же участи подвергся Селлум, от руки Манаима, который властвовал десять лет и навлек на себя гнев Божий, своей жестокостью. Во дни его правления, послал Господь Фула, Царя Ассирийского, на пределы Израильские; тяжкой данью откупился от него Манаим. Царство Израилево представляло тогда гибельное зрелище внутренних беспорядков и кровопролитий. Сын Манаима, Факей, подобный нечестием отцу, умерщвлен был другим Факеем, сыном воеводы Ромелии, который и управлял потом двадцать лет, к бедствию своего народа: ибо в его время, Феглатфалласар, Царь Ассирийский, опустошил весь Галаад и всю Галилею, и жителей их переселил в Ассирию.
Факей, вместе с Раасоном, Царем Сирийским, ополчились против сына Иоафамова, Ахаза, самого нечестивого из Царей Иудиных, который не только восстановил все требища идольские, на высоких местах и в дубравах, но проводил сквозь огонь и собственных детей своих, в честь Молоха, по обряду языческому, в долине Геенской. Посему и воздвигал против него Господь сильных врагов: Идумеи и Филистимляне опустошали южные пределы Иуды; Царь Сирийский отвел многих пленников в Дамаск; Факей поразил, в один день, сто двадцать тысяч крепких мужей, из колена Иудова, и самого сына царского; а воеводы его увели в Самарию до трех сот тысяч пленных всякого возраста и пола. Но Пророк Одид вышел к ним на встречу и запретил, именем Божьим, удерживать у себя пленных братьев, чтобы не навлечь гнева небесного; Послушались Пророка старейшины колена Ефремова, и возвратили пленников в Иерихон, человеколюбиво снабдив их пищей и одеждой.
Поражаемый отовсюду Ахаз, прибегнул к защите Царя Ассирийского Феглатфалассара, которую купил всеми сокровищами и теми, какие еще оставались в храме Господнем. Новый союзник, овладев Дамаском, убил Раассона, переселил жителей в Мидию, и предал огню и мечу Галилею и Галаад. Ахаз вышел на встречу своему избавителю до Дамаска и совершенно ему покорился. Оттоле послал он к Первосвященнику Урии начертание языческого жертвенника, по подобию коего велел устроить алтарь в Иерусалиме, на место медного алтаря, стоявшего во дворе храма для всесожжений. Он снял море медное, из которого умывались жрецы, с двенадцати волов, его поддерживающих, и положил оное на камень, сокрушил также священные сосуды храма и заключил врата его, чтобы служить богам языческим, вместо Бога истинного: ибо говорил он, боги Сирийские карали его и он хотел умолить их. – Шестнадцать лет царствовал нечестивый, и не был удостоен погребения, в гробах своих предков.
Осия, сын Илы, умертвил Факея и заступил его место: это был последний Царь Израилев; при нем совершенно окончилось царство Самарийское, за неправды его властителей и народа. Сперва наложил на него дань Салманасар, Царь Ассирийский; когда же узнал, что Осия искал себе помощи в Египте, подступил к Самарии и, после трехлетней осады, взял город, свергнул с престола Царя и посадил в темницу Вавилонскую, а жителей увел в Ассирию и поселил их в пределах Мидии, на реках Гозанских; жителей же Вавилона и Эмафа переселил в города Самарийские. Они не ведали Господа и Господь послал на них, в первые годы переселения, губительных львов. Возвестили Царю Ассирийскому о бедствиях, какие постигли переселенцев, по незнанию ими Бога Израилева, и Царь послал к ним одного из жрецов, взятых в Самарии, который, поселясь в Вефиле, научил народ познанию истинного Бога; но пришельцы, привыкшие к языческим богам, смешали идолослужение с поклонением Господу и остались в слепоте своей. Так наказал Господь сынов Израилевых той казнью, какую предрек им Моисей, о переселении и рабстве их среди народов чуждых, за то что оставили Бога отцов своих, для богов чуждых, и совершая требища идольские нарушили древний завет Господа с их отцами.