Источник

Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича.

О родительском благословении.

Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад, клятва же матерняя искореняет до основания. (Сир. 3:8–9).

По горделивому духу нашего времени молодые поколения ныне вообще неуважительно относятся к старшим. Нередко и самые дети оказываются непочтительными к родителям и невнимательными к их власти и правам на послушание и покорность со стороны детей. Иногда своеволие и противление родителям оправдывается мнимо учеными рассуждениями о правах человеческой личности, о свободе и преимуществах образования новых поколений сравнительно с прежними, об особенных условиях современной жизни, об обязательности новых обычаев и т. п., но Божественное Откровение одним словом разрушает все подобные рассуждения, всегда отзывающиеся утратою естественного чувства любви к родителям и благодарности за их попечения при воспитании. Оно только присоединяет к пятой заповеди десятослoвия обетования награды исполнителям ее, и следовательно неизбежность гнева Божия на ее нарушителей. Если хочешь долго и счастливо жить на земле, говорит эта заповедь, – чти отца твоего и матерь; если хочешь благоденствовать со всем своим домом и потомством, говорит библейский истолкователь этой заповеди Иисус сын Сирахов, – „делом и словом чти отца твоего и матерь“, потому что в их руках для тебя благословение на благоденствие, и проклятие, которое сильно „искоренить твой дом до основания“.

Чтобы понять все легкомыслие неопытной юности, возмущающейся против власти родительской, и всю опасность, угрожающую ей от противления этой власти, полезно разъяснить истинное значение и силу родительского благословения. Размышление о нем сообщить нам особое утешение при настоящем торжестве нашем в честь Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, на которое еще ложится тень неотразимых печальных воспоминаний о недавней кончине Его великого Родителя.

Что такое благословение вообще, и в частности благословение родительское?

Благословение в общем смысле есть благожелание от имени Божия, выражаемое словами и иногда сопровождаемое соответствующими им знаками и действиями.

Оно должно быть отличаемо от всякого иного выражения наших обычных благожеланий, хотя и эти последние, сопровождаемые молитвенным расположением духа, могут быть средствами призывания на ближних наших милости Божией. Но простые благожелания мы можем выражать людям и равным нам, и высшим и низшим нас; „благословляется же, по слову Апостола, без всякого прекословия меньший от большего“ (Евр. 7:7). И это старшинство, дающее право благословения, может быть предоставлено только от Бога. Таково право благословения, преподаваемого верующим в Церкви Божией, дарованное священству (Чис.6:23). Таково же право родителей на благословение детей: „Господь возвысил отца над детьми, говорит Премудрый, и утвердил суд матери над сыновьями“ (Сир. 3:2). Родители дают жизнь детям по творческому благословению и дару чадородия (Быт. 1:28). Раждаемые ими дети до возраста предоставлены им в полную власть и распоряжение. Рождая существа, одаренные образом Божиим, по духовной их природе предназначенные к вечной жизни, родители, если верны своему долгу, заботятся об их нравственном усовершенствовании, чтобы соделать их чадами Божиими. По чувству любви к детям, вложенному Творцом в сердца их, и возвышающемуся до самоотвержения и самопожертвования, они становятся причастными любви Самого Бога к роду человеческому и отсюда получают право на раздаяние детям самого благословения Божия. Посему благословение родителей, преподаваемое детям, и приемлемое ими с верою, становится, по подобию благословений священства, благожеланием, несомненно сопровождаемым содействием силы Божией к его исполнению.

Еще более ясное учение и более полное представление о значении и силе родительского благословения мы можем составить себе из примеров богоизбранных ветхозаветных патриархов – Ноя, Авраама, Исаака и Иакова. Первому прикровенно, а последним ясно дано и повторено было обетование: „благословятся в тебе все племена земные“. Это означало, что из племени их произойдет Искупитель мира. Озаряемые откровениями, подкрепляемые обетованиями, одаренные даром прозорливости и духом пророчественным, они предусматривали в детях своих способность сохранить достоинство рода и быть верными своему призванию. Недостойным они уменьшали дары благословения, или совсем исключали их из рода избранного. Особенное разнообразие даров мы видим в благословении, данном Иаковом детям его. Он указал отличительные свойства их потомков, предрек исторические судьбы их, который раскрылись в течение веков по занятии израильтянами земли обетованной. Внешним знамением благословения было лобзание отца и возложение рук на голову благословляемых (Быт. 27:26, 48:14). К числу даров, сообщаемых благословением, иногда были присоединяемы особые участки земли, предоставляемые в наследство, как дал такой участок в земле обетованной Иаков сыну своему Иосифу (Быт. 48:22). Эти дары означали не только заботливость родителей о благосостоянии потомства, но и имели значение в будущем (Ин. 4:5). Был в патриархальные времена и обычай благословлять детей в супружество (Быт. 24:60). Как дорожили дети патриархов благословением родителей, это видим из тоски Исава, утратившего благословение первородства и вместе принадлежность к народу избранному. А сила лишения благословения или проклятия родителей обнаружилась в одном, достаточном для всего человечества, примере проклятия Ноем потомства Хама за преступное выражениенепочтения к отцу, обрекшего его не только на отчуждение от избранного племени, но и на вечное рабство, которое доселе оправдывается историею: „проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих“ (Быт. 8:25). Таким образом мы видим, что родители времен патриархальных вводили в жизнь обетования Божии, споспешествовали Промыслу Божию в устроении спасения рода человеческого, и в своих благословениях раздавали детям дары из невидимой сокровищницы благословения Божия. Видимость же благословения, сообщаемого чрез родителей, и плодов его, питала в новых поколениях веру в Бога – Промыслителя и научала почитать в родителях опытных наставников и руководителей.

Нам нет надобности приводить исторические примеры в доказательство того, что в Церкви Божией во все времена сохранялось право родителей на благословение детей и было преподаваемо самое благословение в благочестивых семействах. Что так было в Церкви ветхозаветной, это видно из наставления Иисуса сына Сирахова, взятого нами в основание слова. Он жил незадолго до Рождества Христова, и как о деле, всем известном, говорит о благословении родителей, побуждая только детей заслуживать его почитанием отца и матери. Что это священное право было утверждено и в Церкви новозаветной, мы видим из того, что вместе с христианством и всеми установлениями Православной Церкви передан нам и закон о родительском благословении. Для нас важно убедиться, что не только существенные черты действенного патриархального благословения сохраняются и в наше время, но что и право и последствия родительского благословения получили в новозаветной Церкви еще высшую силу и плодотворность.

По причине утраты веры в Бога истинного во времена патриархов, только немногие избранные семейства имели благодатную силу благословения; ныне имеют ее все призванные к вере в Господа нашего Иисуса Христа. Патриархи при всей своей высокой праведности и при чрезвычайных дарованиях не имели столько средств для охранения детей своих от развращения, чтобы соделать их достойными благословения, сколько имеем мы, получая наших детей из купели крещения возрожденными благодатию Божиею и уготованными на всякое дело благое, и притом будучи окружены со всех сторон свидетельствами и знамениями истинной веры. Патриархи получали дарования от Бога в меру их служения сохранению веры в Бога истинного и устроению народа Израильского, как хранителя обетованного Семени, имеющего даровать благословение всем племенам земным; ныне мы состоим в живом общении с пришедшим Искупителем, самым источником всех духовных дарований и чудодейственных сил, которые Он сообщает нам без ограничения по мере нашей веры (Ин. 3:34). Патриархи благословляли детей именем Божиим, прикровенно указуя в произносимых ими именованиях Божиих имя Пресвятыя Троицы, сами непосвященные в эту великую тайну веры (Быт.48:15); мы же ежечасно и открыто исповедуем Триединого Бога и именем Его благословляем, имея обетование от Сына Божия: егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 15:10). Итак, можем ли мы не верить, что благословение христианских родителей, преподаваемое детям их, имеет еще большую силу, чем благословение патриархов, и лишение благословения родительского может подвергнуть детей, виновных в непочтении родителей, еще большим бедствиям, чем потомство Хамово. История сохранила нам влияние благословения патриархов на детей и потомков их, но нет недостатка и в христианской истории в свидетельствах о вековом процветании поколений, на которых почило родительское и Божие благословение. Наблюдайте жизнь, и вы увидите плоды родительского благословения на детях их своими глазами.

Трогательны обычаи благословения детей, переданные нам предками нашими и свято хранимые в благочестивых семействах. До венчания в храме жених и невеста, возбужденные особенностью своего положения и ожиданием великой перемены в своей жизни, в присутствии священника, окруженные сродниками и друзьями, смиренно кладут земные поклоны пред иконами Спасителя и Богоматери, лобызают их, и под осенение ими преклоняют свои головы для принятия родительского благословения. Впечатление умилительное. Другой обряд: отец на смертном одре, принявший последнее напутствие в вечную жизнь святыми таинствами, призывает детей к смертному одру своему и на главы их, – коленопреклоненных, – дрожащею рукою возлагает святую икону и замирающим голосом произносит слова последнего наставления и благословения. Тишина, благоговейное молчание присутствующих сродников, ожидание последнего вздоха отца семейства, мысленно произносимые всеми благожелания остающимся в сиротстве детям, – все это дышит духом действенной веры и проникает сердце чувством присутствия Божия. Нельзя без утешения видеть и благочестивых детей, уже окруженных собственными семействами, показывающих знакомым, как лучшую драгоценность своего дома, в благоукрашенном кивоте св. икону и с благоговением объясняющих: „это родительское благословение“, или: „это родовая икона, наследованная от предков“. Самое это благоговейное чувство – не есть ли плод родительского благословения?

Это размышление не переносит ли наши мысли в ту храмину в Ливадии, где напутственный святыми таинствами, в благоговейном настроении духа, с покорностью воле Божией, на руках Супруги и Сына Своего предавал Богу Свою душу Благочестивейший Государь наш Император Александр Александрович? Не почило ли здесь родительское благословение на Сыне Его, „проникшемся заветами Родителя своего“ и на отечестве нашем, которое Почивший „любил всеми силами своей русской души и на благоденствие которого полагал – все свои помыслы, не щадя ни здоровья Своего, ни жизни“ 17. Мы не знаем тайны последних бесед Почившего Царя с Сыном, принявшим Его царство, но Его глубокая вера, благочестие и признанные всем миром великие добродетели Его убеждают нас, что мы не погрешим против истины, если облечем смысл и силу Его последнего благословения словами Царя Давида, сказанными Сыну Его Соломону: „вот я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и мужествен, и храни завет Господа Бога твоего, ходи путями Его и соблюдай уставы Его и заповеди Его..., чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать и везде куда ни обратишься (3Цар. 11:2, 3). И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души; ибо Господь испытует сердца знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда“ (1Пар.28:9). И если Благочестивейший Государь наш Николай Александрович „проникся“, как Сам благоволил изречь в своем Манифесте, подобными заветами и „приял священный обет пред лицем Всевышняго“ соблюдать их, то не должны ли мы, при благоговейном воспоминании о Почившем, дать место в сердцах наших радости о воцарившемся Государе нашем? – Он получил в наследство не маленький участок земли, как Иосиф от отца своего Иакова, но величайшее в мире царство твердое и благоустроенное. Он принял царство, успокоенное не от набегов мелких хищных племен, как Соломон от Давида, но умиротворенное с величайшими державами мира и возвышенное общим от них уважением. Он получил от отца своего завет не построить один только храм Богу истинному, для одного народа, в чаянии только в отдаленном будущем просвещения мира истинным богопознанием, но „завет“ – хранить и защищать святую вселенскую Православную Церковь и утверждать благочестие в стомиллионном народе. Можем ли мы не праздновать радостно в честь Его народных торжеств и не взирать с надеждами на будущее нашего отечества, когда оно предано благословением Почившего, вместе с возлюбленным Сыном Его, Благочестивейшим Государем нашим, Божию покровительству?

Окончивши последние распоряжение свои и вознесши молитву к Богу, чтобы Он „даровал Соломону сердце правое“, Давид сказал и всему народному собранию: „благословите Господа Бога вашего. И благословило все собрание Господа Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и Царю“(1Пар. 29:19–20). Не должны ли и мы сделать то же самое? Давид „умер в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славою“ (1Пар. 29:28): и наш Царь – Миротворец умер, насыщенный славою, но не жизнью, которая сократилась от непрерывных трудов его и забот. Мы скорбим о преждевременной, по нашим понятиям, кончине Его; но она благовременна для Него, как уготованное Ему Господом блаженное успокоение. Да воцарится Он в вечной славе с благоверными святыми Князьями русскими – Александром Невским, Андреем Боголюбским и Михаилом Черниговским, и да будет вместе с Ними и прочими заступниками земли русской вечным молитвенником и покровителем нашего отечества.

Благочестивейшему же Государю нашему будем служить „ сердцем правым“ и возносить о Нем усердные молитвы, да дарует Ему Господь в исполнении заветов Родителя Его, и во всех начинаниях и трудах Его, благопоспешество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову 18. Аминь.

* * *

17

Слова Высочайшего манифеста.

18

Молитва на Восшествие на Престол.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. — Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. — 1902. — [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle