Источник

Слово по освящении храма при Сумском духовном училище,8 сентября 1888 г.

О значении храма в деле христианского воспитания.

Вниду въ дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. (Пс.5,8).

Христианская мудрость издавна ввела в обычай устроять особые храмы при учебных заведениях. С какой целью? – Без сомнения для того, чтобы поставить училища под ближайшее влияние храма, как важнейшего и могущественнейшего руководителя в деле христианского воспитания.

В последнее время мы привыкли возлагать в деле воспитания все надежды на обучение, на науку. Но горький опыт с каждым днем более убеждает нас в бессилии науки дать молодым поколениям тот добрый и надежный умственный и нравственный строй, который мы желали бы видеть в будущих деятелях на всех поприщах частной и общественной жизни. Мы не говорим уже о наук светской, которая по самому существу своему не имеет надлежащих средств для нравственного развития юношества. Но даже и наука христианская, или так называемое преподавание Закона Божия, самое тщательное и разумное, не даст надлежащих плодов без святого храма и благодатных средств для действия на души воспитанников, какими он обладает.

Всякая наука имеет своим предметом развитие разума и обогащение его познаниями. Точно так же и наука христианская главным образом сообщает уму истины божественного откровения, правила христианской нравственности, истории Церкви и пр. Но и при лучших дарованиях законоучителей, при полной их ревности к своему делу, они не могут сделать ничего более, как только заложить в душах молодых людей здравые религиозные понятия, благоговение к вере и Церкви; но влияние их на сердце учеников, которое должно быть главным двигателем в нравственной жизни, может быть только косвенное, применительное и приспособительное, и следовательно не полное. Без проникновения в сердце силы и духа божественной истины, что может сделать только благодать Божия, все познания будут холодны, сухи; они будут светить не солнечным, а лунным светом, не дающим надлежащей теплоты и жизни для нравственного развития души человеческой.

Что же дает в этом отношении храм? Чем восполняет он науку христианскую? – В то время, когда учители закладывают божественное учение в умах воспитанников, храм полагает это учение на их сердце и проводит его в сердце. Это можно указать последовательно, руководствуясь самым порядком преподавания Закона Божия.

Первый предмет христианской науки составляют божественные догматы православной веры, и прежде всего учение о Боге, нашем Творце и Промыслителе. Но рассуждая о Боге,-и с искреннею верою, любовью и убеждением, учитель может говорить о Нем по необходимости только как о существе умопредставляемом, и притом высочайшем, необъятном и непостижимом. Приближать Бога к душе слушателя учитель может не иначе, как только усилиями собственного ума для Его изображения с целью поднять ум воспитанника до возможно ясного представления Существа Божия. Но очевидно, что для этого слабы силы и учителя и ученика. Храм в этом отношении делает неизмеримо больше. Он ставит ученика пред Самим Богом, или, как говорит псалмопевец, пред Лицом Божиим (Пс. 43, 3). Здесь сам Бог становится учителем и просветителем, приближаясь и прикасаясь таинственно к душе христианского воспитанника, возрожденной благодатью Божией, усыновленной Богу, следовательно, способной познать в Боге своего Отца и принять от Него Самого, видимого для чистого сердца (Мат. 5, 8), радостотворный свет Его любви и почувствовать сладость Его божественного гласа, слышимого для тех, кого Он к Себе призывает (Иоан. 10, 27). Счастлив учитель, если успел своими уроками поставить учеников своих прямо, благоговейно и бодренно пред Богом; этим он сделал все, что был в силах сделать. Храм довершает дело возношением, так сказать, поднятием к Богу умов и сердец юношества. Здесь умилительными молитвами и песнопениями, изображением Божия величия, любви и промышления о всех тварях небесных и земных, о людях счастливых и страждущих, о сиротах и вдовицах, о грешниках, призываемых к покаянию, и праведниках, подвизающихся в добродетели, сердца молящихся призываются к участию во всемирном прославлении Вседержителя Бога и возвышаются до славословия с Ангелами: свят, свят, свят Господь Саваоф !

Христианская наука может только разъяснять печальное событие грехопадения человека и глубину нашего нравственного растления с целью указать истинное значение нашей земной жизни и потребность выхода из этого бедственного состояния человечества. Но храм делает больше: он оплакивает наше бедствие в своих покаянных молитвословиях, вводит нас в сознание нашей собственной греховности и прививая к нашему сердцу печаль яже по Бозе (2Кор. 7, 10), охлаждает его по отношению к радостям земным и пробуждает в нем желание утешений чистой совести и мира душевного, даруемого благодатью Божией.

Христианский учитель может и должен с благоговением разъяснять тайну искупления человечества воплощением и крестною смертью Сына Божия и с сердечною теплотой излагать жизнь и дела нашего Спасителя, но он никогда не будет в силах сделать то, что делает в этом отношении храм. Храм наполнен именем нашего Господа и Его изображениями в труде и страданиях для нашего спасения, в Его божественных совершенствах, в чудесах, Им совершенных, и в славе Его воскресения. Здесь Церковь с Ним страждет, обливает слезами Его крестные язвы, с Ним радуется и торжествует победу над смертью и адом. Здесь она вводит нас во внутреннее общение и союз со Христом в святейшем таинстве Тела и Крови Его и прививает нас к нашему Искупителю, как ветви к живой лозе (Иоан. 15, 1. 4), приучает нас любить Его всею душою, носит Его в нашем сердце, в Нем полагать нашу силу, наши успехи, наши радости и надежды.

Христианская наука излагает историю дивного промышления Божия о спасении человечества от первого благовестия о пришествии в мир Искупителя нашего до сего дня, проходя из века в век длинный ряд великих событий и изображая светлый сонм святых и блаженных деятелей на славном поприще Церкви вселенской. Велика заслуга учителя, если он успел поселить в душах воспитанников любовь к этой науке предпочтительно пред истоpией царств человеческих и благоговение к святым Божиим, превышающее уважение к героям и великим деятелям мира сего. Но и в этом отношении только храм завершает дело учителя. Здесь Церковь повествует о тех же событиях, но не в научной строгости, а в священнохудожественных изображениях и песнопениях, живописуя нам славу Самого Бога дивного во святых своих. Но главное, – здесь явственно и ощутительно говорится сердцу каждого из нас: „и ты призываешься в общение с этим святым обществом ублажаемых подвижников веры, и тебе открыть этот путь к вечной славе; присоединяйся к этому священному шествию званных в Царствие Божие; иди твердо и неуклонно по пути спасения“. Никакая школа не сообщит и не заменит этого таинственного и мощного влечения души человеческой к небу и к Богу, какое сообщает храм.

Христианская наука с настойчивостью изъясняет силу заповедей Божиих и необходимость в подвигах терпения и самоотвержения для нравственного усовершенствования, но она не идет далее слов и увещаний, которые легко утрачиваются из нашей памяти и сознания. Напротив, храм не только указывает, но и дает опыты этих трудов и подвигов, которые, как всякий опыт, входят не в память только, а в навык, т. е. в нашу жизнь и деятельность. Здесь даются уроки терпеливого предстояния пред Богом в молитве, напряженных усилий держать ум и сердце в бодренном состоянии, смиренных коленопреклонений и сердечных излияний размягченной души в благодатных слезах покаяния. Отсюда выносится и в домашнюю христианскую жизнь убеждение, что в труде духовном сокрыты некрадомые радости; отсюда распространяется в христианском обществе дух благочестия и ревности к благоустроению жизни.

Наконец, храм в учебном заведении есть охранитель в душах воспитанников начала премудрости, – страха Божия. Здесь наилучшее место для вечерней и утренней молитвы, возбуждаемой и окрыляемой самою святостью места, как дома Божия. Сюда детские сердца должны быть постоянно обращаемы с мольбою к Отцу небесному о помощи в трудах, о даровании успехов в учении, об утешении в свойственных их возрасту скорбях и печалях. Отсюда исходит постоянное напоминание учащим и учащимся об истинной цели воспитания, – преуспеянии нравственном, о благоговейном поведении живущих, о чистоте помыслов, об осторожности в слове, о благоприличии во всех движениях и поступках. Отсюда же исходит и Божие благословение на всех здесь водворившихся и благочестно живущих.

Возблагодарим Господа Бога за великую Его милость ниспосланную нам в построении этого училища и в сооружении этого святого храма. Исповедуем пред Ним – милосердым и: смиренное сознание верующих сердец: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии.

Здесь же пред Лицом Божиим, с молитвенным призыванием Его милости и благословения принесем от имени Церкви Божией и ее служителей сердечную благодарность добрым Сумским гражданам, с такой любовью у себя, на прекрасном месте, приютившим наше начальное духовное училище. Утешительно было видеть, благочестивые граждане, ваше живое сочувствие к нашему делу и вашу усердную помощь в сооружении этого дома и храма-и средствами и личным трудом. Да воздаст вам Господь здравием, долгоденствием, благопоспешением в делах ваших и дальнейшим процветанием вашего христолюбивого града. Аминь.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle